Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу
г.Санкт-Петербург
13 февраля 2008 года Дело № А56-14024/2007
Резолютивная часть определения объявлена 06 февраля 2008 года.
Полный текст определения изготовлен 13 февраля 2008 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе предсеательствующего Боровлев Д.Ю., судей Глазкова Е.Г., Стрельчук У.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Боровлевым Д.Ю.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: ФИО1
к Совет депутатов Муниципального образования "Город Гатчина" Гатчинского
муниципального района ЛО
третье лицо 1.) Комитет по тарифам и ценовой политике Правительства ЛО ,
2.) Администрация МО "Город Гатчина" Ленинградской области
о признании недействующими отдельных положений муниципального нормативного правового акта
при участии
- от заявителя: не явился, извещен
- от заинтересованного лица: ФИО2, доверенность от 17.10.2007 № 01/125
- от третьих лиц: 1.) ФИО3, доверенность от 25.05.2007
2.) ФИО4, доверенность от 26.04.2007 № 538
установил:
Гражданин ФИО1 (далее – Заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействующими с момента принятия следующих положений решения от 20.12.2006 № 115 «О тарифах на жилищно-коммунальные услуги в 2007 году» (далее – Решение) Совета депутатов муниципального образования «Город Гатчина» Ленинградской области (далее – Совет): подпункта «а» пункта 2 Решения в части утверждения и введения в действие с 01.01.2007 тарифов на услуги МУП «Тепловые сети» для населения в 2007 году; приложения № 3 к Решению в части тарифов на услуги МУП «Тепловые сети» для населения в 2007 году (раздел I горячее водоснабжение и раздел II отопление); обязать представительный орган местного самоуправления опубликовать информацию о решении суда в течение десяти дней со дня его вступления в силу.
Заявитель полагает, что оспариваемый муниципальный нормативный правовой акт в части государственного регулирования тарифов на тепловую энергию не соответствует законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу: пункту 2 статьи 1, статьи 15 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», статьям 2, 6 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию в Российской Федерации», Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации; Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, нарушает его права и законные интересы как собственника жилого помещения и потребителя коммунальных услуг, незаконно возлагает на него обязанности, и создает препятствия по осуществлению экономической деятельности в сфере коммунального комплекса.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Комитет по тарифам и ценовой политике правительства Ленинградской области (далее – Комитет) и Администрация муниципального образования «Город Гатчина» (далее – Администрация).
Заявитель ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, извещенный под роспись в протоколе о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено в его отсутствие.
Представитель Совета возражал против удовлетворения требований Заявителя по мотивам, изложенным в отзыве (л.д.25-30)
Представители Комитета и Администрации возражали против удовлетворения требований, по мотивам, изложенным в отзыве (л.д.51-73, 79-80), полагая, что федеральными законами споры, связанные с установлением нормативов потребления и тарифов на коммунальные услуги для населения к подведомственности арбитражного суда не отнесены.
Из представленных в материалы дела доказательств и доводов представителей сторон судом установлены следующие обстоятельства.
Совет депутатов муниципального образования «Город Гатчина» Ленинградской области решением 20.12.2006 № 115 «О тарифах на жилищно-коммунальные услуги в 2007 году», опубликованным 28.12.2006 в газете «Гатчинская правда» установил с 01.01.2007 на услуги МУП «Тепловые сети» для населения в 2007 году следующие тарифы (с налогом на добавленную стоимость):
I. Горячее водоснабжение
Характеристика благоустроенности дома и жилого помещения | Тарифы (с НДС), руб./куб.м |
Дома с централизованным горячим водоснабжением | 37,44 |
Дома с индивидуальными тепловыми пунктами | 30,34 |
II. Отопление
Характеристика благоустроенности дома и жилого помещения | Тарифы (с НДС), руб. в месяц | ||
На 1 кв. м общей площади - для квартир 1) | На 1 кв. м жилой площади - для комнат 2) | ||
В отопительный период (теплоснабжение и содержание сетей) | |||
Дома с централизованным горячим водоснабжением или тепловыми пунктами | 15,35 | 23,03 | |
Дома с газовыми водонагревателями | С ванной | 15,35 | 23,03 |
Без ванны | 14,48 | 21,72 | |
Дома без горячего водоснабжения | С газом | 14,09 | 21,14 |
Без газа | 13,28 | 19,92 | |
В межотопительный период (содержание сетей) | |||
Все виды домов и жилых помещений | 3,10 | 4,65 |
Согласно статье 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (далее – Закон № 41-ФЗ) предметом регулирования данного Закона являются правоотношения, возникающие при установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями.
В статье 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее – Закон № 210-ФЗ) предусмотрено, что данный Закон устанавливает тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры; тарифы организаций коммунального комплекса на подключение; надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Правоотношения, возникающие в сфере установления тарифов на коммунальные услуги, к которым, согласно пункту 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), кроме прочих, отнесены горячее водоснабжение и отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с пунктами 10, 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ являются предметом регулирования жилищного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, законодатель разграничил понятия тарифов на тепловую энергию и товары (услуги) организаций коммунального комплекса и тарифов по централизованному отоплению и горячему водоснабжению как тарифов на коммунальные услуги.
Согласно частям 1, 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг утверждаемых органами местного самоуправления, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
В силу подпунктов 1, 6, 7 части 2 статьи 5 Закона № 210-ФЗ органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи (далее - органы регулирования муниципальных образований, а также органы регулирования):
- определяют метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
- осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей;
- устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
В сотве6тствии с пунктом 4.1. части 1 статьи Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями:
- регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения.
Федеральный закон, регулирующий принципы и порядок установления тарифов на коммунальные услуги, на момент рассмотрения настоящего спора не принят. Вместе с тем, как следует из приведенных норм, установление названных тарифов отнесено к полномочиям не только органов государственной власти субъектов Российской Федерации, но и органов местного самоуправления, что корреспондируется с положениями пункта 4.1 части 2 статьи 17 Закона № 131-ФЗ, подпунктами 1, 6, 7 части 2 статьи 5 Закона № 210-ФЗ.
Суд приходит к выводу, что Заявитель ошибочно полагает что Совет, принимая оспариваемое Решение, основывался на положениях Закона № 41-ФЗ, статьей 7.1 которого предусмотрено, что споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
В связи с изложенным, довод Заявителя о том, что Советом в нарушение статьи 6 Закона № 41-ФЗ превышены его полномочия, отклонен как необоснованный.
В силу пункта 1 статьи 2 АПК РФ задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Согласно части 3 статьи 191 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
Федеральными законами споры, связанные с установлением нормативов потребления и тарифов на коммунальные услуги для населения к подведомственности арбитражного суда не отнесены.
Таким образом, заявление гражданина ФИО1 о признании частично не действующим Решения от 20.12.2006 № 115 не подлежит рассмотрению в Арбитражном суде, на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ производство по делу подлежит прекращению.
Руководствуясь статьями 150, 151, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
определил:
Производство по делу прекратить.
Возвратить гражданину ФИО1 госпошлину в сумме 100 руб.
На Определение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий месяца со дня его вынесения.
Председательствующий Боровлев Д.Ю.
Судьи Глазков Е.Г.
Стрельчук У.В.