ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А56-14024/07 от 06.02.2008 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

г.Санкт-Петербург

13 февраля 2008 года                                                                       Дело № А56-14024/2007

Резолютивная часть определения объявлена  06 февраля 2008 года.

Полный текст определения изготовлен 13 февраля 2008 года.

Арбитражный суд города  Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе предсеательствующего Боровлев Д.Ю., судей Глазкова Е.Г., Стрельчук У.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей Боровлевым Д.Ю.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:  ФИО1

к  Совет депутатов Муниципального образования "Город Гатчина" Гатчинского

муниципального района ЛО

третье лицо 1.) Комитет по тарифам и ценовой политике Правительства ЛО ,

2.) Администрация МО "Город Гатчина" Ленинградской области

о признании недействующими отдельных положений муниципального нормативного правового акта

при участии

- от заявителя: не явился, извещен

- от заинтересованного лица: ФИО2, доверенность от 17.10.2007 № 01/125

- от третьих лиц: 1.) ФИО3, доверенность от 25.05.2007

2.) ФИО4, доверенность от 26.04.2007 № 538

установил:

Гражданин ФИО1 (далее – Заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействующими с момента принятия следующих положений решения от 20.12.2006  № 115 «О тарифах на жилищно-коммунальные услуги в 2007 году» (далее – Решение) Совета депутатов муниципального образования «Город Гатчина» Ленинградской области (далее – Совет):  подпункта «а» пункта 2 Решения в части утверждения и введения в действие с 01.01.2007 тарифов на услуги МУП «Тепловые сети» для населения в 2007 году; приложения № 3 к Решению в части тарифов на услуги МУП «Тепловые сети» для населения в 2007 году (раздел I горячее водоснабжение и раздел II отопление); обязать представительный орган местного самоуправления опубликовать информацию о решении суда в течение десяти дней со дня его вступления в силу.

Заявитель полагает, что оспариваемый муниципальный нормативный правовой акт в части государственного регулирования тарифов на тепловую энергию не соответствует законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу: пункту 2 статьи 1, статьи 15 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», статьям 2, 6 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию в Российской Федерации», Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации; Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, нарушает его права и законные интересы как собственника жилого помещения и потребителя коммунальных услуг, незаконно возлагает на него обязанности, и создает препятствия по осуществлению экономической деятельности в сфере коммунального комплекса.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Комитет по тарифам и ценовой политике правительства Ленинградской области (далее – Комитет) и Администрация муниципального образования «Город Гатчина» (далее – Администрация).

Заявитель ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, извещенный под роспись в протоколе о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со статьями  123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено в его отсутствие.  

Представитель Совета возражал против удовлетворения требований Заявителя  по мотивам, изложенным в отзыве (л.д.25-30)

Представители Комитета и Администрации возражали против удовлетворения требований, по мотивам, изложенным в отзыве  (л.д.51-73, 79-80), полагая, что федеральными законами споры, связанные с установлением нормативов потребления и тарифов на коммунальные услуги для населения к подведомственности арбитражного суда не отнесены.

  Из представленных в материалы дела доказательств и доводов представителей сторон судом установлены следующие обстоятельства.

Совет депутатов муниципального образования «Город Гатчина» Ленинградской области решением 20.12.2006  № 115 «О тарифах на жилищно-коммунальные услуги в 2007 году», опубликованным 28.12.2006 в газете «Гатчинская правда» установил с 01.01.2007 на услуги МУП «Тепловые сети» для населения в 2007 году   следующие тарифы (с налогом на добавленную  стоимость):

I.  Горячее водоснабжение

Характеристика благоустроенности дома и жилого помещения

Тарифы (с НДС),

руб./куб.м

Дома с централизованным горячим водоснабжением

37,44

Дома с индивидуальными тепловыми пунктами

30,34

II. Отопление

Характеристика благоустроенности дома и жилого помещения

Тарифы (с НДС), руб. в месяц

На 1 кв. м общей площади - для квартир 1)

На 1 кв. м жилой площади - для комнат 2)

В отопительный период  (теплоснабжение и содержание сетей)

Дома с централизованным горячим водоснабжением или тепловыми пунктами

15,35

23,03

Дома с газовыми водонагревателями

С ванной

15,35

23,03

Без ванны

14,48

21,72

Дома без горячего водоснабжения

С газом

14,09

21,14

Без газа

13,28

19,92

В   межотопительный  период  (содержание  сетей)

Все виды домов и жилых помещений

3,10

4,65

Согласно статье 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (далее – Закон № 41-ФЗ) предметом регулирования данного Закона являются правоотношения, возникающие при установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями.

В статье 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее – Закон № 210-ФЗ) предусмотрено, что данный Закон устанавливает тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры; тарифы организаций коммунального комплекса на подключение; надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Правоотношения, возникающие в сфере установления тарифов на коммунальные услуги, к которым, согласно пункту 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), кроме прочих, отнесены горячее водоснабжение и отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с пунктами 10, 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ являются предметом регулирования жилищного законодательства Российской Федерации.

Таким образом, законодатель разграничил понятия тарифов на тепловую энергию и товары (услуги) организаций коммунального комплекса и тарифов по централизованному отоплению и горячему водоснабжению как тарифов на коммунальные услуги.

Согласно частям 1, 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг утверждаемых органами местного самоуправления, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.

В силу подпунктов 1, 6, 7 части 2 статьи 5 Закона № 210-ФЗ органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи (далее - органы регулирования муниципальных образований, а также органы регулирования):

- определяют метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;

- осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей;

- устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.

В сотве6тствии с пунктом 4.1. части 1 статьи Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями:

- регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения.

Федеральный закон, регулирующий принципы и порядок установления тарифов на коммунальные услуги, на момент рассмотрения настоящего спора не принят. Вместе с тем, как следует из приведенных норм, установление названных тарифов отнесено к полномочиям не только органов государственной власти субъектов Российской Федерации, но и органов местного самоуправления, что корреспондируется с положениями пункта 4.1 части 2 статьи 17 Закона № 131-ФЗ, подпунктами 1, 6, 7 части 2 статьи 5 Закона № 210-ФЗ.

Суд приходит к выводу, что Заявитель ошибочно полагает что Совет, принимая оспариваемое Решение, основывался на положениях Закона № 41-ФЗ, статьей 7.1 которого предусмотрено, что споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

В связи с изложенным, довод Заявителя о том, что Советом в нарушение статьи 6 Закона № 41-ФЗ превышены его полномочия, отклонен как необоснованный.

  В силу пункта 1 статьи 2 АПК РФ задачей судопроизводства в арбитражных судах является  защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере.

В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 АПК РФ  арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Согласно части 3 статьи 191 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.

Федеральными законами споры, связанные с установлением нормативов потребления и тарифов на коммунальные услуги для населения к подведомственности арбитражного суда не отнесены.

Таким образом, заявление гражданина ФИО1 о признании частично не действующим Решения от 20.12.2006 № 115 не подлежит рассмотрению в Арбитражном суде, на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ производство по делу подлежит прекращению.

Руководствуясь статьями 150, 151, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

определил:


     Производство по делу прекратить.

Возвратить гражданину ФИО1 госпошлину в сумме 100 руб.

На Определение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий месяца со дня его вынесения.

Председательствующий                                                                               Боровлев Д.Ю.

Судьи                                                                                                             Глазков Е.Г.

                                                                                             Стрельчук У.В.