3527/2017-337322(2)
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Резолютивная часть определения объявлена 12 июля 2017 года.
Полный текст определения изготовлен 14 июля 2017 года.
Судья Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области Кожемякина Е.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Герасимовой М.С.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Администрации МО "Дубровское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области о рассрочки исполнения судебного акта по делу АО "Жилищно-эксплуатационная компания" (местонахождение: 188684, Ленинградская область, Всеволожский район, территория Дубровка ГП, ул. Советская д. 40/1, пом. 25Н, ИНН <***>, ОГРН <***>) к Администрации МО "Дубровское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (местонахождение: 188684, Ленинградская область, Всеволожский район, территория Дубровка ГП, ул. Советская д. 33, ИНН <***>, ОГРН <***>)
третье лицо: Комитет финансов администрации Ленинградской области
о взыскании 92 325,80 руб.
при участии
от истца: представитель не явился (извещен);
от ответчика: представитель ФИО1 по доверенности от 27.02.2017 № 20;
от третьего лица: представитель не явился (извещен);
установил:
АО "Жилищно-эксплуатационная компания" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Администрации МО "Дубровское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области о взыскании 83 452,06 руб. долга и 8 873,74 руб. неустйойки, а также 3 693,00 руб. расходов по оплате госпошлины.
Определением от 20.10.2017 исковое заявление принято в порядке упрощенного производства, сторонам в течение 15 рабочих дней со дня вынесения определения необходимо было представить документы в обоснование своей позиции.
Решением в виде резолютивной части решения от 16.12.2016 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области:
Взыскал с Администрации МО "Дубровское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (местонахождение: 188684, Ленинградская область, Всеволожский район, территория Дубровка ГП, ул. Советская д. 33, ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу АО "Жилищно-эксплуатационная компания" (местонахождение: 188684, Ленинградская область, Всеволожский район, территория Дубровка ГП, ул. Советская д. 40/1, пом. 25Н, ИНН <***>, ОГРН <***>)
Взыскателю 24.01.2017 был выдан исполнительный лист Серии ФС № 014047547 на принудительное исполнение судебного акта.
В суд 16.05.2017 от Администрации МО "Дубровское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области поступило заявление о рассрочки исполнения решения на шесть месяцев.
В судебном заседании 21.06.2017 ответчик заявил об изменении заявления на отсрочку исполнения судебного акта на шесть месяцев.
Уточнения заявления принято к рассмотрению.
В целях соблюдения принципов равноправия и состязательности сторон судебное заседание было отложено для уведомления истца и третьего лица об изменении заявления.
В судебном заседании 12.07.2017 ответчик поддержал заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу № А56-67998/2016 от 16.12.2016.
Истец и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного заседания, в суд своего представителя не направили.
Истец представил возражения на заявление.
Исследовав представленные документы ответчиком в обоснование заявления о предоставлении отсрочки, а также оценив доводы сторон, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
При этом Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не разъясняет, что следует понимать под обстоятельствами, препятствующими совершению исполнительных действий.
Аналогичным образом Арбитражный процессуальный кодекс не указывает, какие именно обстоятельства могут, по смыслу статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, затруднить исполнение судебного акта.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003 № 467-О указывается, что Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не содержат перечня оснований
для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность, в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии, с учетом всех обстоятельств дела, а также прав и законных интересов сторон исполнительного производства.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем и непосредственном исследовании имеющихся в деле документов.
В обоснование заявления, заявитель указал, что у должника дефицит бюджета в связи с тем, что пользователи земельных участков, переданных им по договорам аренды, не платят аренду.
В соответствии с пунктом 1.3 статьи 8 Устава муниципального образования Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района. Согласно статье 1 Закона Ленинградской области от 07.12.2015 № 137-03 «О перераспределении отдельных полномочий в области земельных отношений между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления городских поселений Ленинградской области» к полномочиям органов государственной власти Ленинградской области в области земельных отношений относятся полномочия органов местного самоуправления городских поселений Ленинградской области по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городских поселений. Полномочия по предоставлению земельных участков относятся к правам муниципального образования по распоряжению муниципальными землями. Соответственно, полномочия по распоряжению земельными участками, собственность на которые не разграничена, у муниципальных поселений отсутствуют.
По указанным неналоговым поступлениям общая задолженность арендаторов составляет более 114 миллионов рублей. В соответствии со статьей 57 Бюджетного кодекса РФ не более 50 % от этой суммы перечисляются в бюджет муниципального образования. Должник не имеет полномочий на взыскание денежных средств по договорам аренды. Участки выделялись и предоставлялись пользователям из земель, находящихся на территории муниципального образования, но права собственности на них не разграничены. В связи с этим должник по указанным спорам будет являться ненадлежащим истцом, надлежащий истец - администрация МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области.
Заявитель пояснил, что налоговые доходы в бюджет поступят лишь к концу текущего года, после окончания налогового периода.
Со стороны должника в адрес администрации МО "Всеволожский муниципальный район" направлялись ходатайства о инициации со стороны администрации процедуры досудебного и принудительного взыскания задолженности по неналоговым доходам.
В отношении налоговых доходов надлежащим истцом для взыскания обязательных платежей являются территориальные органы Федеральной налоговой службы. Администрация МО "Дубровское городское поселение" не уполномочена на предъявление также и этих исков.
В соответствии с бюджетным законодательством в случае неисполнения судебных актов в течении трех месяцев после предъявления взыскателем исполнительных документов распорядитель бюджетных средств приостанавливает осуществление всех расходных операций, кроме операций по исполнению судебных актов.
Бюджет муниципального образования "Дубровское городское поселение" является дотационным. Муниципальному образованию выделены целевые средства по федеральным программам софинансирования для выполнения первоочередных работ, которые направлены на обеспечение населения муниципального образования необходимыми средствами для существования. Так, например, в настоящее время ведутся работы по укреплению участка береговой линии реки "Нева" на участке водозабора очистных сооружений. В случае неоплаты произведенных этапов работ подрядчик вправе приостановить дальнейшие работы. Ситуация критичная, в случае обвала береговой линии жители поселения останутся без воды. Неоплата вполне возможна в связи с полным приостановлением всех расходных операций. Кроме того, сотрудники администрации останутся без заработной платы, а учитывая сроки возможного поступления средств, то заработной платы может не быть до полугода.
Со стороны должника в администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" был направлен запрос-требование о выделении дополнительных лимитов денежных средств.
Кроме того, в настоящее время проводятся конкурсы на заключение контрактов на выполнение работ по замене насосов водоочистных сооружений и по замене системы аэрации трех аэротенков.
Поскольку администрация МО "Дубровское городское поселение" является бюджетной организацией, местной администрацией, срок поступления преобладающей части денежных средств по налоговым и неналоговым доходам не зависит от администрации, так как полномочий на принудительное взыскание денежных средств администрация МО не имеет.
В соответствии со статьей 11 Приложения № 1 к решению совета депутатов МО "Дубровское городское поселение" от 22.11.2016г. № 62 обязательные платежи по земельному налогу организациями путем перечисления аванса должны быть уплачены до 01 ноября. Поступивших в распоряжение администрации денежных средств по земельному налогу будет достаточно для удовлетворения требований взыскателя в полном объеме.
При этом, должник не отказывается от исполнения своих обязательств по исполнению решения суда. Должник не может исполнить решение суда в виду обстоятельств, не зависящих от воли должника. Приостановление операций по счетам может привести к невозможности обеспечить население первоочередными социально важными благами, такими как горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, а самое главное - поставка очищенной питьевой воды.
В качестве основания для предоставлении отсрочки является, по сути, не отсутствие денежных средств как таковых, а тот факт, что в результате неисполнения решений суда может быть приостановлено движение по счетам полностью, что напрямую влияет на исполнение обязательств по другим контрактам, которые заключены на выполнение работ на первоочередных жизненно важных объектах инфраструктуры поселения.
С учетом возражений со стороны истца, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, так как кризисные явления являются общеизвестным фактом и не требуют дополнительного подтверждения.
В соответствии со статьей 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основной целью судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Как было отмечено выше, статья 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что, при наличии обстоятельств,
затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта.
Учитывая, что в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации не содержится указаний относительно того, какие обстоятельства могут вызвать рассрочку, отсрочку исполнения решения, арбитражный суд определил, что в данном случае имеется необходимость и целесообразность в предоставлении отсрочки исполнения решения, исходя из принципа разумности. Одновременно Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не ограничивает неоднократность предоставления отсрочки исполнения решения.
Таким образом, учитывая, что при предоставлении отсрочки исполнения судебного акта суд не должен нарушать баланс интересов двух сторон, так как законом не предусмотрено право привилегированного положения одной организации перед другой в силу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, которой разумность действий и добросовестность поведения участников гражданских правоотношений презюмируется, суд посчитал возможным предоставить отсрочку исполнения судебного акта, ограничив ее тремя месяцами, учитывая финансовое состояние ответчика и исходя из представленных ответчиком доказательств.
Руководствуясь статьями 324, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
определил:
Предоставить Администрации МО «Дубровское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области отсрочку исполнения решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу № А56-67998/2016 от 16.12.2016 сроком на 3 месяца с момента вступления данного определения в законную силу.
Определение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Кожемякина Е.В.