3527/2022-363564(1)
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Резолютивная часть определения объявлена 21 июня 2022 года.
Полный текст определения изготовлен 22 июня 2022 года.
Судья Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области Хижняк М.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пермяковой Г.Л.,
рассмотрев в судебном заседании заявление секретариата Совета Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств о прекращении исполнения исполнительного документа, выданного по делу ООО "Еврострой" (188643, Ленинградская область, <...>, литер А, помещение 221, ОГРН: <***>)
к секретариату Совета Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств (191015, Санкт-Петербург, улица Шпалерная, 47, ОГРН: <***>)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Технический заказчик" (196105, Санкт-Петербург, улица Решетникова, дом 15, литер А, пом. 56-Н, оф. 200-3А, ОГРН: <***>)
о взыскании 62 139 987 руб. 55 коп.
при участии
от истца: представитель ФИО1 по доверенности от 21.04.2022;
от ответчика: представитель ФИО2 по доверенности от 10.01.2022;
от третьего лица: представитель не явился (извещен);
установил:
ООО "Еврострой" обратился в Арбитражный суд города Санкт – Петербурга и Ленинградской области с иском к секретариату Совета Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых о взыскании 62 139 987 руб. 55 коп., в т.ч. 60 165 436 руб. 22 коп. задолженности за выполненные работы по договору генерального подряда № 300-С от 25.04.2012, 1 974 551 руб. 33 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.10.2019 по 06.04.2020, а также 200 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
[A1] К участию в настоящем деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Технический заказчик" (далее – ООО "Технический заказчик").
Решением Арбитражного суда города Санкт – Петербург и Ленинградской области от 23.04.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2021, исковые требования удовлетворены в полном объеме: с Секретариата Совета МПА СНГ в пользу ООО "Еврострой" взыскано 62 139 987 руб. 55 коп., в т.ч. 60 165 436 руб. 22 коп. задолженности за выполненные работы по договору генерального подряда № 300-С от 25.04.2012, 1 974 551 руб. 33 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.10.2019 по 06.04.2020, а также 200 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области 14.01.2022 выдан исполнительный лист серии ФС № 037640428.
Не согласившись с принятыми по настоящему делу судебными актами, Секретариатом Совета МПА СНГ подана кассационная жалоба.
Публичное акционерное общество "Банк "Санкт – Петербургу" (далее – Банк) 24.02.2022 обратилось в Арбитражный суд города Санкт – Петербурга и Ленинградской области с заявлением о разъяснении порядка и способа исполнения исполнительного документа.
Определением Арбитражного суда города Санкт – Петербурга и Ленинградской области от 05.03.2022 в удовлетворении заявления Банка отказано.
Не согласившись с определением Арбитражного суда города Санкт – Петербурга и Ленинградской области от 05.03.2022, Секретариатом подана апелляционная жалоба
Секретариат Совета МПА СНГ 22.03.2022 обратился в Арбитражный суд города Санкт – Петербурга и Ленинградской области с заявлением о прекращении исполнения исполнительного листа серии ФС № 037640428, выданного 14.01.2022, мотивировав его следующим.
Межпарламентская Ассамблея государств - участников СНГ в соответствии с Конвенцией о Межпарламентской Ассамблее государств - участников Содружества Независимых Государств от 26.05.1995 (далее - Конвенция) является межгосударственным органом СНГ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Конвенции с изъятиями, установленными пунктом 2 настоящей статьи, Межпарламентская Ассамблея пользуется на территории государств - участников такими же привилегиями и иммунитетами, которые предоставляются Организации Объединенных Наций в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 года.
Согласно статьи II Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 года (Раздел 2) Объединенные Нации, их имущество и активы, где бы и в чьем бы распоряжении они ни находились, пользуются иммунитетом от любой формы судебного вмешательства, кроме случаев, когда Организация сама определенно отказывается от иммунитета в каком-либо отдельном случае. Однако предполагается, что никакой отказ от иммунитета не распространяется на судебно-исполнительные меры.
Таким образом, с учетом статьи 14 Конвенции и статьи II Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств обладает безусловным иммунитетом на судебно-исполнительные меры.
В статье 14 Конвенции использован термин "Межпарламентская Ассамблея". Согласно пункту "в" части 1 статьи 2 Конвенции для ее целей термин "Межпарламентская Ассамблея" имеет следующее значение:
[A2] "Межпарламентская Ассамблея" - Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств, учрежденная парламентами государств - участников Содружества Независимых Государств, подписавшими в городе Алма-Ате 27 марта 1992 года соответствующее Соглашение, состоящая из парламентских делегаций государств - участников, Совета Ассамблеи, постоянных и временных комиссий, иных вспомогательных органов, а также Секретариата Совета Межпарламентской Ассамблеи.
Таким образом, по мнению Секретариата, участники Конвенции, наделяя Межпарламентскую Ассамблею привилегиями и иммунитетами, наделили такими же привилегиями и иммунитетами и Секретариат Совета МПА СНГ.
Распоряжением от 13.04.2022 в связи с прекращением полномочий судьи Нефедовой А.В. в соответствии со ст. 18 АПК РФ, дело № А56-29482/2020 передано для рассмотрения в производство судье Хижняк М.С.
Судебное заседание от 26.04.2022 по ходатайству ответчика, при отсутствии возражений со стороны истца, было отложено для возможного урегулирования спора.
В судебном заседании 21.06.2022 при наличии возражений со стороны истца, судом рассмотрено и отклонено ходатайство ответчика об отложении судебного заседания для мирного урегулирования спора, так как мировое соглашение возможно заключить на любой стадии арбитражного процесса, в том числе и на стадии исполнения судебного акта.
Ответчик поддержал заявление о прекращении исполнения исполнительного документа от 14 января 2022 года № 037640428, выданного на основании решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу № А5629482/2020 указывая, что в силу статьи 14 Конвенции и статьи II Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств обладает безусловным иммунитетом на судебно-исполнительные меры.
Истец возражал против удовлетворения заявления, полагая, что вступивший в законную силу судебный акт должен быть исполнен.
Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, суд первой инстанции не установил оснований для удовлетворения заявления по следующим основаниям.
В силу п. 1 ст. 327 АПК РФ, арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава - исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом - исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.
Пунктом 1 ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что исполнительное производство прекращается судом в случаях:
[A3] 4) в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.
Согласно п. 2 ст. 45 Закона № 229-ФЗ приостановление и прекращение исполнительного производства арбитражным судом производятся в частности, исполнения исполнительных документов, указанных в пунктах 5, 6 и 8 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Правовое положение Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств, регулируется международным договором - Конвенцией о Межпарламентской Ассамблее государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - Конвенция о Межпарламентской Ассамблее).
Согласно ст. 14 Конвенции о Межпарламентской Ассамблее предусмотрено, что Межпарламентская Ассамблея пользуется на территории государств-участников такими же привилегиями и иммунитетами, которые предоставляются Организации Объединенных Наций в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 года.
В п. 2 ст. 14 Конвенции о Межпарламентской Ассамблее установлено, что Межпарламентская Ассамблея, ее имущество и активы пользуются иммунитетом от любой формы судебного вмешательства, за исключением случаев, когда:
а) к Межпарламентской Ассамблее, ее органу или члену ее персонала предъявлен гражданский иск о возмещении ущерба в связи с происшествием, вызванным транспортным средством, принадлежащим Межпарламентской Ассамблее, ее органу или члену ее персонала либо эксплуатируемым от имени Межпарламентской Ассамблеи, если этот ущерб не возмещается за счет страховки;
б) к Межпарламентской Ассамблее, ее органу или члену ее персонала предъявлен гражданский иск в связи со смертью или увечьем, вызванным действием или бездействием со стороны Межпарламентской Ассамблеи, ее органа или персонала;
в) Межпарламентская Ассамблея или ее органы осуществляют коммерческую деятельность в целях извлечения прибыли.
Российская Федерация ратифицировала данную Конвенцию Федеральным законом от 17.06.1996 № 75-ФЗ со следующей оговоркой: "Российская Федерация исходит из того, что положения Конвенции о Межпарламентской Ассамблее государств - участников Содружества Независимых Государств, предусматривающие возможность осуществления Межпарламентской Ассамблеей или ее органами коммерческой деятельности в целях извлечения прибыли, являются несовместимыми со статусом Межпарламентской Ассамблеи как межгосударственного' органа Содружества Независимых Государств, финансируемого на основе долевого участия государств - участников, и не считает себя связанной соответствующими положениями Конвенции".
В Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 года установлено следующее:
Раздел 2. Объединенные Нации, их имущество и активы, где бы и в чьем бы распоряжении они ни находились, пользуются иммунитетом от любой формы судебного вмешательства, кроме случаев, когда Организация сама определенно отказывается от иммунитета в каком-либо отдельном случае. Однако предполагается, что никакой отказ от иммунитета не распространяется на судебно-исполнительные меры.
Раздел 3. Помещения Объединенных Наций неприкосновенны. Имущество и активы Объединенных Наций, где бы и в чьем бы распоряжении они ни находились, не подлежат обыску, реквизиции, конфискации, экспроприации и какой-либо другой форме вмешательства путем ли исполнительных, административных, судебных, законодательных или иных действий.
[A4] Деятельность Секретариата Совета МПА СНГ на территории Российской Федерации регулируется Положением о Секретариате Совета Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств от 29.12.1992 (далее – Положение).
Согласно п. 9 Положения Секретариат Совета МПА СНГ является юридическим лицом, находится на самостоятельном балансе, имеет соответствующие счета (рублевый и валютный) в учреждениях банка, закрепленное за ним имущество, печать с полным наименованием и другие реквизиты самостоятельного учреждения.
Имущество и средства Секретариата отражаются на его балансе и используются в соответствии с действующим законодательством (п. 10 Положения).
Секретариат Совета МПА СНГ, осуществляя свою деятельности на территории Российской Федерации, является самостоятельным юридическим лицом, т.е. имеет собственную правоспособность и правосубъектность, а также несет обязательства по совершенным сделкам согласно действующему законодательству.
В соответствии со ст. 56 ГК РФ юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Таким образом, поскольку Секретариат Совета МПА СНГ является самостоятельным юридическим лицом, при осуществлении деятельности на территории Российской Федерации, в том числе в ходе заключения и исполнения сделок, установленный ст. 14 Конвенции о Межпарламентской Ассамблее, исполнительский иммунитет на активы и имущество Ассамблеи не распространяется на имущество и активы Секретариата Совета МПА СНГ.
При изложенных обстоятельствах, отсутствуют правовые основания для прекращения исполнения исполнительного листа серии ФС № 037640428, выданного 14.01.2022.
Руководствуясь статьями 327, 176, 184-185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
ОПРЕДЕЛИЛ:
Заявление секретариата Совета Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств о прекращении исполнения исполнительного документа от 14.01.2022 серии ФС № 037640428, выданного Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу № А5629482/2020 оставить без удовлетворения.
На определение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Хижняк М.С.
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 28.03.2022 4:46:00
Кому выдана Хижняк Марина Сергеевна