АРБИТРАЖНЫИ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, Бабушкин взвоз, д.1
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об оставлении заявления без рассмотрения
г. Саратов
29 октября 2009 г. Дело № А57-22557/2009
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Н.В. Дружининой, при ведении протокола предварительного судебного заседания секретарем судебного заседания Леонтьевой М.А.
рассмотрев в предварительном судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1, Марксовский район Саратовской области
Заинтересованные лица: Федеральная налоговая служа России, г. Москва;
Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 11 по Саратовской области, г. Маркс Саратовской области
Управление федеральной налоговой службы по Саратовской области
о признании незаконными решения № 29 от 31.08.2009 г. и акта № 28 от 04.08.2009 г.
при участии в предварительном судебном заседании представителей:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 – паспорт, ФИО2 – доверенность от 29.08.2009 г. б/н; от Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 11 по Саратовской области – ФИО3 – доверенность от 11.01.2009 г. № 02-05/4, ФИО4 – доверенность от 11.01.2009 г. № 02-05/2; от УФНС - не явился; от ФНС России – не явился
УСТАНОВИЛ:Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1, Марксовский район Саратовской области обратился в арбитражный суд Саратовской области с заявлением Заинтересованные лица: Федеральная налоговая служа России, г. Москва; Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 11 по Саратовской области, г. Маркс Саратовской области, Управление федеральной налоговой службы по Саратовской области о признании незаконными решения № 29 от 31.08.2009 г. и акта № 28 от 04.08.2009 г.
В предварительное судебное заседание явились представители заявителя и налогового органа.
Представитель налогового органа считает, что требование заявителя о признании незаконными решения Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 11 по Саратовской области № 29 от 31.08.2009 г., подлежит оставлению без рассмотрения, поскольку Обществом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
Материалами дела установлено, что налоговым органом в отношении индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов, по результатам которой составлен акт № 28 и 04.08.2009г., на основании которого 31.08.2009 года вынесено решение № 29 о привлечении индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения.
На момент обращения в суд с указанным требованием,индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 в Управление ФНС по Саратовской области с жалобой на решение налогового органа № 29 от 31.08.2009 г. не обращалось.
Суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно нормам статьи 137 Налогового кодекса Российской Федерации (Кодекс) каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права. В соответствии со статьей 138 Кодекса акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает права налогоплательщика на одновременную и последующую подачу аналогичной жалобы в суд.
Нормативные положения, содержащиеся в статьях 137 и 138 Кодекса, во взаимосвязи с положениями статей 29 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не исключают обжалование в арбитражный суд решений (актов ненормативного характера) любых должностных лиц налоговых органов и, соответственно, полномочие арбитражного суда по иску налогоплательщика проверять их законность и обоснованность (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2003г. № 418-О).
При этом статьей 101.2 Кодекса предусмотрено только одно исключение, а именно: согласно пункту 5 статьи 101.2 Кодекса решение о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.
В соответствии с пунктом 16 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) указанный пункт 5 статьи 101.2 Кодекса применяется к правоотношениям, возникающим с 01.01.2009.
Правоотношения, на которые распространяется действие пункта 5 статьи 101.2 Кодекса, имеют процессуальную природу. В рамках данных правоотношений реализуется право налогоплательщика, в отношении которого инспекцией вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, на обращение в суд.
Следовательно, требования заявителя в части признания недействительным решения № 29 от 31.08.2009 г. о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, подлежат оставлению без рассмотрения. В соответствии с ч.3 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оставление искового заявления без рассмотрения не лишает истца права вновь обратиться в арбитражный суд с заявлением в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения.
Рассмотрев требования заявителя о признании недействительным акта выездной налоговой проверки № 28 от 04.08.2009 г., суд пришел к следующему выводу.
На основании ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к подведомственности арбитражных судов отнесены дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами, об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании части 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из взаимосвязанных положений вышеприведенных правовых норм следует, что основанием для оспаривания в судебном порядке актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является одновременнокак их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу норм действующего законодательства под ненормативным правовым актом понимается документ, содержащий обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.
Между тем, оспариваемый по данному делу Акт выездной налоговой проверки не обладает указанными признаками ненормативного правового акта, поскольку не содержит властно-распорядительных предписаний, влекущих для заявителя юридические последствия, не устанавливает, не изменяет и не отменяет никакие права и обязанности заявителя, не определяет меру ответственности, носит информационный характер, поскольку содержит лишь выявленные нарушения требований действующего законодательства в налогов и сборов. Оспариваемый акт является документом процедурного характера, которым зафиксированы результаты проверки.
Соответственно, как следует из текста приведенной правовой нормы, правоотношения, связанные с исполнением данного Акта, не могут возлагать на заявителя определенные правовые последствия в виде нарушения прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Данный Акт не носит властно-распорядительного характера, не влечет для заявителя каких-либо правовых последствий, а лишь фиксирует факт совершения правонарушения в области налогового законодательства. Данный документ не является окончательным по решению указанного вопроса, поэтому не может быть самостоятельным предметом спора в арбитражном суде.
В деле отсутствуют доказательства того, что в связи с принятием оспариваемого Акта наступили какие-либо неблагоприятные для индивидуального предпринимателя ФИО1 последствия и нарушены его права и законные интересы в области предпринимательской и иной экономической деятельности.
В связи с чем, суд с учетом пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В соответствии с пунктом 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.06г. № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству», производство по делу может быть прекращено в предварительном судебном заседании.
Согласно ч.2 ст. 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд при принятии решения решает вопросы о сохранении действия мер по обеспечению иска или об отмене.
Учитывая, что определением от 19.10.2009 г. были приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия решения Межрайонной ИФНС России № 11 по Саратовской области № 29 от 31.08.2009 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения Индивидуального предпринимателя ФИО1, суд с учетом положений ч.5 ст. 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приходит к выводу о необходимости отмены обеспечительных мер с момента вступления в законную силу настоящего определения.
Руководствуясь ст.ст. 96, 97, 148-149, 184-188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Заявленные требования индивидуального предпринимателя глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 о признании недействительным решения Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 11 по Саратовской области № 29 от 31.08.2009 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, оставить без рассмотрения.
В части признания незаконным акта № 28 от 04.08.2009 г. производство по делу - прекратить.
Обеспечительные меры, принятые определением суда от 19.10.2009г., о приостановлении действия решения Межрайонной ИФНС России № 11 по Саратовской области № 29 от 31.08.2009г. - отменить.
Определение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанции в порядке, предусмотренном статьями 188, 272, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лицам, участвующим в деле, разъясняется, что информация о принятых по делу судебных актах, о дате, времени и месте проведения судебного заседания, об объявленных перерывах в судебном заседании размещается на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области - http://www.saratov.arbitr.ru, а также в информационных киосках, расположенных в здании арбитражного суда.
Судья арбитражного суда Саратовской области | Н.В. Дружинина. |