ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А55-6377/2022 от 09.06.2022 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443001, г.Самара, ул.Самарская, 203Б, тел. (846) 207-55-15

https://samara.arbitr.ru/ e-mail: info@samara.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 июня 2022 года

Дело №

А55-6377/2022

резолютивная часть определения оглашена 09 июня 2022 года

полный текст определения изготовлен 17 июня 2022 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи

ФИО1

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Семёновой Е.С.

рассмотрев в судебном заседании 09 июня 2022 года дело по заявлению Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области

заинтересованные лица: 1. Индивидуальный предприниматель ФИО2 КВХ ФИО3; 2. СПК "Заветы Ленина"; 3.Индивидуальный предприниматель ФИО2 КФХ ФИО4; 4. Индивидуальный предприниматель ФИО2 КФХ ФИО5; 5. Общество с ограниченной ответственностью "Утес-2"; 6. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области; 7. Муниципальное казенное учреждение Управление сельского хозяйства муниципального района Нефтегорский Самарской области
третье лицо ФГБУ "Приволжское УГМС" (Приволжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды)

об установлении юридического факта

при участии в заседании

от истца - ФИО6 доверенность от 17.06.2021, ФИО7 доверенность от 02.02.2022
от заинтересованного лица – 6. ФИО8 доверенность от 10.01.2022, 7. ФИО9 распоряжение от 22.08.2016 №484-к, 1-5 не явился, извещен надлежащим образом
от третьего лица - не явился, извещен надлежащим образом

Установил:

Администрация муниципального района Нефтегорский Самарской области обратилась с заявлением в котором просит установить факт действия в вегетационный период в апреле - июне 2021 года на территории муниципального района Нефтегорский Самарской области обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, обусловленных погодно - климатическими условиями, характеризующимися сочетанием опасных агрометеорологических явлений (сильной атмосферной засухи и суховея).

В судебном заседании заявитель заявленные требования поддержал.

Заинтересованные лица 1-5 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Заинтересованное лицо 6,7 обеспечило явку представителя в судебное заседание.

Согласно пункту 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового
заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица,
вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники
арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому
делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с
использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в
результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд
располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о
начавшемся процессе.

На основании частей 1, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей
заинтересованных лиц 2, 3 по имеющимся в деле материалам.

Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области от 11.08.2021 № 1111 на территории муниципального района с 09.08.2021 введен режим повышенной готовности в связи с почвенно - атмосферной засухой и суховейными явлениями.

Соответствующее решение принято по результатам обследования посевов сельскохозяйственных культур на территории хозяйствующих субъектов района, пострадавших в результате обстоятельств непреодолимой силы, обусловленных опасными погодно - климатическими условиями, а также на основании справки ФГБУ «Приволжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» от 22.07.2021 № 09-05-12/138.

Так, сведения о погодно - климатических явлениях представлены по данным наблюдений метеостанций з/с «Авангард» и гидрологического поста Подъем Михайловка, наиболее близко расположенных к муниципальному району Нефтегорский Самарской области. Подразделения Росгидромета в данном районе отсутствуют.

Вегетативное развитие сельскохозяйственных культур проходила при остром дефиците осадков. По данным метеорологической станции з/с «Авангард» с 26.04.2021 по 02.06.2021 года, по данным гидрологического поста Подъём Михайловка по 03.06.2021 года выпало 10-12 мм дождя, что составило 22-26% от нормы. Эффективные осадки отсутствовали: их суточный максимум равнялся 2.7-3.7 мм. В большинстве дней мая преобладал повышенный и аномально высокий температурный режим: значения среднесуточных температур воздуха, 18-28, превышали климатическую норму на 5-14.

Сложившиеся агрометеорологические факторы способствовали испарению влаги и пересыханию её верхних слоев. К концу мая запасы продуктивной влаги под озимой пшеницей в пахотном: 7 мм и метровом: 48 мм, слоях почвы были низкими. На 18 июня они были недостаточными в пахотном слое почвы: 15мм. Под зернобобовой культурой (нут) в пахотном слое почвы они были неудовлетворительными: 14-17 мм, по определению на 18 июня и 8 июля и низкими: 10мм - на 28 июня. В метровом слое почвы в третьей декаде июня-первой декаде июля содержалось неудовлетворительное количество продуктивной влаги: 58- 62 мм.

В период с 29.04.2021 по 02.06.2021 было зафиксировапно опасное агрометеорологическое явление - атмосферная засуха. Максимально воздух прогревался до 37°. С температурами воздуха 25° и выше насчитывалось 27 дней, в том числе 13 дней со значениями 30° и выше.

Гидротермический коэффициент составил 0,33 - 0,34, что указывает на наличие сильной атмосферной засухи. В периоды 7-10,12-15,12-19 июля регистрировалось опасное агрометеорологическое явление - суховей: при дневных прогревах воздуха 26-36° максимальная скорость ветра составила 7-13 м/с, минимальная относительная влажность воздуха равнялась 16-30%.

Вышеприведенные данные свидетельствуют о том, что рост, развитие и формирование урожая зерновых и зернобобовых культур в Нефтегорском районе Самарской области проходили при неблагоприятных агрометеорологических условиях.

С 01.01.2009 года в соответствии с приказом Росгидромета от 16.10.2008 № 387 введен в действие руководящий документ «Положение о порядке действий учреждений и организаций при угрозе возникновения и возникновении опасных природных явлений» (далее - РД 52.88.699-2008), согласно которому к гидрометеорологическим явлениям относятся агрометеорологические явления - метеорологические, гидрологические явления или их сочетания, оказывающие воздействие на производство сельскохозяйственной продукции.

Типовой перечень опасных природных явлений содержится в приложении А к РД 52.88.699-2008, к которым, в числе прочих, относятся:

- аномально-жаркая погода - период с апреля по сентябрь в течение 5 дней и более значение среднесуточной температуры воздуха выше климатической

нормы на 7 °С и более;

- засуха атмосферная - в период вегетации сельскохозяйственных культур отсутствие эффективных осадков (более 5 мм в сутки) за период не менее 30 дней подряд при максимальной температуре воздуха выше 25°С (в южных районах РФ - выше 30°С). В отдельные дни (не более 25 процентов продолжительности периода) возможно наличие максимальных температур ниже указанных пределов;

-засуха почвенная - в период вегетации сельскохозяйственных культур о за период не менее 3 декад подряд запасы продуктивной влаги в слое почвы 0-20 см составляют не более 10 мм или за период не менее 20 дней, если в начале периода засухи запасы продуктивной влаги в слое 0-100 см были менее 50 мм;

-суховей - ветер скоростью 7 м/с и более при температуре выше 25 °С и относительной влажности не более 30%, наблюдающиеся хотя бы в один из сроков наблюдений в течение 3 дней подряд и более в период цветения,

-налива, созревания зерновых культур.

Таким образом, на территории муниципального района Нефтегорский Самарской области в вегетационный период в апреле - июле 2021 года под действием непреодолимой силы сложились чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства, обусловленные погодно-климатическими условиями, характеризующимися сочетанием опасных агрометеорологических явлений (сильная атмосферная засуха, суховей).

Наличие вышеуказанных обстоятельств непреодолимой силы привело к значительному снижению урожая сельскохозяйственных культур на территории муниципального района, что подтверждается актами от 19.07.2021 № 1-5, в соответствии с которыми общая посевная площадь, пострадавших сельскохозяйственных культур, составила 5806,3 га., в том числе озимая пшеница- 1298,3 га., ячмень -1525 га., нут - 2078 га., чечевица- 510 га., озимая рожь - 60 га., овес- 95 га., прочие зерновые культуры -240 га. В соответствии со статьей 138.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местным бюджетам могут предоставляться дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и иные дотации местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе с установлением условий предоставления указанных дотаций, а также в целях поощрения достижения наилучших показателей социально-экономического развития муниципальных образований. Методика распределения дотаций, указанных в абзаце первом настоящего пункта, и правила их предоставления устанавливаются нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Самарской области от 09.12.2019 № 896 утвержден Порядок установления прогнозных значений социально-экономических показателей, оцениваемых при предоставлении из областного бюджета дотаций местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов.

В соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства Самарской области министерство является органом исполнительной власти Самарской области, ответственным за методическое сопровождение расчета прогнозных значений показателя, по показателю «Валовой сбор зерна в весе после доработки».

Прогнозные значения социально-экономического показателя «Валовой сбор зерна в весе после доработки» на 2021 год утверждены распоряжением Правительства Самарской области от 14.12.2020 № 624-р.

В соответствии с методикой расчета прогнозных значений социально-экономического показателя «Валовой сбор зерна в весе после доработки», утвержденной приказом министерства от 29.11.2019 № 433-п, прогнозное значение показателя может быть скорректировано по инициативе министерства или на основании обращения муниципального района в следующих случаях: возникновение форс-мажорных обстоятельств в отрасли растениеводства муниципального района (чрезвычайная ситуация и т.д.); установление регионального (межмуниципального) и (или) местного уровня реагирования на чрезвычайную ситуацию, подтвержденное правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления; наличие вступившего в законную силу в году предоставления субсидии решения арбитражного суда о признании несостоятельной (банкротом) организации, деятельность которой оказывала влияние на исполнение обязательств; аномальные погодные условия, подтвержденные справкой территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

Невозможность отнесения сложившейся на территории муниципального района обстановки к чрезвычайной ситуации, отсутствие сетевого подразделение Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды для констатации факта аномальных погодных условий на территории муниципального района Нефтегорский Самарской области, а также справки территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, приводит к невозможности корректировки значений социально-экономического показателя «Валовой сбор зерна в весе после доработки» на 2021 год, что в свою очередь приведет к снижению уровня распределяемых дотаций местному бюджету в плановый период.

В соответствии с Законом Самарской области от 03.04.2009 № 41-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства» органы местного самоуправления ежеквартально представляют в министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (далее - министерство) отчетность
о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса -получателей субсидий, а также иную отчетность по форме и в сроки, установленные уполномоченными органами.

В свою очередь, министерство как орган, уполномоченный на взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, руководствуясь приказом Минсельхоза России от 17.03.2021 № 132 «Об утверждении формы отчета о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса, сельскохозяйственных товаропроизводителей, получателей средств, производителей зерновых культур за 2021 год и сроков его представления» представляет по утвержденной форме отчет о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса, сельскохозяйственных товаропроизводителей, получателей средств, производителей зерновых культур за I квартал текущего года, за полугодие текущего года; за I - III кварталы текущего года, за текущий год и в установленные сроки.

Так, форма № 9-АПК «Отчет о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства», заполняется сельскохозяйственными товаропроизводителями, осуществляющими деятельность по виду - сельское хозяйство, на основании имеющих учетных данных, где помимо прочих сведений отражается посевная и убранная площадь с разграничением видов сельскохозяйственных культур.

Таким образом, учитывая отсутствие правовой определенности в указанных правоотношениях, а также сетевого подразделение Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды для подтверждения воздействия на территории муниципального района Нефтегорский Самарской области, установление данного факта необходимо с целью формирования достоверных учетных данных и внесения изменения в ранее направленную отчётность.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.

Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются арбитражными судами в особом (специальном) процессуальном порядке (глава 27 АПК РФ).

Согласно частям 1 и 2 статьи 218 АПК РФ арбитражный суд рассматривает дела об установлении факта владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом как своим собственным; факта государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в определенное время и в определенном месте; факта принадлежности правоустанавливающего документа, действующего в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, если наименование юридического лица, имя, отчество или фамилия индивидуального предпринимателя, указанные в документе, не совпадают с наименованием юридического лица по его учредительному документу, именем, отчеством или фамилией индивидуального предпринимателя по его паспорту или свидетельству о рождении; других фактов, порождающих юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В части 1 статьи 219 АПК РФ определены юридические условия, совокупность которых необходима для установления юридических фактов в порядке особого производства: у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты; федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов.

Кроме того, заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, не может быть рассмотрено по существу арбитражным судом в порядке главы 27 АПК РФ, если такое обращение связывается с последующим разрешением спора о праве.

Так, согласно части 3 статьи 217 АПК РФ в случае, если при рассмотрении дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, выясняется, что возник спор о праве, арбитражный суд оставляет заявление об установлении фактов, имеющих юридическое значение, без рассмотрения, о чем выносит определение.

В соответствии с частью 3 статьи 221 АПК РФ при рассмотрении дела об установлении факта, имеющего юридическое значение, арбитражный суд в судебном заседании проверяет, не предусмотрен ли законом или иным нормативным правовым актом иной внесудебный порядок установления данного факта, имелась ли у заявителя другая возможность получить или восстановить необходимые документы, устанавливает, порождает ли данный факт юридически значимые последствия для заявителя в связи с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности, выясняет, не затрагивает ли права других лиц установление требуемого факта, не возник ли спор о праве.

На основании части 4 статьи 221 АПК РФ, если при рассмотрении заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение, выяснится, что имеется спор о праве, арбитражный суд оставляет без рассмотрения заявление об установлении юридического факта.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 76, заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, подлежит оставлению без рассмотрения, если требование возникло из спора о праве; такое требование может быть рассмотрено в общем порядке.

Установлено, что целью установления факта действия в вегетационный период в апреле - июне 2021 года на территории муниципального района Нефтегорский Самарской области обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, обусловленных погодно - климатическими условиями, характеризующимися сочетанием опасных агрометеорологических явлений (сильной атмосферной засухи и суховея) является необходимость решения вопроса о праве заинтересованных лиц, заявителя, на предоставленные за счет средств областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидии, в целях возмещения затрат, в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на производства зернобобовых культур, масленичных культур.

Следовательно, заявление по существу направлено на разрешение вопроса о праве, права на субсидии.

Как предусмотрено в подп. 3 п. 1 ст. 148 АПК РФ, арбитражный суд оставляет заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что при рассмотрении заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, выясняется, что возник спор о праве.

Истец освобожден от уплаты госпошлины, ввиду этого вопрос о распределении госпошлины не рассматривается судом.

Руководствуясь п.3 ч.1 ст.148, ст.ст.184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

Заявление Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области

об установлении факта, имеющего юридическое значение, факта действия в вегетационный период в апреле - июне 2021 года на территории муниципального района Нефтегорский Самарской области обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, обусловленных погодно - климатическими условиями, характеризующимися сочетанием опасных агрометеорологических явлений (сильной атмосферной засухи и суховея) оставить без рассмотрения.

Определение может быть обжаловано в месячный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

ФИО1