ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А56-83217/15 от 23.03.2017 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возвращении заявления

г.Санкт-Петербург

23 марта 2017 года. Дело № А56-83217/2015/тр.4531

Судья Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области Ю.В. Рогова,   ознакомившись с заявлением Министерства строительства Калининградской области в интересах гражданина ФИО1 в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Акционерного общества «Строительная корпорация «РОССТРОЙ» (ИНН <***>)

о признании права собственности,

установил:

Публичное акционерное общество «Ханты-Мансийский банк Открытие» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании Акционерного общества «Строительная корпорация «РОССТРОЙ» (далее – должник) несостоятельным (банкротом).

Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.04.2016 (резолютивная часть объявлена 19.04.2016) в отношении Должника введена процедура наблюдения и определено при рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) Должника применять правила параграфа 7 главы IX Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), временным управляющим утвержден ФИО2.

Сведения о введении отношении Должника процедуры наблюдения и применении правил параграфа 7 главы IX Закона о банкротстве опубликованы в газете «Коммерсантъ» от 30.04.2016 № 76.

27.01.2017 Министерство строительства Калининградской области (далее – заявитель, Министерство) в интересах гражданина ФИО1 – участник долевого строительства (далее – кредитор, ФИО1) предъявило в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области требование к Акционерному обществу «Строительная корпорация «РОССТРОЙ» о признании за ФИО1 права собственности на жилое помещение: 2-комнатной квартиры с условным номером 78, корпус с условным номером 1, секция 4, этаж 2, номер на площадке 2, в осях: 4с-6с; Вс-Ес, площадью 61,59 кв.м, основанного на договоре участия в долевом строительстве от 13.09.2013 № 103034/Е09032-РСТ многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Калининградская область, город Калининград, улица Согласия – улица Ивана Сусанина.

Определением суда от 30.01.2017 по делу №56-83217/2015/тр.4531 заявление Министерства оставлено без движения по следующим основаниям.

В нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отсутствует уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление должнику, временному управляющему и ФИО1 копии заявления и приложенных к нему документов, которые у него отсутствуют, личное заявление ФИО1, являющееся основанием для обращения в суд с настоящим заявлением и акт приема-передачи спорной квартиры.

Кроме того, заявителю предложено обосновать обращение в суд с настоящим заявлением в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) застройщика - Акционерному обществу «Строительная корпорация «РОССТРОЙ» в интересах участника строительства - ФИО1 применительно к нормам Закона о банкротстве, в частности положениям статьи 201.8 Закона о банкротстве.

Дополнительно ознакомившись с заявлением Министерства строительства Калининградской области в интересах гражданина ФИО1 о признании за гражданином права собственности на жилое помещение, заявителю предложено документально обосновать наличие у Министерства права на обращение в суд с настоящим заявлением со ссылкой на соответствующий пункт статьи 53 АПК РФ, а также представить следующие нормативные акты: Устав Калининградской области, Закон Калининградской области от 15.02.2012 №87 «О защите прав гражданин, инвестировавших денежных средств в строительство многоквартирных домов, на территории Калининградской области», Положение о Министерстве строительства Калининградской области либо иной документ, подтверждающий выше названные полномочия, в связи с чем определением суда от 09.02.2017 срок оставления заявления продлен до 09.03.2017.

07.03.2017 от Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области посредством электронного сервиса http:www.my.arbitr.ru поступили дополнительные документы, а также ходатайство о замене Министерства строительства Калининградской области на Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области в деле о несостоятельности (банкротстве) АО СК «РосСтрой» в порядке процессуального правопреемства.

Ознакомившись с заявлением Министерства и представленными в его обоснование документами, суд пришел к выводу, что заявление подлежит возвращению в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 223 АПК РФ и пунктом 1 статьи 32 Закона о банкротстве дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

По общему правилу части 1 статьи 59 АПК РФ граждане вправе вести свои дела в арбитражном суде лично или через представителей. Ведение дела лично не лишает гражданина права иметь представителей.

В деле о банкротстве также существует институт представительства, установленный в статье 36 Закона о банкротстве.

Согласно пункту 1 статьи 36 Закона о банкротстве представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, являющихся лицами, участвующими в деле о банкротстве, или лицами, участвующими в арбитражном процессе по делу о банкротстве, могут выступать любые дееспособные граждане, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела о банкротстве.

Таким образом, исходя из взаимосвязи норм АПК РФ и Закона о банкротстве, гражданин в деле о банкротстве ведет свои дела самостоятельно либо его интересы в деле о банкротстве представляет иное лицо (представитель), полномочия которого на представление таких интересов должны быть оформлены в соответствующей доверенности, оформленной в соответствии с требованиями закона. При чем, в доверенности, на основании которой представитель гражданина представляет интересы последнего, отдельно обязательно должно быть выделено полномочие на ведение дела о банкротстве.

Круг лиц, участвующих в деле, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, установлен в статьях 34 и 35 Закона о банкротстве.

Кроме того, согласно части 1 статьи 201.2 Закона о банкротстве наряду с лицами, предусмотренными статьей 34 Закона о банкротстве, лицами, участвующими в деле о банкротстве застройщика, признаются участники строительства, имеющие требования о передаче жилых помещений, а также уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории осуществления данного строительства.

Частью 2 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об участии в долевом строительстве) определено, что государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).

В силу положений пункта 11 части 6 статьи 23 Закона об участии в долевом строительстве контролирующий орган вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов участников долевого строительства.

Государственный контроль в указанной сфере направлен на защиту прав участников долевого строительства, в том числе при банкротстве застройщика.

При этом необходимо также учитывать и нормы АПК РФ, предоставляющие право государственному органу на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов.

Частью 1 статьи 53 АПК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.

В соответствии с частью 3 статьи 53 АПК РФ в обращении должно быть указано, в чем заключается нарушение публичных интересов или прав и (или) законных интересов других лиц, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд.

Орган, обратившийся в арбитражный суд в защиту публичных интересов, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца (часть 4 статьи 53 АПК РФ).

Понятие публичного интереса в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации прямо не дано.

Вместе с тем, под публичным интересом, в частности, следует понимать интересы неопределенного (широкого) круга лиц, в защиту которых государственные органы имеют право обратиться в арбитражный суд.

При этом, при рассмотрении вопроса о наличии у государственного органа процессуального права на обращение в арбитражный суд с заявлением в защиту публичных интересов необходимо учитывать также положения федерального закона, обуславливающего объемы и механизмы реализации этого права применительно к спорным отношениям.

Из представленных Министерством документов усматривается, что Основным Законом Калининградской области является Устав Калининградской области, определяющий в соответствии с Конституцией Российской Федерации статус Калининградской области как субъекта Российской Федерации, систему органов государственной власти, функции и полномочия этих органов, порядок их образования, права и обязанности должностных лиц этих органов, формы участия граждан в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления области, а также содержащий иные положения, не противоречащие Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Устав (Основной Закон) Калининградской области имеет прямое действие на всей территории области (статья 43 Закона Калининградской области от 18.01.1996 № 30 «О вступлении в действие Устава (Основного Закона) Калининградской области»).

Постановлением Правительства Калининградской области от 29.12.2016 № 632 «О внесении изменения в постановление Правительства Калининградской области от 19 октября 2016 года № 484» (далее - Постановление № 632), утверждено Положение о Министерстве регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее – Положение).

Пунктом 4 названного Положения установлено, что Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области является правопреемником Министерства строительства Калининградской области в части, касающейся осуществления полномочий по региональному государственному контролю (надзору) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе по обязательствам, возникающим в результате исполнения судебных решений и постановлений по делам об административных правонарушениях.

Министерство является органом исполнительной власти Калининградской области, осуществляющим функции контроля в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной со строительством многоквартирных домов.

Согласно пункту 23 Положения Министерство осуществляет полномочия в области долевого строительства, в том числе полномочия контролирующего органа в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, предусмотренные частью 6 статьи 23 Закона об участии в долевом строительстве и является уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области, участвующим в деле о банкротстве застройщика, в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Перечень прав Министерства, определенных для целей реализации полномочий в установленных сферах деятельности, содержится в главе 3 Положения.

Статьей 4 Закона Калининградской области от 15.02.2012 №87 «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов, на территории Калининградской области» на территории Калининградской области предоставляются меры по защите прав пострадавших участников долевого строительства в форме бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с защитой прав пострадавших участников долевого строительства в отношении проблемного объекта в соответствии с Законом Калининградской области «О бесплатной юридической помощи в Калининградской области».

Исходя из взаимосвязи положений статьи 23 Закона об участии в долевом строительстве, функций и полномочий Министерства на осуществление своих функций, обращение в арбитражный суд в интересах участников долевого строительства со стороны Министерства возможно лишь  в защиту публичных интересов (интересов неопределенного (широкого) круга лиц (участников долевого строительства)).

Данное полномочие согласуется с положениями части 1 статьи 53 АПК РФ об обращении государственного органа в арбитражный суд в защиту публичных интересов (интересов неопределенного (широкого) круга лиц).

Таким образом, нормы действующего законодательства определяют способ реализации Министерством права на защиту публичных интересов при неисполнении застройщиком обязанностей путем подачи в арбитражный суд заявления о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности (пункт 15 статьи 23 Закона об участии в долевом строительстве), либо с заявлением о ликвидации лица, привлекающего денежные средства граждан для строительства (пункт 16 статьи 23 Закона об участии в долевом строительстве).

Приведенные нормы федерального законодательства коррелируются с соответствующими нормами законодательства субъекта Российской Федерации - Калининградской области, устанавливающего тождественные полномочия контролирующего органа в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.

Как следует из материалов дела, ФИО1, в интересах которого Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании за ним права собственности, на основании заключенного с Акционерного общества «Строительная корпорация «РОССТРОЙ» (ИНН <***>, ОГРН <***>) договора участия в долевом строительстве, является участником долевого строительства.

26.05.2016 гражданин ФИО1 предъявил в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области требование к Акционерному обществу «Строительная корпорация «РОССТРОЙ» о включении в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений жилого помещения: 2-комнатной квартиры с условным номером 78, корпус с условным номером 1, секция 4, этаж 2, номер на площадке 2, в осях 4с-6с; Вс-Ес; проектной площадью 61,59 кв.м., основанного на договоре участия в долевом строительстве от 13.09.2013 № 103034/А09032-РСТ жилого дома, расположенного по адресу: Калининградская область, город Калининград, улица Согласия – улица Ивана Сусанина.

Определением суда от 10.11.2016 по делу №А56-83217/2015/тр.3239 требование ФИО1 (дата рождения: 24.02.1980, место рождения: п. Большаково, Славского р-на, Калининградской обл.) включено в реестр требований о передаче жилых помещений Акционерного общества «Строительная корпорация «РОССТРОЙ» (ИНН <***>, ОГРН <***>), о передаче жилого помещения, основанного на договоре участия в долевом строительстве от 13.09.2013 № 103034/А09032-РСТ, в многоквартирном жилом доме по адресу: Калининградская область, город Калининград, улица Согласия – улица Ивана Сусанина, оплата за которое произведена застройщику по договору участия в долевом строительстве в сумме 2 217 240 рублей.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае в интересах ФИО1 в арбитражный суд обратилось Министерство, полномочия которого на подачу названного заявления в деле о банкротстве застройщика законодательством не предусмотрены.

Пунктом 4 статьи 60 Закона о банкротстве установлено, что заявления и жалобы, поданные лицами, не имеющими права на обжалование, либо с нарушением установленного настоящей статьей порядка, подлежат возвращению.

Учитывая, что на дату вынесения настоящего определения обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения, не устранены заявителем в установленный судом срок, а также на основании пункта 4 статьи 60 Закона о банкротстве и статьи 129 АПК РФ поданное Министерством регионального контроля (надзора) Калининградской области (правопредшественник - Министерство строительства Калининградской области) заявление подлежит возвращению заявителю.

При этом, документы, дополнительно представленные в обоснование заявления, заявителю не возвращаются, поскольку поданы в электронном виде посредством электронного сервиса «Мой Арбитр» (www.my.arbitr.ru ).

Руководствуясь пунктом 4 статьи 60 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и пунктом 4 части 1, частью 2 статьи 129, статьей 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

определил:

Возвратить Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области заявление о признании за ФИО1 права собственности на жилое помещение: 2-комнатной квартиры с условным номером 78, корпус с условным номером 1, секция 4, этаж 2, номер на площадке 2, в осях: 4с-6с; Вс-Ес, площадью 61,59 кв.м, основанного на договоре участия в долевом строительстве от 13.09.2013 № 103034/Е09032-РСТ многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Калининградская область, город Калининград, улица Согласия – улица Ивана Сусанина, поданное в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Акционерного общества «Строительная корпорация «РОССТРОЙ».

Определение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня вынесения определения.

Приложение: заявление на 5-ти л., приложенные документы на 30-ти л., ходатайство о проведении заседания с использованием систем видеоконференц-связи на 2-х л., почтовый конверт.

Судья Рогова Ю.В.