7/2010-195284(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 сентября 2010 года | Дело № А55-17655/2010 |
Судья Арбитражного суда Самарской области Бойко С.А.
рассмотрев 13 сентября 2010 года в предварительном судебном заседании дело по иску, заявлению Главы городского округа Самара
От 13 августа 2010 года №
к Самарской Губернской Думе,
Губернатору Самарской области,
Правительству Самарской области
С участием третьего лица - Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области,
о признании незаконным бездействия в части непредоставления бюджету городского округа Самара субвенций на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в объеме необходимом для предоставления жилых помещений (социальных выплат на приобретение жилого помещения) всем лицам указанной категории, состоящим на учете в городском округе Самара, и обязании указанные органы государственной власти Самарской области устранить допущенные нарушения закона в течении трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу
при участии в заседании
От заявителя – Тапилин Ю.М. (доверенность)
От ответчика1 – Порученская В.Н. (доверенность)
От ответчика2 – Попов С.С. (доверенность)
От ответчика 3 – Попов С.С. (доверенность)
От третьего лица – Достибегян К.З. (доверенность)
Протокол судебного заседания вел помощник судьи Пищакова О.Н.
Установил:
Глава городского округа Самара обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Самарской Губернской Думы, Губернатора Самарской области, Правительства Самарской области в части непредоставления бюджету городского округа Самара субвенций на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в объеме необходимом для предоставления жилых помещений (социальных выплат на приобретение жилого помещения) всем лицам указанной категории, состоящим на учете в городском округе Самара, и обязании указанные органы государственной власти Самарской области устранить допущенные нарушения закона в течении трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Определением от 17 августа 2010 года суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных относительно предмета спора
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
В предварительном судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.
Представители ответчиков заявили ходатайство о прекращении производства по делу, т.к. в компетенцию арбитражных судов не входит рассмотрение споров о предоставлении средств из бюджета одного уровня бюджету другого уровня.
Представитель третьего лица подержал ходатайство ответчиков о прекращении производства по делу.
В предварительном судебном заседании объявлялся перерыв с 08 сентября 2010 года до 10 часов 00 минут 13 сентября 2010 года.
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд находит, что производство по делу подлежит прекращению по следующим основаниям.
Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что не имеющие закрепленного жилого помещения дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Законом Самарской области от 7.07.2005 № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления городского округа Самара были наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. При этом согласно статье 2 данного закона меры по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет средств областного бюджета, предоставленных в виде субвенций местным бюджетам.
В соответствии с пунктом «г» части 4 статьи 24 Устава городского округа Самара Глава городского округа Самара издает в пределах своих полномочий постановления Администрации городского округа Самара по вопросам местного значения, вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Самарской области органам местного самоуправления городского округа Самара. Следовательно, в соответствии с действующими правовыми актами реализацию переданных органам местного самоуправления городского округа Самара государственных полномочий, в том числе полномочий по обеспечению жильём детей-сирот, осуществляет Глава городского округа Самара.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ и пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения должны предоставляться по договору социального найма во внеочередном порядке.
В рассматриваемом заявлении Глава городского округа Самара ссылается на то, что с момента вступления в силу Закона Самарской области от 07.07.2005 № 152-ГД и до настоящего времени в бюджете Самарской области денежные средства на обеспечение жилыми помещениями всех нуждающихся детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа не предусматриваются Так, в 2007 году в городском округе Самара на учете состояли 222 человека из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2008 году - 345 человек, а в 2009 году на учете состояли 411 человек.
В 2009 году в городском округе Самара был сформирован список из 411 человек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В феврале 2009 года данный список направлен в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. В 2010 году в городском округе Самара сформирован список из 364 человек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который 02.02.2010 был направлен в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
Денежные средства из бюджета Самарской области на обеспечение жильем детей- сирот ежегодно поступали в бюджет городского округа Самара в 2007 году в размере 56,9 млн. руб., в 2008 году -36,8 млн. руб., в 2009 году - 9,6 млн. руб., в 2010 - 34,6 млн. руб.
Заявитель указывает на то, что денежные средства на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот выделяются городскому округу Самара из областного бюджета в недостаточном размере, в связи с чем, не все состоящие на учёте дети-сироты обеспечены жилыми помещениями.
В соответствии с частью 3 статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем межбюджетных трансфертов, в том числе в форме субвенций из бюджета одного уровня бюджетной системы бюджету другого уровня, определяется законом (решением) о бюджете.
В силу части 2 статьи 5 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» утверждение бюджета Самарской области, а также внесение в него изменений отнесены к исключительной компетенции представительного органа государственной власти Самарской области - Самарской Губернской Думы.
Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (Правительство Самарской области) разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с указанными нормами в целях решения вопроса предоставления субвенций из областного бюджета Главой городского округа Самара были направлены обращения в адрес Председателя Самарской Губернской Думы (от 27.05.2010 № 01/02-769) и Губернатора Самарской области (от 27.05.2010 №01/02-768) с просьбой обеспечить внесение изменений в Закон Самарской области от 30.11.2009 № 125-ГД «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» в части увеличения размера субвенций бюджету городского округа Самара для обеспечения жильем детей-сирот.
Письмом от 10.06.2010 № 7-16/2007 Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области сообщило, что ему поручено по итогам исполнения областного бюджета за первое полугодие 2010 года подготовить предложения по изысканию дополнительных бюджетных средств на обеспечение жильём детей-сирот.
По мнению заявителя, Самарской Губернской Думой, Губернатором Самарской области, Правительством Самарской области проявлено бездействие, выразившееся в непредоставлении бюджету городского округа Самара субвенций на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в объеме необходимом для предоставления жилых помещений (социальных выплат на приобретение жилого помещения) всем лицам указанной категории, состоящим на учете в городском округе Самара, которое противоречит нормам Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Бюджетного кодекса Российской Федерации. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Главы городского округа Самара в арбитражный суд с
рассматриваемым заявлением.
Согласно частям 1, 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
В соответствии со статьей 29 Кодекса арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:
1) об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
2) об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
3) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Оценивая доводы, приведенные Главой городского округа Самара в заявлении, и обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих требований, суд полагает, что заявленные требования фактически имеют целью перераспределение средств бюджета Самарской области в пользу бюджета городского округа Самара в виде межбюджетных субвенций, предусмотренных Законом Самарской области от 30.11.2009 № 125-ГД «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». Данный спор возник из межбюджетных отношений, носит публично-правовой характер и фактически направлен на пересмотр вышеназванного Закона Самарской области.
Процесс межбюджетного регулирования регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, который не содержит нормы о том, что споры между муниципальными образованиями и органами государственной власти субъекта Российской Федерации по поводу перечисления денежных средств в бюджет муниципального образования подведомственны арбитражным судам.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что рассматриваемый в рамках настоящего дела спор, вытекающий из бюджетных правоотношений, не отнесен к ведению арбитражного суда ни Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, ни Бюджетным кодексом Российской Федерации, ни другими федеральными законами.
При таких обстоятельствах, на основании подпункта 1 пункта 1 ст. 150 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, производство по делу подлежит прекращению, т.к. оно не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Как указано в п. 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 г. № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству», если при подготовке дела к судебному разбирательству арбитражный суд установит наличие обстоятельств, предусмотренных статьями 143, 144, 148, 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, то в предварительном судебном заседании производство по делу может быть приостановлено, заявление оставлено без рассмотрения либо производство по делу прекращено, о чем выносится определение, за исключением случаев, когда производство по делу подлежит прекращению в связи с заключением сторонами мирового соглашения (часть 2 статьи 150 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 150, 151,184,185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Производство по делу прекратить.
Определение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской
области. | |
Судья | / С.А. Бойко |
2 А55-17655/2010
3 А55-17655/2010
4 А55-17655/2010
5 А55-17655/2010