231/2016-165912(1)
,
АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 23-93-12;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Саратов Д ело № А57-16412/2013
Резолютивная часть оглашена 29 августа 2016 года
Полный текст изготовлен 05 сентября 2016 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Федорцовой С.А. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Муруговой М.В., рассмотрев в судебном заседании заявление комитета по ЖКХ администрации муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов об отсрочке исполнения судебного акта по делу № А57- 16412/2013 по заявлению ассоциации товарищества собственников жилья Ленинского района, г. Саратова к комитету по ЖКХ администрации муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов; третьи лица: Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов, администрации муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов, Администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», г.Саратов, ОАО «Волжская ТГК», г.Самара, Саратовский филиал ОАО «Волжская ТГК», г. Саратов, МУ «Городской центр механизации жилищно-коммунального хозяйства», г.Саратов об обязании произвести реконструкцию ЦТП № 42 и восстановить обратные внутриквартальные трубопроводы горячего водоснабжения,
При участии в заседании:
От заявителя: ФИО1, представитель по доверенности № 02-61-02/5 от 11.01.16 г.
От АТСЖ Ленинского района: ФИО2, представитель по доверенности от 18.12.2015 г.;
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратился Комитет по ЖКХ администрации муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения арбитражного суда Саратовской области от 23.10.2014г. по делу А57-16412/2013 г. сроком до 01.07.2017г. в части обязания муниципального образование «Город Саратов» в лице комитета по жилищно- коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов» в течение 6-ти месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу разработать и согласовать проект реконструкции ЦТП № 42 (г. Саратов, ул. Куприянова, 7) и модернизации наружных сетей горячего водоснабжения, в соответствии с техническими условиями для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов: № 8, 7, 7А по ул. Куприянова; № 2, 2А, 4 по пр. Строителей; № 28А, 30, 30А, 32, 32А, 34, 36А, 38 по ул. Шехурдина в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжением, с параметрами качества, соответствующими требованиям Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 для чего провести реконструкцию ЦТП № 42 (г. Саратов, ул. Куприянова, 7), согласно приложению № 5 к заключению эксперта № 294 от 10 июля 2014 года по делу № А57-16412/2013 и согласованному проекту; провести модернизацию и теплоизоляцию наружных сетей горячего водоснабжения для подачи горячей воды по закрытой схеме от ЦТП № 42 (г. Саратов, ул. Куприянова, 7) до вводов многоквартирных жилых домов: № 8, 7, 7А по ул. Куприянова; № 2, 2А, 4 по пр. Строителей; № 28А, 30, 30А, 32, 32А, 34, 36А, 38 по ул. Шехурдина в г. Саратове.
Представитель заявителя поддержал заявление в полном объеме.
АТСЖ Ленинского района просит оставить заявление без удовлетворения, по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 14 час. 10 мин. 29.08.16 г.
После перерыва заявитель судебное заседание продолжено.
Суд, исследовав материалы дела, установил следующее.
В Арбитражный суд Саратовской области обратилась ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района, г. Саратова с иском к комитету по ЖКХ администрации муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов; третьи лица: Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов, администрации муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов, Администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», г.Саратов, ОАО «Волжская ТГК», г.Самара, Саратовский филиал ОАО
«Волжская ТГК», г. Саратов, МУ «Городской центр механизации жилищно- коммунального хозяйства», г.Саратов об обязании произвести реконструкцию ЦТП № 42 и восстановить обратные внутриквартальные трубопроводы горячего водоснабжения.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 23 октября 2014г. по делу № А57- 16412/2013 муниципальное образование «Город Саратов» в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов» (ОГРН <***>, ИНН <***>) обязано в течение 6-ти месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу разработать и согласовать проект реконструкции ЦТП № 42 (<...>) и модернизации наружных сетей горячего водоснабжения, в соответствии с техническими условиями для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов: №№ 8,7,7А по ул. Куприянова; №№ 2,2А,4 по пр. Строителей; №№ 28А,30,30А,32,32А,34,36А,38 по ул. Шехурдина в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжением, с параметрами качества, соответствующими требованиям Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 для чего провести реконструкцию ЦТП № 42 (<...>), согласно приложению № 5 к заключению эксперта № 294 от 10 июля 2014 года по делу А57-16412/2013 и согласованному проекту; провести модернизацию и теплоизоляцию наружных сетей горячего водоснабжения для подачи горячей воды по закрытой схеме от ЦТП № 42 (<...>) до вводов многоквартирных жилых домов: №№ 8,7,7А по ул. Куприянова; №№ 2,2А,4 по пр. Строителей; №№ 28А,30,30А,32,32А,34,36А,38 по ул. Шехурдина в г. Саратове.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 года указанное решение оставлено без изменения.
Таким образом, судебный акт вступил в законную силу 29.12.2014 года.
Длительность проведения требуемых работ с учетом времени на получение необходимых бюджетных средств было предметом судебного разбирательства дела по существу и суд в своем решении посчитал, что 6 месяцев будет достаточно для исполнения судебного акта и обязал ответчика именно за это время его исполнить.
Определением от 13.08.2015 года суд отсрочил исполнение решения Арбитражного суда Саратовской области от 23 октября 2014 года по делу № А57- 16412/2013 на срок до 01 июля 2016 года.
Необходимость предоставления отсрочки исполнения решения суда, мотивирована заявителем невозможностью в установленный срок и в полном объеме разработать и согласовать проект реконструкции, а также внести соответствующие изменения в бюджет муниципального образования «Город Саратов», которые требуют дополнительного времени.
Для исполнения решения Арбитражного суда Саратовской области комитетом по ЖКХ администрации муниципального образования «Город Саратов» направлены письма - ходатайства в комитет по экономике и комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» с обращением о направлении в Саратовскую городскую Думу предложения о выделении бюджетных средств на выполнение работ по вышеуказанному решению при уточнении бюджета муниципального образования «Город Саратов».
Для исполнения решений Арбитражного суда Саратовской области и проведения необходимых работ комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству были получены технические условия от теплосетевой организации филиал «Саратовский» ПАО «Т Плюс».
В целях исполнения обязательств по вынесенным решениям Арбитражного суда Саратовской области в течение 2015 и 2016 годов неоднократно направлялись письма- ходатайства в комитет по финансам и комитет по экономике администрации муниципального образования «Город Саратов» о необходимости выделения бюджетных инвестиций на реконструкцию центральных тепловых пунктов и восстановление циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения многоквартирных домов и объектов социальной сферы. В виду отсутствия источников финансирования средства из бюджета не выделялись.
В соответствии с постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 21.12.2009 № 1706 «Об утверждении порядка формирования перечня объектов капитального строительства муниципальной собственности» вышеуказанные объекты были включены в инвестиционную заявку на 2016 год. Инвестиции в объекты,
включенные в инвестиционную заявку на 2016 год, бюджетом муниципального образования «Город Саратов» не выделялись.
В соответствии с вышеуказанным постановлением комитетом по ЖКХ в мае 2016 года направлены предложения о включении указанных объектов в инвестиционную заявку на 2017 год.
Решение о выделении бюджетных ассигнований принимается депутатами Саратовской городской Думы. В соответствии со статьей 185 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект бюджета на очередной финансовый год вносится на рассмотрение в сроки, установленные нормативно-правовыми актами муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года. До истечения указанного срока не представляется возможным рассмотрение вопроса о выделении денежных средств на исполнение решения суда.
В соответствии с действующим законодательством процедура исполнения решения состоит из нескольких этапов. После внесения изменений в бюджет муниципального образования «Город Саратов» комитет по ЖКХ должен провести конкурс по выбору проектной организации на разработку документации (50 дней), далее - заключение договора с проектной организацией на изготовление проектно-сметной документации, выполнение работ по изготовлению проектно-сметной документации (1-1,5 мес), затем последует проведение независимой экспертизы проекта (0,5 - 1 мес), после чего Комитет по ЖКХ направит запрос на получение суммы, указанной в документации на проведение вышеуказанных работ. С момента получения денежных средств (в соответствии с установленным порядком уточнение бюджета происходит не чаще 1 раза в квартал), заявитель должен провести конкурс по выбору подрядчика на выполнение работ (50 дней), заключение договора на выполнение работ и выполнение работ (3-4 мес).
Таким образом, в настоящее время комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов» не имеет возможности исполнить решение Арбитражного суда Саратовской области от 23 октября 2014 года по делу № А57-16412/2013 по независящим от него причинам.
Суд находит доводы заявителя несостоятельными, по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 324 АПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003 N 467- О указано, что АПК РФ и Закон об исполнительном производстве не содержат перечня оснований для отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела, с соблюдением баланса интересов лиц, участвующих в деле.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что по смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, на которые ссылается лицо как на основание своих требований, возлагается на данное лицо.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле документов.
По мнению суда, указанные заявителем в качестве оснований для предоставления рассрочки исполнения судебного акта обстоятельства, не являются обстоятельствами, затрудняющими исполнение решения суда.
Отсутствие денежных средств у должника не является безусловным основанием для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, поскольку при предоставлении отсрочки или рассрочки суд должен исходить не только из интересов должника, но также и учитывать интересы взыскателя, соблюдая баланс между ними и рассматривать вопрос об отсрочке или рассрочке с учетом всех обстоятельств в совокупности.
Положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрен механизм, обеспечивающий возможность принятия муниципальным образованием мер по перераспределению бюджетных средств.
При отсутствии или недостаточности в бюджете бюджетных ассигнований на соответствующие цели финансовый орган муниципального образования как субъект, уполномоченный федеральным законом организовать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета, должен своевременно уведомить об этом главу муниципального образования и его представительный орган, которые, в свою очередь, обязаны обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации - в порядке осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1312-О-О).
В части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской
Согласно статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип самостоятельности бюджетов означает: право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом; право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением
расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации); недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 83 названного Кодекса выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
На основании пункта 1 статьи 153 Кодекса законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с Кодексом и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 154 Кодекса исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), в том числе финансовые органы, обеспечивают составление проекта бюджета, вносят его на с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают исполнение бюджета и осуществляют иные бюджетные полномочия, определенные данным кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
В статье 215.1 Кодекса предусмотрено, что исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией муниципального образования, а организация
исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.
На основании пункта 3 статьи 239 Кодекса обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Кодекса.
Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов (пункт 1 статьи 242.1 Кодекса).
Согласно пунктам 5, 6 статьи 242.2 Кодекса исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете.
При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Перечисленные нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации позволяют сделать вывод, что утверждение бюджета муниципального образования и внесение в него изменений относится к исключительному ведению представительного органа соответствующего муниципального образования.
Судебный акт о взыскании денежных средств с должника по настоящему делу вступил в законную силу 29.12.2014 года, то есть более года 1 года 6 месяцев назад.
Муниципальное образование в лице Комитета по ЖКХ, в 2015-2016 году не предпринимало никаких действий по включению в бюджет на 2015-2016 год расходов на исполнение судебного акта в соответствии с действующим законодательством, о чем свидетельствуют материалы дела.
Общее время, предоставленное должнику для исполнения судебного акта уже составило 18 месяцев.
Вместе с тем, длительность проведения требуемых работ, с учетом времени на
получение необходимых бюджетных средств было предметом судебного
разбирательства дела по существу и суд в своем решении посчитал, что - 6 месяцев является вполне достаточным временем для исполнения судебного акта и обязал ответчика именно за это время его исполнить.
Отсрочка уже имела место. Таким образом, с момента вынесения судебного акта и вступления его в законную силу до даты предъявления исполнительного листа к исполнению у должника имелось достаточно времени для совершения действий по исполнению решения в 2015-2016 годах. Расходы бюджета, связанные с исполнением принятого судебного акта на 2015, на 2016 год не заложены.
Непринятие муниципальным образованием и его финансовыми органами всех необходимых мер по исполнению судебного акта ущемляет права взыскателя, имеющего безусловное право на получение долга, подтвержденного судебным актом.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" отсрочка (рассрочка) исполнения судебного акта предоставляется должнику в исключительных случаях с учетом фактических обстоятельств и оценкой реальной возможности исполнения решения суда по окончании срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка) исполнения.
Вместе с тем, заявитель не представил доказательства, что погашение задолженности будет гарантированно обеспечено в указанные им сроки, не представил обоснования периодов рассрочки и неравномерности указанных им сумм погашения, документов, свидетельствующих о конкретных финансовых перспективах получения (перераспределения) необходимых денежных средств и сроках получения этих средств, документально обоснованного расчета принимаемых мер, свидетельствующих, что предоставление рассрочки положительно повлияет на исполнение судебного акта.
Из представленных в материалы дела доказательств не следует, что исполнительный лист по настоящему делу будет реально исполнен 01.07.2017 года.
При рассмотрении данного ходатайства суд должен учесть баланс интересов должника и взыскателя, представляющего фактически интересы граждан-жильцов, 14 многоквартирных домов, которые в течение нескольких лет получают горячее водоснабжение от ЦТП ненадлежащего качества.
В случае удовлетворения заявленного ходатайства их права на получение ГВС надлежащего качества будут нарушаться еще как минимум до 01.07.2017 года.
При этом в указанных 14 многоквартирных домах, проживает - 5880 человек.
Предоставление должнику очередного срока на исполнение судебного акта лишает взыскателя права на применении иных правовых механизмов, направленных на понуждение Должника к исполнению судебного решения.
За период отсрочки с 13 августа 2015 года по 01 июля 2016 года, должник не предпринял ни одного реального действия по исполнению решения суда. Ссылка должника на то, что якобы в этот период им были получены технические условия не соответствует действительности поскольку, как усматривается из ответа ПАО «Т Плюс» (исх. № 51200-09-1527 от 21 июля 2016 года) эти технические условия Должником были получены 04 марта 2015 года и их срок действия уже истек, а действующие технические условия не запрашивались и не выдавались.
В соответствии с частью 3 статьи 8 АПК РФ арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.
Суд пришел к выводу об отсутствии возможности отсрочить исполнение решения Арбитражного суда Саратовской области от 23.10.2014 года по делу № А57-16412/2013 на срок до 01 июля 2017 года.
Руководствуясь статьей 184, 186, 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
В удовлетворении заявления Комитета по ЖКХ Администрации МО «Город Саратов» об отсрочке исполнения решения Арбитражного суда Саратовской области от 23.10.2013 г. по делу № А57-16412/2013 отказать.
Определение арбитражного суда может быть обжаловано.
Направить определение арбитражного суда всем лицам, участвующим в деле.
Судья арбитражного суда
Саратовской области С.А. Федорцова