ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А56-18458/20 от 09.07.2020 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

09 июля 2020 года Дело № А56-18458/2020

Судья Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области Катарыгина В.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Столыпиной Н.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску/ заявлению

заявитель Общество с ограниченной ответственностью «Энергоснаб - Красные зори»

заинтересованное лицо Комитет по тарифам Санкт-Петербурга

третье лицо Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Центр тарифно-экспертного обеспечения»; Государственное унитарное предприятие «Водоканал Санкт-Петербурга»

об оспаривании распоряжения

при участии

от заявителя – Николина М.Е., по доверенности от 20.02.2019,

от заинтересованного лица – Тоток В.А., по доверенности от 03.12.2019,

от третьего лица – Иевлев И.В., по доверенности от 17.05.2020

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Энергоснаб - Красные зори» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (далее – Комитет) от 16.12.2019 №224-р «Об установлении тарифов на транспортировку сточных вод общества с ограниченной ответственностью «Энергоснаб – Красные Зори» на территории Санкт-Петербурга на 2020 год».

Согласно статье 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

- об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам;

- об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам;

- об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;

- об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

- о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций;

- другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Как указано в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 оспаривание нормативного правового акта, а также акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), главой 23 АПК РФ.

Такое оспаривание производится посредством подачи административного искового заявления, заявления о признании недействующим нормативного правового акта (далее также - заявление об оспаривании нормативного правового акта), как не соответствующего федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и в связи с этим не подлежащим применению для регулирования тех или иных общественных отношений, а также посредством подачи административного искового заявления, заявления о признании недействующим акта, обладающего нормативными свойствами (далее также - заявление об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами), как не соответствующего по своему содержанию действительному смыслу разъясняемых нормативных положений.

Последствием признания судом нормативного правового акта, а также акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части.

Как указано в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.

Следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации).

В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать утвержденные данным актом типовые, примерные приложения, содержащие правовые нормы. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений и служить основанием для отказа в рассмотрении дела по правилам главы 21 КАС РФ, главы 23 АПК РФ.

В пункте 4.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 31.03.2015 № 6-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Газпром нефть» указано, что в сложившейся правовой доктрине и сформированной на ее основе юридической практике, под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, а под правовой нормой - общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

В соответствии с частью 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных представительных) и исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ).

Подпунктом «ж» пункта 1 статьи 1 Закона №184-ФЗ закреплен принцип самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.

Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 17 Закона №184-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 37 Устава Санкт-Петербурга, Губернатор Санкт-Петербурга является высшим должностным лицом Санкт-Петербурга.

В соответствии с частями 3, 5 статьи 45 Устава Санкт-Петербурга структура исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга определяется Губернатором Санкт-Петербурга в соответствии с его полномочиями, установленными Уставом. Исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга обладают правами юридических лиц.

Согласно п. 27 приложения №1 Постановления Губернатора Санкт-Петербурга от 31.05.2012 № 36-пг «О структуре исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга» Комитет входит в структуру исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 № 1346 «О Комитете по тарифам Санкт-Петербурга» утверждено Положение о Комитете по тарифам Санкт-Петербурга далее (Положение).

Согласно пунктам 1.1, 1.2-1, 1.4 Положения Комитет является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга в области государственного регулирования тарифов и уполномочен на осуществление регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга, в пределах своей компетенции и подчинен Правительству Санкт-Петербурга.

Перечень источников официального опубликования нормативных правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга определен постановлениями Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2003 № 173 «О порядке опубликования законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, а также материалов иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, подлежащих официальному опубликованию в соответствии с действующим законодательством» (далее - постановление № 173) и от 29.06.2011 № 865 «О Порядке официального опубликования правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга» (далее - постановление № 865).

В соответствии с пунктом 1.5 постановления № 173 официальным опубликованием нормативных правовых актов Комитета, информации о тарифах и надбавках, и иной информации, касающейся предметов ведения Комитета, признается публикация указанной информации в журнале «Вестник Комитета по тарифам Санкт-Петербурга», являющегося в силу закона средством массовой информации (Свидетельство о регистрации печатного издания № ТУ 78 00675 от 27.08.2010).

В соответствии с пунктами 2, 2.6, 2.7, 2.8 постановления № 865 источниками официального опубликования, для нормативных правовых актов Комитета по тарифам Санкт-Петербурга являются: официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.gov.spb.ru), журнал «Вестник Комитета по тарифам Санкт-Петербурга», официальный сайт Комитета, «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с вышеназванными документами распоряжение Комитета размещено на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru 19.12.2019 и опубликовано в журнале «Вестник Комитета по тарифам Санкт-Петербурга» специальный выпуск № 3, 20.12.2019, официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru), 20.12.2019 Кроме того, распоряжение Комитета опубликовано в Справочно-правовых системах (информационно-правовых системах) «Гарант», «Консультант Плюс», «Кодекс».

С учетом вышеизложенного оспариваемое распоряжение Комитета обладает признаками, характеризующими нормативный правовой акт: является письменным официальным документом, принятым в определенной форме правотворческим органом в пределах компетенции и направлен на урегулирование общественных отношений обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение.

Пункт 2 статьи 20 КАС РФ устанавливает подсудность суду города федерального значения, в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Соответственно, заявление об оспаривании распоряжения Комитета не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Согласно статье 39 АПК РФ арбитражный суд передает дело на рассмотрение другого арбитражного суда того же уровня в случае, если при рассмотрении дела в суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.

Руководствуясь статьей 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд определил:

Передать дело № А56-18458/2020 в Санкт-Петербургский городской суд для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.

Определение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.

Судья Катарыгина В.И.