ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А56-76309/2021 от 18.09.2023 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отложении рассмотрения дела

г.Санкт-Петербург

18 сентября 2023 года.                                                                    Дело № А56-76309/2021

Судья Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области Р.А. Бутова

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ковтуненко И.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению):

акционерного общества «Авиакомпания «Россия»

к обществу с ограниченной ответственностью «С7 ИНЖИНИРИНГ» (142015, Московская область, Домодедово город, аэропорт Домодедово территория, 6/1, ОГРН: 1055001517405, Дата присвоения ОГРН: 26.09.2005, ИНН: 5009049835)

о возмещении убытков по Договору на выполнение работ по покраске воздушных судов № С7И-0109/2016 от 03.10.2016 г. (далее по тексту – Договор; Договор 2016 года), вызванных не обеспечением сохранности имущества АО «Авиакомпания «Россия» в виде двух воздушных судов Boeing 737-800 с регистрационными номерами VQ-BVV, VQ-BVU, переданных в 2016-2017 годах для проведения работ по покраске,

при участии: от истца – Еременко Д.В., доверенность от 10.05.2023, Салов В.А., доверенность от 19.12.2022, от ответчика – Сорокин А.И., доверенность от 07.04.2023, Ярцева Н.В., доверенность от 07.04.2023, Чуш И.В., доверенность 01.06.2022

установил:

АО «Авиакомпания «Россия» (далее - Истец) обратилась в арбитражный суд с иском к ООО «С 7 ИНЖИНИРИНГ» (далее -Ответчик) о возмещении убытков в размере 700 046 873,91 рублей, вызванных необеспечением сохранности воздушных судов Boeing 737-800 с регистрационными номерами VQ-BVU, VQ-BW (далее - ВС), переданных С7 для проведения работ по покраске

Определением суда от 26.08.2021 дело принято к рассмотрению в общем порядке. Ответчику предложено представить отзыв на заявленные требования.

Занесенным в протокол судебного заседания определением, суд в соответствии с пунктом 4 статьи 137 АПК РФ завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

В судебном заседании 22.08.2022 Истцом в материалы дела было приобщено письмо НИЦ «Курчатовский институт - ВИАМ» № И-22-15954 от 19.08.2022 с приложением отзыва на заключение специалиста (Рецензию) на заключение ФГУП «ВИАМ» № 607-01/175-20-20, 2021, подготовленное Заварзиным А.В. (далее - Отзыв).

В судебное заседание явились представители обеих сторон.

Представитель истца заявленные требования поддержал, заявил ходатайство о назначении судебной экспертизы.

Представитель ответчика иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Проведение экспертизы предложено провести в следующих экспертных организациях:

- Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (125438, Москва, ул. Михалковская, д. 67 к. 1,  gosniiga@gosniiga.ru)

- Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского» (140180 Россия , г. Жуковский, Московская область, ул. Жуковского, 1, demo@tsagi.ru)

- Институт авиационной техники и технологий КНИТУ-КАИ (Контакты: Адрес: 420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. К. Маркса, 10. AANosov@kai.ru),

- Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Федеральный исследовательский центр «Казанский научный центр Российской академии наук» (юр. Адрес: Российская Федерация, Татарстан, г. Казань, ул. Лобачевского, 2/31; почтовый адрес:420111, Российская Федерация, Татарстан, г. Казань, ул. Лобачевского, 2/31, а/я 261. presidium@knc.ru)

В связи с заявленным ходатайством о назначении экспертизы и в целях обеспечения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, суд на основании требований статей 82 и 107 АПК РФ полагает необходимым предложить руководителю экспертного учреждения представить кандидатуры экспертов, которым может быть поручено проведение экспертизы с представление документов, подтверждающих их образование, специальность, стаж работы и занимаемую должность, срок проведения экспертизы, размер вознаграждения, причитающийся эксперту или экспертному учреждению.

Вопрос о назначении экспертизы будет рассмотрен в следующем судебном заседании.

Руководствуясь статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

определил:

1. Рассмотрение дела отложить на  октября 2023 года на час. мин. в помещении суда по адресу: Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6, зал № 5 .

2. Предложить руководителям:

- Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (125438, Москва, ул. Михалковская, д. 67 к. 1,  gosniiga@gosniiga.ru)

- Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского» (140180 Россия , г. Жуковский, Московская область, ул. Жуковского, 1, demo@tsagi.ru)

- Институт авиационной техники и технологий КНИТУ-КАИ (Контакты: Адрес: 420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. К. Маркса, 10. AANosov@kai.ru),

- Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Федеральный исследовательский центр «Казанский научный центр Российской академии наук» (юр. Адрес: Российская Федерация, Татарстан, г. Казань, ул. Лобачевского, 2/31; почтовый адрес:420111, Российская Федерация, Татарстан, г. Казань, ул. Лобачевского, 2/31, а/я 261. presidium@knc.ru)

сообщить суду, в том числе, в электронном виде путем заполнения форм, размещенных на сервисе http://my.arbitr.ru, сведения:

2.1. о возможности проведения экспертизы по вопросам:

По итогам совместного обсуждения вопросов судом определено поставить перед экспертом следующие вопросы:

Вопросы истца:

1. Возможно ли возникновение питтинговой коррозии на покрытом лакокрасочным покрытием алюминиевом сплаве 2024ТЗ clad sheet, аналогичном обшивке фюзеляжа воздушных судов Вoeing 737-800 VQ-BVV и Boeing 737-800 VQ-BVU, под влиянием факторов, характерных для нормальной эксплуатации воздушных судов Вoeing 737-800 VQ-BVV и Boeing 737-800 VQ-BVU? Если возможно, то под влиянием каких факторов и с какой вероятностью?

2. Возможно ли возникновение питтинговой коррозии на алюминиевом сплаве 2024ТЗ clad sheet, аналогичном обшивке фюзеляжа воздушных судов Вoeing 737-800 VQ-BVV и Boeing 737-800 VQ-BVU, при последовательном применении смывок Cee Bee E-3000 и Cee Bee E-1004J согласно подлежавшей применению ООО «С 7 ИНЖИНИРИНГ» технологической документации, в том числе инструкциям к смывкам Cee Bee E-3000 и Cee Bee E-1004J, действующим в период выполнения ООО «С 7 ИНЖИНИРИНГ» работ по перекраске воздушных судов (декабрь 2016 – март 2017)? Если возможно, то по каким причинам и какова вероятность возникновения питтинговой коррозии? 2 * Позиция Истца заключается в том, что при применении смывок Cee Bee E-3000 и Cee Bee E-1004J ООО «С 7 ИНЖИНИРИНГ» должно было руководствоваться в том числе инструкциями к этим смывкам (в редакциях на момент проведения работ); позиция Ответчика состоит в том, что он не обязан был следовать инструкциям к смывкам Cee Bee E-3000 и Cee Bee E-1004J при применении данных смывок.

3. Возможно ли возникновение питтинговой коррозии на алюминиевом сплаве 2024ТЗ clad sheet, аналогичном обшивке фюзеляжа воздушных судов Вoeing 737-800 VQ-BVV и Boeing 737- 800 VQ-BVU, при последовательном применении смывок Cee Bee E-3000 и Cee Bee E-1004J с нарушением инструкции к смывке Cee Bee E-3000 (ред. 3/2015) и (или) инструкции к смывке Cee Bee E-1004J (ред. 7/2015)?**

Если возможно, то по каким причинам и какова вероятность возникновения питтинговой коррозии? **

Позиция Истца заключается в том, что при применении смывок Cee Bee E-3000 и Cee Bee E-1004J ООО «С 7 ИНЖИНИРИНГ» должно было руководствоваться в том числе инструкциями к этим смывкам (в редакциях на момент проведения работ); позиция Ответчика состоит в том, что он не обязан был следовать инструкциям к смывкам Cee Bee E-3000 и Cee Bee E-1004J при применении данных смывок.

4. Каковы параметры/показатели (частота, размерность, глубина, период и скорость развития и иные) питтинговой коррозии, в случае ее возникновения в каждой из ситуаций, перечисленных в вопросах 1 – 3?

Вопросы ответчика:

1.Возможно ли установление в условиях отсутствия натурных образцов пораженных коррозией элементов обшивки фюзеляжей воздушных судов Вoeing 737-800 VQ-BVV и Boeing 737-800 VQ-BVU на основании имеющегося объема документации причин, механизма, момента (периода) возникновения, срока существования (возраста) коррозионных поражений обшивки фюзеляжа воздушных судов Вoeing 737-800 VQ-BVV и Boeing 737-800 VQ-BVU, расходы на устранение которых заявлены АО «Авиакомпания «Россия» к взысканию с ООО «С 7 ИНЖИНИРИНГ» (в том числе, обнаруженных на воздушном судне Вoeing 737-800 VQ-BVV в мае 2020 г. (согласно представленным АО «Авиакомпания «Россия» данным) в г. Шарджа, ОАЭ )? Если возможно, то:

- каковы причины, механизм, момент (период) возникновения, возраст (срок существования) коррозионных поражений обшивки фюзеляжа воздушных судов Вoeing 737-800 VQ-BVV и Boeing 737-800 VQ-BVU, расходы на устранение которых заявлены АО «Авиакомпания «Россия» к взысканию с ООО «С 7 ИНЖИНИРИНГ» (в том числе, обнаруженных на ВС Вoeing 737-800 VQ-BVV   в г. Шарджа, ОАЭ).

Могли ли (под влиянием каких факторов) коррозионные поражения  воздушных судов Boeing 737-800 VQ-BVU и  Вoeing 737-800 VQ-BVV (обнаруженные, соответственно, в ноябре, декабре 2019 г.), возникнуть  в период с момента возврата данных воздушных судов  АО «Авиакомпания «Россия» после выполнения работ по перекраске судов  в 2016-2017 г.г. по дату их обнаружения, с учетом, в том числе, длительности и условий эксплуатации данных воздушных судов (количество часов налета, полетных циклов, климатические, метеорологические, аэрохимические условия эксплуатации воздушного судна и др.), выполнения работ по перекраске судов (включая снятие ЛКП) в ноябре-декабре 2019 г., а также факта возникновения коррозионных поражений других панелей фюзеляжа воздушного судна Вoeing 737-800 VQ-BVV после перелета в 2020 г. в г. Шарджу, ОАЭ?

2. При последовательном применения смывок Cee Bee E-3000 и Cee Bee E-1004J на поверхности фюзеляжа воздушных судов для удаления лакокрасочного покрытия исключало ли осуществление надлежащей промывки обшивки фюзеляжа водой (иным средством) при переходе от использования одной (первой) смывки к использованию последующей смывки (в ходе этапа многостадийного применения смывок для удаления лакокрасочного покрытия) возможность (вероятность) перекрестного контакта данных смывок на поверхности фюзеляжа воздушных судов, в том числе с учетом того, что смывка другого типа применяется на поверхности с частично неудаленным лакокрасочным покрытием (оценки возможного проникновения смывки в неудаленные слои лакокрасочного покрытия)?

3. Были ли установлены ограничения, дополнительные требования или предупреждения по недопустимости последовательного применения, перекрестного контакта, смешивания смывок Cee Bee E-3000 и Cee Bee E-1004J на поверхности обшивки фюзеляжа воздушного судна:

- согласно подлежавшей применению ООО «С 7 ИНЖИНИРИНГ» нормативной и технологической документации, действующей на момент выполнения ООО «С 7 ИНЖИНИРИНГ» работ по перекраске воздушных судов Вoeing 737-800 VQ-BVV и Boeing 737-800 VQ-BVU в  2016-2017 г.г.?

- согласно нормативной и технологической документации, подлежавшей применению при выполнении работ по перекраске воздушных судов Вoeing 737-800, с изменениями, внесенными в 2018 г. (в связи с выпущенным компанией Boeing Service Letter SL-737-51-055-A от 17.04.2018 г.?)».

4. Изменяется ли и каким образом, под влиянием каких факторов коррозионная стойкость к питтинговой коррозии алюминиевого сплава, использованного при изготовлении обшивки фюзеляжа воздушных судов Вoeing 737-800 VQ-BVV и Boeing 737-800 VQ-BVU в ходе изготовления фюзеляжа воздушного судна и/или при эксплуатации воздушного судна, в частности, под влиянием окружающей среды (климатических, метеорологических, аэрохимических и др. условий), высот эксплуатации, с увеличением количества часов налета, полетных циклов?

5. В случае, если бы коррозионные поражения обшивки фюзеляжа воздушных судов Вoeing 737-800 VQ-BVV и Boeing 737-800 VQ-BVU, расходы на устранение которых заявлены АО «Авиакомпания «Россия» к взысканию с ООО «С 7 ИНЖИНИРИНГ», возникли в период до момента возврата данных воздушных судов АО «Авиакомпания «Россия» после выполнения работ по перекраске судов в 2016-2017 г.г., могли ли они быть обнаружены (с учетом площади, количества, размерности коррозионных поражений) до момента нанесения лакокрасочного покрытия на воздушные суда, в том числе, принимая во внимание проведенные процедуры осмотра, инспекций поверхности фюзеляжей воздушных судов Вoeing 737-800 VQ-BVV и Boeing 737-800 VQ-BVU, а также факт обнаружения и последующего ремонта с выполнением неразрушающего контроля дефектов (царапин и забоин — ремонтные карты RC BVV-376_4 от 13.03.2017, RC BVV-376_3 от 13.03.2017, NDT report (отчет по неразрушающему контролю) № 0178-17MRV от 14.03.2017, №0179-17MRV от 14.03.2017) на панелях фюзеляжа воздушного судна Вoeing 737-800 VQ-BVV, на которых в 2019 году были выявлены коррозионные поражения?

Вопросы, предложенные Истцом

Вопросы в редакции Ответчика

Суть возражений Ответчика к вопросам Истца

1.

Возможно ли возникновение питтинговой коррозии на покрытом лакокрасочным покрытием алюминиевом сплаве 2024ТЗ clad sheet, аналогичном обшивке фюзеляжа воздушных судов Вoeing 737-800 VQ-BVV и Boeing 737-800 VQ-BVU, под влиянием факторов, характерных для нормальной эксплуатации воздушных судов Вoeing 737-800 VQ-BVV и Boeing 737-800 VQ-BVU? Если возможно, то под влиянием каких факторов и с какой вероятностью?

Возможно ли возникновение питтинговой коррозии на покрытом лакокрасочным покрытием алюминиевом сплаве, аналогичном обшивке фюзеляжа воздушных судов Вoeing 737-800 VQ-BVV и Boeing 737-800 VQ-BVU, под влиянием факторов, характерных для эксплуатации воздушных судов Вoeing 737-800 VQ-BVV и Boeing 737-800 VQ-BVU? Если возможно, то под влиянием каких факторов и с какой вероятностью?

Предметом спора являются конкретные воздушные суда и, соответственно, конкретные условия их эксплуатации.

2.

Возможно ли возникновение питтинговой коррозии на алюминиевом сплаве2024ТЗ clad sheet, аналогичном обшивке фюзеляжа воздушных судов Вoeing737-800 VQ-BVV и Boeing 737-800 VQ-BVU, при последовательном применениисмывок Cee Bee E-3000 и Cee Bee E-1004J согласно подлежавшей применениюООО «С 7 ИНЖИНИРИНГ» технологической документации, в том числеинструкциям к смывкам Cee Bee E-3000 и Cee Bee E-1004J*, действующим впериод выполнения ООО «С 7 ИНЖИНИРИНГ» работ по перекраске воздушныхсудов (декабрь 2016 – март 2017)? Если возможно, то по каким причинам и каковавероятность возникновения питтинговой коррозии?

* Позиция Истца заключается в том, что при применении смывок Cee Bee E-3000 и Cee Bee E-1004J ООО «С 7 ИНЖИНИРИНГ» должно было руководствоваться в том числе инструкциями к этим смывкам (в редакциях на момент проведения работ); позиция Ответчика состоит в том, что он не обязан был следовать инструкциям к смывкам Cee Bee E-3000 и Cee Bee E-1004J при применении данных смывок.

Возможно ли возникновение питтинговой коррозии обшивки фюзеляжа воздушных судов Вoeing 737-800 VQ-BVV и Boeing 737-800 VQ-BVU (алюминиевого сплава, аналогичного обшивке фюзеляжа воздушных судов Вoeing 737-800 VQ-BVV и Boeing 737-800 VQ-BVU), при последовательном применении смывок Cee Bee E-3000 и Cee Bee E-1004J согласно подлежавшей применению ООО «С 7 ИНЖИНИРИНГ» нормативной, технологической и иной документации, действующей в период выполнения ООО «С 7 ИНЖИНИРИНГ» работ по перекраске воздушных судов (декабрь 2016 – март 2017)*? Если возможно, то по каким причинам, в пределах какого периода времени с момента применения смывок и какова вероятность возникновения питтинговой коррозии?

*Позиция Истца заключается в том, что при применении смывок Cee Bee E-3000 и Cee Bee E-1004J ООО «С 7 ИНЖИНИРИНГ» должно было руководствоваться в том числе инструкциями к этим смывкам (в редакциях на момент проведения работ);

Позиция Ответчика заключается в том, что круг и иерархия  документов, подлежащих обязательному применению организациями, осуществляющими техническое обслуживание воздушных судов, определяется Правилами доступа для продления летной годности EASA, которые закрепляют приоритет  документации производителя воздушного судна, в частности, руководства по технической эксплуатации ВС (АММ -  Aircraft Maintenance Manual), определяющей порядок снятия лакокрасочного покрытия ВС, в том числе перечень смывок, инструктаж по их применению. Инструкции производителей смывок при регулировании аналогичных процессов не тождественны Руководству по технической эксплуатации ВС и не могут вступать с ним в конкуренцию.

1. Истец включает в вопрос свою позицию в отношении применения инструкций к смывкам, с которой Ответчик не согласен, но не позицию Ответчика. Предлагаем нейтральную редакцию вопроса с разъяснением позиции сторон в примечании.

2. Предполагается исследование воздействия смывок Cee Bee E-3000 и Cee Bee E-1004J на «идеальный» образец конкретного сплава, тогда как спорная коррозия имело место на обшивке фюзеляжа конкретных ВС, бывших в эксплуатации, коррозионные свойства которой, равно как и состав сплава могут отличаться от образца сплава, что должно быть учтено экспертом.

Истцом не корректно указана позиция Ответчика в части применения документов, регулирующих выполнение работ.

3.

Возможно ли возникновение питтинговой коррозии на алюминиевом сплаве2024ТЗ clad sheet, аналогичном обшивке фюзеляжа воздушных судов Вoeing737-800 VQ-BVV и Boeing 737- 800 VQ-BVU, при последовательном применениисмывок Cee Bee E-3000 и Cee Bee E-1004J с нарушением инструкции к смывкеCee Bee E-3000 (ред. 3/2015) и (или) инструкции к смывке Cee Bee E-1004J(ред. 7/2015). Если возможно, то по каким причинам и какова вероятностьвозникновения питтинговой коррозии?

Возможно ли возникновение питтинговой коррозии обшивки фюзеляжа воздушных судов Вoeing 737-800 VQ-BVV и Boeing 737-800 VQ-BVU (алюминиевого сплава, аналогичного обшивке фюзеляжа воздушных судов Вoeing 737-800 VQ-BVV и Boeing 737-800 VQ-BVU)в случае имитации перекрестного контакта смывок Cee Bee E-3000 и Cee Bee E-1004J на поверхности обшивки фюзеляжа воздушного судна при последовательном их применении для удаления лакокрасочного покрытия? Если возможно, то по каким причинам, в пределах какого периода времени с момента применения смывок и какова вероятность возникновения питтинговой коррозии?

1. Предполагается исследование воздействия смывок Cee Bee E-3000 и Cee Bee E-1004J на «идеальный» образец конкретного сплава, тогда как спорная коррозия имело место на обшивке фюзеляжа конкретных ВС, бывших в эксплуатации… (см. п. 1 возражения по вопросу 2).

2. Истец включает в вопрос свою позицию в отношении применения инструкций к смывкам, с которой Ответчик не согласен, но не позицию Ответчика.

Целью вопроса является не установление факта соблюдения либо нарушения закрепленной в каком-либо документе технологии, а определение влияния на коррозионную стойкость алюминиевого сплава перекрестного контакта смывок.

3. Не определено, что должны понимать эксперты под «нарушением инструкций к смывкам», и, соответственно, что именно является предметом исследования. Вопросы должны быть направлены на установление обстоятельств дела, в рассматриваемом случае это возможность возникновения коррозионных поражений в результате перекрестного контакта смывок.

4. Истец и Ответчик имеют разную позицию о порядке снятия ЛКП, о том, что является «нарушением» порядка последовательного применения смывок, поэтому использовать данный термин в вопросе эксперту недопустимо.

5.  Недопустимо перед экспертами ставить вопрос, предполагающий и содержащий правовую оценку обстоятельств.

4.

Каковы параметры/показатели (частота, размерность, глубина, период и скоростьразвития и иные) питтинговой коррозии, в случае ее возникновения в каждой из
ситуаций, перечисленных в вопросах 1 – 3?

Каковы параметры/показатели (частота, размерность, глубина и иные)

питтинговой коррозии, в случае ее возникновения в каждой из ситуаций, перечисленных в вопросах 1 – 3?

Вопрос суда:

На основании представленных в материалы дела документов (при необходимости – указать какие документы дополнительно необходимо представить) перечень возникших дефектов (на 2 самолета), причины возникновения, стоимость и порядок устранения.

2.2. фамилию, имя, отчество государственного судебного эксперта, которому может быть поручено проведение экспертизы с учетом специализации и нагрузки;

2.3. срок проведения экспертизы;

2.4. размер вознаграждения экспертному учреждению (во всем вопросам вместе и в отдельности по вопросам истца и вопросам ответчика);

2.5. о необходимости постановки дополнительных вопросов, по поводу обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, либо о необходимости привлечения специалистов из других областей знаний;

2.6. перечень материалов и документов, которые необходимо предоставить в распоряжение эксперта для производства экспертизы по указанным выше вопросам. и представить документы, подтверждающие право проведения экспертизы (дипломы, сертификаты и др.).

3. Явка сторон обязательна.

Судья                                                                                                    Р.А. Бутова