Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отложении рассмотрения дела
г.Санкт-Петербург
18 сентября 2023 года. Дело № А56-76309/2021
Судья Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области Р.А. Бутова
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ковтуненко И.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению):
акционерного общества «Авиакомпания «Россия»
к обществу с ограниченной ответственностью «С7 ИНЖИНИРИНГ» (142015, Московская область, Домодедово город, аэропорт Домодедово территория, 6/1, ОГРН: 1055001517405, Дата присвоения ОГРН: 26.09.2005, ИНН: 5009049835)
о возмещении убытков по Договору на выполнение работ по покраске воздушных судов № С7И-0109/2016 от 03.10.2016 г. (далее по тексту – Договор; Договор 2016 года), вызванных не обеспечением сохранности имущества АО «Авиакомпания «Россия» в виде двух воздушных судов Boeing 737-800 с регистрационными номерами VQ-BVV, VQ-BVU, переданных в 2016-2017 годах для проведения работ по покраске,
при участии: от истца – Еременко Д.В., доверенность от 10.05.2023, Салов В.А., доверенность от 19.12.2022, от ответчика – Сорокин А.И., доверенность от 07.04.2023, Ярцева Н.В., доверенность от 07.04.2023, Чуш И.В., доверенность 01.06.2022
установил:
АО «Авиакомпания «Россия» (далее - Истец) обратилась в арбитражный суд с иском к ООО «С 7 ИНЖИНИРИНГ» (далее -Ответчик) о возмещении убытков в размере 700 046 873,91 рублей, вызванных необеспечением сохранности воздушных судов Boeing 737-800 с регистрационными номерами VQ-BVU, VQ-BW (далее - ВС), переданных С7 для проведения работ по покраске
Определением суда от 26.08.2021 дело принято к рассмотрению в общем порядке. Ответчику предложено представить отзыв на заявленные требования.
Занесенным в протокол судебного заседания определением, суд в соответствии с пунктом 4 статьи 137 АПК РФ завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
В судебном заседании 22.08.2022 Истцом в материалы дела было приобщено письмо НИЦ «Курчатовский институт - ВИАМ» № И-22-15954 от 19.08.2022 с приложением отзыва на заключение специалиста (Рецензию) на заключение ФГУП «ВИАМ» № 607-01/175-20-20, 2021, подготовленное Заварзиным А.В. (далее - Отзыв).
В судебное заседание явились представители обеих сторон.
Представитель истца заявленные требования поддержал, заявил ходатайство о назначении судебной экспертизы.
Представитель ответчика иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Проведение экспертизы предложено провести в следующих экспертных организациях:
- Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (125438, Москва, ул. Михалковская, д. 67 к. 1, gosniiga@gosniiga.ru)
- Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского» (140180 Россия , г. Жуковский, Московская область, ул. Жуковского, 1, demo@tsagi.ru)
- Институт авиационной техники и технологий КНИТУ-КАИ (Контакты: Адрес: 420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. К. Маркса, 10. AANosov@kai.ru),
- Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Федеральный исследовательский центр «Казанский научный центр Российской академии наук» (юр. Адрес: Российская Федерация, Татарстан, г. Казань, ул. Лобачевского, 2/31; почтовый адрес:420111, Российская Федерация, Татарстан, г. Казань, ул. Лобачевского, 2/31, а/я 261. presidium@knc.ru)
В связи с заявленным ходатайством о назначении экспертизы и в целях обеспечения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, суд на основании требований статей 82 и 107 АПК РФ полагает необходимым предложить руководителю экспертного учреждения представить кандидатуры экспертов, которым может быть поручено проведение экспертизы с представление документов, подтверждающих их образование, специальность, стаж работы и занимаемую должность, срок проведения экспертизы, размер вознаграждения, причитающийся эксперту или экспертному учреждению.
Вопрос о назначении экспертизы будет рассмотрен в следующем судебном заседании.
Руководствуясь статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
определил:
1. Рассмотрение дела отложить на октября 2023 года на час. мин. в помещении суда по адресу: Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6, зал № 5 .
2. Предложить руководителям:
- Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (125438, Москва, ул. Михалковская, д. 67 к. 1, gosniiga@gosniiga.ru)
- Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского» (140180 Россия , г. Жуковский, Московская область, ул. Жуковского, 1, demo@tsagi.ru)
- Институт авиационной техники и технологий КНИТУ-КАИ (Контакты: Адрес: 420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. К. Маркса, 10. AANosov@kai.ru),
- Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Федеральный исследовательский центр «Казанский научный центр Российской академии наук» (юр. Адрес: Российская Федерация, Татарстан, г. Казань, ул. Лобачевского, 2/31; почтовый адрес:420111, Российская Федерация, Татарстан, г. Казань, ул. Лобачевского, 2/31, а/я 261. presidium@knc.ru)
сообщить суду, в том числе, в электронном виде путем заполнения форм, размещенных на сервисе http://my.arbitr.ru, сведения:
2.1. о возможности проведения экспертизы по вопросам:
По итогам совместного обсуждения вопросов судом определено поставить перед экспертом следующие вопросы:
Вопросы истца:
1. Возможно ли возникновение питтинговой коррозии на покрытом лакокрасочным покрытием алюминиевом сплаве 2024ТЗ clad sheet, аналогичном обшивке фюзеляжа воздушных судов Вoeing 737-800 VQ-BVV и Boeing 737-800 VQ-BVU, под влиянием факторов, характерных для нормальной эксплуатации воздушных судов Вoeing 737-800 VQ-BVV и Boeing 737-800 VQ-BVU? Если возможно, то под влиянием каких факторов и с какой вероятностью?
2. Возможно ли возникновение питтинговой коррозии на алюминиевом сплаве 2024ТЗ clad sheet, аналогичном обшивке фюзеляжа воздушных судов Вoeing 737-800 VQ-BVV и Boeing 737-800 VQ-BVU, при последовательном применении смывок Cee Bee E-3000 и Cee Bee E-1004J согласно подлежавшей применению ООО «С 7 ИНЖИНИРИНГ» технологической документации, в том числе инструкциям к смывкам Cee Bee E-3000 и Cee Bee E-1004J, действующим в период выполнения ООО «С 7 ИНЖИНИРИНГ» работ по перекраске воздушных судов (декабрь 2016 – март 2017)? Если возможно, то по каким причинам и какова вероятность возникновения питтинговой коррозии? 2 * Позиция Истца заключается в том, что при применении смывок Cee Bee E-3000 и Cee Bee E-1004J ООО «С 7 ИНЖИНИРИНГ» должно было руководствоваться в том числе инструкциями к этим смывкам (в редакциях на момент проведения работ); позиция Ответчика состоит в том, что он не обязан был следовать инструкциям к смывкам Cee Bee E-3000 и Cee Bee E-1004J при применении данных смывок.
3. Возможно ли возникновение питтинговой коррозии на алюминиевом сплаве 2024ТЗ clad sheet, аналогичном обшивке фюзеляжа воздушных судов Вoeing 737-800 VQ-BVV и Boeing 737- 800 VQ-BVU, при последовательном применении смывок Cee Bee E-3000 и Cee Bee E-1004J с нарушением инструкции к смывке Cee Bee E-3000 (ред. 3/2015) и (или) инструкции к смывке Cee Bee E-1004J (ред. 7/2015)?**
Если возможно, то по каким причинам и какова вероятность возникновения питтинговой коррозии? **
Позиция Истца заключается в том, что при применении смывок Cee Bee E-3000 и Cee Bee E-1004J ООО «С 7 ИНЖИНИРИНГ» должно было руководствоваться в том числе инструкциями к этим смывкам (в редакциях на момент проведения работ); позиция Ответчика состоит в том, что он не обязан был следовать инструкциям к смывкам Cee Bee E-3000 и Cee Bee E-1004J при применении данных смывок.
4. Каковы параметры/показатели (частота, размерность, глубина, период и скорость развития и иные) питтинговой коррозии, в случае ее возникновения в каждой из ситуаций, перечисленных в вопросах 1 – 3?
Вопросы ответчика:
1.Возможно ли установление в условиях отсутствия натурных образцов пораженных коррозией элементов обшивки фюзеляжей воздушных судов Вoeing 737-800 VQ-BVV и Boeing 737-800 VQ-BVU на основании имеющегося объема документации причин, механизма, момента (периода) возникновения, срока существования (возраста) коррозионных поражений обшивки фюзеляжа воздушных судов Вoeing 737-800 VQ-BVV и Boeing 737-800 VQ-BVU, расходы на устранение которых заявлены АО «Авиакомпания «Россия» к взысканию с ООО «С 7 ИНЖИНИРИНГ» (в том числе, обнаруженных на воздушном судне Вoeing 737-800 VQ-BVV в мае 2020 г. (согласно представленным АО «Авиакомпания «Россия» данным) в г. Шарджа, ОАЭ )? Если возможно, то:
- каковы причины, механизм, момент (период) возникновения, возраст (срок существования) коррозионных поражений обшивки фюзеляжа воздушных судов Вoeing 737-800 VQ-BVV и Boeing 737-800 VQ-BVU, расходы на устранение которых заявлены АО «Авиакомпания «Россия» к взысканию с ООО «С 7 ИНЖИНИРИНГ» (в том числе, обнаруженных на ВС Вoeing 737-800 VQ-BVV в г. Шарджа, ОАЭ).
Могли ли (под влиянием каких факторов) коррозионные поражения воздушных судов Boeing 737-800 VQ-BVU и Вoeing 737-800 VQ-BVV (обнаруженные, соответственно, в ноябре, декабре 2019 г.), возникнуть в период с момента возврата данных воздушных судов АО «Авиакомпания «Россия» после выполнения работ по перекраске судов в 2016-2017 г.г. по дату их обнаружения, с учетом, в том числе, длительности и условий эксплуатации данных воздушных судов (количество часов налета, полетных циклов, климатические, метеорологические, аэрохимические условия эксплуатации воздушного судна и др.), выполнения работ по перекраске судов (включая снятие ЛКП) в ноябре-декабре 2019 г., а также факта возникновения коррозионных поражений других панелей фюзеляжа воздушного судна Вoeing 737-800 VQ-BVV после перелета в 2020 г. в г. Шарджу, ОАЭ?
2. При последовательном применения смывок Cee Bee E-3000 и Cee Bee E-1004J на поверхности фюзеляжа воздушных судов для удаления лакокрасочного покрытия исключало ли осуществление надлежащей промывки обшивки фюзеляжа водой (иным средством) при переходе от использования одной (первой) смывки к использованию последующей смывки (в ходе этапа многостадийного применения смывок для удаления лакокрасочного покрытия) возможность (вероятность) перекрестного контакта данных смывок на поверхности фюзеляжа воздушных судов, в том числе с учетом того, что смывка другого типа применяется на поверхности с частично неудаленным лакокрасочным покрытием (оценки возможного проникновения смывки в неудаленные слои лакокрасочного покрытия)?
3. Были ли установлены ограничения, дополнительные требования или предупреждения по недопустимости последовательного применения, перекрестного контакта, смешивания смывок Cee Bee E-3000 и Cee Bee E-1004J на поверхности обшивки фюзеляжа воздушного судна:
- согласно подлежавшей применению ООО «С 7 ИНЖИНИРИНГ» нормативной и технологической документации, действующей на момент выполнения ООО «С 7 ИНЖИНИРИНГ» работ по перекраске воздушных судов Вoeing 737-800 VQ-BVV и Boeing 737-800 VQ-BVU в 2016-2017 г.г.?
- согласно нормативной и технологической документации, подлежавшей применению при выполнении работ по перекраске воздушных судов Вoeing 737-800, с изменениями, внесенными в 2018 г. (в связи с выпущенным компанией Boeing Service Letter SL-737-51-055-A от 17.04.2018 г.?)».
4. Изменяется ли и каким образом, под влиянием каких факторов коррозионная стойкость к питтинговой коррозии алюминиевого сплава, использованного при изготовлении обшивки фюзеляжа воздушных судов Вoeing 737-800 VQ-BVV и Boeing 737-800 VQ-BVU в ходе изготовления фюзеляжа воздушного судна и/или при эксплуатации воздушного судна, в частности, под влиянием окружающей среды (климатических, метеорологических, аэрохимических и др. условий), высот эксплуатации, с увеличением количества часов налета, полетных циклов?
5. В случае, если бы коррозионные поражения обшивки фюзеляжа воздушных судов Вoeing 737-800 VQ-BVV и Boeing 737-800 VQ-BVU, расходы на устранение которых заявлены АО «Авиакомпания «Россия» к взысканию с ООО «С 7 ИНЖИНИРИНГ», возникли в период до момента возврата данных воздушных судов АО «Авиакомпания «Россия» после выполнения работ по перекраске судов в 2016-2017 г.г., могли ли они быть обнаружены (с учетом площади, количества, размерности коррозионных поражений) до момента нанесения лакокрасочного покрытия на воздушные суда, в том числе, принимая во внимание проведенные процедуры осмотра, инспекций поверхности фюзеляжей воздушных судов Вoeing 737-800 VQ-BVV и Boeing 737-800 VQ-BVU, а также факт обнаружения и последующего ремонта с выполнением неразрушающего контроля дефектов (царапин и забоин — ремонтные карты RC BVV-376_4 от 13.03.2017, RC BVV-376_3 от 13.03.2017, NDT report (отчет по неразрушающему контролю) № 0178-17MRV от 14.03.2017, №0179-17MRV от 14.03.2017) на панелях фюзеляжа воздушного судна Вoeing 737-800 VQ-BVV, на которых в 2019 году были выявлены коррозионные поражения?
№ | Вопросы, предложенные Истцом | Вопросы в редакции Ответчика | Суть возражений Ответчика к вопросам Истца |
1. | Возможно ли возникновение питтинговой коррозии на покрытом лакокрасочным покрытием алюминиевом сплаве 2024ТЗ clad sheet, аналогичном обшивке фюзеляжа воздушных судов Вoeing 737-800 VQ-BVV и Boeing 737-800 VQ-BVU, под влиянием факторов, характерных для нормальной эксплуатации воздушных судов Вoeing 737-800 VQ-BVV и Boeing 737-800 VQ-BVU? Если возможно, то под влиянием каких факторов и с какой вероятностью? | Возможно ли возникновение питтинговой коррозии на покрытом лакокрасочным покрытием алюминиевом сплаве, аналогичном обшивке фюзеляжа воздушных судов Вoeing 737-800 VQ-BVV и Boeing 737-800 VQ-BVU, под влиянием факторов, характерных для эксплуатации воздушных судов Вoeing 737-800 VQ-BVV и Boeing 737-800 VQ-BVU? Если возможно, то под влиянием каких факторов и с какой вероятностью? | Предметом спора являются конкретные воздушные суда и, соответственно, конкретные условия их эксплуатации. |
2. | Возможно ли возникновение питтинговой коррозии на алюминиевом сплаве2024ТЗ clad sheet, аналогичном обшивке фюзеляжа воздушных судов Вoeing737-800 VQ-BVV и Boeing 737-800 VQ-BVU, при последовательном применениисмывок Cee Bee E-3000 и Cee Bee E-1004J согласно подлежавшей применениюООО «С 7 ИНЖИНИРИНГ» технологической документации, в том числеинструкциям к смывкам Cee Bee E-3000 и Cee Bee E-1004J*, действующим впериод выполнения ООО «С 7 ИНЖИНИРИНГ» работ по перекраске воздушныхсудов (декабрь 2016 – март 2017)? Если возможно, то по каким причинам и каковавероятность возникновения питтинговой коррозии? * Позиция Истца заключается в том, что при применении смывок Cee Bee E-3000 и Cee Bee E-1004J ООО «С 7 ИНЖИНИРИНГ» должно было руководствоваться в том числе инструкциями к этим смывкам (в редакциях на момент проведения работ); позиция Ответчика состоит в том, что он не обязан был следовать инструкциям к смывкам Cee Bee E-3000 и Cee Bee E-1004J при применении данных смывок. | Возможно ли возникновение питтинговой коррозии обшивки фюзеляжа воздушных судов Вoeing 737-800 VQ-BVV и Boeing 737-800 VQ-BVU (алюминиевого сплава, аналогичного обшивке фюзеляжа воздушных судов Вoeing 737-800 VQ-BVV и Boeing 737-800 VQ-BVU), при последовательном применении смывок Cee Bee E-3000 и Cee Bee E-1004J согласно подлежавшей применению ООО «С 7 ИНЖИНИРИНГ» нормативной, технологической и иной документации, действующей в период выполнения ООО «С 7 ИНЖИНИРИНГ» работ по перекраске воздушных судов (декабрь 2016 – март 2017)*? Если возможно, то по каким причинам, в пределах какого периода времени с момента применения смывок и какова вероятность возникновения питтинговой коррозии? *Позиция Истца заключается в том, что при применении смывок Cee Bee E-3000 и Cee Bee E-1004J ООО «С 7 ИНЖИНИРИНГ» должно было руководствоваться в том числе инструкциями к этим смывкам (в редакциях на момент проведения работ); Позиция Ответчика заключается в том, что круг и иерархия документов, подлежащих обязательному применению организациями, осуществляющими техническое обслуживание воздушных судов, определяется Правилами доступа для продления летной годности EASA, которые закрепляют приоритет документации производителя воздушного судна, в частности, руководства по технической эксплуатации ВС (АММ - Aircraft Maintenance Manual), определяющей порядок снятия лакокрасочного покрытия ВС, в том числе перечень смывок, инструктаж по их применению. Инструкции производителей смывок при регулировании аналогичных процессов не тождественны Руководству по технической эксплуатации ВС и не могут вступать с ним в конкуренцию. | 1. Истец включает в вопрос свою позицию в отношении применения инструкций к смывкам, с которой Ответчик не согласен, но не позицию Ответчика. Предлагаем нейтральную редакцию вопроса с разъяснением позиции сторон в примечании. 2. Предполагается исследование воздействия смывок Cee Bee E-3000 и Cee Bee E-1004J на «идеальный» образец конкретного сплава, тогда как спорная коррозия имело место на обшивке фюзеляжа конкретных ВС, бывших в эксплуатации, коррозионные свойства которой, равно как и состав сплава могут отличаться от образца сплава, что должно быть учтено экспертом. Истцом не корректно указана позиция Ответчика в части применения документов, регулирующих выполнение работ. |
3. | Возможно ли возникновение питтинговой коррозии на алюминиевом сплаве2024ТЗ clad sheet, аналогичном обшивке фюзеляжа воздушных судов Вoeing737-800 VQ-BVV и Boeing 737- 800 VQ-BVU, при последовательном применениисмывок Cee Bee E-3000 и Cee Bee E-1004J с нарушением инструкции к смывкеCee Bee E-3000 (ред. 3/2015) и (или) инструкции к смывке Cee Bee E-1004J(ред. 7/2015). Если возможно, то по каким причинам и какова вероятностьвозникновения питтинговой коррозии? | Возможно ли возникновение питтинговой коррозии обшивки фюзеляжа воздушных судов Вoeing 737-800 VQ-BVV и Boeing 737-800 VQ-BVU (алюминиевого сплава, аналогичного обшивке фюзеляжа воздушных судов Вoeing 737-800 VQ-BVV и Boeing 737-800 VQ-BVU)в случае имитации перекрестного контакта смывок Cee Bee E-3000 и Cee Bee E-1004J на поверхности обшивки фюзеляжа воздушного судна при последовательном их применении для удаления лакокрасочного покрытия? Если возможно, то по каким причинам, в пределах какого периода времени с момента применения смывок и какова вероятность возникновения питтинговой коррозии? | 1. Предполагается исследование воздействия смывок Cee Bee E-3000 и Cee Bee E-1004J на «идеальный» образец конкретного сплава, тогда как спорная коррозия имело место на обшивке фюзеляжа конкретных ВС, бывших в эксплуатации… (см. п. 1 возражения по вопросу 2). 2. Истец включает в вопрос свою позицию в отношении применения инструкций к смывкам, с которой Ответчик не согласен, но не позицию Ответчика. Целью вопроса является не установление факта соблюдения либо нарушения закрепленной в каком-либо документе технологии, а определение влияния на коррозионную стойкость алюминиевого сплава перекрестного контакта смывок. 3. Не определено, что должны понимать эксперты под «нарушением инструкций к смывкам», и, соответственно, что именно является предметом исследования. Вопросы должны быть направлены на установление обстоятельств дела, в рассматриваемом случае это возможность возникновения коррозионных поражений в результате перекрестного контакта смывок. 4. Истец и Ответчик имеют разную позицию о порядке снятия ЛКП, о том, что является «нарушением» порядка последовательного применения смывок, поэтому использовать данный термин в вопросе эксперту недопустимо. 5. Недопустимо перед экспертами ставить вопрос, предполагающий и содержащий правовую оценку обстоятельств. |
4. | Каковы параметры/показатели (частота, размерность, глубина, период и скоростьразвития и иные) питтинговой коррозии, в случае ее возникновения в каждой из | Каковы параметры/показатели (частота, размерность, глубина и иные) питтинговой коррозии, в случае ее возникновения в каждой из ситуаций, перечисленных в вопросах 1 – 3? |
Вопрос суда:
На основании представленных в материалы дела документов (при необходимости – указать какие документы дополнительно необходимо представить) перечень возникших дефектов (на 2 самолета), причины возникновения, стоимость и порядок устранения.
2.2. фамилию, имя, отчество государственного судебного эксперта, которому может быть поручено проведение экспертизы с учетом специализации и нагрузки;
2.3. срок проведения экспертизы;
2.4. размер вознаграждения экспертному учреждению (во всем вопросам вместе и в отдельности по вопросам истца и вопросам ответчика);
2.5. о необходимости постановки дополнительных вопросов, по поводу обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, либо о необходимости привлечения специалистов из других областей знаний;
2.6. перечень материалов и документов, которые необходимо предоставить в распоряжение эксперта для производства экспертизы по указанным выше вопросам. и представить документы, подтверждающие право проведения экспертизы (дипломы, сертификаты и др.).
3. Явка сторон обязательна.
Судья Р.А. Бутова