ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А55-21615/2021 от 29.12.2021 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443001, г. Самара, ул. Самарская,203Б, тел. (846)207-55-15

http://www.samara.arbitr.ru, e-mail: info@samara.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 декабря 2021 года

Дело №

А55-21615/2021

Арбитражный суд Самарской области

в составе

ФИО1

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фурносовой Г.А., после перерыва секретарем Навроцким Д.Д.

рассмотрев 16-23 декабря 2021 года в судебном заседании дело по заявлению

Публичного акционерного общества "Тольяттиазот"

к Средне-Поволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

с участием третьих лиц - ООО «Томет», АО «Тольяттинский институт азотной промышленности»

о признании незаконным предписания

при участии в заседании

от заявителя – ФИО2 доверенность № 21/0364 от 01.10.2021

от заинтересованного лица – ФИО3 доверенность №25/21 от 11.01.2021, ФИО4 доверенность от 22.04.2021

от ООО «Томет» - ФИО5 доверенность №160/К от 24.08.2021

от АО «Тольяттинский институт азотной промышленности» - ФИО6 доверенность от 14.12.2021

Резолютивная часть определения объявлена 23 декабря 2021 года.

Установил:

Публичное акционерное общество "Тольяттиазот" (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным вынесенного Средне-Поволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предписания № 08-312-07-21-280 от 06.07.2021.

Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - заинтересованное лицо, управление) против заявленных требований возражает по основаниям, изложенным в отзыве, также ссылается на несоблюдение обществом досудебного порядка обжалования решений контрольного органа, действий (бездействий) его должностных лиц.

Представители третьих лиц, поддерживают позицию заявителя, согласно представленным в материалы дела пояснениям.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 10 часов 50 минут 23 декабря 2021 года в порядке ст. 163 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о том, что иск подлежит оставлению без рассмотрения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, по результатам проведенной проверки на основании приказа (распоряжения) от 01 июня 2021г. № РП-301-2248-О составлен акт № 08-312-07-21-280 от 06 июля 2021г. и установ­лено, что юридическим лицом Публичным акционерным обществом «Тольяттиазот»» допу­щены и предписываются к устранению следующие нарушения: ПАО «Тольяттиазот», являясь застройщи­ком, осуществляет строительство объекта капитального строительства «Цех подго­товки аммиака к транспортировке. Техни­ческое перевооружение узла выдачи амми­ака на производство карбамида» без оформления разрешения на строительство.

По результатам проведенной проверки управлением было вынесено оспариваемое предписание №08-312-07-21-280 от 06.07.2021, срок устранения нарушения 06.10.2021.

Публичное акционерное общество "Тольяттиазот" считает данное предписание незаконным, относительно довода управления о несоблюдении обязательного порядка досудебного обжалования вынесенного предписания возражает и излагает свою позицию по данному вопросу следующего содержания.

На дату вынесения оспариваемого заявителем предписания от 06.07.2021 действовала редакция Постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2021 № 663 «Об утверждении перечня видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1068), согласно которой из названия и из текста Постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2021 № 663 была исключена фраза «применяется с 1 июля 2021г.».

31.07.2020 был издан Федеральный закон N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

На основании ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", досудебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц осуществляется в соответствии с настоящей главой.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц, возможно, только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.

Согласно п. 1 ст. 98 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2021 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

В соответствии с п. 3 ст. 98 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ, часть 2 статьи 39 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2023 года.

Во исполнение Федерального закона N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", 28.04.2021г. издано Постановление Правительства Российской Федерации № 663 «Об утверждении перечня видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 1 июля 2021г.».

Между тем, при издании Постановления Правительства Российской Федерации № 663 от 28.04.2021г. не были учтены положения п. 3 ст. 98 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ, в соответствии с которыми часть 2 статьи 39 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2023 года.

Соответственно, на момент вынесения Постановления Правительства Российской Федерации № 663 от 28.04.2021г. оно, в части установления сроков начала действия (с 1 июля 2021г.), противоречило вышестоящему акту - Федеральному закону от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

В связи с чем, 30.06.2021г. Постановления Правительства Российской Федерации № 663 было изменено и Постановление Правительства Российской Федерации № 663 было издано в новой редакции - в редакции Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1068, в котором были исключены положения относительно даты начала применения Постановления Правительства Российской Федерации № 663.

Следовательно, на момент вынесения оспариваемого Предписания от 06.07.2021г., действовала редакция Постановления Правительства Российской Федерации № 663 от 28.04.2021г. (в ред. от 30.06.2021 N 1068) «Об утверждении перечня видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб».

Таким образом, требования об обязательном порядке досудебного обжалования вынесенных контролирующим органом решений вступает в силу с 01.01.2023г., в связи с чем, ПАО «Тольяттиазот» считает ненарушенными требования Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Строительный надзор осуществляется только за объектами, возводимыми в соответствии с Градостроительным законодательством РФ, то есть за объектами капитального строительства, признаваемыми объектами недвижимости.

В рассматриваемом же случае, заявитель считает установленным, что строительство объекта недвижимости, поднадзорного Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, ПАО «ТОАЗ» не осуществляло, что, по мнению заявителя, лишает заинтересованное лицо права ссылаться на несоблюдение заявителем требований об обязательном досудебном порядке рассмотрения жалоб.

Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2021 № 663 «Об утверждении перечня видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб» утвержден Перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых действует обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб.

Так, в п. 45 указанного Перечня одним из видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых действует обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб, указан Федеральный государственный строительный надзор.

В качестве органа, осуществляющего указанную надзорную функцию, является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Между тем, как изложено выше, строительный надзор осуществляется только за объектами, возводимыми в соответствии с Градостроительным законодательством РФ, то есть за объектами капитального строительства, признаваемыми объектами недвижимости.

Действия ПАО «Тольяттиазот» по обращению в контролирующий орган и направлению обусловленных возражений, излагающих мотивы несогласия с вынесенным предписанием в Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, заявитель считает должны быть расценены как соблюдение досудебного порядка обжалования решения контрольного
(надзорного) органа.

В соответствии с п. 6 ст. 40 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", жалоба на предписание контрольного (надзорного) органа может быть подана в течение десяти рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.

Оспариваемое предписание датировано 06.07.2021, было получено представителем ПАО «Тольяттиазот» в тот же день. В связи с несогласием с вынесенным актом проверки и предписанием № 08-312-07-21-280 от 06.07.2021, заявитель 15.07.2021 обратился в Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, направил свои возражения с вынесенными актами в контролирующий орган (возражения ПАО «Тольяттиазот» исх. № И-2021-ПБ/11-5052 от 15.07.2021). На первом листе возражений имеется штамп Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, проставлен вх. № 301/32717 от 15.07.2021, что свидетельствует о получении контролирующим органом процессуального документа, отражающего существо несогласия эксплуатанта ОПО с вынесенным в отношении него предписанием № 08-312-07-21-280 от 06.07.2021. Срок на подачу жалобы (возражений) заявитель считает соблюденным.

Заявитель считает, что все перечисленные в п. 1 ст. 40 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" элементы жалобы присутствуют в поданном 15.07.2021 в Ростехнадзор документе, что придает возражениям ПАО «Тольяттиазот» исх. № И-2021-ПБ/11-5052 от 15.07.2021, по мнению заявителя, процессуальный статус жалобы.

Заявитель считает, что в силу положений части 8, части 15 статьи 98 Закона №248-ФЗ к правоотношениям в части оспаривания предписания Средне-Поволжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования досудебный порядок урегулирования спора, установленный Законом №248-ФЗ, в данном случае применяться не может.

Согласно части 8 статьи 98 Закона №248-ФЗ организация, проведение и оформление результатов проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не завершенных на день вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляются в соответствии с положениями нормативных правовых актов, действовавших на дату начала этих проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Заявитель считает, что поскольку проверка административным органом начата 08.06.2021 на основании приказа № РП-301-2248-О от 01.06.2021, то есть до даты вступления в силу Закона №248-ФЗ, то к правоотношениям в части оспаривания предписания Средне-Поволжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования досудебный порядок урегулирования спора, установленный Законом №248-ФЗ, в данном случае применяться не может со ссылкой позицию, изложенную в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда по делу №А56-99402/2021 от 09 декабря 2021 года.

Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору считает обязательным досудебный порядок обжалования предписания № 08-312-07-21-280 от 06.07.2021.

Доводы заявителя суд находит ошибочными исходя из следующего.

В силу части 1 статьи 39 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" правом на обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 39 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.

Норма об обязательном досудебном обжаловании решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц, за исключением случаев обжалования гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности, вступит в силу с 1 января 2023 года.

Постановлением Правительства РФ от 28.04.2021 N 663 утвержден Перечень видов федерального государственного контроля (надзора) (ред. от 30.06.2021), в отношении которых, обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 1 июля 2021 года, к указанным видам контроля отнесен федеральный государственный строительный надзор.

Доводы заявителя судом отклоняются, доказательств соблюдения заявителем досудебного обжалования решения контролирующего органа в материалы дела не представлено. Возражения ПАО «Тольяттиазот» исх. № И-2021-ПБ/11-5052 от 15.07.2021 доказательством соблюдения обязательного досудебного порядка рассмотрения жалоб не являются, поскольку направляются в контролирующий орган после составления и получения акта проверки и соответственно не могут быть оценены судом как досудебное обжалование.

Суд считает, что нормы о досудебном обжаловании, установленные федеральным законом, в совокупности со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса, являются процессуальными нормами, регулирующими судопроизводство.

В силу части 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.

Поскольку заявитель обратился в суд 24.07.2021 (штемпель на почтовом конверте), а досудебный порядок применяется с 01.07.2021, следовательно, заявитель при обращении должен представить доказательства соблюдения досудебного обжалования оспариваемого предписания.

При этом ни положения Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ, ни положения Постановления Правительства РФ от 28.04.2021 N 663, не содержат оговорок о том, что данные требования применяются к правоотношениям, возникшим в результате контрольных мероприятий, проводимых после вступления указанных актов в силу.

Аналогичная позиция содержится в Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 07.09.2021 по делу №А33-17711/2021. На этом основании судом отклоняется ссылка заявителя на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда по делу №А56-99402/2021 от 09 декабря 2021 года.

В соответствии с пунктом 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

В силу части 3 статьи 149 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оставление искового заявления без рассмотрения не лишает истца права вновь обратиться в арбитражный суд с заявлением в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения.

Выдать заявителю справку на возврат уплаченной по платежному поручению №11777 от 20.07.2021 госпошлины в сумме 3 000 руб.

Руководствуясь ст. 148, 149, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Заявление оставить без рассмотрения.

Выдать заявителю справку на возврат уплаченной по платежному поручению №11777 от 20.07.2021 госпошлины в сумме 3 000 руб.

Определение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара в течение месяца с даты принятия с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

ФИО1