ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А57-16641/20 от 02.11.2020 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Саратов                                                                                         

10 ноября 2020 года

Дело № А57-16641/2020

Резолютивная часть определения оглашена 02 ноября 2020 г.

Определение в полном объеме изготовлено 10 ноября 2020 г.

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Огнищевой Ю.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем Сальниковой М.В., рассмотрев заявление Индивидуального предпринимателя Главы К(Ф)Х ФИО1

Заинтересованные лица:

Администрация муниципального образования «Город Саратов»

Комитет по управлению имуществом города Саратова

о признании незаконными действий/бездействия Администрации при рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <...> возле дома №5, площадью 520 кв.м. для размещения автостоянки и гаража,

о признании недействующим письма № 02-10-07-176р от 22.06.2020г.,

о признании недействующим письма № 02-10-07-176р от 02.09.2020г.,

об обязании Администрации рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка для размещения автостоянки и гаража в установленном законом порядке,

при участии:

ИП ФИО2 К(Ф)Х ФИО1 лично, паспорт обозревался,

от Администрации муниципального образования «Город Саратов» – ФИО3 по доверенности от 10.01.2020 г., диплом о ВЮО обозревался,

от Комитета по управлению имуществом города Саратова – ФИО4 по доверенности от 24.01.2020г., диплом о ВЮО обозревался.

у с т а н о в и л: в Арбитражный суд Саратовской области обратился ИП ФИО2 К(Ф)Х ФИО1 с вышеуказанным заявлением.

            Администрация заявила ходатайство о передаче дела в суд общей юрисдикции.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему выводу.

28 мая 2020 года ИП ФИО2 К(Ф)Х ФИО1 в администрацию муниципального образования «Город Саратов» было подано заявление о предоставлении земельного участка из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <...> возле дома № 5, площадью 520 кв. м. для размещения автостоянки и гаража.

22 июня 2020 года за исх. 02-10-07-176р Администрацией муниципального образования «Город Саратов» был дан следующий ответ.

Согласно статье 11.2 Земельного кодекса предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6, в том числе, в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «Осоциальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон № 181-ФЗ) места для строительства гаража пли стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.

При этом положения данной статьи распространяются лишь на инвалидов, вставших до 1 января 2005 года на учет в органах социальной защиты населения для получения автомобиля; применяются, с учетом требований, статьи 11.1 Закона № 181-ФЗ, для инвалидов, получивших автомототранспорт как техническое средство реабилитации инвалида через органы социальной защиты в бесплатное пользование.

Кроме того, представление земельных участков должно осуществляться в соответствии с утвержденными градостроительными регламентами.

Таким образом, в случае обращения заинтересованного лица с соответствующим заявлением и документами, предусмотренными действующим законодательством, органом местного самоуправлении будет рассмотрен вопрос о возможности предоставления земельного участка гражданину, имеющему статус инвалида.

В своем заявлении ИП ФИО2 К(Ф)Х ФИО1 указывает, что исходя из ответа Администрации не понятно на какой стадии находится рассмотрение его заявления и какие документы ему необходимо дополнительно представить.

04 августа 2020 года ИП ФИО2 К(Ф)Х ФИО1 в администрацию муниципального образования «Город Саратов» направлено обращение, в котором он просит разъяснить какие существуют препятствия для реализации его прав как инвалида 2 группы на предоставление спорного земельного участка для размещения автомобиля.

02 сентября 2020 года за исх. 02-10-07-176р Администрацией муниципального образования «Город Саратов» было сообщено, что по результатам рассмотрения заявления (от 29.05.2020 вх. № 02-10-07-176р) о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <...> возле дома № 5, для размещения автостоянки и гаража гражданину, имеющему статус инвалида, в адрес заявителя направлен полный и мотивированный ответ (от 22.06.2020 № 02.10.07-176р) содержащий сведения о возможности предоставления земельного участка гражданину, имеющему статус инвалида и документах, которые необходимо предоставить заинтересованному лицу в случае обращения за приобретением земельного участка.

Кроме этого, администрация повторно сообщает, что в силу абзаца 8 пункта 8 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.

При этом указанная норма распространяется  лишь  на  инвалидов,вставших до  1 января 2005 года на учет в органах социальной защитынаселения для получения автомобиля, и применяется с учетом требований,установленных статьей 11.1 Федерального закона, для инвалидов, получивших автомототранспорт как техническое средство реабилитации инвалида через органы социальной защиты в бесплатное пользование при установлении медицинских показаний в целях обеспечения компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

С учетом вышеназванных норм, гражданину, имеющему статус инвалида, при обращении с заявлением о приобретении земельного участка для размещения автостоянки и гаража необходимо представить, в том числе, документы, подтверждающие принадлежность к категории инвалидов, которые в установленном законом порядке имеют право на получение от органов социальной защиты населения в бесплатное пользование автомототранспорта как технического средства своей реабилитации при установлении медицинских показаний в целях обеспечения компенсации или устранения стойких ограничений их жизнедеятельности. В отношении услуги по предоставлению земельного участка гражданам, имеющим статус инвалида для размещения автостоянки и гаража, административный регламент не утвержден, т.е. форма заявления о предоставлении такого земельного участкатакже не утверждалась.

Таким образом, предоставление гражданину, имеющему статус инвалида, земельного участка для размещения автостоянки и гаража, возможно в случае обращения заинтересованного лица с соответствующим заявлением и документами, предусмотренными действующим законодательством.

ИП ФИО2 К(Ф)Х ФИО1, не согласившись с вышеуказанными ответами Администрации МО «Город Саратов, обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением.

Заинтересованные лица считают, что данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Суд признает названную позицию обоснованной.

Согласно части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

            Согласно части 2 статьи 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).

В силу статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

1.1) об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам;

1.2) об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам;

2) об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18 августа 1992 года № 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам», подведомственность заявленного требования суду или арбитражному суду определяется в соответствии с их компетенцией, установленной законодательными актами Российской Федерации. В случаях, когда в законодательном акте подведомственность определена альтернативно (суду или арбитражному суду) либо когда имеется указание о рассмотрении требования в судебном порядке, следует руководствоваться тем же правилом, исходя при этом из субъектного состава участников и характера правоотношений, если иное не предусмотрено законом.

Пунктом 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.08.1992 N 12/12 "О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам" предусмотрено, что гражданские дела подлежат рассмотрению в суде, если хотя бы одной из сторон является гражданин, не имеющий статуса предпринимателя, либо в случае, когда гражданин имеет такой статус, но дело возникло не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, или объединение граждан, не являющееся юридическим лицом, либо орган местного самоуправления, не имеющий статуса юридического лица.

Из приведенных положений закона и акта их разъяснения следует, что возникший спор подлежит отнесению к компетенции арбитражного суда при наличии у гражданина статуса индивидуального предпринимателя и в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности.

Для отнесения спора к подсудности арбитражного суда возникший спор должен носить экономический характер, то есть спорное правоотношение должно возникнуть в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, основополагающими критериями отнесения споров к подсудности арбитражных судов являются характер спорных правоотношений и субъектный состав.

В ходе судебного заседания ИП ФИО2 К(Ф)Х ФИО1 пояснил, что имеет в собственности 4 автотранспортных средства (УАЗ 315195, УАЗ 31514, TOYOTA, РЕНО). Спорный земельный участок необходим заявителю для использования в личных и семейных целях, а именно: размещение автостоянки и гаража для 4 вышеуказанных автотранспортных средств.

ИП ФИО2 К(Ф)Х ФИО1 в суде подтвердил, что обратился в суд не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, а на основании Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «Осоциальной защите инвалидов в Российской Федерации», т.к. является инвалидом 2 группы. Заявитель желает приобрести земельный участок не для осуществления предпринимательской деятельности.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что данный спор подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

В данном случае основания для прекращения производства отсутствуют, т.к. согласно ч. 1 ст. 150 АПК РФ, производство по делу подлежит прекращению в случае, если дело не подлежит рассмотрению в судах.

                        Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 N 26 "О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - после вступления в силу Федерального закона N 451-ФЗ при поступлении в суд общей юрисдикции искового заявления, административного искового заявления, подлежащего рассмотрению арбитражным судом, или при поступлении в арбитражный суд искового заявления, заявления, подлежащего рассмотрению судом общей юрисдикции, такое исковое заявление, административное исковое заявление, заявление возвращается заявителю соответственно на основании пункта 2 части 1 статьи 135 ГПК РФ, пункта 1 части 1 статьи 129 АПК РФ, пункта 2 части 1 статьи 129 КАС РФ.

Если указанное обстоятельство выяснится после принятия к производству искового заявления, административного искового заявления, заявления, в том числе поданного до вступления в силу Федерального закона N 451-ФЗ, дело передается по подсудности по правилам, установленным частью 2.1 статьи 33 ГПК РФ, частью 4 статьи 39 АПК РФ, частью 2.1 статьи 27 КАС РФ.

            Согласно ч. 4 ст. 39 АПК РФ если при рассмотрении дела в арбитражном суде выяснилось, что оно подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, арбитражный суд передает дело в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа того же субъекта Российской Федерации для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.

Руководствуясь статьями 39, 184 - 188 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

определил:

Дело № А57-16641/2020 передать в Саратовский областной суд по адресу: 410028, <...> для направления его в суд общей юрисдикции.

            Определение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.ст. 188, 272, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области                                                                                                   Ю.П. Огнищева