ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А56-128532/18 от 07.11.2018 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об обеспечении иска

г. Санкт-Петербург

07 ноября 2018 года. Дело № А56-128532/2018

Судья Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области Галенкина К.В.,

рассмотрев заявление Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории культуры о принятии мер по обеспечению иска,

установил:

Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории культуры (далее – истец, КГИОП) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Бридж» (далее – ответчик) о взыскании 220 000 руб. штрафа за нарушение условий охранного обязательства от 21.01.2005 № 1432, обязании в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке выполнить работы по приведению планировочной структуры помещения в соответствие с согласованной с КГИОП проектной документацией.

Определением от 22.10.2018 суд принял исковое заявление к производству, назначил предварительное судебное заседание и судебное заседание арбитражного суда первой инстанции.

06.11.2018 от истца поступило заявление о принятии мер по обеспечению иска в виде запрета ответчику проводить работы на объекте, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, ФИО1 переулок, дом 13-15, литера А, в отсутствие разрешения КГИОП.

Заявление о принятии обеспечительных мер мотивировано тем, что проведение ответчиком на объекте культурного наследия строительных работ, не согласованных в установленном порядке с КГИОП, повлечет уничтожение имеющих историко-культурное значение и подлежащих обязательному сохранению элементов памятника.

Рассмотрев заявление, суд полагает подлежащим его удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных названным Кодексом, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 91 названного Кодекса одной из обеспечительных мер является запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора.

Из представленного в материалы дела акта от 24.05.2018 следует, что истцом в отношении ответчика проведена внеплановая выездная проверка деятельности в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Актом проверки от 24.05.2018 установлено, что собственником помещения (ответчиком) ведутся самовольные работы, в помещении по демонтажу перегородок между помещениями №№ 14, 15, 16, 17, 18, 20.

При визуальном осмотре установлено, что:

- демонтирована перегородка между помещениями 18 и 20 (нарушение пунктов 2.3, 2.5, 2.10 охранного обязательства);

- демонтирована перегородка между помещениями 14 и 15 (нарушение пунктов 2.3, 2.5, 2.10 охранного обязательства);

- демонтирована перегородка между помещениями 16 и 17 (нарушение пунктов 2.3, 2.5, 2.10 охранного обязательства);

- в помещениях 18 и 15 демонтировано санитарно-техническое оборудование (нарушение пунктов 2.3, 2.5 охранного обязательства).

При этом письменное задание КГИОП на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия КГИОП не выдавалось.

Таким образом, в результате проведенного КГИОП проверочного мероприятия выявлен факт нарушения ответчиком требований действующего законодательства, регулирующих порядок проведения работ на объектах культурного наследия, что может привести к ухудшению состояния объекта в целом и затруднению исполнения решения суда.

Изучив доводы, приведенные в обоснование ходатайства истца, суд полагает, что принятие обеспечительной меры в виде запрета на проведение проводить работы на объекте в отсутствие разрешения КГИОП направлено на предотвращение причинения ущерба объекту культурного наследия «Доходный дом страхового общества «Россия»». Принятие соответствующих обеспечительных мер будет способствовать защите публичных интересов по сохранению объекта в его подлинном виде.

Согласно преамбуле Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, установлена обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Пунктами 2 и 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан на сохранность объектов культурного наследия и доступ к культурным ценностям, а так же обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Конституционный суд Российской Федерации в определении от 15.07.2010 № 931-0-0 отметил, что Российская Федерация призвана создавать условия, необходимые для сохранения объектов исторического и культурного наследия, их целостности и обеспечения благоустройства, приспособления и улучшения использования, и гарантировать реализацию гражданами права на доступ к культурным ценностям (пункт 4.1).

Согласно пункту 3 статьи 6 Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия от 16.11.1972 каждое государство обязуется не принимать каких-либо преднамеренных действий, которые могли бы причинить прямо или косвенно ущерб культурному и природному наследию.

Таким образом, перечисленные нормы закрепляют обязанности государства и каждого его гражданина в сохранении объектов культурного наследия и культурных ценностей, являясь гарантией соблюдения публичного интереса, выраженного в реализации прав на сохранение объектов недвижимого имущества со связанными с ними предметами материальной культуры, возникшими в результате исторических событий, представляющими собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющимися подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры, свидетельствами эпох и цивилизаций.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Учитывая перечисленные нормы и смысл законодательства об объектах культурного наследия Российской Федерации в целом, арбитражный суд считает, что заявленные меры по обеспечению иска направлены на предотвращение повреждения, изменения облика, нарушения установленного порядка использования и других действий, могущих причинить вред объекту культурного наследия.

Заявленные обеспечительные меры соразмерны заявленным исковым требованиям и направлены на сохранение существующего состояния отношений между сторонами до разрешения спора, что свидетельствует о соблюдении баланса интересов.

Руководствуясь статьями 90, 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

определил:

Запретить обществу с ограниченной ответственностью «Бридж» производить строительные и иные работы в отношении объекта культурного наследия «Доходный дом страхового общества «Россия»», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ФИО1 переулок, дом 13-15, литера А, в отсутствие разрешения Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории культуры.

На определение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий месяца со дня его вынесения.

Судья Галенкина К.В.