ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А56-118325/19 от 10.06.2020 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отказе в отмене обеспечения иска

г.Санкт-Петербург

10 июня 2020 года. Дело № А56-118325/2019

Судья Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:

судьи Балакир М.В.,

при ведении протокола судебного заседания до перерыва: секретарем Степановой Л.В., после перерыва: секретарем Недвежаевой А.Г.,

рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Технотранс» об отмене мер по обеспечению иска, принятых определением от 21.11.2019,

по делу по иску:

заявитель: общество с ограниченной ответственностью «Порт Высоцкий»

заинтересованное лицо: Администрация муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области

третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Технотранс»

о признании недействительным постановления от 25.10.2019 № 4194, об обязании завершить процедуру предоставления земельного участка на торгах в порядке предусмотренным ст. 39.11 ЗК РФ

при участии до и после перерыва:

- от истца: представитель Владимирова Н.В., на основании доверенности от 20.11.2019,

- от ответчика: представитель Серова А.В., на основании доверенности от 10.01.2020,

- от третьего лица: представители Земцов Д.Г., Мухортинов П.А., на основании доверенности от 17.01.2020,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Порт Высоцкий» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным постановления Администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области (далее – Администрация) от 25.10.2019 № 4194, обязании заинтересованного лица завершить процедуру предоставления земельного участка площадью 21579 кв.м., кадастровый номер №47:01:0301002:108 на торгах в порядке предусмотренным ст. 39.11 ЗК РФ.

Определением от 21.11.2019 суд запретил Администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области совершать любые действия в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:01:0301002:108, площадью 21579 кв.м. по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, г.Высоцк, в том числе направленные на отчуждение земельного участка, передачу его третьим лицам по договорам до вступления в законную силу решения по настоящему делу.

Определением от 28.01.2020 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью «Технотранс»; приостановил производство по делу до вступления в законную силу судебного акта по делу №А56-117750/2019. 15.05.2020 суд возобновил производство по делу.

От общества с ограниченной ответственностью «Технотранс» поступило заявление об отмене мер по обеспечению иска, принятых определением от 21.11.2019.

В обоснование своих доводов ООО «Технотранс» указало, что выступает инвестором и инициатором проекта строительства «Высоцкого зернового терминала» (далее - Проект). Письмом от 25.04.2018 № 3344 Администрация предварительно согласовала предоставление земельных участков для реализации Проекта с указанием их четких границ (приложение 1): граница с севера - земельные участки с кад. номерами 47:01:0301002:20 и 47:01:0301002:25, правообладатель Общество; граница с востока - полоса отвода линейного объекта - пути общего пользования ОАО «РЖД»; граница с юга - земельный участок с кад. номером 47:01:0301005:27, правообладатель ООО «РПК-Высоцк «Лукойл-П»; с запада - акватория бухты Большая Пихтовая Финского залива.

Заявитель ходатайства ссылается на то, что земельный участок с кадастровым номером 47:01:0301002:108, площадью 21695 кв.м., входит в границы земельных участков, ранее предварительно согласованных Администрацией письмом от 25.04.2018 № 3344 к предоставлению ООО «Технотранс» для реализации Проекта.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 18.10.2019 № 475 (приложение 3) Проект включён в Государственную программу «Стимулирование экономической активности Ленинградской области», утверждённую постановлением Правительства Ленинградской области от 14.11.2013 № 394. Проект включен в Государственную программу в границах, согласованных Администрацией письмом от 25.04.2018 №3344.

Письмом ООО «Технотранс» от 25.11.2019 № 1674/11/19 инициировано включение Правительством Российской Федерации Проекта в схему территориального планирования в области федерального транспорта. К указанному письму приложены текстовое и графическое описание границ землеотвода для реализации Проекта, которые совпадают с границами, согласованными Администрацией письмом от 25.04.2018 № 3344 включая земельный участок с кадастровым номером 47:01:0301002:108.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 979-р Проект включён в схему территориального планирования в области федерального транспорта, утверждённую распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 № 384-р, информация о Проекте включена в сведения Федеральной государственной информационной системы территориального планирования. Абзацем 5 подпункта «в» пункта 1 распоряжения от 12.04.2020 № 979-р позиция 51 подраздела «Морской транспорт», содержащая информацию о морском порте Высоцк дополнена указанием на строительство зернового терминала мощностью 4 млн. тонн в год на территории Ленинградской области, Выборгского района, Высоцкого городского поселения.

Подпунктом 14 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный участок не может быть предметом аукциона, если в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории такой участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.

По мнению ООО «Технотранс» включение Проекта в Схему территориального планирования в области федерального транспорта и Государственную программу Ленинградской области являются обстоятельствами, которые в силу подп. 14 и 15 п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ исключают проведение торгов в отношении всех участков, входящих в согласованные Администрацией границы землеотвода под Проект, включая земельный участок с кадастровым номером 47:01:0301002:108, делают предоставление земельных участков, попадающих в согласованные Администрацией границы землеотвода под Проект, единственно возможным в порядке, предусмотренном подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ без торгов; определяют цель использования земельных участков для размещения морского зернового терминала, тем самым устанавливая единые требования к участкам, входящим в согласованный землеотвод, а именно - требование о смежности границ участков как обязательная предпосылка к последующему их объединению, требование к виду разрешённого использования, позволяющему создавать морской терминал, требование о возможности строительства на всей территории земельных участков включая береговую линию.

Таким образом, как полагает податель ходатайства, включение Проекта в Схему территориального планирования в области федерального транспорта и в Государственную программу Ленинградской области является обстоятельством, в силу которого проведение аукциона в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:01:0301002:108 невозможно.

Рассмотрев данное ходатайство, суд не находит оснований для его удовлетворения.

Пунктом 22 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" предусмотрено, что ответчик, иные лица, участвующие в деле (часть 1 статьи 97 АПК РФ), а также лица, чьи права и интересы нарушены в результате применения обеспечительных мер (статья 42 АПК РФ), после получения определения арбитражного суда о применении обеспечительных мер вправе обратиться с ходатайством об их отмене в суд, их применивший, в порядке, предусмотренном статьей 97 АПК РФ, представив объяснения по существу примененных мер, на основании которых суд повторно проверяет наличие оснований, установленных частью 2 статьи 90 АПК РФ, и оценивает отношения на соответствие критериям, указанным в пункте 10 настоящего Постановления. С учетом сбалансированной оценки доводов заявителя и ответчика суд отказывает в отмене обеспечительных мер либо выносит определение об их отмене.

Законом не предусмотрен перечень случаев, при которых обеспечительные меры могут быть отменены. Однако из содержания статей 90, 93, 96, 97 АПК РФ следует, что отмена принятой судом обеспечительной меры возможна лишь в случае представления доказательств того, что устранены обстоятельства, которые могли затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также причинить существенный ущерб заявителю, представления встречного обеспечения, добровольного исполнения судебного решения ответчиком либо вступления в законную силу судебного акта об отмене такого решения и отказе в иске.

В пункте 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" разъяснено, что при оценке доводов заявителя о необходимости принятия обеспечительных мер следует, в частности, иметь в виду обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон и предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.

Согласно подпункту 14 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.

Однако, согласно подпункту 15 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок предназначен для размещения здания или сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации или адресной инвестиционной программой.

На дату подачи заявления о применении обеспечительных мер территория, на которой расположен спорный земельный участок, уже была включена в Государственную программу субъекта РФ «Стимулирование экономической активности Ленинградской области» в соответствии с Постановлением Правительства Ленинградской области от 18.10.2019 №475.

Таким образом, на дату подачи заявления о применении обеспечительных мер уже было основание, в соответствии с которым спорный участок не мог быть предметом аукциона, в ходе рассмотрения дела появилось еще одно аналогичное основание, что не должно являться причиной для отмены обеспечительных мер, поскольку указанные обстоятельства могут влиять только на исход дела по существу и не связаны с применением обеспечительных мер.

Согласно п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 №55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» (далее - Постановление №55) Арбитражным судам следует учитывать, что обеспечительные меры являются ускоренным средством защиты, следовательно, для их применения не требуется представления доказательств в объеме, необходимом для обоснования требований и возражений стороны по существу спора. Обязательным является представление заявителем доказательств наличия оспоренного или нарушенного права, а также его нарушения.

В определении о применении обеспечительных мер либо об отказе в их применении арбитражный суд должен дать оценку обоснованности доводов заявителя о необходимости принятия обеспечительных мер.

Кроме того, рассматривая заявления о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 АПК РФ.

Аналогичные требования должны применяться судом и при рассмотрении заявлений (ходатайств) лиц, участвующих в деле, об отмене обеспечительных мер.

По смыслу пункта 22 Постановления №55 ответчик, иные лица, участвующие в деле при обращении в суд с ходатайством об отмене обеспечительных мер, должны представить объяснения по существу примененных мер, на основании которых суд повторно проверяет наличие оснований, установленных частью 2 статьи 90 АПК РФ, и оценивает отношения на соответствие критериям, указанным в пункте 10 Постановления №55.

Следует отметить, что обстоятельства, изложенные ООО «Технотранс» в заявленном ходатайстве об отмене обеспечительных мер не связаны с применением обеспечительных мер, а могут влиять только на исход дела по существу, что не является основанием для отмены мер, принятых судом в отношении спорного земельного участка.

Более того, отмена обеспечительных мер может привести к тому, что в течение периода рассмотрения настоящего дела спорный земельный участок с кадастровым номером 47:01:0301002:108 или вновь образованный земельный участок, в границы которого войдет полностью или частично площадь земельного участка кадастровый номер 47:01:0301002:108 будет предоставлен Администрацией МО «Выборгский район» Ленинградской области без проведения торгов в распоряжение третьего лица, а по окончании рассмотрения дела требования Заявителя будут признаны Арбитражным судом обоснованными и удовлетворены, то Заявителю и иным лицам, чьи интересы будут затронуты принятым судебным актом, потребуется значительное время на соблюдение процедуры возврата земельного участка из распоряжения иных лиц и его передачи на торги. Указанные обстоятельства существенно затруднят исполнение принятого судом судебного акта.

С учетом изложенного, обеспечительные меры, принятые судом в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:01:0301002:108, непосредственно связаны с предметом спора по настоящему делу и необходимы для обеспечения исполнения судебного акта и предотвращения возможного ущерба заявителя (ч.2 ст.90 АПК РФ). Кроме того, согласно пункту 9 Постановления №55 указанные меры позволят обеспечить соблюдение баланса интереса сторон.

Поскольку ООО «Технотранс» не представлено доказательств, свидетельствующих об отсутствии необходимости действия обеспечительных мер, ходатайство ООО «Технотранс» надлежит отклонить.

Руководствуясь статьями 94, 97 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

определил:

В удовлетворении заявления ОО «Технотранс» об отмене мер по обеспечению иска отказать.

На определение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий месяца со дня его вынесения.

Судья Балакир М.В.