3/2013-211196(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
443045, г. Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17, факс(846) 226-55-26
info@samara.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 ноября 2013 года | Дело № А55-33394/2012 |
Судья Арбитражного суда Самарской области Медведев А.А.
рассмотрев заявление Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тольяттинская академия управления",
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Самарской области,
О признании недействительным решения налогового органа №50 от 28.09.2012,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно
предмета спора:
- Управление пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Центральном районе города Тольятти и Ставропольском районе Самарской области,
без участия представителей сторон
установил:
установил:
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Тольяттинская академия управления" обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Самарской области №50 от 28.09.2012 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признать недействительным в части требования уплаты недоимки по ЕСН и ОПС, соответствующих пени и штрафов в общей сумме 11 296 957 руб. 64 коп. (в том числе ЕСН в федеральный бюджет в сумме 1 647 105 руб., ЕСН в ФСС в сумме 916 803 руб., ЕСН ФФОМС в сумме 360 515 руб., ЕСН в ТФОМС в сумме 621 309 руб., ОПС страховая часть в сумме 3 891 226 руб., ОПС накопительная часть 895 459 руб., пени в сумме 2 604 394 руб. 64 коп., штраф в сумме 360 146 руб.).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20 марта 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2013 года решение суда от 20 марта 2013 года оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 ноября 2013 года решение Арбитражного суда Самарской области от 20.03.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2013 по делу № А55- 33394/2012 отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Определением от 20 ноября 2013 года по делу №А55-33394/2012 назначено предварительное судебное заседание после отмены судебного акта вышестоящей инстанцией.
Заявитель обратился с заявлением о применении обеспечительных мер в рамках дела №А55-33394/2012, в котором просит принять обеспечительные меры, а именно:
-приостановить действие решения №50 от 28.09.2012 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Самарской области о привлечении к ответственности НОУ ВПО «Тольяттинская академия управления» за совершение налогового правонарушения в части взыскания с Академии недоимки по налогам, пени и штрафов в общей сумме 11 296 957 руб., 64 коп., являющихся предметом спора , в целях
предотвращения причинения значительного ущерба до рассмотрения дела по существу и вступления в силу решения суда по данному делу;
запретить Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Самарской области совершать действия, направленные на взыскание недоимки по налогам, пеней и штрафов, вытекающих из Решения №50 от 28.09.2012, в том числе выставлять инкассовые поручения на бесспорное списание налогов, пени и штрафов по оспариваемому Решению от 28.09.2012 №50 со всех банковских счетов НОУ ВПО «Тольяттинская академия управления», приостанавливать операции по всем банковским счетам и применять иные меры по взысканию начисленных налогов, пени, штрафов;
запретить Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Центральном районе города Тольятти и Ставропольском районе Самарской области совершать действия , вытекающие из решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Самарской области от 28.09.2012 №50 и направленные на взыскание недоимки и пени по страховым по страховым взносам, в том числе выставлять инкассовые поручения на бесспорное списание страховых взносов и пени по оспариваемому решению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Самарской области от 28.09.2012 №50 со всех банковских счетов НОУ ВПО «Тольяттинская академия управления», приостанавливать операции по ее банковским счетам и применять иные меры по взысканию начисленных страховых взносов.
Суд, рассмотрев заявление, считает его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 09.07.2003 № 11 «О практике рассмотрения арбитражными судами заявлений о принятии обеспечительных мер, связанных с запретом проводить общие собрания акционеров», в соответствии со статьями 90, 91 и 99 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечительные меры могут приниматься судом, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю. Обеспечительные меры должны соответствовать заявленным требованиям, то есть быть непосредственно связанными с предметом спора, соразмерными заявленному требованию, необходимыми и достаточными для обеспечения исполнения судебного акта или предотвращения ущерба.
При рассмотрении заявления об обеспечении иска суд руководствуется пунктом 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», согласно которому арбитражные суды не должны принимать обеспечительные меры, если заявитель не обосновал причины обращения с заявлением об обеспечении ссылкой на конкретные обстоятельства, подтверждающие необходимость принятия обеспечительных мер, и не представил доказательства, подтверждающие его доводы.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п.29 Постановления от 12.10.2006 № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер», по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого ненормативного правового акта, решения государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в соответствии с частью 3 статьи 199 АПК РФ. В силу части 1 статьи 197 АПК РФ применение таких мер осуществляется в порядке, определенном главой 8 АПК РФ, с учетом особенностей производства по делам, возникающим из административных правоотношений.
Приостановление акта, решения государственного или иного органа, должностного лица не влечет их недействительности. Под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения согласно части 3 статьи 199 АПК РФ в качестве обеспечительной меры понимается запрет исполнения действий, предусмотренных данным актом, решением.
Аналогичные разъяснения содержатся также в пунктах 1 и 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 83 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».
Обосновывая причины обращения с ходатайством о применении обеспечительных мер, заявитель ссылается на то, что в случае не принятия обеспечительных мер, в виде приостановления действия оспариваемого решения налогового органа, бесспорное списание со счета суммы более 146 млн. руб., что повлечет за собой следующие последствия.
На основании оспариваемого Решения №50, в соответствии со ст.69 НК РФ, ст.22, п.2 ст.60 Федерального закона РФ от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - ФЗ РФ от 24.07.2009 №212-ФЗ) выставлены требования: Межрайонной инспекцией ФНС России №15 по Самарской области №90426 об уплате недоимки, пени и штрафа по ЕСН по состоянию на 13.11.2013 в сумме 5 019 153,67 руб., срок добровольного исполнения которого истекает 25.11.2013, и Управлением пенсионного фонда (ГУ) РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области №1Р от 14.11.2013 об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафов в сумме 6 277 803,97 руб., срок добровольного исполнения которого истекает 04.12.2013.
Бесспорное взыскание оспариваемой в судебном порядке суммы налога в общем размере 11 296 957 рублей 64 коп. приведет к нарушению Академией обязательств по соглашениям, заключенным с Министерством образования и науки РФ, мэрии городского округа Тольятти, что может повлечь за собой отказ в дальнейшей субсидиарной поддержке, а это еще больше усугубит материальное положение Академии, к приостановке образовательной деятельности, имеющей большую социальную значимость, срыву графика учебного процесса и отставанию обучающихся в освоении образовательных программ, возможному сокращению числа обучающихся, вынужденных перейти в другие образовательные учреждения, и как следствие к дальнейшему существенному ухудшению финансового положения образовательного учреждения.
Академия по своему организационно-правовому статусу является некоммерческой организацией, для которой извлечение прибыли не является основной целью деятельности.
Основными целями деятельности Академии являются подготовка высококвалифицированных кадров для хозяйствующих субъектов различных отраслей экономики, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, нравственном, культурном, социальном и профессиональном развитии посредством реализации профессиональных образовательных программ высшего и послевузовского образования, общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования, основного общего образования, начального общего образования, дошкольного образования.
В состав Академии входят следующие образовательные учреждения: детский сад - начальная школа, средняя общеобразовательная школа, высшее образовательное учреждение, аспирантура, центр дополнительного профессионального образования.
Общая численность обучающихся в Академии по состоянию на 11.11.2013 составляет 871 чел., что подтверждается справкой о численности обучающихся на 11.11.2013.
Среднесписочная численность сотрудников Академии за период с 01.01.2013 по 31.10.2013 составляет 221 чел.
Финансовая деятельность Академии осуществляется на основе плановой сметы доходов и расходов, утверждаемой Попечительским советом Академии на каждый календарный год, что подтверждается копией плановой сметы доходов и расходов Академии на 2013 год.
Основными источниками финансирования образовательной деятельности Академии являются плата за предоставляемые образовательные услуги, а также субсидии из средств
федерального, областного и городского бюджетов. Согласно плановой смете доходов и расходов Академии на 2013 год доходы организации из всех источников поступления запланированы в сумме 144 621 000 руб.
Сумма налогов, пени и штрафов в размере 11 296 957,64 руб., предложенная к уплате и являющаяся предметом спора, не запланирована, значительна и существенна по отношению к доходной части бюджета Академии и составляет 7,8 % от общей суммы годовых доходов.
Существенную часть доходов Академии составляют субсидии, предоставляемые из средств федерального, областного и городского бюджетов, а именно: 8 090 000 руб. - субсидии из средств федерального бюджета с целью финансового обеспечения оказания государственных услуг по реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования, стипендиального обеспечения и других форм материальной поддержки студентов; 20 871 000 руб. - субсидии из областного бюджета в целях финансирования затрат, понесенных организацией в связи с предоставлением образовательных услуг по основным образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) образования; 1 329 000 руб. - субсидии из средств городского бюджета в целях возмещения нормативных затрат на оплату коммунальных услуг, что подтверждается соответствующими договорами, а также платежными поручениями на поступление бюджетных средств.
Среднемесячная сумма доходов Академии (ежемесячная плата за образовательные услуги, субсидии и прочее) составляет 10 538 ООО руб. Среднемесячные расходы для обеспечения текущей деятельности Академии составляют 10 630 000 руб. Денежные средства, поступающие на расчетные счета Академии в текущем месяце, как правило, направляются на финансирование образовательной деятельности следующего месяца согласно утвержденной смете доходов и расходов, а именно: на содержание персонала, организацию питания обучающихся, обеспечение транспортных перевозок обучающихся и сотрудников, оплату коммунальных услуг, выплату стипендий студентам, обучающимся за счет средств федерального бюджета, и прочее.
Расходы на содержание персонала Академии в среднемесячном объеме составляют 3 627 000 руб.
Обязательным условием осуществления образовательной деятельности и обязанностью образовательного учреждения согласно п.5 ст.51 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1 является организация питания обучающихся в детском саду и школе. Расходы Академии по организации питания учащихся в среднемесячном объеме составляют 1 185 000 руб., что подтверждается копиями договоров с ООО «Медея» №119; №115 от 01.09.2012, копией договора с ИП ФИО1
Расходы на организацию транспортных перевозок обучающихся и сотрудников Академии в среднемесячном объеме составляют 1 219 000 руб., что подтверждается копией договора с ООО «АкадемАвто» №71/07 от 30.04.2013.
Расходы Академии на оплату коммунальных услуг в среднемесячном объеме составляют 493 000 руб., что подтверждается копиями договоров с МУП «производственное объединение коммунального хозяйства города Тольятти» №0578/24 от 09.02.2010, №3249/28 от 02.02.2010, с ОАО «Тольяттинская энергосбытовая компания» №1758/191 от 14.11.2013, с ОАО «ТЕВИС» №736в/162 от 11.08.2006, №736т/163 от 11.08.2006, с ООО «Соцкультбыт-АВТОВАЗ» №1305/75 от 14.03.2013, №1272/56 от 06.02.2013.
Среднемесячные расходы, осуществляемые за счет субсидий федерального, областного и городского бюджетов по реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования, по стипендиальному обеспечению и другим формам материальной поддержки студентов, финансированию образовательных услуг по основным образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) образования, а также по возмещению затрат на оплату
коммунальных услуг составляют 2 524 000 руб.
Таким образом, ежемесячные расходы Академии только на самые необходимые мероприятия, обеспечивающие ведение образовательной деятельности, составляют 9 048 000 руб. Данные расходы являются, безусловно, обязательными и неотложными.
Заявителем представлены две банковские гарантии, которые выданы в обеспечение обязательств Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тольяттинская академия управления" возможных убытков Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Самарской области, в случае вынесения судебного решения об отказе в удовлетворении заявления Академии, о признании недействительным решения от 28.09.2012 №50 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» если заявитель в течении 7 (семи) рабочих дней с момента вступления в законную силу вышеуказанного решения суда добровольно его не исполнит :
1) банковская гарантия №4522/13 от 15.11.2013г. ЗАО АКБ «Банк Развития Технологий и сбережений» с суммой гарантии 5 019 153 (Пять миллионов девятнадцать тысяч сто пятьдесят три) руб. 67 коп.;
2) банковская гарантия № 4523/13 от 15.11.2013г. ЗАО АКБ «Банк Развития Технологий и сбережений» на сумму 6 277 803 (шесть миллионов двести семьдесят семь тысяч восемьсот три ) руб. 97 коп.
В Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" указано, что суды, оценивая соответствие банковской гарантии или поручительства требованиям законодательства, проверяют, указано ли в поручительстве, за исполнение какого обязательства оно выдано, определены ли размер обеспечиваемого обязательства и объем ответственности поручителя, является ли поручительство солидарным и каков срок действия банковской гарантии, поручительства. Арбитражный суд также проверяет, является ли банковская гарантия безотзывной.
В соответствии с пунктом 4 статьи 93 АПК РФ в обеспечении иска не может быть отказано, если лицо, ходатайствующее об обеспечении иска, предоставило встречное обеспечение.
Поскольку причины обращения с заявлением об обеспечении требования обоснованы конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер, и представлены доказательства, подтверждающие доводы заявителя, истребуемая обеспечительная мера связана и соразмерна с предметом заявленного требования, суд приходит к выводу о необходимости принятия, фактической исполнимости и эффективности испрашиваемой обеспечительной меры.
В соответствии с п.10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер», обеспечительные меры являются ускоренным средством защиты, следовательно, для их применения не требуется представления доказательств в объеме, необходимом для обоснования требований и возражений стороны по существу спора. Обязательным является представление заявителем доказательств наличия оспоренного или нарушенного права, а также его нарушения.
Затруднительный характер исполнения судебного акта либо невозможность его исполнения могут быть связаны с отсутствием имущества у должника, действиями, предпринимаемыми для уменьшения объема имущества.
В целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами.
Изложенное свидетельствует о том, что заявленные в качестве обеспечительных меры соразмерны заявленному по делу требованию; исполнение оспариваемого акта до рассмотрения спора по существу может причинить заявителю значительный ущерб в случае
признания оспариваемого акта не соответствующим требованиям закона.
ОПРЕДЕЛИЛ:
Заявление Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тольяттинская академия управления" о принятии обеспечительных мер удовлетворить.
Приостановить действие решения №50 от 28.09.2012 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Самарской области о привлечении к ответственности НОУ ВПО «Тольяттинская академия управления» за совершение налогового правонарушения в части взыскания с Академии недоимки по налогам, пени и штрафов в общей сумме 11 296 957 руб. 64 коп., являющихся предметом спора. -
Запретить Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Самарской области совершать действия, направленные на взыскание недоимки по налогам, пеней и штрафов, вытекающих из Решения №50 от 28.09.2012, в том числе выставлять инкассовые поручения на бесспорное списание налогов, пени и штрафов по оспариваемому Решению от 28.09.2012 №50 со всех банковских счетов НОУ ВПО «Тольяттинская академия управления», приостанавливать операции по всем банковским счетам и применять иные меры по взысканию начисленных налогов, пени, штрафов;
Запретить Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Центральном районе города Тольятти и Ставропольском районе Самарской области совершать действия, вытекающие из решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Самарской области от 28.09.2012 №50 и направленные на взыскание недоимки и пени по страховым по страховым взносам, в том числе выставлять инкассовые поручения на бесспорное списание страховых взносов и пени по оспариваемому решению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Самарской области от 28.09.2012 №50 со всех банковских счетов НОУ ВПО «Тольяттинская академия управления», приостанавливать операции по ее банковским счетам и применять иные меры по взысканию начисленных страховых взносов.
Определение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд г. Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области в течение месяца.
Судья | А.А. Медведев |
2 А55-33394/2012
3 А55-33394/2012
4 А55-33394/2012
5 А55-33394/2012
6 А55-33394/2012