ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А56-20084/10 от 22.06.2010 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

219/2010-226434(1)

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

22 июня 2010 года

Дело № А56-20084/2010

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе

председательствующего: Баталовой Л.А.

судей: Боровлёва Д.Ю., Соколовой Н.Г.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Буткевич Л.Ю.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель ЗАО "Морозовский энергетический комплекс"

заинтересованное лицо Совет депутатов МО "Морозовское городское поселение"

третье лицо Федеральная служба по тарифам

о признании недействующим нормативного акта

при участии

от заявителя: пред. ФИО1 дов. от 22.12.2009 № 31, пред. ФИО2 дов. от 25.12.2009 № 33

от ответчика: пред. ФИО3 дов. от 20.05.2010 № 01-2010

от третьего лица: не явился, извещен

установил:

ЗАО "Морозовский энергетический комплекс" просит признать недействующим Постановление Совета депутатов муниципального образования «Морозовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области «Об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Морозовское городское поселение» на 2010 год» № 56 от 30.11.2009 в части установления тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению на территории муниципального образования «Морозовское городское поселение», предоставляемые ЗАО «Морозовский энергетический комплекс» на 2010 год» (Приложение № 2 к Постановлению № 56 от 30.11.2009).

Заявитель настаивает на своих требованиях и считает спор подведомственным арбитражному суду.

Совета депутатов заявленных требований не признал, ссылаясь на соответствие оспариваемого акта требованиям закона. Вопрос о подведомственности спора оставляет на усмотрение суда.

Материалами дела установлено следующее.

ЗАО "Морозовский энергетический комплекс" просит признать незаконным Решение органа муниципального самоуправления об установлении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги водоснабжения, водоотведения


и очистки сточных вод, принятого в соответствии с положениями Федерального Закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Оспариваемый правовой акт является нормативным правовым актом, так как рассчитан на неоднократное применение и действует в отношении неопределенного круга потребителей. Заявитель вправе, согласно ст.192 АПК РФ обратиться в арбитражный суд с требованием о признании недействующим нормативного правового акта, в случае если федеральным законом его рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

По предмету и основанию заявленное требование не подведомственно арбитражному суду по следующим обстоятельствам.

Арбитражному суду подведомственны дела о признании недействующими нормативных актов, в случае если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (п.1 ст.29, п.3 ст.191 АПК РФ).

Согласно п.3 Постановления Пленума ВАС Российской Федерации № 11 от 09.12.2002 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» дела об оспаривании нормативных правовых актов, названных в ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (о признании недействующим нормативного правового акта государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица), подлежат рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, когда арбитражный суд прямо назван в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела.

Оспаривание решений органов местного самоуправления в случаях принятия таких решений путем прямого волеизъявления граждан, решений и действий (бездействий) органов местного управления, должностных лиц местного самоуправления в арбитражный суд предусмотрено ст.78 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Из этой нормы федерального закона следует, что в арбитражный суд возможно обжалование нормативных актов органов местного самоуправления в том случае, когда они приняты в пределах полномочий этих органов, определенных нормами ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Полномочия органов местного самоуправления городских поселений определены статьей 14, 14.1 того же закона и не включают полномочий по установлению цен и тарифов на коммунальные услуги.

Положениями Главы 4 того же Закона установлено, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным законом о местном самоуправлении к полномочиям органов местного самоуправления.

В том случае, если органы местного самоуправления осуществляют предоставленные им государственные полномочия, то подведомственность споров по требованиям о признании нормативных актов таких органов недействующими, определяется Федеральным законом, регулирующим полномочия органов государственной власти в области правового регулирования этой сферы экономической и предпринимательской деятельности.

Оспариваемое Решение принято на основании государственных полномочий, переданных органам муниципальных образований в соответствии с положениями ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30.12.2004 № 210- ФЗ. В соответствии со ст.5 ФЗ № 210-ФЗ органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для


соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение; органы регулирования муниципальных образований в пределах своей компетенции осуществляют полномочия, предусмотренные ч.2 ст.5 того же закона, и устанавливают надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение в отношении организаций коммунального комплекса.

Закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ не предусматривает возможность обжалования нормативных актов государственных органов, изданных в соответствии с нормами этого закона, в арбитражном суде. Нет и иных указаний федерального законодательства о подведомственности таких споров арбитражному суду. При этих обстоятельствах заявленное требование не является подведомственным арбитражному суду, так как противоречит положениям пункта 1 ст.29, пункта 3 ст.191 АПК РФ.

В связи с этим производство по делу подлежит прекращению как неподведомственное арбитражному суду на основании подп.1 п.1 ст.150 АПК РФ.

При прекращении производства по делу государственная пошлина, в соответствии со ст.333.40 НК РФ, подлежит возврату заявителю.

Руководствуясь ст. 176, ч.3 ст.191, п.1 ч.1 ст.150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

определил:

Производство по делу прекратить.

Выдать ЗАО «Морозовский энергетический комплекс» справку на возврат 2000 руб. госпошлины, уплаченных платежным поручением № 240 от 13.04.2010.

Определение может быть обжаловано в кассационную инстанцию в месячный срок со

дня его принятия.

Председательствующий

Л.А.Баталова

Судьи

Н.Г.Соколова

Д.Ю.Боровлёв



2 А56-20084/2010

3 А56-20084/2010