ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А57-13351/2021 от 21.10.2021 АС Саратовской области

136/2021-228330(1)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Саратов Дело № А57-13351/2021
25 октября 2021 года

резолютивная часть определения оглашена «21» октября 2021 года
полный текст определения изготовлен «25» октября 2021 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи М.Г. Штремплер,  при ведении протокола судебного заседания секретарем Юношевой М.А. 

рассмотрев в заседании ходатайство ПАО НК «РуссНефть» о назначении судебной 

экспертизы по делу № А57-13351/2021 по исковому заявлению открытого акционерного 

общества «Российские железные дороги», г.Москва, (ОГРН <***>, ИНН 

к публичному акционерному обществу нефтегазовая компания «РуссНефть», г.Москва 

(ОГРН <***>; ИНН <***>),
об урегулировании разногласий,
при участии:
от истца – ФИО1, по доверенности от 11.12.2020 г.,

от ответчика – ФИО2, по доверенности от 14.12.2020 г. 

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось акционерное общество «Апатит»  с исковым заявлением к публичному акционерному обществу нефтегазовая компания  «РуссНефть» об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора № 4/105  на подачу и уборку вагонов ПАО НК «РуссНефть» по станции Наливная Приволжской  железной дороги – филиала ОАО «РЖД» от 01.10.2020г. определив спорные пункты договора  в редакции соглашения к договору № 4/105 на подачу и уборку вагонов ПАО НК «РуссНефть»  по станции Наливная Приволжской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» от 01.10.2020г.,  предусматривающее изложение пункта 17 подпункта «д», пункта 18 в редакции истца,  взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб. 

Спор между сторонами возник в части определения порядка оплаты за пользование  железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО «РЖД». 

 В процессе судебного разбирательства от ПАО НК «РуссНефть» поступило  ходатайство о назначении судебной экспертизы и о постановке перед экспертом следующих  вопросов: 

- Является ли экономически обоснованным размер платы, предлагаемый истцом к  установлению в договоре № 4/105/33960-90/20-84/СФ от 01.10.2020 г. на подачу и уборку вагонов  ПАО НК «РуссНефть» по станции «Наливная» Приволжской железной дороги, в виде платы за  пользование железнодорожным путем необщего пользования, примыкающего к станции «Наливная»  стрелочным переводом № 43, развернутая длина железнодорожного пути необщего 


[A1] пользования составляет 980,6 метров, в размере 3309,53 рубля ежесуточно, при фактическом  использовании ПАО НК «РуссНефть» железнодорожного пути 15-17 дней в месяц? 

- Какой размер ежесуточной платы за пользование железнодорожным путем необщего  пользования, принадлежащего ОАО «РЖД», протяженностью 980,6 метра будет являться  экономически обоснованным при установлении в договоре № 4/105 //33960-90/20-84/СФ от  01.10.2020 г. на подачу и уборку вагонов ПАО НК «РуссНефть» по станции «Наливная» Приволжской  железной дороги, условия о ежесуточной плате, не зависимо от фактического использования  ПАО НК «РуссНефть» железнодорожного пути? 

 Суд, изучив указанное ходатайство ответчика, исследовав материалы дела, заслушав  позицию истца, считает его неподлежащим удовлетворению по следующим основаниям. 

В соответствии со ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса РФ для разъяснения  возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний,  арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с  согласия лиц, участвующих в деле. В случае, если назначение экспертизы предписано  законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о  фальсификации представленного доказательства либо если необходимо проведение  дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу  по своей инициативе. 

В соответствии с пунктом 2 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса РФ  заключения экспертов относятся к доказательствам по делу. Доказательства по делу должны  соответствовать требованиям относимости (ст. 67 АПК РФ) и допустимости (ст.68 АПК РФ). 

В соответствии с пунктом 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса РФ  экспертиза назначается судом для разъяснения возникающих при рассмотрении дела  вопросов, требующих специальных знаний. 

В силу части 3 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации заключение эксперта является всего лишь одним из доказательств, исследуемых  наряду с другими доказательствами по делу. Таким образом, процессуальный статус  заключения судебной экспертизы определен законом в качестве доказательства, которое не  имеет заранее установленной силы, не носит обязательного характера и подлежит оценке  арбитражным судом наравне с другими представленными доказательствами. 

В рассматриваемом случае назначение экспертизы по поставленным ответчиком  вопросам не может служить целям эффективности правосудия. 

Исковые требования ОАО «РЖД» заявлены о разрешении разногласий между сторонами  при заключении договора на подачу и уборку вагонов № 4/105 от 01.10.2020. При обращении в суд  с исковым заявлением ОАО «РЖД» исходило из предоставленного в суд, подписанного  сторонами с разногласиями договора № 4/105 на подачу и уборку вагонов ПАО НК «РуссНефть»  по станции Наливная Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» от 01.10.2020г,  протокола разногласий к договору, протокола согласования разногласий, из которых следовало,  что разногласия у ответчика только в части установления ежесуточной платы, поскольку для  расчета ответчиком была принята тарифная ставка в размере 3343 руб./км, утвержденная  Протоколом заседания Правления ОАО «РЖД» от 05.12.2018 № 62. 

Истцом обращено внимание, что данный размер платы ответчиком не оспорен ни в период  подписания договора, ни в период нахождения иска в суде. Ответчиком также не предоставлено  объективных правовых обоснований установления иного размера платы конкретно для данного  пользователя пути. 

Ответчиком не предлагается иной размер платы, его не устраивает периодичность  установления данной платы в связи с тем, что по его мнению использование путей необщего  пользования осуществляется лишь 15-17 дней в месяц. 

При этом в материалы дела ОАО «РЖД» было предоставлено письмо Департамента  методологии тарифообразования, экспертизы, анализа и применения тарифов в области грузовых  и пассажирских перевозок от 13.06.2019г. № исх-397/ЦМТП с приложением калькуляции, 


[A2] которое содержит экономическое обоснование размера платы, предложенного ОАО «РЖД» при  заключении договора, основанного на рекомендациях органов, уполномоченных в сфере  тарифного регулирования и перевозок (ФСТ РФ, УФАС РФ и Минтранс РФ).  

Установленная Протоколом заседания Правления ОАО «РЖД» от 05.12.2018 № 62 ставка  являлась одинаковой для всех организаций, с которыми истец заключал аналогичные договоры.  Льготы в виде пониженной ставки установлены только для организаций, подведомственных ОАО  «РЖД». Правомерность установления ежесуточной платы в соответствии с протоколом заседания  Правления подтверждена многочисленной судебной практикой, изложенной ранее в возражениях  и письменных позициях истца. 

Позиция Верховного Суда РФ 2020 года сводится к установлению ежесуточной платы за  использованию пути необщего пользования по ставкам, предложенным ОАО «РЖД». 

В определении Верховного Суда РФ от 5 февраля 2020 г. № 308-ЭС19-27643 указано, что  суды руководствовались положениями статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации,  статьями 56, 58, 60, 64, 88 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации,  правовыми позициями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", и признали  предложенный ОАО "РЖД" размер ежесуточной платы за пользование железнодорожным путем  необщего пользования, принадлежащим перевозчику, экономически обоснованным». 

В определении Верховного Суда РФ от 13.04.2020 № 306-ЭС18-18399 также указано на  обоснованность выбора судами из ставок истца и ответчика именно размера, установленного ОАО  «РЖД», в связи с тем, что ставка ОАО «РЖД» экономически обоснованна: «Определяя размер  платы, суды исходили из экономически обоснованной утвержденной Правлением ОАО "РЖД"  ставки за пользование путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", учли  совместное пользование спорным путем обществом и иными юридическими лицами, непредставление истцом относимых и допустимых доказательств экономической обоснованности иного  размера платы и ее составляющих, а также непредставление доказательств, свидетельствующих о  том, что размер платы является крайне невыгодным и явно обременительным для общества и  влечет наступление у перевозчика за счет истца произвольного обогащения». 

Исходя из этого, Верховный Суд РФ устанавливал ежесуточную плату за пользование  путем необщего пользования по ставкам правления ОАО «РЖД». 

ОАО «РЖД» в круглосуточном режиме осуществляет предоставление грузоотправителям  пути в состоянии надлежащего качества, а также осуществляет работы, связанные с  поддержанием пути, что соответствует принципу безубыточности деятельности организаций  железнодорожного транспорта. 

При этом, ежесуточное взимание такой платы, не привязанное к количеству выходов  локомотива, обусловлено необходимостью для перевозчика содержать принадлежащий ему  железнодорожный путь и поддерживать его в надлежащем состоянии на постоянной основе с  целью обеспечения исполнения своих обязательств по договору в части подачи и уборки вагонов  в любой момент. 

Применяя ранее действующий при заключении договора Временный порядок определения  платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО  «РЖД», утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 30.05.2012 № 1056р, перевозчик  исходил из единообразия в регулировании договорных сборов для всех клиентов, поэтому и  установило одинаковые договорные ставки за отдельные работы и услуги, предусмотренные  Единым перечнем работ и услуг, оказываемых ОАО «РЖД», а также порядок их начисления. 

Действующий с 01.01.2021г. порядок определения ставок договорных сборов, согласно  Методическим рекомендациям, утвержденным Протоколом заседания правления ОАО «РЖД» от  29.12.2020г. № 83 также исходит из единообразия в применении договорных ставок для всех своих  клиентов, однако предоставляет возможность применения сторонами иных тарифных планов в  зависимости от объема поданных и убранных вагонов. 


[A3] Имеется в материалах дела также письмо Департамента методологии тарифообразования,  экспертизы, анализа и применения тарифов в области грузовых и пассажирских перевозок от  20.04.2021 № 253/ЦМТП, обосновывающее установление тарифа в размере 3375 руб/км/в сутки, на  котором основано начисление платы пользователю в зависимости от протяженности  используемого пути в сумме 3309,53 руб./в сутки. 

Согласно данным разъяснениям при определении единой среднесетевой ставки  использовался метод поэлементного проектирования затрат и модели ремонтного цикла,  используемого при определении стоимости капитального ремонта путей необщего пользования,  принадлежащих ОАО «РЖД». 

Метод поэлементного проектирования затрат предусматривает проведение оценки  динамики изменения затрат на очередной период осуществления деятельности по каждому  элементу затрат на основе данных о расходах за последний отчетный финансовый год с учетом  индекса потребительских цен и индекса цен в промышленности. 

Указанный Метод использовался при определении стоимостной основы ставки платы в  части расходов, связанных с амортизацией, содержанием, эксплуатацией и обслуживанием путей  необщего пользования, принадлежащих ОАО «РЖД», а также расходов, связанных с  амортизацией, содержанием, эксплуатацией, обслуживанием и капитальным ремонтом земляного  полотна, искусственных сооружений, путевых машин (технических средств) и механизмов,  задействованных в процессе эксплуатации путей необщего пользования, принадлежащих ОАО  «РЖД», с учетом налогов на имущество. 

При проектировании затрат данные о расходах за отчетный период сформированы на  основании методологии, предусмотренной Порядком ведения раздельного учета доходов и  расходов субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок,  утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23.10.2018 № 373,  на статьях расходов, приведенных в актуальной на отчетный период версии Классификатора  статей расходов ОАО «РЖД». 

Таким образом, ОАО «РЖД» исходит из положений ст. 426 ГК РФ и единообразия в  регулировании договорных сборов для всех клиентов ОАО «РЖД», предусмотренных «Единым  перечнем работ и услуг, оказываемых ОАО «РЖД». 

На основании изложенного, суд считает, что ходатайство ПАО НК «РуссНефть» о  назначении судебной экспертизы не подлежит удовлетворению. 

Руководствуясь статьями 82, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, арбитражный суд 

О П Р Е Д Е Л И Л:

 В удовлетворении ходатайства публичного акционерного общества нефтегазовая  компания «РуссНефть», г.Москва (ОГРН <***>; ИНН <***>) о назначении  судебной экспертизы по делу № А57-13351/2021 – отказать. 

 Судья М.Г. Штремплер

Электронная подпись действительна.

Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного

департамента

Дата 17.09.2020 13:04:25

 Кому выдана Штремплер Милена Генриховна