Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу
г.Санкт-Петербург
17 февраля 2015 года. Дело № А56-84123/2014
Резолютивная часть определения объявлена 16 февраля 2014 года. Полный текст определения изготовлен 17 февраля 2014 года.
Судья Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области Семенова И.С. ,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Болотовой Л.Д.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Общество с ограниченной ответственностью "Кедр"
заинтересованное лицо Государственная административно-техническая инспекция Правительства Санкт-Петербурга
о признании незаконным и отмене постановления от 14.11.2014 №4714
при участии
от заявителя: представитель ФИО1, доверенность от 12.01.2015;
от заинтересованного лица: представитель ФИО2, доверенность от 30.12.2014;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Кедр" (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлениемо признании незаконным и отмене постановления, вынесенного Государственной административно-технической инспекцией Правительства Санкт-Петербурга (далее – Инспекция) от 14.11.2014 №4714.
Представитель Общества поддержал заявленное требование в полном объеме.
Представитель Инспекции возражал против удовлетворения заявленного требования.
Заслушав доводы сторон и рассмотрев представленные материалы, суд установил, что:
- 30.09.2014 Инспекцией проведен осмотр территорий по адресу: <...>, лит.А, в ходе которого установлено, что Обществом нарушен порядок закрытия (продление) ордера ГАТИ от 28.03.2014 №К-1251, срок действия ордера истек 29.08.2014, земляные работы по комплексному благоустройству завершены, ордер не закрыт;
- Обществу вменяется нарушение требований, предусмотренных Правилами производства земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга, утвержденными распоряжением ГАТИ от 22.01.2008 N 4;
- по факту правонарушения Инспекцией вынесено постановление от 14.11.2014 №4715, в соответствии с которым Общество с ограниченной ответственностью "Кедр" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 14 Закона N 273-70, с назначением наказания в виде штрафа в размере 250 000 руб.;
- Общество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением;
- в соответствии с частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности;
- согласно 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц; другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
- в силу статьи 14 Закона N 273-70 установлена ответственность за нарушение правил производства земляных, строительных и ремонтных работ;
- в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 273-70 предусматривает ответственность за нарушение порядка продления (закрытия) ордера на производство земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга, а также производство работ после окончания срока действия указанного ордера, нарушение промежуточных сроков производства указанных работ, невосстановление благоустройства территории, объекта недвижимости, объекта благоустройства после завершения работ и окончания срока действия указанного ордера;
- согласно с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 20.02.2014 N 261-О дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, подведомственны не арбитражным судам, а судам общей юрисдикции4
- в силу пункта 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в ред. Постановления Пленума Верховного суда РФ от 19.12.2013 N 40), разъяснено, что постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вынесенное органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, или арбитражным судом, согласно части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и статьями 10, 26, 36 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации";
- постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, вынесенное судьей суда общей юрисдикции, может быть обжаловано в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в вышестоящий суд общей юрисдикции. При этом необходимо учитывать, что жалобы указанных лиц на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пункте 3 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности, а именно, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда;
- арбитражный суд полагает, что данный спор неподведомственен арбитражному суду, поскольку спор вытекает из отношений, не относящихся к экономической и предпринимательской деятельности, а объективная сторона вмененного Обществу с ограниченной ответственностью "Кедр" административного правонарушения выражается в действиях, направленных на нарушение и невыполнение норм действующего законодательства в области восстановления благоустройства территории, после земляных работ Общества (комплексного благоустройства, электрокабеля). При этом, Общество предпринимательскую деятельность в указанной области, не осуществляет;
- таким образом, исходя из требований статей 27, 29, 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к характеру спорных правоотношений, арбитражный суд приходит к выводу о том, что основания для обращения в суд с заявлением об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении за нарушение в области восстановления благоустройства территории в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у Общества отсутствовали;
- в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде;
- таким образом, заявитель имеет право обратиться с соблюдением правил подведомственности с заявлением об оспаривании постановления административного органа в районный суд;
- согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда РФ от 03.07.2007 N 623-О-П и от 15.01.2009 N 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации, принимается судом, неуполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия;
- разрешение дела с нарушением правил подсудности (подведомственности) не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, неуполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты, не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия;
- при таких обстоятельствах арбитражный суд считает необходимым прекратить производство по делу.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
определил:
Производство по делу прекратить.
На определение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий месяца со дня его вынесения.
Судья Семенова И.С.