ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А56-80864/16 от 23.11.2016 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

4221/2016-550077(1)

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об обеспечительных мерах

Судья Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области  Клиницкая О.В. 

рассмотрев заявление общества с ограниченной ответственностью "ТРАНСНЕФТЬ-ПОРТ  ПРИМОРСК" о принятии предварительных обеспечительных мер 

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ТРАНСНЕФТЬ-ПОРТ ПРИМОРСК"  (далее – заявитель, Общество) обратилось с заявлением, в соответствии с которым просит  Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области принять  предварительные обеспечительные меры в виде наложения ареста на танкер «DELTA  PIONEER» (флаг Греция, порт приписки – Пирей (Piraeus), № ИМО 9288693,  принадлежащий компании PONTOPOROS SPECIAL MARITIME ENTERPRISE, оператором  танкера «DELTA PIONEER» является DELTA TANKERS LTD, а также в виде запрета  Капитану морского порта Приморск выдавать разрешение на выход танкера «DELTA  PIONEER» (флаг Греция, порт приписки – Пирей (Piraeus), № ИМО 9288693,  принадлежащий компании PONTOPOROS SPECIAL MARITIME ENTERPRISE из порта. 

В обоснование заявления Общество указывает следующее. 

В результате навала были повреждены гидротехническое сооружение  «Нефтеналивной причал, назначение: нежилое, протяженностью 1125,5 м, инв. № 6071»  (кадастровый (или условный) номер 47: 01:0000000:23836) и расположенные на нем  основные средства (технологические трубопроводы, противопожарный водопровод,  высоковольтные сети и наружное освещение, сети электроснабжения, электроприводы,  канализация, кабели и иное оборудование), принадлежащие на праве собственности  Обществу. 

При обследовании технического состояния поврежденного причала и  расположенного на нем имущества оператор нефтеналивного терминала морского порта  Приморск, эксплуатирующий данный причал, Общество с ограниченной ответственностью  «Приморский торговый порт» (далее - ООО «ПТП»), установило, что в результате  ненормативного воздействия танкера "DELTA PIONEER" причал получил значительные  повреждения (разрушен пал № 6, обрушены два пролета эстакады причала № 1) и  дальнейшая эксплуатация причала невозможна. О чем ООО «ПТП» уведомило  соответствующий государственный орган (письмо от 21.11.2016 № 97-Д-18/5739), а также 


обратилось к капитану морского порта Приморск о задержании судна на основании ст. 81  Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации. 

По предварительным подсчетам размер убытков, причиненных Обществу вследствие  данного происшествия составляет 3 379 000 000 руб. 

Танкер "DELTA PIONEER" принадлежит на праве собственности компании  PONTOPOROS SPECIAL MARITIME ENTERPRISE, расположенной по адресу: 58В  ZEFYROU STREET PALAIO FALIRO 17564 ATHENS, GREECE. 

Оператором танкера "DELTA PIONEER" является DELTA TANKERS LTD,  расположенной по адресу: 58В ZEFYROU STREET PALAIO FALIRO 17564 ATHENS,  GREECE. 

Общество с требованием к судовладельцу о предоставлении гарантии возмещения  ущерба до окончания погрузки судна, провело переговоры с представителями судовладельца  и его страховщиков. Однако, до настоящего времени собственник судна таких гарантий не  предоставил. 

Как указывает Общество, в настоящий момент танкер "DELTA PIONEER" находится  в порту Приморск и согласно распоряжению капитана морского порта Приморск от  22.11.2016 № 4-27-р «О задержании судна «DELTA PIONEER» судно задержано на 72 часа  на основании ст. 81 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, однако,  танкер "DELTA PIONEER" в любой момент может изменить свое местонахождение и  попасть под юрисдикцию, где будет невозможно арестовать данное судно и исполнить  решение суда, особенно учитывая тот факт, что Общество является организацией системы  «Транснефть», включенной в санкционный список ЕС. Иное имущество, на которое  возможно обратить взыскание, у Ответчиков на территории Российской Федерации  отсутствует. 

Указывая на то, что восстановление поврежденного имущества имеет огромное  государственное значение, поскольку через морской порт Приморск осуществляется  отгрузка нефти на экспорт во многие страны мира и приостановка отгрузки нефти окажет  негативное влияние на исполнение плановых налоговых обязательств как Общества,  являющегося крупнейшим налогоплательщиком, так и нефтяных компаний Российской  Федерации. 

Общество полагает, что непринятие предварительных обеспечительных мер в виде  ареста танкера "DELTA PIONEER", в результате навала которого Обществу были  причинены убытки, может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного  акта. 

В соответствии с п. 1, 2 ст. 388 Кодекса торгового мореплавания Российской  Федерации (далее - КТМ РФ) для обеспечения морского требования на судно, в отношении  которого возникло морское требование, арбитражным судом может быть наложен арест,  судно может быть арестовано только по морскому требованию. 

В соответствии со ст. 389 КТМ РФ, а также п. а. ч. 1 ст. 1 Международной конвенции  об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов (Брюссель, 1952)  (далее - Конвенция 1952 года) требование, вытекающее из повреждения береговых  сооружений в результате столкновения судна, является морским требованием. 

В силу п. 1 ст. 3 Конвенции 1952 года лицо, имеющее морское требование, может  арестовать или конкретное судно, в отношении которого возникло морское требование, или  любое другое судно, принадлежащее лицу, которое на момент возникновения морского  требования было собственником конкретного судна. 

В соответствии с частью 2 статьи 99 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее – АПК РФ) предварительные обеспечительные меры  принимаются арбитражным судом по правилам, предусмотренным главой 8 АПК РФ, с  особенностями, установленными данной статьей. 


Согласно части 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса,  если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение  судебного акта, в том числе если исполнение судебного акта предполагается за пределами  Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба  заявителю. 

Затруднительный характер исполнения судебного акта либо невозможность его  исполнения могут быть связаны с отсутствием имущества у должника или с действиями  последнего, предпринимаемыми для уменьшения объема имущества (пункт 9  Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006   № 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер"). 

Обеспечительные меры должны соответствовать заявленным требованиям, то есть  быть непосредственно связанными с предметом спора, соразмерными заявленному  требованию, необходимыми и достаточными для обеспечения исполнения судебного акта  или предотвращения ущерба. 

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 92 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации в заявлении об обеспечении должны быть обоснованы  причины обращения с соответствующим заявлением. 

Таким образом, обеспечительные меры не могут приниматься, если заявитель не  обосновал причины обращения с заявлением об обеспечении требования конкретными  обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер и не  представил доказательств, подтверждающих его доводы. При разрешении вопроса о  необходимости принятия обеспечительных мер суд, исходя из заявленного требования,  должен удостовериться в том, что непринятие заявленных мер может затруднить или  сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения  причинения значительного ущерба заявителю. 

При этом в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 12.10.2006 № 55 "О применении арбитражными судами  обеспечительных мер" указано, что арбитражным судам следует учитывать, что  обеспечительные меры являются ускоренным средством защиты, следовательно, для их  применения не требуется представления доказательств в объеме, необходимом для  обоснования требований и возражений стороны по существу спора. Обязательным является  представление заявителем доказательств наличия оспоренного или нарушенного права, а  также его нарушения. 

Мотивируя заявление, Общество указывает на то, что непринятие заявленных  обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного  акта и причинить значительный ущерб заявителю. 

Рассмотрев заявление Общества, приведенные им доводы, принимая во внимание  необходимость соблюдения баланса интересов сторон, арбитражный суд считает  подлежащим удовлетворению заявление Общества в части наложения ареста на танкер  «DELTA PIONEER» (флаг Греция, порт приписки – Пирей (Piraeus), № ИМО 9288693,  принадлежащий компании PONTOPOROS SPECIAL MARITIME ENTERPRISE. 

Как следует из смысла статьи 99 АПК РФ, предварительные обеспечительные меры,  принимаемые арбитражным судом до предъявления иска, должны быть направлены на  обеспечение имущественных интересов заявителя. 

Суд не усматривает основания для удовлетворения заявления Общества в части  запрета Капитану морского порта Приморск выдавать разрешение на выход танкера  «DELTA PIONEER» (флаг Греция, порт приписки – Пирей (Piraeus), № ИМО 9288693,  принадлежащий компании PONTOPOROS SPECIAL MARITIME ENTERPRISE из порта,  поскольку наложение ареста на танкер является достаточной мерой для обеспечения  имущественных интересов Общества. 


На основании изложенного и руководствуясь статьями 91-93, 99 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт- Петербурга и Ленинградской области 

определил:

Заявление общества с ограниченной ответственностью "ТРАНСНЕФТЬ-ПОРТ  ПРИМОРСК" о предварительных обеспечительных мерах удовлетворить в части. 

Наложить арест на танкер «DELTA PIONEER» (флаг Греция, порт приписки –  Пирей (Piraeus), № ИМО 9288693, принадлежащий компании PONTOPOROS SPECIAL  MARITIME ENTERPRISE, оператором танкера «DELTA PIONEER» является DELTA  TANKERS LTD. 

В остальной части в удовлетворении заявления отказать.

Судья Клиницкая О.В.