22325/2018-265612(2)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
http://www.samara.arbitr.ru, e-mail: info@samara.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Резолютивная часть оглашена 21 ноября 2018 года
Арбитражный суд Самарской области
в составе судьи Якимовой О.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Сафоевой А.И.
рассмотрев в судебном заседании 21 ноября 2018 года заявление Департамента градостроительства городского округа Самара об отсрочке исполнения судебного акта (вх. № 94708 от 06.06.2018 года) в рамках дела № А55-2118/2013 по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью "Материк", г. Самара
к Департаменту Градостроительства городского округа Самара
о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа власти
при участии в заседании
от заявителя – представитель ФИО1, по доверенности от 12.07.2018; от заинтересованных лиц:
от ОСП – не явился, извещен;
от ООО «Меридиан» - представитель ФИО2 по доверенности от 09.01.2018, директор – ФИО3 паспорт.
Установил:
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.04.2013г. заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью "Материк", г.Самара удовлетворены. Решение Министерства строительства Самарской области от 07.11.2012 года № 3/7686 об отказе в формировании и предоставлении в аренду без проведения аукциона земельных участков, расположенных по ул. по ул. Братьев К-вых, д. 120, литеры А, А1, а, Б, Б1, б, 62, В, В1, Г, Г1, г, Д и д в Ленинском районе города Самара, под строительство третьей очереди жилой застройки квартала № 88 признано незаконным.
Министерство обязано по вступлении решения суда в законную силу, устранить допущенные нарушения путем проведения процедуры формирования земельных участков, расположенных по ул. Братьев К-вых, д. 120, литеры А, А1, а, Б, Б1, , 62, В, Bl, Г, Г1, г, Д и д в Ленинском районе города Самара, под строительство третьей очереди жилой застройки квартала № 88 без проведения аукциона.
Министерство обязано предоставить ООО «Материк» в аренду для строительства без проведения аукциона земельные участки, расположенные по ул. Братьев К-вых, д. 120, литеры А, А1, а, Б, Б1, б, 62, В, В1, Г, Г1, г, Д и д в Ленинском районе города Самара, под строительство третьей очереди жилой застройки квартала № 88.
После вступления решения от 18.04.2013 г. в законную силу, судом 24.07.2013 г. был выдан исполнительный лист № АС 005593549.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 23.05.2017 произведена замена заявителя по делу № А55-2118/2013 Общество с ограниченной
ответственностью «Материк» на его правопреемника Общество с ограниченной ответственностью «МЕРИДИАН».
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2017 произведена замена заинтересованного лица по делу № А55-2118/2013 Министерства строительства Самарской области на Департамент Градостроительства городского округа Самара.
От Департамента градостроительства г.о. Самара 06.06.2018 года поступило заявление об отсрочке исполнения решения Арбитражного суда Самарской области от 18.04.2013 года по делу № 55-2118/2013.
Общество с ограниченной ответственностью «МЕРИДИАН» возражало против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Рассмотрев заявление Департамента, суд не находит оснований для его удовлетворения. При этом суд исходит из следующего.
Заявление мотивировано Департаментом следующими обстоятельствами.
Нормы земельного законодательства, в соответствии с которыми Министерством рассматривалось обращение заявителя, утратили силу.
В соответствии с Земельным кодексом РФ в действующей редакции исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
Исполнить решение суда, которым после процессуальной замены на Департамент возложена обязанность по вступлении судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенные нарушения прав заявителя, путем проведения процедуры формирования земельных участков, расположенных по ул. Братьев К-вых, д.120, литеры А, А1, а. Б, Б1, б, 62, В, В1, Г, Г1, г, Д и д в Ленинском районе города Самара, под строительство третьей очереди жилой застройки квартала № 88 без проведения аукциона в короткий срок не представляется возможным.
Из статьи 41 Градостроительного кодекса РФ следует, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
На основании статьи 45 Градостроительного кодекса РФ органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
В соответствии с пунктом 5 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Согласно пункту 7 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального
строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.
При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения (пункт 8 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ).
Пунктом 9 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний.
В соответствии с пунктом 10 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ Заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной Информации.
Пунктом 13 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ установлено, что глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Таким образом, процедура формирования земельного участка путем подготовки и утверждения документации по планировке территории занимает длительное время, в связи с чем Департамент просит предоставить отсрочку по исполнению решения Арбитражного суда Самарской области.
При этом для разработки проекта межевания территории необходимо заключение муниципального контракта.
Согласно пункту 5 статьи 161 и статьи 162 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) заключение и оплата государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Нарушение указанных требований при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными (абзац второй пункта 5 статьи 161 БК РФ)
Согласно пункту 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
В силу пункта 2 статьи 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются получателями бюджетных средств в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (далее - план-график), сформированным и утвержденным в установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке.
Часть 2 статьи 114, части 10 и 15 статьи 21 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд» прямо устанавливают требование о размещении планов-графиков получателями бюджетных средств после получения объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств.
В целях исполнения вышеуказанного решения суда 26.01.2018 Департаментом было направлено обращение в адрес Департамента финансов и экономического развития о внесении изменений в Решение Думы городского округа Самара от 05.12.2017 № 257 «О бюджете городского округа Самара Самарской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» в целях разработки проектов планировки территорий на земельных участках, в границах которых расположены проблемные объекты долевого строительства.
Департаментом осуществлены действия, направленные на исполнение решения суда, а именно: принято распоряжение от 12.12.2017 № РД-2585 «О разрешении Департаменту градостроительства городского округа Самара подготовки документации по планировке территории (проект межевания территорий) в границах улиц Красноармейской, Ленинской, Рабочей, Братьев К-вых в Ленинском районе городского округа Самара», подготовлено техническое задание, направлены запросы в соответствующие органы и организации, срок подготовки проекта планировки территории составляет 12 месяцев со дня официального опубликования (копии были представлены в материалы исполнительного производства № 565/18/63 0 45-ИП).
Согласно пункту 5 Технического задания к Распоряжению № РД-2585 Департаментом были сделаны запросы в сторонние организации для сбора исходных данных в целях подготовки документации по планировке территории (проекта межевания территории).
Внесены изменения в план-график закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд.
контракта.
Департаментом была организована работа по проведению аукциона на подготовку документации по планировке территории (проект межевания территорий) в границах улиц Красноармейской, Ленинской, Рабочей, Братьев К-вых в Ленинском районе городского округа Самара.
По итогам проведенного аукциона 28.04.2018 со Средне-Волжским филиалом OA «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» заключен муниципальный контракт № 00649 на подготовку документации по планировке территории (проект межевания территорий) в границах улиц Красноармейской, Ленинской, Рабочей, Братьев К-вых в Ленинском районе, городского округа Самара.
Срок окончания исполнения контракта 31.12.2018.
Заявитель указывает, что срок проведения публичных слушаний в соответствии с пунктом 11 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ составляет от 1-го до 3-х месяцев.
Кроме того, процедура образования земельных участков, расположенных по ул. Братьев К-вых, д. 120, литеры А, А1, а. Б, Б1, б, б2, В, В1, Г, Г1; г, Д и д в Ленинском районе города Самара, под строительство третьей очереди жилой застройки квартала № 88, является начальным этапом процедуры его образования, без которого невозможно осуществление следующего этапа - постановки образованных земельных участков на кадастровый учет ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области.
Постановка на кадастровый учет осуществляется в течение 10 дней, однако может быть приостановлена на срок до 3-х месяцев.
Завершающим этапом исполнения решения суда будет являться процедура предоставления вышеуказанных земельных участков, прошедших процедуру постановки на кадастровый учет.
Таким образом, заявитель поясняет, что исполнить решение Арбитражного суда
Самарской области возможно не ранее 31.03.2019.
В соответствии с частью 1 статьи 324 АПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава - исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Данное право должника закреплено и в пункте 1 статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве).
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003 № 467-О, АПК РФ и Закон об исполнительном производстве не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что по смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Таким образом, суд разрешает вопрос об отсрочке исполнения судебного акта с учетом установленных им фактических обстоятельств, влияющих на возможность исполнения судебного акта, оценивая представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности; в каждом конкретном случае арбитражный суд самостоятельно определяет необходимость и возможность предоставления отсрочки (рассрочки) с учетом интересов как должника, так и взыскателя с целью обеспечения реального исполнения судебного акта.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный
срок.
Таким образом, приведенные нормы права и разъяснения не содержат оснований для предоставления отсрочки, а лишь устанавливают критерий их определения - затруднительность исполнения судебного акта, в связи с чем в каждом отдельном случае рассмотрения заявления об отсрочке исполнения судебного акта суд должен установить конкретные обстоятельства затруднительности его исполнения.
Основания для отсрочки должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к исполнению решения суда. Вопрос о наличии указанных обстоятельств подлежит оценке в каждом конкретном случае с учетом того, что, исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности.
При оценке обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд должен исходить из необходимости достижения баланса интересов должника и взыскателя, в то же время, сопоставляя их с требованием действующего законодательства об обязательности судебных актов арбитражных судов в соответствии со статьей 16 АПК РФ.
Обязательность исполнения определения суда является одним из основных принципов судопроизводства, соблюдением которого обеспечивается эффективность правосудия.
Департамент не доказал наличие у него реальной возможности исполнить определения суда в случае удовлетворения заявления об отсрочке.
Следовательно, обстоятельства, на которые ссылается Департамент в обоснование заявления, не могут рассматриваться как основания для предоставления отсрочки исполнения судебного акта.
Предоставление рассрочки исполнения судебного акта, тем более на такой длительный срок, о котором заявило заинтересованное лицо, является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта. При оценке таких причин и обстоятельств суд должен исходить из необходимости соблюдения баланса интересов не только должника, но и взыскателя.
Оценив представленные в обоснование заявления доводы, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для предоставления отсрочки исполнения судебного акта, поскольку заявителем, в порядке, предусмотренном статьей 65 АПК РФ, не представлены доказательства, свидетельствующие о затруднительности исполнения судебного акта.
Руководствуясь ст. 184,185, 327 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
В удовлетворении заявления Департамента градостроительства городского округа Самара об отсрочке исполнения решения Арбитражного суда Самарской области от 18 апреля 2013 года по делу № А55-2118/2013 отказать.
Определение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья / О.Н.Якимова
Секретный код для доступа к материалам дела в режиме ограниченного доступа: