ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А55-38647/2021 от 26.04.2022 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443001, г. Самара, ул. Самарская,203Б, тел. (846)207-55-15

http://www.samara.arbitr.ru, e-mail: info@samara.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 апреля 2022 года

Дело №

А55-38647/2021

Арбитражный суд Самарской области

в составе

Степановой И.К.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Навроцким Д.Д.

рассмотрев 14-21 апреля 2022 года в судебном заседании дело по заявлению

Публичного акционерного общества "Т Плюс"

к Средне-Поволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

о признании недействительным предписания

при участии в заседании

от заявителя – не явился

от заинтересованного лица – не явился

Резолютивная часть определения объявлена 21 апреля 2022 года.

Установил:

Публичное акционерное общество "Т Плюс" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №09-483-09-21-240-КП от 23.09.2021.

Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - заинтересованное лицо, управление) просит оставить заявление без рассмотрения по основаниям, изложенным в отзыве.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 10 часов 30 минут 21 апреля 2022 года в порядке ст. 163 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о том, что заявление подлежит
оставлению без рассмотрения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании акта проверки от 23.09.2021 №09-483-09-21-240-КП, составленного в отношении Публичного акционерного общества "Т Плюс", управлением было предписано повторно принять меры по устранению выявленных нарушений в установленные сроки.

Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору считает, что заявителем не соблюден досудебный порядок обжалования предписания, предусмотренный Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

ПАО «Т Плюс» ссылается на подачу досудебной претензии от 13.10.2021 на оспариваемое предписание в письменном виде на бумажном носителе, о чем свидетельствует список почтовых отправлений, почтовая квитанция.

Судом установлено, что с 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).

В силу части 1 статьи 39 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" правом на обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 2 ст. 39 Закона N 248-ФЗ судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.

На основании ч. 3 ст. 98 Закона N 248-ФЗ указанная норма вступает в силу с 1 января 2023 года.

Вместе с тем ч. 13 ст. 98 Закона N 248-ФЗ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации определяет виды контроля, в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется уже с 1 июля 2021 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2021 N 663 утвержден перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 1 июля 2021 года.

В настоящее время указанный перечень включает в себя виды федерального государственного контроля (надзора), согласно пунктам 42, 43, 44, 45 которого, к указанным видам контроля отнесен федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный энергетический надзор, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, федеральный государственный горный надзор, федеральный государственный строительный надзор.

В соответствии с ч. 4 ст. 40 Закона N 248-ФЗ контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного контроля (надзора), имеют право на досудебное обжалование:

- решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;

- актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;

- действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.

Как следует из части 3 статьи 39 Закона № 248-ФЗ, досудебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц осуществляется в соответствии с главой 9 Закона № 248-ФЗ, положение статьи 40 которой, предусматривает подачу жалобы в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, за исключением случая подачи жалобы, содержащей сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, которая может быть направлена без использования электронной формы.

В Федеральный закон от 30.12.2020 № 509-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в положения статей 4, 5 и 6 Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», которые ранее предусматривали в качестве самостоятельного принципа возможность выбора заявителем формы обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Таким образом, в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, с 01.01.2021 нормами федерального закона регламентирована подача жалобы на решения контрольного (надзорного) органа, действия (бездействия) его должностных лиц исключительно в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

В связи с этим, введение обязательного досудебного обжалования осуществляется посредством информационной системы досудебного обжалования (портал Госуслуг), при этом граждане (физические лица) могут реализовать свои права с использованием структуры МФЦ либо портала Госуслуг, тем самым обеспечивается и возможность установления личности обратившегося (нетривиальная процедура).

Предписания статьи 42 Закона № 248-ФЗ (в редакции Закона № 170-ФЗ) устанавливают закрытый перечень оснований для отказа в рассмотрении жалобы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2018 № 482 «О государственной информационной системе «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» (в редакции от 15.07.2021) утверждено Положение о государственной информационной системе «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» (далее - Положение № 482), которое определяет принципы функционирования пользователей и их полномочия, а также функции информационной системы.

Согласно пунктам 2, 6, 7, 8 Приложения к Положению № 482 подсистема досудебного обжалования обеспечивает обработку жалоб, тогда как функциями подсистемы досудебного обжалования является: присвоение в автоматизированном режиме регистрационного номера жалобе, ведение реестра жалоб, направление в автоматическом режиме запроса, получение дополнительных доказательств Жалобы, поступающие в подсистему досудебного обжалования, проходят автоматическую форматно-логическую проверку. Пользователи подсистемы досудебного обжалования вправе использовать информацию, содержащуюся в подсистеме досудебного обжалования, исключительно в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности

Таким образом, в рамках существующей информационной системы обеспечивается регистрация жалобы, ее движение, контроль за соблюдением правил и обеспечение процесса принятия решений.

Обращение в письменной форме исключает возможность обработки и учета жалобы в рамках установленной законом подсистемы досудебного обжалования и процедуры в целом.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что обращение контролируемого лица в уполномоченный орган с жалобой на решение контрольного (надзорного) органа, действия (бездействия) его должностных лиц на бумажном носителе не может подтверждать соблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования спора.

Ссылку заявителя на направление досудебной претензии в госорган по средствам почтового отправления суд считает необоснованной.

Согласно ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Как установлено судом, оспариваемое предписание вынесено 23.09.2021, досудебная претензия на предписание направлена заявителем письмом от 13.10.2021, а в суд заявление направлено 25.12.2021.

Доказательства невозможности направления досудебной жалобы в управление в период 24.09.2021 по 25.12.2021 в электронном виде с использованием единого портала государственных услуг в материалы дела не представлены.

Согласно ч. 5 ст. 4 АПК РФ экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в случае, если такой порядок установлен федеральным законом.

В пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства", разъяснено, что в силу абзаца третьего части 5 статьи 4 АПК РФ для экономических споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, соблюдение досудебного порядка урегулирования спора перед обращением в арбитражный суд является обязательным, в частности, по следующим категориям дел: об обжаловании подсудных арбитражным судам решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 9 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", положения которого вступают в силу с учетом особенностей, установленных статьей 98 указанного федерального закона.

Поскольку заявитель обратился в суд 25.12.2021, а досудебный порядок применяется с 01.07.2021, следовательно, заявитель при обращении должен представить доказательства соблюдения досудебного обжалования оспариваемого предписания.

При этом ни положения Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ, ни положения Постановления Правительства РФ от 28.04.2021 N 663, не содержат оговорок о том, что данные требования применяются к правоотношениям, возникшим в результате контрольных мероприятий, проводимых после вступления указанных актов в силу.

Аналогичная позиция содержится в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2022 N 11АП-2186/2022 по делу N А55-28843/2021, постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2022 N 09АП-7268/2022 по делу N А40-174942/2021.

Таким образом, несоблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования спора является самостоятельным и достаточным основанием для оставления заявления без рассмотрения.

Заявителем в материалы дела не представлено доказательств соблюдения досудебного обжалования решения контролирующего органа.

Пунктом 2 части 1 статьи 148 АПК Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, за исключением случаев, если его соблюдение не предусмотрено федеральным законом.

В силу части 3 статьи 149 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оставление искового заявления без рассмотрения не лишает истца права вновь обратиться в арбитражный суд с заявлением в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения.

Руководствуясь ст. 148, 149, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Заявление оставить без рассмотрения.

Определение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

И.К. Степанова