АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443045, г. Самара, ул. Авроры,148, тел. (846)207-55-15, факс (846)226-55-26 http://www.samara.arbitr.ru, e-mail: info@samara.arbitr.ru | |||||
ОПРЕДЕЛЕНИЕ об отказе в принятии обеспечительных мер г. Самара | |||||
августа 2019 года | Дело № А55-15075/2019 | ||||
Судья Арбитражного суда Самарской области Черномырдина Е.В. в связи с нахождением судьи Кулешовой Л.В. в очередном отпуске в порядке взаимозаменяемости судей в соответствии с ч. 5 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяющей, что совершение процессуальных действий в случаях, не терпящих отлагательства, в том, что рассмотрение заявления о принятии к производству, одним судьей вместо другого судьи в порядке взаимозаменяемости не является заменой судьи, на основании приказа председателя Арбитражного суда Самарской области №234ко от 04.07.2019, ознакомившись с заявлением | |||||
Общества с ограниченной ответственностью «Девон», г. Самара | |||||
о принятии обеспечительных мер по делу, возбужденному по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Девон» к ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары о признании недействительным решения | |||||
установил: Общество с ограниченной ответственностью «Девон» обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит отменить решение ИФНС России по Октябрьскому району г.Самары от 14.01.2019 №15-035/2 в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 38 506 784 рублей; привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст. 122 НК РФ в указанной части в сумме 1 472 842 руб., а также доначисления пени в указанной части. Определением арбитражного суда от 17.07.2019 назначено судебное заседание на 28.08.2019. 06.08.2019 заявитель в рамках данного дела обратился в арбитражный суд с заявлением о принятии обеспечительных мер, в соответствии с которым просит принять обеспечительные меры до вступления в законную силу судебного акта по делу №А55-15075/2019, а именно: - приостановить действие решения ИФНС России по Октябрьскому району г.Самары от 14.01.2019 №15-035/2 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» и Требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, для индивидуальных предпринимателей) № 23189; - приостановить действие решения ИФНС России по Октябрьскому району г.Самары от 17.01.2019 №15-036/2 «О принятии обеспечительных мер»; - приостановить действие решений ИФНС России по Октябрьскому району г.Самары от 13.06.2019 №12435, 12436, 12437 «О приостановление операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств; - запретить бесспорное списание денежных средств с расчетных счетов ООО «Девон» по инкассовому поручению, выставленному на основании решения ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары от 14.01.2019 №15-035/2 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» и Требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, для индивидуальных предпринимателей) №23189 в сумме недоимки по налогу на добавленную стоимость в размере 38 506 784 руб., пени в размере 15 123 000 руб., штрафы в размере 1 460 775 руб.; - приостановить принудительное взыскание на основании решения ИФНС России по Промышленному району гор. Самары №5147 от 20.06.2019 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка). Из материалов дела следует, что на основании решения ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары от 14.01.2019 №15-035/2 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» вынесено требование об уплате налога от 29.04.2019 №23189. В соответствии с данным требованием, в случае его неисполнения в срок до 07 июня 2019г. Инспекция ФНС России по Октябрьскому району г. Самары примет все предусмотренные законодательством о налогах и сборах (ст. ст. 45, 46, 47, 76 НК РФ) меры по взысканию налогов (сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов), а также обеспечительные меры. Заявитель указывает, что 17.01.2019 Инспекцией ФНС России по Октябрьскому району г. Самары вынесено решение о принятии обеспечительных мер №15-036/2 в отношении имущества ООО «Девон» на сумму 120 162 532 руб., что значительно превышает сумму доначислений, пени и штрафа. 13.06.2019 Инспекцией ФНС России по Октябрьскому району г. Самары вынесены решения №12435, 12436, 12437 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств, на расчетные счет ООО «Девон» также выставлено инкассовое поручение. 20.06.2019 ИФНС России по Промышленному району гор. Самары вынесено решение №5147 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) и направлено на принудительное исполнение в МОСП по исполнению постановлений налоговых органов по г. Самаре. 01.07.2019г. на основании данного решения судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 117550/19/63053-ИП и применяются меры принудительного исполнения. В обоснование заявления о принятии обеспечительных мер заявитель ссылается на следующие обстоятельства. Приостановление движения денежных средств на счетах в такой значительной сумме приводит к полной блокировке деятельности ООО «Девон», Общество фактически лишено возможности оплаты заработной платы сотрудников, что значительно нарушает их права и законные интересы, также отсутствует возможность по оплате текущих налогов, в том числе НДФЛ, социальных страховых взносов, оплате поставщикам и подрядчикам, а также финансирование текущей деятельности организации. Кроме того, приостановление движения денежных средств на счетах и принудительное исполнение доначисленных сумм до рассмотрения основного спора по существу приведет к фактическому банкротству предприятия, так как влечет накопление задолженностей и как следствие возможности начисления контрагентами санкций в виде пени и штрафов, что также является негативными последствиями для нашей организации. Кроме того, заявитель указывает, что ООО «Девон» является строительной организацией. В связи с тяжелой экономической ситуацией и отсутствием достаточных денежных средств на расчетных счетах предприятия все финансовые поступления идут на оплату текущих платежей. Численность сотрудников организации в 2019 году составляет 29 человек, фонд заработной платы в 2019 году в месяц составляет 587 414,86 руб. В связи с принятыми ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары мерами, направленными на принудительное взыскание, перед сотрудниками возникала задолженность по выплате заработной платы в сумме 1 003 162 руб. 53 коп. Кроме того, ООО «Девон» не может платить текущие налоги и сборы, в том числе по требованиям ИФНС по Октябрьскому району г. Самары в связи с блокировкой счетов Общества, а именно: - требование № 29603 от 22.05.2019г. на общую сумму 469 222,95 руб.; - требование № 30213 от 27.05.2019г. на сумму 104 312,08 руб.; - требование № 38015 от 01.08.2019г. на сумму 815 270,88 руб.; - текущие налоги: НДФЛ - 851 761,99 руб.; страховые взносы - 1 076 727 руб., что приведет к начислению и доначислению пени и штрафным санкциям по данным требованиям. В заявлении Общество ссылается на то, что у Общества возникла задолженность перед СРО, в которых оно состоит, а именно СРО СОЮЗ «Содружество строителей» в сумме 36 000 руб., СРО «ОПОТК» в сумме 137 500 руб. Также у Общества имеется непогашенная задолженность перед поставщиком ООО «Луис+» в сумме 13 798 541 руб. 10 коп. по договору поставки №ЛП 227/2016 от 12.01.2016. В связи со сложившейся ситуацией ООО «Девон» лишено возможности осуществлять хозяйственную деятельность, участвовать в конкурсных процедурах, заключать договоры по основной деятельности, в связи с отсутствием возможности финансирования и как следствие срыв сроков производства строительства. Таким образом, по мнению Общества, принудительное взыскание и бесспорное списание доначисленной суммы НДС, пени и штрафа приведет к тому, что Общество не сможет произвести расчеты с поставщиками и подрядчиками и соответственно не сможет выполнить свои обязанности по уже заключенным договорам, а также заключать новые; а также производить выплату заработной платы сотрудникам, оплаты налогов и сборов. При этом отмечает, что заработная плата сотрудникам организации является социально значимым платежом и первоочередным относительно взыскиваемых сумм налогов. Также в результате блокировки деятельности организации увеличивается задолженность по текущим налогам и сборам, оплатить которую Общество не имеет возможности из-за более раннего приостановления движения по счетам на основания обжалуемого решения налогового органа. При этом из-за неоплаты текущих платежей ежедневно начисляются пени, что только увеличивает долговую нагрузку Общества и ухудшает его финансовое состояние. Вместе с тем, по мнению Общества, принятие обеспечительных мер не будет нарушать баланс интересов государства, так как у заявителя имеется достаточно ликвидных активов, в том числе объектов движимого имущества, кроме того, на рассмотрении в Арбитражном суде Самарской области находится исковое заявление ООО «Девон» к ФГУП «УВО Минтранса России» о взыскании 95 млн. руб. (дело № А55-15687/2018). Все указанные обстоятельства, по мнению заявителя, повлекут для Общества причинение значительного ущерба. В обоснование заявления о принятии обеспечительных мер общество представило документы, в том числе, копии бухгалтерской и налоговой отчетности, договор поставки. Согласно ч.1 ст.90 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных АПК РФ, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). В соответствии с ч.3 ст.199 АПК РФ по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в п.29 Постановления Пленума от 12.10.2006 №55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» (далее – Постановление №55) разъяснил, что приостановление решения государственного органа не влечет его недействительности. Под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения согласно ч.3 ст.199 АПК РФ в качестве обеспечительной меры понимается запрет исполнения действий, предусмотренных данным актом, решением. Если действия, предусмотренные ненормативным правовым актом, решением, уже исполнены либо их исполнение началось, судам необходимо выяснять, насколько испрашиваемая обеспечительная мера фактически исполнима и эффективна, а также оценивать, насколько непринятие таких мер может привести к причинению значительного ущерба заявителю, затруднит или сделает невозможным исполнение судебного акта. При применении обеспечительных мер арбитражный суд исходит из того, что в соответствии с ч.2 ст.90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются в случае наличия одного из следующих оснований: 1) если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта; 2) в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю. В целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами (п.9 Постановления №55). В силу п.5 ч.1 ст.92 АПК РФ заявитель должен обосновать причины обращения с заявлением о применении обеспечительных мер. В соответствии с п.13 Постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 №11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» арбитражные суды не должны принимать обеспечительные меры, если заявитель не обосновал причины обращения с заявлением об обеспечении ссылкой на конкретные обстоятельства, подтверждающие необходимость принятия обеспечительных мер, и не представил доказательства, подтверждающие его доводы. В пункте 10 Постановления №55 установлено, что при оценке доводов заявителя в соответствии с ч.2 ст.90 АПК РФ следует, в частности, иметь в виду: разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц. Рассматривая заявление о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными ч.2 ст.90 АПК РФ. Из смысла указанных норм следует, что при решении вопроса о принятии обеспечительных мер арбитражный суд должен исходить из того, что меры по обеспечению иска принимаются с учетом конкретных обстоятельств дела и только тогда, когда в этом действительно есть необходимость. Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии с разъяснениями ВАС РФ, изложенными в п.3 Информационного письма Президиума от 13.08.2004 №83 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» (далее – Информационное письмо №83), недопустимо приостановление действия актов, решений государственных и иных контролирующих органов, если есть основания полагать, что приостановление действия акта, решения может нарушить баланс интересов заявителя и интересов третьих лиц, публичных интересов, а также может повлечь за собой утрату возможности исполнения оспариваемого акта, решения при отказе в удовлетворении требования заявителя по существу спора. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не предусматривает конкретных оснований, обязывающих суд применять обеспечительные меры. Оценка обоснованности и необходимости применения обеспечительных мер производится судом по своему внутреннему убеждению, основанному на изучении всех обстоятельств спора. Лицо, заявившее о принятии обеспечительных мер, в соответствии с правилами ч.1 ст.65 АПК РФ обязано обосновать необходимость принятия обеспечительных мер, а также представить допустимые и достаточные доказательства в подтверждение своих доводов. Исследовав и оценив доводы ООО «Девон», изложенные в заявлении, и представленные Обществом документы в порядке ст.71 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что Общество в данной рассматриваемой ситуации не доказало возможность причинения ему значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер. Какой-либо расчет возможного ущерба вследствие непринятия обеспечительных мер с учетом имущественного положения и имущественных обязательств Общества суду не представлен. Суммы налогов, пени и штрафов, доначисленные налоговым органом от 01.06.2018, сами по себе не могут свидетельствовать о наличии оснований, предусмотренных ч.2 ст.90 АПК РФ для принятия судом испрашиваемых Обществом обеспечительных мер. Таким образом, материалами дела не подтверждается, что непринятие испрашиваемых обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта по настоящему делу, причинить обществу значительный ущерб или нарушить баланс интересов заинтересованных сторон. Кроме того, заявляя о применении обеспечительных мер в виде приостановления действия ненормативного акта налогового органа и запрета налоговому органу совершать действия по принудительному взысканию доначисленных налогов (пени, штрафов), Общество должно представить суду не только доказательства того, что непринятие испрашиваемых обеспечительных мер приведет к причинению ему значительного ущерба, но также и того, что принятие таких обеспечительных мер не нарушит баланс интересов заявителя и публичных интересов, представляемых налоговым органом, и не повлечет за собой утрату возможности исполнения решения суда в случае отказа в удовлетворении требования заявителя по существу спора. Вопреки требованиям ст.65 АПК РФ ООО «Девон» таких доказательств суду не представило. Сам по себе факт наличия у Общества имущества, дебиторской задолженности не является доказательством, подтверждающим возможность исполнения решения суда. Наличие в арбитражном суде дела о взыскании дебиторской задолженности в сумме 95 млн. руб. свидетельствует только о наличии неисполненных обязательств контрагентов перед ООО «Девон», однако не подтверждает, что эти обязательства будут ими исполнены на момент окончания разбирательства по делу, и в распоряжении общества будут находиться денежные средства в размере, необходимом для исполнения решения налогового органа. Затруднительный характер исполнения судебного акта либо невозможность его исполнения могут быть связаны с отсутствием имущества у должника, действиями, предпринимаемыми для уменьшения объема имущества. Заинтересованным лицом по настоящему делу является налоговый орган, который финансируется исключительно из федерального бюджета. При этом процедура возврата денежных средств закреплена ст.79 НК РФ, включая установленные сроки возврата, которые рассматриваются законодателем как разумные и обеспечивающие защиту прав и законных интересов хозяйствующих субъектов. Этой же законодательной нормой предусмотрен механизм, гарантирующий обеспечение имущественных прав налогоплательщиков в случае необоснованного взыскания денежных средств в бесспорном порядке, предусматривающей выплату налогоплательщикам компенсации (в виде процентов). При таких обстоятельствах суд отказывает ООО «Девон» в удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия решения налогового органа от 14.01.2019 №15-035/2 до вступления судебного акта по данному делу в законную силу; в виде запрета на бесспорное списание денежных средств с расчетных счетов ООО «Девон» по инкассовому поручению, выставленному на основании решения ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары от 14.01.2019 №15-035/2 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» и Требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, для индивидуальных предпринимателей) №23189 в сумме недоимки по налогу на добавленную стоимость в размере 38 506 784 руб., пени в размере 15 123 000 руб., штрафы в размере 1 460 775 руб. до вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу. ООО «Девон» ходатайствует также о приостановлении действия решения налогового органа от 17.01.2019 №15-036/2 о принятии обеспечительных мер. Исходя из разъяснений ВАС РФ, содержащихся в п.2 Информационного письма №83, не может быть удовлетворено ходатайство о принятии обеспечительных мер, если заявитель не представил доказательства, свидетельствующие о том, что в случае непринятия обеспечительной меры могут возникнуть последствия, указанные в ч.2 ст.90 АПК РФ, за исключением случаев, когда такие последствия напрямую вытекают из существа оспариваемого акта, решения (ч.1 ст.69 АПК РФ). Как указано выше, рассматривая заявление о принятии обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными ч.2 ст.90 АПК РФ. Между тем, испрашиваемая ООО «Девон» обеспечительная мера в виде приостановления действия решения налогового органа от 17.01.2019 №15-036/2 о применении обеспечительных мер не соотносится с предметом заявленного по настоящему делу требования – оспаривание решения налогового органа от 14.01.2019 №15-035/2. Решение налогового органа от 17.01.2019 №15-036/2 о применении обеспечительных мер как таковое в рамках настоящего дела не оспаривается. В п.4 Информационного письма №83 разъяснено, что под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения в ч.3 ст.199 АПК РФ понимается не признание акта, решения недействующим в результате обеспечительной меры суда, а запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом, решением. Если действия, предусмотренные ненормативным правовым актом, решением уже исполнены либо их исполнение началось (внесены изменения в публичный реестр, списаны средства со счета и т.п.), судам необходимо выяснять, насколько испрашиваемая обеспечительная мера фактически исполнима и эффективна. При этом в п.5 Информационного письма №83 указано, что при вынесении определения о приостановлении действия оспариваемого акта, решения в порядке ч.3 ст.199 АПК РФ необходимо обращать внимание на то, чтобы такое определение не приводило к фактической отмене мер, направленных на будущее исполнение оспариваемого ненормативного правового акта, решения, в частности ареста имущества заявителя. Требование ООО «Девон» о приостановлении действия решения налогового органа 17.01.2019 №15-036/2 о применении обеспечительных мер фактически направлено на отмену этого решения, принятого налоговым органом в рамках п.10 ст.101 НК РФ, при том, что оно не является предметом оспаривания по настоящему делу. В связи с вышеизложенным требования ООО «Девон» о приостановлении действия решений ИФНС России по Октябрьскому району г.Самары от 13.06.2019 №12435, 12436, 12437 «О приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств; запрете бесспорного списания денежных средств с расчетных счетов ООО «Девон» по инкассовому поручению, выставленному на основании решения ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары от 14.01.2019 №15-035/2 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» и Требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, для индивидуальных предпринимателей) №23189 в сумме недоимки по налогу на добавленную стоимость в размере 38 506 784 руб., пени в размере 15 123 000 руб., штрафы в размере 1 460 775 руб.; приостановления принудительного взыскания на основании решения ИФНС России по Промышленному району гор. Самары №5147 от 20.06.2019 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) подлежат оставлению без удовлетворения. При таких обстоятельствах заявление общества о принятии обеспечительных мер удовлетворению не подлежит. Руководствуясь статьями 90-93, 199, 104, 184-187 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, | |||||
ОПРЕДЕЛИЛ: | |||||
Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Девон» в удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер. | |||||
На определение может быть подана жалоба в Одиннадцатый Арбитражный апелляционный суд с направлением жалобы через Арбитражный суд Самарской области. | |||||
Судья | / | Черномырдина Е.В. | |||