ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А56-112498/18 от 21.04.2020 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

25 мая 2020 года. Дело № А56-112498/2018/ж.1

Резолютивная часть определения объявлена 21 апреля 2020 года.

Полный текст определения изготовлен 25 мая 2020 года.

Судья Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Д.В. Лобова,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Васягиной В.К.,

рассмотрев в судебном заседании жалобу участника ООО «Альбатрос» ФИО1 на действие (бездействие) арбитражного управляющего

в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью «Альбатрос» (198035, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)

без участия сторон

установил:

В суд 07.09.2018 поступило заявление акционерного общества «Петербургская сбытовая компания» о признании общества с ограниченной ответственностью «Альбатрос» несостоятельным (банкротом).

Решением суда от 18.03.2019 ООО «Альбатрос» признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыта процедура банкротства – конкурсное производство сроком на 6 месяцев, то есть до 09 сентября 2019 года, конкурсным управляющим утвержден член Саморегулируемой организации арбитражных управляющих «Континент» ФИО2, судебное заседание по рассмотрению отчета конкурсного управляющего назначено на 10 сентября 2019 года в 09 час. 10 мин.

В суд поступила жалоба участника ООО «Альбатрос» ФИО1 на действие (бездействие) арбитражного управляющего ФИО2.

В пункте 1 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 12 от 21.04.2020 Верховным Судом Российской Федерации даны следующие разъяснения:

Вопрос о необходимости отложения разбирательства дела, приостановлении производства по делу, продлении срока рассмотрения дела должен решаться судом, арбитражным судом, в производстве которого находится дело, самостоятельно применительно к каждому конкретному делу с учетом необходимости соблюдения сроков рассмотрения дела судом соответствующей инстанции и разумного срока судопроизводства (статья 6 ГПК РФ, статья 6 АПК РФ, статья 10 КАС РФ, статья 6 УПК РФ).

С учетом обстоятельств дела, мнений участников судопроизводства и условий режима, введенного в субъекте Российской Федерации, суд вправе самостоятельно принять решение о рассмотрении в период действия ограничительных мер, связанных с противодействием распространению новой коронавирусной инфекции, дела, не относящегося к категории безотлагательных.

С учетом изложенного, суд считает возможным рассмотреть вопрос об обоснованности жалобы в реестр в настоящем судебном заседании.

Изучив материалы и доказательства по заявлению, арбитражный суд установил следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 60 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) заявления и ходатайства арбитражного управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, между ним и должником, жалобы кредиторов на нарушение их прав и законных интересов рассматриваются в заседании арбитражного суда не позднее чем через один месяц с даты получения указанных заявлений, ходатайств и жалоб, если иное не установлено Федеральным законом.

Согласно пункту 3 той же статьи в порядке и в сроки, которые установлены пунктом 1 данной статьи, рассматриваются жалобы гражданина, представителя учредителей (участников) должника, представителя собственника имущества должника - унитарного предприятия, иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, а также лиц, участвующих в процессе по делу о банкротстве, на действия арбитражного управляющего, решения собрания кредиторов или комитета кредиторов, нарушающие права и (или) законные интересы гражданина и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве и в процессе по делу о банкротстве.

В силу пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

В обоснование жалобы заявитель ссылается на ненадлежащее проведение арбитражным управляющим инвентаризации.

Как следует из материалов дела, конкурсным управляющим ФИО2 опубликованы результаты инвентаризации, из которых следует, что имущество у должника отсутствует.

В силу п. 2 ст. 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества.

Порядок и цели проведения инвентаризации имущества и отражения их результатов установлены в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухучете), «Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утвержденном Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н (далее -Приказ № 34н), «Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (ред. от 08.11.2010) (далее - Приказ № 49).

В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона о бухучете при инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.

Пунктом 1.2. Приказа № 49 определено понятие имущества: под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы. На основании п. 1.3 Приказа № 49 инвентаризации подлежит все имущество организации и все виды финансовых обязательств.

Разделом 2 Приказа № 49 предусмотрены Общие правила проведения инвентаризации.

На основании п. 2.2 Приказа № 49 для проведения инвентаризации в организации создается инвентаризационная комиссия, персональный состав которой утверждает руководитель организации. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты, могут быть включены представители службы внутреннего аудита организации независимых аудиторских организаций.

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Унифицированная форма инвентаризационной описи № ИНВ-1 утверждена постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88.

В соответствии с п. 2.10 Приказа № 49 описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший - в сдаче этого имущества.

Обязанность по проведению инвентаризации исполнена конкурсным управляющим ненадлежащим образом по следующим основаниям.

В нарушение вышеперечисленных норм раздела 2 приказа № 49 все инвентаризационные описи, в том числе, описи № 10 от 20.06.2016 и № 11 от 29.06.2016 подписаны исключительно конкурсным управляющим ФИО3 Отсутствуют подписи членов инвентаризационной комиссии, а также ранее исполнявшего обязанности руководителя должника, сдающего имущество должника вновь утвержденному управляющему.

При этом деятельность конкурсного управляющего ФИО3 обеспечивает штат специалистов (привлечен юрист и бухгалтер), что позволяло конкурсному управляющему сформировать инвентаризационную комиссию и провести инвентаризацию имущества в соответствии с требованиями Приказа № 49.

Пунктом 1.3 Приказа № 49 предусмотрено, что инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.

В том числе, инвентаризации подлежат денежные средства и денежные документы.

Инвентаризация кассы на основании п.3.39 Приказа № 49 производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 40 (указанный Порядок отменен. С 23.03.2015 действует Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У (ред. от 03.02.2015) "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства").

В соответствии с п. 3.43 Приказа № 49 инвентаризация денежных средств, находящихся в банке на расчетном (текущем) и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерии организации, с данными выписок банков.

Сведения о проведении инвентаризация денежных средств в кассе и на счете должника отсутствуют и не опубликованы в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (http://bankrot.fedresurs.ru).

Между тем на момент введения конкурсного производства на расчетном счете должника находилось более 600 000,00 рублей. Имущество должника, в том числе товары и «ключи» от интернет-банка переданы управляющему по акту. Следовательно, конкурсный управляющий знал о наличии указанного имущества.

Таким образом, конкурсным управляющим в результате сокрытия информации занижена конкурсная масса.

Также заявитель ссылается на нарушение сроков опубликования сведений в ЕФРСБ.

Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о банкротстве установлено, что сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с указанным законом, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном регулирующим органом.

Согласно пункту 2 статьи 28 Закона о банкротстве Единый федеральный реестр сведений о банкротстве представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством включения в него сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Единый федеральный реестр сведений о банкротстве является неотъемлемой частью Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Порядок формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.04.2013 N 178 (далее - Порядок от 05.04.2013 N 178).

В соответствии с п. 3.1. Порядка в случае если федеральным законом или иным нормативным правовым актом предусмотрено внесение (включение) в информационный ресурс сведений, подлежащих также опубликованию, но срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс не установлен, соответствующие сведения вносятся (включаются) в информационный ресурс не позднее трех рабочих дней с даты возникновения обязанности по их опубликованию, установленной соответствующим федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.12.2019 по делу № А56121348/2019 установлены следующие нарушения:

1. Ненадлежащим образом исполнена обязанность, предусмотренная п.6 ст. 28, п.4 ст.20.3 Закона о банкротстве и п.3.1 Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 05.04.2013 №178 (далее - Порядок), а именно: нарушен срок размещения в ЕФРСБ сообщения об удовлетворении судом заявления ФИО4 о намерении погасить обязательства Должника.

2. Ненадлежащим образом исполнена обязанность, предусмотренная п. 4 ст. 20.3, п. 4 ст. 61.1 Закона о банкротстве, а именно: сведения о подаче АО «Петербургская сбытовая компания» в арбитражный суд заявления о признании сделки Должника недействительной включены в ЕФРСБ с нарушением срока, предусмотренного законом.

3. Ненадлежащим образом исполнена обязанность, предусмотренная п. 4 ст. 20.3, п. 2 ст. 100 Закона о банкротстве, а именно: сведения о получении требований кредиторов АО «Петербургская сбытовая компания» и ООО «Жилкомсервис №2 Кировского района» включены в ЕФРСБ с нарушением срока, предусмотренного законом.

4. Ненадлежащим образом исполнена обязанность, предусмотренная п. 4 ст. 20.3, п. 6 ст. 28 Закона о банкротстве и п.3.1 Порядка, а именно: сведения о прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) Должника не включены в ЕФРСБ.

Судом сделан вывод о доказанности факта ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим обязанностей, предусмотренных п.6 ст.28, п.4 ст.61.1, п.1 ст. 142 Закона о банкротстве.

Доказательств того, что у управляющего не имелось возможности для исполнения обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), в установленный срок, а также, что данным лицом были приняты все зависящие от него меры по их исполнению, в материалы дела не представлено.

Указанные действия/бездействия арбитражного управляющего не соответствуют и противоречат требованиям действующего законодательства, нарушают права и законные интересы кредиторов.

На основании изложенного, жалоба подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 60 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Арбитражный суд определил:

Признать незаконными действия (бездействия) конкурсного управляющего ООО «Альбатрос» ФИО2, выразившиеся в следующем:

- ненадлежащем проведении инвентаризации имущества ООО «Альбатрос»;

- ненадлежащим исполнении обязанности, предусмотренной п.6 ст. 28, п.4 ст.20.3 Закона о банкротстве и п.3.1 Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 05.04.2013 №178 (далее - Порядок), а именно: нарушен срок размещения в ЕФРСБ сообщения об удовлетворении судом заявления ФИО4 о намерении погасить обязательства Должника.

- ненадлежащим исполнении обязанности, предусмотренной п. 4 ст. 20.3, п. 4 ст. 61.1 Закона о банкротстве, а именно: сведения о подаче АО «Петербургская сбытовая компания» в арбитражный суд заявления о признании сделки Должника недействительной включены в ЕФРСБ с нарушением срока, предусмотренного законом.

- ненадлежащим исполнении обязанности, предусмотренной п. 4 ст. 20.3, п. 2 ст. 100 Закона о банкротстве, а именно: сведения о получении требований кредиторов АО «Петербургская сбытовая компания» и ООО «Жилкомсервис №2 Кировского района» включены в ЕФРСБ с нарушением срока, предусмотренного законом.

- ненадлежащим исполнении обязанности, предусмотренной п. 4 ст. 20.3, п. 6 ст. 28 Закона о банкротстве и п.3.1 Порядка, а именно: сведения о прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) Должника не включены в ЕФРСБ.

Определение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья Д.В. Лобова