Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
12 июля 2018 года Дело № А56-83572/2015/истр.2
Судья Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской областиДаценко А.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тимофеевой Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании заявление конкурсного управляющего АО «АГРОТЕХНИКА» ФИО1 об истребовании документов по делу о несостоятельности (банкротстве) АО «АГРОТЕХНИКА» (ИНН <***> ОГРН <***>)
ответчик: ФИО2
при участии
согласно протоколу судебного заседания,
установил:
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.12.2016 в отношении АО «АГРОТЕХНИКА» введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден ФИО1.
Указанные сведения опубликованы в газете «Коммерсантъ» №230 от 10.12.2016, стр. 37.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.04.2018 в отношении АО «АГРОТЕХНИКА» открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден ФИО1.
Указанные сведения опубликованы в газете «Коммерсантъ» №75 от 28.04.2018, стр. 74.
25.04.2018 в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области обратился конкурсный управляющий АО «АГРОТЕХНИКА» ФИО1 с ходатайством об истребовании у директора должника – ФИО2 все материальные активы, в том числе недвижимое имущество, транспортные средства и спец.технику, товарно-материальные ценности, основные средства и оборудование, крупный рогатый скот, все имеющиеся печати и штаммы должника, ключи от недвижимого имущества и транспортных средств с спецтехники должника, а также оригиналы документов должника.
В судебном заседании представители конкурсного управляющего поддерживают ходатайства от 20.04.2018, 14.05.2018 и 06.07.2018, согласно которым просят обязать директора АО «Агротехника» ФИО2 передать конкурсному управляющему ФИО1 все материальные активы, в том числе недвижимое имущество, транспортные средства и спец. технику, товарно-материальные ценности, основные средства и оборудование, крупный рогатый скот, все имеющиеся печати и штампы должника, ключи от недвижимого имущества и транспортных средств и спецтехники должника, а также оригиналы следующих документов должника (включая, но не ограничиваясь):
1. Свидетельства о постановке на учет в органах ФСС, Пенсионном Фонде.
2. Все имеющиеся заключенные договоры должника за весь период деятельности (в том числе трудовые, договоры факторинга, поставки, подряда, перевозки, купли-продажи запчастей для транспортных средств и иной техники/оборудования, займа, уступки прав требования, поручительств, лизинга, агентирования, комиссии, подряда, аренды, купли-продажи и иные договоры).
3. Информация о расчетах за оказанные услуги: доля денежной составляющей в расчетах, доля оплаты векселями, за два года, предшествующих введению процедуры конкурсного производства;
4. Справка об особенностях государственного регулирования отрасли, к которой относится должник (нормативно-правовое регулирование деятельности предприятия, тарифное регулирование, налоговые льготы и т.п.);
5. Если применяются специальные режимы налогообложения (упрощенная система, ЕНВД и т.п.), то соответствующие сведения и документы;
6. Все направления деятельности, осуществляемые должником в течение не менее чем двухлетнего периода, предшествующего возбуждению производства по делу о банкротстве, их финансовый результат (поквартально), оценка целесообразности продолжения осуществляемых направлений;
7. Лицензии;
8. Приказы об учетной политике предприятия (в том числе для целей налогообложения) с приложениями Положений об учетной и налоговой политике предприятия (на период 2 года до введения процедуры наблюдения);
9. Данные обо всех расчетных счетах (в том числе валютных);
10. Бухгалтерская отчетность поквартально за три года, предшествующих введению процедуры наблюдения (бухгалтерские балансы, отчет о прибылях и убытках и другие, прилагаемые формы отчетности) и пояснительные записки к годовым балансам;
11. Расшифровки основных средств и нематериальных активов на последнюю отчетную дату;
12. Расшифровка незавершенного строительства на последнюю отчетную дату и за весь период анализа (не менее, чем за 2 года до введения процедуры) (если есть);
13. Расшифровка незавершенного производства (если есть);
14. Расшифровка готовой продукции по видам на последнюю отчетную дату;
15. Расшифровка материальных запасов по видам на последнюю отчетную дату;
16. Расшифровка дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату с указанием суммы дебиторской задолженности, которая не может быть взыскана; Первичные и иные документы для взыскания дебиторской задолженности.
17. Сведения о формировании уставного капитала (в каких размерах и кем сформирован);
18. Расшифровка кредиторской задолженности на последнюю отчетную дату с указанием балансового счета в том числе залоговые кредиторы;
19. Расшифровка задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды по видам налогов на последнюю отчетную дату;
20. Расшифровка статей актива баланса, не указанных ранее;
21. Расшифровка статей пассива баланса, не указанных ранее;
22. Сумма просроченной кредиторской задолженности;
23. Выручка от реализации товаров, услуг по видам поквартально за два года;
24. Данные по ценам по продукцию, услуги (отпускные, рыночные) за два года, предшествующих введению процедуры наблюдения;
25. Себестоимость (фактическая, плановая) товаров и услуг по видам поквартально за два года. Состав затрат при определении фактической себестоимости;
26. Свидетельства о правах собственности на недвижимое имущество;
27. ФОТ за прошедший год, средняя заработная плата;
28. Схема организационной и производственной структур (список структурных подразделений);
29. Положение о документообороте, внутреннем контроле или аналогичные сведения в справочном виде;
30. Численность работников по структурным подразделениям на весь период анализа (не менее, чем за 2 года, предшествующих введению процедуры);
31. Состав основного и вспомогательного производства;
32. Описание технологии производства;
33. Сведения и договоры об инфраструктурном обеспечении (энергия, водопровод, канализация, связь, газ и прочее);
34. Балансовая стоимость активов, используемых в производственном процессе;
35. Балансовая стоимость активов, не используемых в производственном процессе;
36. Загрузка производственных мощностей поквартально за два года, предшествующих введению процедуры наблюдения;
37. Объекты непроизводственной сферы (если есть), затраты на их содержание за три года, предшествующих введению процедуры наблюдения;
38. Справка о наличии/отсутствии госзаказа;
39. Наличие мобилизационных мощностей;
40. Справка о наличии/отсутствии имущества ограниченного оборота и изъятого;
41. Необходимость осуществления дорогостоящих природоохранных мероприятий;
42. Результаты последней инвентаризации;
43. Результаты аудиторских проверок за три года, предшествующих введению процедуры наблюдения (если имели место);
44. Отчеты оценщиков за три года, предшествующих введению процедуры наблюдения (если есть);
45. Материалы налоговых проверок за три года;
46. Данные о филиалах и иных обособленных подразделениях, если таковые имеются, их учредительные документы, краткая характеристика их деятельности, их отчетность поквартально за три года, предшествующих введению процедуры наблюдения, в том числе по дочерним и зависимым обществам;
47. Данные по основным поставщикам сырья и материалов, объем поставок за три года;
48. Данные по основным потребителям продукции, объем поставок за три года;
49. Информация о расчетах за оказанные услуги: доля денежной составляющей в расчетах о доля оплаты векселями, за три года, предшествующих введению процедуры наблюдения;
50. Сведения обо всех реорганизациях и преобразованиях предприятия;
51. Отчет об использовании бюджетных средств (если используются бюджетные средства);
52. Сведения о бюджетном стимулировании из бюджетов различных уровней за период с 01.01.2014г. (субсидии и т.п.), сведения об объемах недофинансирования, если таковое имеет место);
53. Сведения об отчуждении имущества, передаче имущества в аренду, передаче имущества в качестве вклада в уставной капитал другого юридического лица;
54. Правоустанавливающие документы на недвижимое имущество;
55. Сведения об исполнительных производствах, возбужденных в отношении предприятия, сведения об арестах наложенных ИФНС и иными органами на имущество предприятия;
56. Сведения о выплатах по возмещению вреда работникам должника.
57. Сведения об износе основных средств на последнюю отчетную дату;
58. Сведения о задолженности по выплате заработной платы работникам должника.
59. Сведения о работающих на сегодняшний день работниках, их контактные данные.
60. Перечень кредиторов с указанием сумм задолженности, юридических адресов и ИНН по каждому кредитору.
61. Чековые книжки по всем расчетным счетам Общества;
62. Книги покупок и продаж;
63. Кассовые книги, отражающие наличные приходы и расходы;
64. Все первичные бухгалтерские документы, в том числе документы, подтверждающие расходование наличных денежных средств полученных с расчетных счетов Общества, акты списания имущества, дефектные ведомости;
65. Кадровую документацию, в том числе штатное расписание, приказы по личному составу, трудовые договоры, список материально ответственных лиц, табеля, лицевые карточки и т.п.;
66. Приказы по основной деятельности;
67. Копии судебных актов, в частности судебных актов третейских судов о взыскании с Должника сумм задолженности/неосновательного обогащения/убытков и т.п.. С приложением справки о сути обязательства по которому Должник не исполнил обязательства по оплате, данных о контрагенте, сведениях о дальнейшей судьбе товара/работ/услуг приобретенных у данного кредитора
68. Справку об обоснованности сумм, числящихся как налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям.
69. Правоустанавливающие документы на транспортные средства и спец. технику (ПТС, свидетельства о праве собственности, а также техническую информацию.
70..Копии актов естественной убыли, по форме СП № 54, по форме утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 29.09.1997 N 68,подтверждающих выбытие крупного рогатого скота:
по договору № 143500/0061-6.1 от 20.08.2014 г., заключенному между АО «Росельхозбанк» и АО «Агротехника»; и(или)
по договору 143500/00112-6.1 от 26.12.2014 г. заключенному между АО «Росельхозбанк» и АО «Агротехника»; и(или)
по договору № 143500/0061-6 от 20.08.2014 г., заключенному между АО «Росельхозбанк» и АО «Агротехника»; и(или)
по договору о залоге сельскохозяйственных животных № 164/15 от 03 августа 2015 г., заключенному между АО «Агротехника» и ЗАО «Тосненский комбикормовый завод»; и(или)
по договору аренды от 24 мая 2017 г., заключенному между АО «Агротехника» и ООО «АЛЬМА»;
71.Копии актов патолого-анатомического исследования вскрытия о естественной смерти животного и вывозе тела животного на полигон для утилизации подтверждающих выбытие крупного рогатого скота::
по договору № 143500/0061-6.1 от 20.08.2014 г., заключенному между АО «Росельхозбанк» и АО «Агротехника»; и(или)
по договору № 143500/0061-6 от 20.08.2014 г., заключенному между АО «Росельхозбанк» и АО «Агротехника»; и(или)
по договору 143500/00112-6.1 от 26.12.2014 г. заключенному между АО «Росельхозбанк» и АО «Агротехника»; и(или)
по договору о залоге сельскохозяйственных животных № 164/15 от 03 августа 2015 г., заключенного между АО «Агротехника» и ЗАО «Тосненский комбикормовый завод»; и(или)
по договору аренды от 24 мая 2017 г., заключенному между АО «Агротехника» и ООО «АЛЬМА»
72.Дополнительные соглашения по п.2.7. договора аренды от 24 мая 2017 г., подтверждающие уменьшение количества скота
73.Иные документы подтверждающие выбытие крупного рогатого скота.
74.Оригиналы договоров страхования (страховые полиса) в отношении предметов залога по договору залога № 143500/00112-6.1 от 26.12.2014 г.;
75. Оригиналы договоров страхования (страховые полиса) в отношении предметов залога по договору залога 143500/0061-6 от 20.08.2014 г.;
76. Оригиналы договоров страхования (страховые полиса) в отношении предметов залога по договору залога № 143500/0061-6.1 от 21.08.2014 г.
77.Бухгалтерскую справку о движении КРС за период с 01.01.2016г. по настоящее время, в которой в том числе указать сколько КРС (в т. ч. молодняка, молочных коров) всего было, сколько всего убыло, причины выбытия по каждой голове;
78. оригиналы документов, подтверждающих выбытие, причины их выбытия и утилизацию (в том числе акты на выбытие животных, акты патолого-анатомического исследования вскрытия о естественной смерти животного и вывозе тела животного на полигон для утилизации, договоры купли-продажи);
79. заверенные копии карточек (паспортов) племенной молочной коровы на все 162 головы, выявленные по результатам инвентаризации.
80.журнал выращивания молодняка крупного рогатого скота;
81. всю первичную документацию, которая является основанием для возникновения имеющейся на сегодняшний день дебиторской задолженности;
82.оригиналы полученных исполнительных листов на взыскание дебиторской задолженности.
83.оригиналы договоров купли-продажи, безвозмездного пользования имущества (в том числе КРС, движимого и недвижимого имущества) за период с 01.01.2013г. по настоящее время;
84.оригиналы сданной отчетности в уполномоченные органы по НДФЛ, пенсионным страховым взносам.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 22 Приказа Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов» при смене материально ответственных лиц обязательно проведение инвентаризации.
Обязанность по передаче имущества и документации усматривается также из пункта 2 статьи 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», предусматривающего обязанность руководителя должника передать документацию конкурсному управляющему.
Статьи 60, 126, 129 Закона о банкротстве и статьи 66, 159, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривают возможность арбитражному суду в рамках рассмотрения дела о банкротстве должника рассмотреть и разрешить по существу ходатайство конкурсного управляющего об обязании бывшего конкурсного управляющего передать ему необходимые для проведения процедуры банкротства должника документы (бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей).
Статьей 223 АПК РФ предусмотрено, что дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.
В случае отказа или уклонения указанных лиц от передачи перечисленных документов и ценностей арбитражному управляющему он вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве, с ходатайством об их истребовании по правилам частей 4 и 6 - 12 статьи 66 АПК РФ (при этом для временного управляющего истребуются заверенные руководителем должника копии документов, а для конкурсного управляющего - оригиналы документов и сами ценности). В определении об их истребовании суд указывает, что они должны быть переданы арбитражному управляющему; в случае неисполнения соответствующего судебного акта суд вправе выдать исполнительный лист, а также наложить на нарушивших свои обязанности лиц штраф (часть 9 статьи 66 АПК РФ). В случае необходимости суд вправе также истребовать их и у бывших руководителей должника, а также у других лиц, у которых имеются соответствующие документы.
Согласно пункту 2 статьи 129 Закона о банкротстве на конкурсного управляющего возложена обязанность по принятию в ведение имущества должника, проведению его инвентаризации и оценки, по принятию мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц, по обеспечению сохранности имущества должника, по проведению анализа его финансового состояния, по предъявлению к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании.
Для возможности исполнения указанных обязанностей конкурсный управляющий должен располагать бухгалтерской и иной документацией должника.
Законом о банкротстве закреплена обязанность указанных в нем лиц по передаче конкурсному управляющему документации и ценностей должника, но не установлен механизм их истребования. Указанные документация и ценности хотя и не являются доказательствами по делу, но их истребование в судебном порядке (в отсутствие иной процедуры) производится применительно к правилам об истребовании доказательств и при этом предоставляется возможность применения мер принудительного исполнения и привлечения к ответственности.
Из совокупности указанных норм и судебных актов следует вывод, что соответствующие документы обязан передать единоличный исполнительный орган Общества (в данном случае генеральный директор). Таким образом, действуя разумно и добросовестно, именно генеральный директор, исполняя свои обязанности единоличного исполнительного органа, обязан организовать процесс передачи документов Обществу в лице нового генерального директора и «озаботиться» соответствующей фиксацией этого процесса, а где, у кого и как они хранятся/находятся (в рамках заявленного требования), правового значения не имеет.
При отсутствии таких доказательств, бывший генеральный директор несет риск наступления неблагоприятных последствий (неисполнении/ненадлежащего исполнения своих обязанностей руководителя) в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете», пунктом 101 раздела 6 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» надлежащая организация бухгалтерской отчетности возложена на руководителя юридического лица.
Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, подлежат оформлению первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет без каких-либо пропусков или изъятий (статьи 8, 9 Закона). Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская отчетность подлежат хранению не менее пяти лет после отчетного года (пункт 1 статьи 17 Закона). В силу пункта 1 статьи 6, пункта 3 статьи 17 названного Закона ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации.
В соответствии с пунктом 1.5 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49 (в ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», пунктом 27 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 № 34н (в ред. от 24.12.2010) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» при смене единоличного исполнительного органа проводится обязательная инвентаризация.
При смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно. Соответственно, техническая сторона этого момента, как это будет оформлено (актом передачи с перечислением конкретных документов и т.п.) или просто указано, что документы переданы, «лежит» в первую очередь на ответчике (как правило, бывшем генеральном директоре), который в случае возникновения спорной ситуации обязан представить доказательства исполнения передачи им документов Общества новому руководству.
Из пункта 6 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденном Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (зарегистрировано в Минюсте России 27.08.1998 за № 1598) (далее - Положение) следует, что ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.
По пункту 26 Положения для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Проведение инвентаризации обязательно при смене материально ответственных лиц (пункт 27 Положения) (руководитель является таким лицом в силу статьи 277 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 101 Положения ответственность за организацию хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что у ответчика, который являлся руководителем должника на момент введения в отношении него процедуры конкурсное производство, не имелось возможности провести выше названные действия и мероприятия, или, что документы, материальные и иные ценности должника, печати, штампы, истребуемые у него конкурсным управляющим, ему не передавались прежним руководителем.
Поскольку ФИО2, указанная обязанность в указанный срок не была исполнена, суд находит заявление управляющего обоснованным и подлежащим удовлетворению.
При этом суд учитывает, что вопрос о наличии (отсутствии) конкретной документации и конкретного имущества подлежит выяснению в ходе исполнительного производства. При этом на стадии исполнения судебного акта лицо, на которое возлагается соответствующая обязанность по передаче документации и товарно-материальных ценностей, штампов, печатей, может представить доказательства их непосредственной передачи конкурсному управляющему, а также представить сведения в надлежащей форме о невозможности представления тех или иных документов, которыми бывший руководитель должника не располагает либо ответственность за сохранность которых он не несет.
При таких обстоятельствах рассматриваемое заявление подлежит удовлетворению частично.
Руководствуясь статьей 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
определил:
Принять уточнения конкурсного управляющего АО «АГРОТЕХНИКА» требований согласно заявлений от 14.05.2018 и 06.07.2018.
Обязать ФИО2 в течение 15 дней со дня вступления настящего определения в законную силу обеспечить передачу конкурсному управляющему АО «АГРОТЕХНИКА» ФИО1 бухгалтерской и иной документации АО «АГРОТЕХНИКА», печатей, штампов, материальных и иных ценностей АО «АГРОТЕХНИКА» согласно ходатайств от 20.04.2018, 14.05.2018 и 06.07.2018.
На определение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня вынесения определения.
Судья Даценко А.С.