3706/2013-99837(1)
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отложении рассмотрения дела
г.Санкт-Петербург | |
26 марта 2013 года. | Дело № А56-2464/2013 |
Судья Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
С.Т. Астрицкая
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Евдошенко А.П.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: ООО "Издательство Новый Свет"
ответчик: ООО "Аврора"
о защите деловой репутации
при участии
от истца: представитель Михно Е.А., доверенность от 07.02.2013
от ответчика: представитель Белов В.В., доверенность от 27.02.2013
установил:
ООО "Издательство Новый Свет" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ООО "Аврора" о признании недействительными, порочащими деловую репутацию ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО НОВЫЙ СВЕТ», следующие высказывания в отношении произведений Ф.Гюлена, изданных, переработанных, и переведенных истцом, изложенные в статье «Литература», которую не стоит читать», опубликованной на сайте ООО «Аврора» «5-line.net»:
- «При прочтении этой «литературы», сам по себе напрашивается вывод о том, что те, кто исповедует ислам в понимании адептов секты, и, в соответствии с учениями Гюлена, несут в себе признак исключительности, превосходства, а люди, не исповедующие ислам, или, что еще более страшно для сектантов, являющиеся атеистами, считаются неполноценными в силу своей религиозной, и что особенно опасно для многонациональной России, национальной принадлежности. Эти произведения, которые для адептов секты являются руководством к действию, содержат неприкрытую пропаганду неприятия иных мнений и религиозных воззрений, призыв к насилию по отношению к людям иной национальной, религиозной принадлежности».
- «Идей превосходства одних людей над другими по признаку национальной религиозной принадлежности, распространяемые «гюленистами», очень опасны в условиях нестабильности экономического развития некоторых регионов России, в которых и преимущественно проживает население, исторически, в силу своих национальных традиций, уклада жизни исповедующее ислам».
- «Пропаганда идей, изложенных в книгах Ф.Гюлена, направлена на разжигание межнациональной вражды, в том числе и межрелигиозных войн. В секте Гюлена превозносится идея вооруженного джихада. Здесь показательны фрагменты из первого тома книги Гюлена «Сомнения порожденные веком». В них Гюлен превозносит вооружённый джихад. Под этим словом он имеет в виду не только «борьбу на духовном уровне», но и войну за распространение ислама и установление мусульманской власти,
при этом турецкий проповедник отнюдь не демонстрирует пацифистского понимания термина «джихад».
- «Во втором томе книги «Сомнения порожденные веком» Гюлен критикует тех мусульман, которые понимают джихад только как духовное упражнение по внутреннему совершенствованию»
- «В книге Фетхуллаха Гюлена «Сомнения, порожденные веком» (том 1) можно увидеть высказывания на тему свержения законной власти в государстве и установления господства мусульманской религии над всем миром. Лидер секты пишет о том, что мусульманская религия, по его мнению, это - «источник силы, способной воздействовать на государства и мировое господство, победить все существующие на земле доктрины» и «и аят Корана указывает им на эти высокие цели, несет им благую весть о том, что они станут владыками мира».
- «В организации Гюлена под «истинным исламом», «мусульманской религией» понимается именно идеология данной секты, а в качестве «истинных мусульман» рассматриваются приверженцы данного учения».
- «Как считает «мусульманский учёный», уничтожение иноверцев вполне допустимо и даже необходимо: «Уничтожение тех, кто мешал освещению мира сиянием истины, ответ тем, кто посягал на ислам, наказание тех, кто хотел погасить его свет, стали необходимыми во имя мира и спокойствия» Гюлен считает возможным и оправданным ведение войн по религиозным причинам, причем, не только ради защиты религии, но и «во имя утверждения высочайшего имени Аллаха».
- «Но книги Ф.Гюлена говорят сами за себя - они пропагандируют превосходство мусульман над приверженцами иных религиозных взглядов, и даже православия, главенствующей в России религии, призывают к борьбе с инородцами, «неверными» и неверующими. Результатом воплощения идей Гюлена, изложенных в его книгах, изданных и распространяемых на территории России, будет являться нарушение прав, свобод и законных интересов человека, поскольку призыв к «джихаду», как призыв к совершению военных преступлений, или просто уголовных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение людей, принадлежащих к различным этническим, национальным, религиозным группам, в любом случае, грозит многоэтнической, многонациональной, многоконфессиональной Российской федерации большими проблемами».
- «Лидер турецкой секты «часто позиционирует себя как сторонник терпимости и диалога», но на самом деле он, и адепты организации, исповедующие учение, изложенное в книгах Ф. Гюлена, провоцируют межнациональные конфликты, разжигая, сепаратистские настроения в некоторых регионах России».
В ходе судебного разбирательства истец ходатайствовал о проведении в экспертной организации Некоммерческое партнерство «Гильдия экспертов по религии и праву» (111524, г. Москва, ул.Б. Полянка, 7/10 строение 3 , к.20) комплексной религиоведческой и психолого-лингвистической судебной экспертизы следующих произведений Ф. Гюлена, изданных, переработанных и переведенных истцом на русский язык:
- «Сомнения, порожденные веком», том первый, на 201 странице, 2005 года издания, перевод с турецкого Байрамовой С.С, Гафарова В., Байрамова 3., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО НОВЫЙ СВЕТ»;
- «Сомнения, порожденные веком», том первый, на 191 странице, 2001 года издания, перевод с турецкого Байрамовой С.С, ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО НОВЫЙ СВЕТ»;
- «Сомнения, порожденные веком», том второй, на 180 страницах, 2005 года издания, перевод с турецкого Байрамовой С.С, Гафарова В., Байрамова 3 ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО НОВЫЙ СВЕТ»;
- «Сомнения, порожденные веком», том второй, на 207 страницах, 2001 года издания, перевод с турецкого Байрамовой С.С ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО НОВЫЙ СВЕТ»;
- «Критерии или огни в пути», на 231 странице, 2006 года издания, перевод с турецкого Багирова Ф., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО НОВЫЙ СВЕТ»;
- «Пророк Мухаммад - венец рода человеческого», том первый, на 345 страницах, 2004 года издания, перевод с турецкого Гафарова В., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО НОВЫЙ СВЕТ»;
- «Пророк Мухаммад - венец рода человеческого», том второй, на 285 страницах, 2004 года издания, перевод с турецкого Разореновой А., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО НОВЫЙ СВЕТ»;
- «Жизнь и исламская вера», на 400 страницах, 2006 года издания, перевод с турецкого Багирова Ф., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО НОВЫЙ СВЕТ»;
- «Вера в потустороннюю жизнь», на 101 странице, 2004 года издания, перевод с турецкого Шакирова К., Николаевой И., Акказиева Р., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО НОВЫЙ СВЕТ».
Для определения смысловой направленности спорных высказываний относительно изданных истцом произведений и выявления их действительности либо недействительности требуются специальные познания, в связи с чем следует сделать запрос о возможности проведения экспертизы в предложенную сторонами и известную суду организацию; в целях обеспечения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, суд на основании требований статей 82 и 107 АПК РФ полагает необходимым предложить руководителю экспертной организаций представить кандидатуры экспертов, которым может быть поручено проведение экспертизы с представлением документов, подтверждающих их образование, специальность, стаж работы и занимаемую должность, срок проведения экспертизы, размер вознаграждения, причитающийся эксперту или экспертному учреждению.
Вопрос о назначении экспертизы будет рассмотрен в следующем судебном заседании.
Руководствуясь статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
определил:
1. Рассмотрение дела отложить на30 апреля 2013 года на 12 час. 30 мин. в помещении суда по адресу: Санкт-Петербург, Суворовский пр., дом №50-52, зал № 111.
2. Предложить руководителю Некоммерческого партнерства «Гильдия экспертов по религии и праву» в срок до 23 апреля 2013 сообщить суду:
2.1. о возможности проведения комплексной религиоведческой и психолого- лингвистической судебной экспертизы по следующим вопросам:
- Содержатся ли в произведениях Ф Гюлена мысли, факты, доводы, направленные на возбуждение социальной, расовой национальной или религиозной розни, обосновывающие или оправдывающие необходимость распространения идей социальной, расовой национальной или религиозной розни.
- Содержат ли представленные на исследование произведения Ф. Гюлена пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой национальной религиозной или языковой принадлежности, содержат ли они пропаганду неприятия либо насилия по отношению к людям различной социальной, расовой национальной религиозной или языковой принадлежности, а также необходимость распространения идей превосходства одних людей над другими по признаку их социальной, расовой национальной религиозной или языковой принадлежности.
- Содержат ли представленные на исследование произведения Ф. Гюлена информацию, направленную исключительно на нарушение прав, свобод и законных интересов человека в зависимости от его социальной, расовой национальной религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии (в том числе и для атеистов).
- Содержат ли или могут ли содержать представленные на исследование произведения Ф. Гюлена призыв к совершению военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, национальной, расовой или религиозной группы.
- Содержат ли представленные на исследование произведения Ф. Гюлена признаки религиозного осмысления действительности, пропагандируют ли они исключительность одной религии, ее превосходство над иными религиозными учениями.
- Если представленные на исследования произведения Ф. Гюлена содержат признаки религиозного осмысления действительности, способны ли они оказывать воздействие на поведенческие реакции человека в обществе и изменение его личности. Может ли это воздействие иметь отрицательный характер (призыв к уничтожению представителей иных религий, превосходство одних религий над другими)
- Содержат ли представленные на исследование произведения Ф. Гюлена полемику между представителями мировых религий, и ограничивается ли такая полемика рамками религиозных споров, сопровождается ли такая полемика призывами к посягательству на права, свободы и законные интересы человека и гражданина по признаку его религиозной принадлежности или отношения к религии.
2.2. фамилию, имя, отчество негосударственного судебного эксперта, которому может быть поручено проведение экспертизы с учетом специализации и нагрузки;
2.3. сведения о его образовании, специальности, стаже работы и занимаемой должности;
2.4. срок проведения экспертизы;
2.5. размер вознаграждения эксперту;
2.6. о необходимости постановки дополнительных вопросов, по поводу обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, либо о необходимости привлечения специалистов из других областей знаний;
2.7. перечень материалов и документов, которые необходимо предоставить в распоряжение эксперта для производства экспертизы.
2.8. документы, подтверждающие право проведения экспертизы (дипломы, сертификаты и др.).
3.Ответ направить в адрес Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области и по факсу 643-48-00, при ответе прошу ссылаться на номер дела №А56-2464/2013
Судья | С.Т. Астрицкая |
Информацию о движении дела можно получить на сайте Арбитражного суда города Санкт- Петербурга и Ленинградской области http://www.spb.arbitr.ru.
2 А56-2464/2013
3 А56-2464/2013
4 А56-2464/2013