3706/2013-158621(1)
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ||
о приостановлении производства | ||
г.Санкт-Петербург | ||
30 апреля 2013 года. | Дело № А56-2464/2013 |
Судья Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области ФИО1
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Евдошенко А.П.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: ООО "Издательство Новый Свет"
ответчик: ООО "Аврора"
о защите деловой репутации
при участии
от истца: представитель Михно Е.А., доверенность от 07.02.2013
от ответчика: представитель ФИО2, доверенность от 27.02.2013
установил:
ООО "Издательство Новый Свет" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ООО "Аврора" о признании недействительными, порочащими деловую репутацию ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО НОВЫЙ СВЕТ», следующие высказывания в отношении произведений ФИО3, изданных, переработанных, и переведенных истцом, изложенные в статье «Литература», которую не стоит читать», опубликованной на сайте ООО «Аврора» «5-line.net»:
- «При прочтении этой «литературы», сам по себе напрашивается вывод о том, что те, кто исповедует ислам в понимании адептов секты, и, в соответствии с учениями Гюлена, несут в себе признак исключительности, превосходства, а люди, не исповедующие ислам, или, что еще более страшно для сектантов, являющиеся атеистами, считаются неполноценными в силу своей религиозной, и что особенно опасно для многонациональной России, национальной принадлежности. Эти произведения, которые для адептов секты являются руководством к действию, содержат неприкрытую пропаганду неприятия иных мнений и религиозных воззрений, призыв к насилию по отношению к людям иной национальной, религиозной принадлежности».
- «Идей превосходства одних людей над другими по признаку национальной религиозной принадлежности, распространяемые «гюленистами», очень опасны в условиях нестабильности экономического развития некоторых регионов России, в которых и преимущественно проживает население, исторически, в силу своих национальных традиций, уклада жизни исповедующее ислам».
- «Пропаганда идей, изложенных в книгах ФИО3, направлена на разжигание межнациональной вражды, в том числе и межрелигиозных войн. В секте Гюлена превозносится идея вооруженного джихада. Здесь показательны фрагменты из первого тома книги Гюлена «Сомнения порожденные веком». В них Гюлен превозносит вооружённый джихад. Под этим словом он имеет в виду не только «борьбу на духовном уровне», но и войну за распространение ислама и установление мусульманской власти, при этом турецкий проповедник отнюдь не демонстрирует пацифистского понимания термина «джихад».
- «Во втором томе книги «Сомнения порожденные веком» Гюлен критикует тех мусульман, которые понимают джихад только как духовное упражнение по внутреннему совершенствованию»
- «В книге Фетхуллаха Гюлена «Сомнения, порожденные веком» (том 1) можно увидеть высказывания на тему свержения законной власти в государстве и установления господства мусульманской религии над всем миром. Лидер секты пишет о том, что мусульманская религия, по его мнению, это - «источник силы, способной воздействовать на государства и мировое господство, победить все существующие на земле доктрины» и «и аят Корана указывает им на эти высокие цели, несет им благую весть о том, что они станут владыками мира».
- «В организации Гюлена под «истинным исламом», «мусульманской религией» понимается именно идеология данной секты, а в качестве «истинных мусульман» рассматриваются приверженцы данного учения».
- «Как считает «мусульманский учёный», уничтожение иноверцев вполне допустимо и даже необходимо: «Уничтожение тех, кто мешал освещению мира сиянием истины, ответ тем, кто посягал на ислам, наказание тех, кто хотел погасить его свет, стали необходимыми во имя мира и спокойствия» Гюлен считает возможным и оправданным ведение войн по религиозным причинам, причем, не только ради защиты религии, но и «во имя утверждения высочайшего имени Аллаха».
- «Но книги ФИО3 говорят сами за себя - они пропагандируют превосходство мусульман над приверженцами иных религиозных взглядов, и даже православия, главенствующей в России религии, призывают к борьбе с инородцами, «неверными» и неверующими. Результатом воплощения идей Гюлена, изложенных в его книгах, изданных и распространяемых на территории России, будет являться нарушение прав, свобод и законных интересов человека, поскольку призыв к «джихаду», как призыв к совершению военных преступлений, или просто уголовных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение людей, принадлежащих к различным этническим, национальным, религиозным группам, в любом случае, грозит многоэтнической, многонациональной, многоконфессиональной Российской федерации большими проблемами».
- «Лидер турецкой секты «часто позиционирует себя как сторонник терпимости и диалога», но на самом деле он, и адепты организации, исповедующие учение, изложенное в книгах ФИО3, провоцируют межнациональные конфликты, разжигая, сепаратистские настроения в некоторых регионах России».
В ходе судебного разбирательства истец ходатайствовал о проведении в экспертной организации Некоммерческое партнерство «Гильдия экспертов по религии и праву» (111524, г. Москва, ул.Б. Полянка, 7/10 строение 3 , к.20) комплексной религиоведческой и психолого-лингвистической судебной экспертизы.
Учитывая, что на основании поступившего в арбитражный суд письма Исх.№б/н от 22.04.2013, возможность проведения экспертизы данной организацией имеется, суд полагает возможным ходатайство о назначении судебной экспертизы удовлетворить, поскольку для разъяснения возникших при рассмотрении дела вопросов необходимы специальные знания.
В связи с назначением экспертизы производство по делу должно быть приостановлено.
Руководствуясь статьями 82, 143-145 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
определил:
1. Удовлетворить ходатайство о проведении экспертизы, назначив комплексную религиоведческую и психолого-лингвистическую судебную экспертизу.
2. Проведение экспертизы поручить экспертам Некоммерческого партнерства «Гильдия экспертов по религии и праву»:
Савину Геннадию Александровичу (ведущий эксперт-лингвист; кандидат философских наук, специальность 10.02.01; преподаватель кафедры олбщего ит русского языкознания филологического факультета Российского университета дружбы народов, общий стаж работы по специальности 15 лет);
ФИО5 (ведущий научный сотрудник Института Европы РАН (Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Европы Российской академии наук); сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН; высшее образование, диплом Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова №АВС 0076275 от 20.06.1998; ученая степень кандидата философских наук, диплом КТ №167756 от 25.11.2005, специальность 09.00.13 «Религиоведение, философская антропология, философия культуры»; автор и соавтор более 100 научных публикаций по религиоведению и социальной религии, в том числе по исследуемой тематике – современной религиозной жизни, социальной работе религиозных объединений, межконфессиональных отношениям, государственно-церковным отношениям в современное России, общий стаж научно-исследовательской и преподавательской работы 15 лет);
ФИО6 (доктор психологических наук, профессор факультета психологии Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, заведующий лабораторией проблем развития личности лиц с ограниченными возможностями здоровья Московского городского психолого- педагогического университета).
3. Поставить перед экспертами следующие вопросы:
3.1. Содержатся ли в произведениях Ф Гюлена мысли, факты, доводы, направленные на возбуждение социальной, расовой национальной или религиозной розни, обосновывающие или оправдывающие необходимость распространения идей социальной, расовой национальной или религиозной розни.
3.2. Содержат ли представленные на исследование произведения ФИО3 пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой национальной религиозной или языковой принадлежности, содержат ли они пропаганду неприятия либо насилия по отношению к людям различной социальной, расовой национальной религиозной или языковой принадлежности, а также необходимость распространения идей превосходства одних людей над другими по признаку их социальной, расовой национальной религиозной или языковой принадлежности.
3.3. Содержат ли представленные на исследование произведения ФИО3 информацию, направленную исключительно на нарушение прав, свобод и законных интересов человека в зависимости от его социальной, расовой национальной религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии (в том числе и для атеистов).
3.4. Содержат ли или могут ли содержать представленные на исследование произведения ФИО3 призыв к совершению военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, национальной, расовой или религиозной группы.
3.5. Содержат ли представленные на исследование произведения ФИО3 признаки религиозного осмысления действительности, пропагандируют ли они исключительность одной религии, ее превосходство над иными религиозными учениями.
3.6. Если представленные на исследования произведения ФИО3 содержат признаки религиозного осмысления действительности, способны ли они оказывать воздействие на поведенческие реакции человека в обществе и изменение его личности. Может ли это воздействие иметь отрицательный характер (призыв к уничтожению представителей иных религий, превосходство одних религий над другими)
3.7. Содержат ли представленные на исследование произведения Ф. Гюлена полемику между представителями мировых религий, и ограничивается ли такая полемика рамками религиозных споров, сопровождается ли такая полемика призывами к посягательству на права, свободы и законные интересы человека и гражданина по признаку его религиозной принадлежности или отношения к религии.
4. Сторонам в 10-дневный срок с момента получения определения предоставить по запросу эксперта для исследования следующие произведения ФИО3, изданные, переработанные и переведенные истцом на русский язык:
- «Сомнения, порожденные веком», том первый, на 201 странице, 2005 года издания, перевод с турецкого ФИО7, ФИО8, ФИО7 3., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО НОВЫЙ СВЕТ»;
- «Сомнения, порожденные веком», том первый, на 191 странице, 2001 года издания, перевод с турецкого ФИО7, ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО НОВЫЙ СВЕТ»;
- «Сомнения, порожденные веком», том второй, на 180 страницах, 2005 года издания, перевод с турецкого ФИО7, ФИО8, ФИО7 3 ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО НОВЫЙ СВЕТ»;
- «Сомнения, порожденные веком», том второй, на 207 страницах, 2001 года издания, перевод с турецкого ФИО7 ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО НОВЫЙ СВЕТ»;
- «Критерии или огни в пути», на 231 странице, 2006 года издания, перевод с турецкого ФИО9, ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО НОВЫЙ СВЕТ»;
- «Пророк Мухаммад - венец рода человеческого», том первый, на 345 страницах, 2004 года издания, перевод с турецкого ФИО8, ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО НОВЫЙ СВЕТ»;
- «Пророк Мухаммад - венец рода человеческого», том второй, на 285 страницах, 2004 года издания, перевод с турецкого ФИО10, ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО НОВЫЙ СВЕТ»;
- «Жизнь и исламская вера», на 400 страницах, 2006 года издания, перевод с турецкого ФИО9, ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО НОВЫЙ СВЕТ»;
- «Вера в потустороннюю жизнь», на 101 странице, 2004 года издания, перевод с турецкого ФИО11, ФИО12, ФИО13, ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО НОВЫЙ СВЕТ».
5. Эксперту сообщить лицам, участвующим в деле, о дне и месте проведения экспертизы.
6. Установить срок проведения экспертизы и представления экспертного заключения – в течение 45 рабочих дней с момента предоставления в распоряжение эксперта необходимых документов.
7. Обязать ООО "Издательство Новый Свет" внести на депозитный счет суда денежные средства в сумме 45 000 руб., подлежащие выплате экспертам в виде вознаграждения, подлежащее перечислению последнему с депозитного счета суда после получения судом экспертного заключения.
8. Направить в адрес Некоммерческого партнерства «Гильдия экспертов по религии и праву» материалы дела №А56-2464/2013 для проведения судебной экспертизы после перечисления денежных средств на депозит арбитражного суда.
9. Эксперты ФИО4 ФИО5, ФИО6 предупреждаются об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
10. Приостановить производство по делу. Определение в части приостановления производства по делу может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня вынесения определения.
Судья | ФИО1 |
2 А56-2464/2013
3 А56-2464/2013
4 А56-2464/2013