ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А55-19609/10 от 09.09.2010 АС Самарской области

51/2010-193186(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17
ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 сентября 2010 года

Дело № А55-19609/2010

Судья Арбитражного суда Самарской области Гордеева С.Д.,

рассмотрев заявление Закрытого акционерного общества "Строд-Сервис" о принятии обеспечительных мер от 09.09.2010 вх. № 91747,

в рамках дела, возбужденного по заявлению Закрытого акционерного общества "Строд- Сервис" , г. Самара,

к УФНС России по Самарской области,

и Межрайонной ИФНС России №18 по Самарской области

О признании недействительными решений и требования в части

установил:

ЗАО «Строд-Сервис» (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании частично недействительными решения УФНС России по Самарской области № 03-15/21452 от 18.08.2010 года, решения Межрайонной ФНС России № 18 по Самарской области № 13- 33/61/17057 от 30.06.2010 года и требования об уплате налогов № 2449 от 25.08.2010 года.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 09.09.2010 г. указанное заявление принято к рассмотрению и возбуждено производство по делу № А55-19609/2010.

Одновременно с заявлением о признании недействительными ненормативных актов налоговых органов, обществом подано в арбитражный суд заявление о принятии обеспечительных мер (вх. № 91747) в котором заявитель просит до вступления в силу решения Арбитражного суда Самарской области по рассматриваемому делу:

приостановить действие решения Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области № 13-33/ 61/17057 от 30.06.2010 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в обжалуемой части, а именно в части:

1) привлечения ЗАО «Строд-Сервис» к налоговой ответственности за совершение

налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 резолютивной части обжалуемого решения) и назначения штрафа:

за неуплату (неполную уплату) налога на прибыль, уплачиваемого в федеральный бюджет, в размере 10 547 (десять тысяч пятьсот сорок семь) рублей;

за неуплату (неполную уплату) налога на прибыль, уплачиваемого в бюджет субъекта РФ, в размере 28 397 (двадцать восемь тысяч триста девяносто семь) рублей;

неуплату (неполную уплату) налога на добавленную стоимость в размере 29 136


(двадцать девять тысяч сто тридцать шесть) рублей;

2) начисления пени по состоянию на 30.06.2010 года (пункт 2 резолютивной части

обжалуемого решения):

по налогу на прибыль, уплачиваемому в федеральный бюджет, в размере 558 936 (пятьсот пятьдесят восемь тысяч девятьсот тридцать шесть) рублей;

по налогу на прибыль, уплачиваемому в бюджет субъекта РФ, в размере 1 535 634 (один миллион пятьсот тридцать пять тысяч шестьсот тридцать четыре) рубля;

по налогу на добавленную стоимость в размере 1 628 068 (один миллион шестьсот двадцать восемь тысяч шестьдесят восемь) рублей;

3) предложения ЗАО «Строд-Сервис» (пункт 3 обжалуемого решения):

уплатить недоимку по налогу на прибыль, уплачиваемому в федеральный бюджет, в размере 1 342 975 (один миллион триста сорок две тысячи девятьсот семьдесят пять)рублей;

уплатить недоимку по налогу на прибыль, уплачиваемому в бюджет субъекта РФ, в размере 3615 704 (три миллион шестьсот пятнадцать тысяч семьсот четыре) рубля;

уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в размере 3718 649 (три миллиона семьсот восемнадцать тысяч шестьсот сорок девять) рублей;

уплатить штраф, указанный в пункте 1 резолютивной части обжалуемого решения;

уплатить пени, указанные в пункте 2 резолютивной части обжалуемого решения.

приостановить действие решения УФНС России по Самарской области № 03- 15/21452 от 18.08.2010 года в обжалуемой части, а именно: в части утверждения решения МИ ФНС России № 18 по Самарской области № 13-33/ 61/17057 от 30.06.2010 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения до вступления в силу решения Арбитражного суда Самарской области по рассматриваемому делу.

приостановить действие требования Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области об уплате налога № 2449 от 25.08.2010 года в части установления обязанности погасить в срок до 10.09.2010 года доначисленную сумму налога на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет в размере 1 290 369 рублей, пени по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет в размере 539 302 рубля, доначисленную сумму налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ в размере 3 474 073 рубля, пени по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ, в размере 1 482 773 рубля, а также доначисленную сумму налога на добавленную стоимость в размере 3 572 971 рубль и пени по налогу на добавленную стоимость в размере 1 573 309 рублей.

Суд, рассмотрев заявление общества о применении обеспечительных мер, находит его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Исходя из содержания заявления общества, заявленной обеспечительной мерой является предусмотренная ч. 3 ст. 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) мера - приостановление действия оспариваемого ненормативного акта.

Согласно ч. 3 ст. 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого решения, требования. Такие меры применяются по правилам применения мер по обеспечению иска.

В силу ст. 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обеспечительные меры допускаются, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.02г. № 11 арбитражные суды не должны принимать обеспечительные меры, если заявитель не обосновал причины обращения с заявлением об обеспечении требования


конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер, и не представил доказательства, подтверждающие его доводы.

Пунктом 1 и 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004г. № 83 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в главе 24 Кодекса не установлены особенности рассмотрения ходатайств о приостановлении действия ненормативного правового акта, решения, в связи, с чем в указанном случае необходимо учитывать соответствующие положения главы 8 Кодекса, в том числе об основаниях обеспечительных мер и о порядке рассмотрения заявления об обеспечении иска. С учетом содержания части 2 статьи 90 Кодекса в определении арбитражного суда о приостановлении действия оспариваемого акта, решения должны быть приведены мотивы, по которым удовлетворено ходатайство заявителя. Не может быть удовлетворено названное ходатайство, если заявитель не представил доказательства, свидетельствующие о том, что в случае непринятия обеспечительной меры могут возникнуть последствия, указанные в части 2 статьи 90 Кодекса, за исключением случаев, когда такие последствия напрямую вытекают из существа оспариваемого акта, решения (часть 1 статьи 69 Кодекса).

Если необходимость принятия обеспечительной меры заявитель обосновывает тем, что в случае непринятия судом этой меры ему будет причинен значительный ущерб, он также должен обосновать возможность причинения такого ущерба, его значительный размер, связь возможного ущерба с предметом спора, а также необходимость и достаточность для его предотвращения именно данной обеспечительной меры.

При рассмотрении ходатайства об обеспечении иска суд должен руководствоваться также пунктом 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9.12.02 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», согласно которому арбитражные суды не должны принимать обеспечительные меры, если заявитель не обосновал причины обращения с заявлением об обеспечении ссылкой на конкретные обстоятельства, подтверждающие необходимость принятия обеспечительных мер, и не представил доказательства, подтверждающие его доводы.

В обоснование необходимости принятия обеспечительных мер заявитель ссылается на то, что ходатайство о применении обеспечительных мер обусловлено реальной угрозой принудительного бесспорного взыскания сумм доначисленного налога на добавленную стоимость, пени и штрафа на основании обжалуемых решений налоговых органов (страницы 2 и 3 заявления). В свою очередь, применение испрашиваемых обеспечительных мер не нарушит публичные интересы и не повлечет утрату возможности исполнения оспариваемых решений при отказе в удовлетворении требований заявителя по существу спора (страницы 6-9 заявления).

При этом общество указывает на то обстоятельство, что срок для добровольной уплаты оспариваемых сумм налога на добавленную стоимость, пени и штрафа, установленный требованием № 2449 от 25.08.2010 года, истекает 10.09.2010 года, а в настоящее время у ЗАО «Строд-Сервис» на расчетных счетах отсутствуют денежные средства в размере достаточном для удовлетворения требования налогового органа в полном объеме, что подтверждается выписками по лицевому счету ЗАО «Строд-Сервис» в ПОВОЛЖСКОМ БАНКЕ СБЕРБАНКА РФ и ЗАО «ГАЗБАНК» на 02.09.2010 года.

Таким образом, заявитель не имеет возможности исполнить требование налоговых органов в установленный срок, что может повлечь бесспорное взыскание налогов, сборов, пеней, доначисленных оспариваемым решением инспекции, в том числе, и посредством обращения взыскания на имущество, до рассмотрения судом по существу заявления об оспаривании решений и требования налоговых органов.

Как следует из представленных обществом документов (т.3), испрашиваемые обеспечительные меры непосредственно связаны с предметом спора и соразмерны


заявленным требованиям, так как направлены на сохранение существующего состояния отношений между сторонами. Сохранение существующего состояния отношений сторон позволит предотвратить причинение значительного ущерба заявителю путем предоставления ЗАО «Строд-Сервис» возможности продолжать осуществлять хозяйственную деятельность и соответственно своевременно выполнять обязательства перед контрагентами по заключенным договорам, выполнять обязательства по своевременной и в полном размере выплате заработной платы работникам и выполнять обязательства по осуществлению текущих платежей в бюджет. При этом применение испрашиваемых обеспечительных мер не нарушит публичных интересов и не повлечет утрату возможности исполнения оспариваемых решений налоговых органов при отказе в удовлетворении требования заявителя по существу, поскольку предоставит ЗАО «Строд-Сервис» возможность продолжать осуществлять хозяйственную деятельность и получать доходы, которые в последующем могут быть направлены на погашением задолженности по налогам и сборам.

Значительность ущерба, который может быть причинен заявителю в случае отказа в применении испрашиваемых обеспечительных мер, подтверждается тем, что в случае бесспорного взыскания налога на добавленную стоимость, пени и штрафа на основании обжалуемых решений из хозяйственной деятельности налогоплательщика будут изъяты значительные денежные средства, что приведет к неблагоприятным для заявителя последствиям:

невозможность исполнения налогоплательщиком обязательств перед контрагентами по заключенным договорам;

образование задолженности по заработной плате работникам и, соответственно, массовому увольнению работников,

невозможность исполнения обязательств по уплате текущих налогов и сборов. Согласно выпискам банка по состоянию на 02.09.2010 года на расчетных счетах ЗАО «Строд-Сервис» находятся денежные средства в размере 1 478 318,77 (один миллион четыреста семьдесят восемь тысяч триста восемнадцать рублей семьдесят семь копеек).

При этом в ближайшее время ЗАО «Строд-Сервис» обязано осуществить следующие платежи:

1) до 15.09.2010 года выплатить заработную плату работникам за август в размере в среднем 636 463,83 (шестьсот тридцать шесть тысяч четыреста шестьдесят три) рубля 83 копейки, что подтверждается расчетной ведомостью за август 2010 года;

2) осуществить текущие платежи контрагентам и погасить существующую задолженность в общей сумме 4 792 523, 03 рубля, что подтверждается представленными обществом доказательствами (т. 3).

3) выполнить свои обязательства по договорам, заключенным с основными заказчиками и генеральными подрядчиками, так как в случае просрочки осуществления платежей компаниям-поставщикам и субподрядчикам, перечисленным в таблице в пункте 2 настоящего заявления, договоры с ними будут приостановлены, соответственно ЗАО «Строд-Сервис» не сможет обеспечить выполнение своих обязательств перед основными заказчиками и генеральными подрядчиками, а именно:

по договору генподряда на строительство № 4 от 23.07.2007 года, заключенного с ООО «ССК Ладья» (строительство многоэтажного жилого дома со встроенно- пристроенными нежилыми помещениями по ул. Комсомольская/угол ул. Водников в Самарском районе г. Самары (для выполнения обязательств привлечено ОАО «Волжская ТГК»);

по договору субподряда № 96/с от 03.08.2010, заключенному с ООО «ССК Ладья», на выполнение работ по устройству барьерных ограждений (привлечено ООО «Автострада»);

по договору поставки № 90 от 22.07.2010, заключенному с СМЭУ ГУВД Нижегородской области, на поставку дорожных знаков со светоотражающей поверхностью из пленки (привлечены ООО «ПРОМЭК М» - металл, ООО «Гифтек Рефлекшн» - пленка).


уплатить текущие платежи по налогам и сборам, а именно НДС и налог на прибыль. Общая сумма указанных платежей составляет 343 977,21 (триста сорок три тысячи девятьсот семьдесят семь рублей) 21 копейка.

5) своевременно исполнять свои обязательства (которые до настоящего времени исполнялись безукоризненно) по договору № 862 об открытии возобновляемой кредитной линии от 12.05.2010, заключенному с ПОВОЛЖСКИМ БАНКОМ СБЕРБАНКА РФ (данное обстоятельство подтверждается письмом № 20-04/5074 от 01.09.2010).

Как следует из представленных обществом документов (т.3), активы ЗАО «Строд-Сервис» согласно данным бухгалтерского баланса за шесть месяцев 2010 года составляют 64 212 000 рублей, что превышает сумму обязательных платежей, подлежащих взысканию по обжалуемым решениям налоговых органов, менее чем в 5,5 раз. Сумма, подлежащая взысканию по оспариваемому решению является значительной - 11 932 797 руб., изъятие такой суммы из оборота, может повлечь причинение заявителю значительного ущерба.

При этом, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 06.11.2003 № 390-О, обеспечительные меры в административном судопроизводстве, осуществляемом арбитражным судом, не носят дискриминационного характера по отношению к какой-либо стороне в процессе.

Испрашиваемые обеспечительные меры не являются ограничением обязанности налогоплательщика, предусмотренной статьей 57 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждый обязан платить законно установленные налоги, и не ограничивают право налоговых органов взыскивать недоимку по налогам и сборам. Потери бюджета в связи с принятием обеспечительных мер в виде приостановления действия решений налоговых органов невозможны, так как в случае неудовлетворения требования заявителя налог взыскивается с учетом пени, возросшей за период неуплаты налога. Данный вывод подтверждается и сложившейся в арбитражных судах практикой (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09.02.2010 по делу № А65-21953/2009).

Представленные ЗАО «Строд-Сервис» документы свидетельствуют о том, что заявитель в 2010 году уже уплатил в бюджет налоги и сборы в сумме 2 734 900, 69 рублей (указанный довод подтверждается платежными поручениями и выписками банка, копии которых приложены к рассматриваемому заявлению).

Таким образом, испрашиваемые обеспечительные меры направлены на уменьшение негативных последствий действия обжалуемых решений налоговых органов и обеспечение защиты имущественных интересов ЗАО «Строд-Сервис», не нарушая при этом баланс публичных и частных интересов.

Наличие возможности у ЗАО «Строд-Сервис» в короткие сроки исполнить оспариваемые акты при отказе в удовлетворении требований по существу подтверждается следующими доказательствами:

согласно бухгалтерскому балансу ЗАО «Строд-Сервис» за 6 месяцев 2010 года год и отчету о прибылях и убытках дебиторская задолженность заявителя составляет 16 104 000 рублей;

в собственности ЗАО «Строд-Сервис» находятся ликвидные материалы общей стоимостью 11 288 598, 68 рублей (данное обстоятельство подтверждается оборотно- сальдовой ведомостью по счету 10 «материалы»);

ЗАО «Строд-Сервис» имеет в собственности основные средства стоимостью 5539115, 71 рублей (данное обстоятельство подтверждается бухгалтерским балансом заявителя за 6 месяцев 2010 года, оборотно-сальдовой ведомостью по счету 01 «основные средства»).

Кроме того, у ЗАО «Строд-Сервис» заключены следующие договоры и контракты:

договор генподряда на строительство № 4 от 23.07.2007г.;

договор субподряда № 96/С от 03.08.2010г. на выполнение работ по устройству барьерных ограждений, сумма которого ориентировочно составляет 5 482 101 (пять


миллионов четыреста восемьдесят две тысячи сто один) рубль 86 копеек, включая НДС - 18%;

договор поставки № 90 от 22.07.2010г., сумма которого ориентировочно составляет 700000 (семьсот тысяч) рублей, НДС 18% - 106779,66 (сто шесть тысяч семьсот семьдесят девять рублей) 66 копеек.

Учитывая, что в случае применения испрашиваемых обеспечительных мер, ЗАО «Строд-Сервис» будет осуществлять экономическую деятельность в нормальном режиме, что позволит получить оплату за услуги, оказанные по указанным выше договорам, в полном объеме и позволит обеспечить в короткие сроки уплату доначисленной суммы налога на добавленную стоимость, пени и штрафа в случае отказа в удовлетворении требований по существу спора.

Также следует отметить, что доказательством возможности уплаты доначисленного налога в случае отказа в удовлетворении требований заявителя по существу спора, в течение приблизительно двух месяцев со дня вступления в силу судебного акта является справка об оборотах денежных средств по расчетному счету ЗАО «Строд-Сервис» в ПОВОЛЖСКОМ БАНКЕ СБЕРБАНКА РФ за последние полгода, согласно которым ежемесячное поступление денежных средств на расчетный счет ЗАО «Строд-Сервис» в среднем составило 6 305 754, 47 рублей, а также справка об оборотах денежных средств по расчетному счету ЗАО «Строд-Сервис» за последние полгода, согласно которым ежемесячное поступление денежных средств на расчетный счет ЗАО «Строд-Сервис» в среднем составило 4 339 613, 54 рублей.

Одновременно обращаем внимание, что данное обстоятельство также позволяет сделать вывод, что при продолжении осуществления ЗАО «Строд-Сервис» экономической деятельности в нормальном режиме позволит в кратчайшие сроки выполнить обязательства налогоплательщика перед бюджетом в случае отказа в удовлетворении требований по существу спора.

При таких обстоятельствах, испрашиваемые заявителем обеспечительные меры соответствуют предмету спора и непосредственно связаны с ним, являются необходимыми и достаточными для обеспечения исполнения судебного акта и предотвращения причинения значительного ущерба заявителю. Принятие испрашиваемых обеспечительных мер не нарушит баланса интересов заявителя и интересов третьих лиц, публичных интересов, а также не повлечет за собой утрату возможности исполнения обжалуемых решений налоговых органов.

Руководствуясь статьями 91, 93, 184, 185, 199 Арбитражного процессуального кодекса

Российской Федерации

ОПРЕДЕЛИЛ:

Заявление акционерного общества "Строд-Сервис" , г. Самара, от09 сентября 2010 года (вх. № 91747) о применении обеспечительных мер удовлетворить полностью.

Приостановить действие решения Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области № 13-33/ 61/17057 от 30.06.2010 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части:

1) привлечения ЗАО «Строд-Сервис» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 резолютивной части обжалуемого решения) и назначения штрафа:

за неуплату (неполную уплату) налога на прибыль, уплачиваемого в федеральный бюджет, в размере 10 547 (десять тысяч пятьсот сорок семь) рублей;

за неуплату (неполную уплату) налога на прибыль, уплачиваемого в бюджет


субъекта РФ, в размере 28 397 (двадцать восемь тысяч триста девяносто семь) рублей;

неуплату (неполную уплату) налога на добавленную стоимость в размере 29 136 (двадцать девять тысяч сто тридцать шесть) рублей;

2) начисления пени по состоянию на 30.06.2010 года (пункт 2 резолютивной части обжалуемого решения):

по налогу на прибыль, уплачиваемому в федеральный бюджет, в размере 558 936 (пятьсот пятьдесят восемь тысяч девятьсот тридцать шесть) рублей;

по налогу на прибыль, уплачиваемому в бюджет субъекта РФ, в размере 1 535 634 (один миллион пятьсот тридцать пять тысяч шестьсот тридцать четыре) рубля;

по налогу на добавленную стоимость в размере 1 628 068 (один миллион шестьсот двадцать восемь тысяч шестьдесят восемь) рублей;

3) предложения ЗАО «Строд-Сервис» (пункт 3 обжалуемого решения):

уплатить недоимку по налогу на прибыль, уплачиваемому в федеральный бюджет, в размере 1 342 975 (один миллион триста сорок две тысячи девятьсот семьдесят пять) рублей;

уплатить недоимку по налогу на прибыль, уплачиваемому в бюджет субъекта РФ, в размере 3615 704 (три миллион шестьсот пятнадцать тысяч семьсот четыре) рубля;

уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в размере 3718 649 (три миллиона семьсот восемнадцать тысяч шестьсот сорок девять) рублей;

уплатить штраф, указанный в пункте 1 резолютивной части обжалуемого решения;

уплатить пени, указанные в пункте 2 резолютивной части обжалуемого решения до вступления в законную силу судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения настоящего дела по существу.

Приостановить действие решения УФНС России по Самарской области № 03- 15/21452 от 18.08.2010 года в обжалуемой части, а именно: в части утверждения решения МИ ФНС России № 18 по Самарской области № 13-33/ 61/17057 от 30.06.2010 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения до вступления в законную силу судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения настоящего дела по существу.

Приостановить действие требования Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области об уплате налога № 2449 от 25.08.2010 года в части установления обязанности погасить в срок до 10.09.2010 года доначисленную сумму налога на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет в размере 1 290 369 рублей, пени по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет в размере 539 302 рубля, доначисленную сумму налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ в размере 3 474 073 рубля, пени по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ, в размере 1 482 773 рубля, а также доначисленную сумму налога на добавленную стоимость в размере 3 572 971 рубль и пени по налогу на добавленную стоимость в размере 1 573 309 рублей до вступления в законную силу судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения настоящего дела по существу.

На определение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца после его принятия в Одиннадцатый Арбитражный апелляционный суд, г. Самара, с направлением жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Информацию о движении дела можно получить по телефону справочной службы: 226-56- 17, либо на официальном сайте Арбитражного суда Самарской области в сети Интернет по веб-адресу: http://www.samara.arbitr.ru.

Судья

/ С.Д. Гордеева



2 А55-19609/2010

3 А55-19609/2010

4 А55-19609/2010

5 А55-19609/2010

6 А55-19609/2010

7 А55-19609/2010