АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Саратов
27 августа 2018 года
Дело №А57-32777/2016
Резолютивная часть определения объявлена 23 августа 2018 года
Полный текст определения изготовлен 27 августа 2018 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Макарихиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Журавлевой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании требование кредитора – Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области (г. Саратов); третьи лица: ГКУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства», г. Саратов (ОГРН <***>, ИНН <***>), ОАО «Центральная диспетчерская служба», г. Саратов (ОГРН <***>, ИНН <***>), Министерство финансов Саратовской области, г. Саратов (ОГРН <***>, ИНН <***>) о включении в реестр требований кредиторов должника, в рамках дела о признании должника – Акционерного общества «Пассажирское автотранспортное общество №1» (410054, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - АО «Пассажиравтотранс №1»), несостоятельным (банкротом),
при участии в судебном заседании:
от конкурсного управляющего – представитель ФИО1, по доверенности от 29.08.2017,
от заявителя – представитель ФИО2, по доверенности от 04.09.2017,
конкурсного управляющего ФИО3, по паспорту,
от ООО «Экспресс-Сервис-Плюс» - представитель ФИО4, по доверенности от 09.10.2017,
от ОАО «Центральная Диспетчерская Служба» - представитель ФИО5, по доверенности от 17.05.2018,
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 23.01.2017 принято к производству заявление о признании должника несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 05.06.2017 (резолютивная часть от 01.06.2017) заявление признано обоснованным, введена процедура наблюдение. Временным управляющим утвержден ФИО3.
Сообщение о введении процедуры банкротства опубликовано в газете «Коммерсантъ» № 103 от 10.06.2017.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 04.12.2017 (резолютивная часть 28.11.2017) Акционерное общество «Пассажирское автотранспортное общество №1» признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство; конкурсным управляющим утвержден ФИО3
Сообщение о введении процедуры банкротства опубликовано в газете «Коммерсантъ» от №230 от 09.12.2017.
13.04.2018 в Арбитражный суд Саратовской области поступило заявление Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области о включении в реестр требований кредиторов должника для удовлетворения в третью очередь требования в сумме 6 681 821,61 руб.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 19.04.2018 требование принято и назначено судебное заседание.
В судебном заседании представитель кредитора требование поддержал в полном объеме.
Представитель конкурсного управляющего, представитель ООО «Экспресс-Сервис-Плюс» возражали против удовлетворения заявленных требований, заявив о пропуске срока исковой давности.
Представитель ОАО «Центральная Диспетчерская Служба», ГКУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» поддерживали заявление о включении в реестр требований кредиторов должника.
Рассмотрев приложенные к требованию документы, заслушав лиц, участвующих в деле, суд исходит из следующих норм материального и процессуального права и обстоятельств дела.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 22.04.2014 N 246-П "Вопросы министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области" Министерство осуществляет полномочия по обеспечению целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на финансирование расходов в сфере транспорта и дорожного хозяйства.
Министерством транспорта и дорожного хозяйства области за период с января 2013 года по январь 2015 года в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 31.01.2013 N 42-П "О предоставлении из областного бюджета субсидий на возмещение выпадающих доходов, возникающих от организации пассажирских перевозок предприятиями транспортного комплекса" АО "Пассажиравтотранс N 1" (правопредшественник ОАО "Пассажиравтотранс N 1") предоставлялись субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникших от применения регулируемых тарифов на пассажирские перевозки, осуществляемые автомобильным транспортом.
В соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 18.10.2010 N 475-П "Об управлении находящимися в государственной собственности Саратовской области акциями открытых акционерных обществ транспортного комплекса" министерство транспорта и дорожного хозяйства области осуществляет управление акциями АО "Пассажиравтотранс N 1", которые находятся в государственной собственности Саратовской области.
Между АО "Пассажиравтотранс N 1" и ООО "Экспресс-Сервис-Плюс" 01.01.2012, 01.01.2013, 01.01.2014, 01.01.2015 были заключены договоры оказания услуг по перевозке граждан - получателей социальных услуг автомобильным транспортом пригородного сообщения.
Кроме того, 24.12.2014 между АО "Пассажиравтотранс N 1" и ООО "Экспресс-Сервис-Плюс" были также заключены и договоры об оказании услуг по организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в межобластном, междугородном и пригородном сообщении.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 02.03.2016 года по делу N А57-21659/2015 по иску Министерства транспорта и дорожного хозяйства области к АО "Пассажиравтотранс N 1", ООО "Экспресс-Сервис-Плюс" указанные договоры были признаны недействительными.
Решением от 28.12.2016 по делу N А57-4557/2015, оставленным без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2017, постановлением суда кассационной инстанции от 23.06.2017, по иску ООО "Экспресс-Сервис-Плюс" к АО "Пассажирское автотранспортное общество N 1" в удовлетворении исковых требований о взыскании неосновательного обогащения в сумме 4273158,93 руб. отказано в полном объеме.
В ходе рассмотрения дела N А57-4557/2015, согласно экспертному заключению N 026-005-01-00238 от 13.12.2015, судом установлено, что размер возмещения от оказанной ООО "Экспресс-Сервис-Плюс" транспортной услуги АО "Пассажиравтотранс N 1" по договорам оказания услуг по перевозке граждан-получателей социальных услуг автомобильным транспортом пригородного сообщения от 01.01.2013; от 01.01.2014; от 01.01.2015 за период с января 2013 года по январь 2015 года включительно составил 31046254,12 руб.
Сумма, фактически перечисленная АО "Пассажиравтотранс N 1" в пользу ООО "Экспресс-Сервис-Плюс" в "Погашение перевозчикам вып. доходов от уст.льг.цены соц. и разового пр.билета для пр.тр.общ.польз, по соглашению N 1 от 01.01.2009" составила 37728075,73 руб.
Министерство полагая, что имеется разница между фактически перечисленными средствами и оказанными услугами, обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к ООО "Экспресс-Сервис-Плюс" о взыскании неосновательного обогащения в размере 6 681 821,61 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 08.02.2018, оставленным без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2018, постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 07.08.2018 N Ф06-35384/2018 по делу N А57-22737/2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Министерство полагая, что поскольку отказано в иске к ООО "Экспресс-Сервис-Плюс", обратилось с аналогичным заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника - АО "Пассажиравтотранс N 1".
Согласно заявлению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, кредитор обосновывает свои требования положениями Постановление Правительства Саратовской области от 31.01.2013 N 42-П "О предоставлении из областного бюджета субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих от организации пассажирских перевозок предприятиями транспортного комплекса", а также вышеуказанными судебными актами: решениями Арбитражного суда Саратовской области по делам N А57-21659/2015; А57- 4557/2015; А57-22737/2017.
Пунктом 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно п. 18 Постановления Правительства Саратовской области от 31.01.2013 N 42-П, в случае выявления факта нарушения получателями субсидий условий предоставления субсидий, установленных при их предоставлении, выявленного по фактам проверок, проведенных министерством и уполномоченным органом государственного финансового контроля, а также недостижения показателя результативности, установленного пунктом 10 настоящего Положения: а) министерство в течение 5 рабочих дней принимает решение в форме правового акта о приостановлении предоставления субсидии получателю субсидии и установлении суммы субсидии, подлежащей возврату в областной бюджет; б) министерство в течение 7 рабочих дней со дня принятия правового акта, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, направляет получателю субсидии письменное требование о возврате средств субсидии с приложением копии указанного правового акта и платежных реквизитов для осуществления возврата средств субсидии; в) получатель субсидии обязан в течение 15 календарных дней со дня получения требования, предусмотренного подпунктом "б" настоящего пункта, возвратить средства субсидии в областной бюджет; г) в случае, если в течение срока, установленного в подпункте "в" настоящего пункта, получатель субсидии не возвратил средства субсидии в областной бюджет, министерство в течение 30 рабочих дней со дня истечения указанного срока направляет материалы в суд для взыскания средств субсидии в судебном порядке.
Таким образом, законодательством установлен порядок возврата субсидий, в случае нарушения получателями субсидий условий их предоставления.
Однако, как пояснил представитель Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, транспортная работа АО "Пассажиравтотранс N 1" выполнена в полном объеме; проверка министерством и уполномоченным органом государственного финансового контроля не проводилась; требование о возврате средств субсидий в адрес должника не предъявлялось.
Таким образом, вышеуказанный порядок, определенный нормативными правовыми актами, кредитором не соблюден, что им и не оспаривалось.
Довод кредитора, что нарушением предоставления субсидий является признание решением Арбитражного суда Саратовской области по делу № А57-21659/2015 от 02 марта 2016 года недействительными договоров (договор от 01.01.2013 года б/н; договор от 01.01.2014 года б/н; договор от 01.01.2015 года б/н), судом отклоняется, поскольку услуги должнику фактически были оказаны ООО "Экспресс-Сервис Плюс". В последующим задолженность должника была взыскана в качестве неосновательного обогащения (в связи с отсутствием договорных отношений), что подтверждается в частности Решением Арбитражного суда Саратовской области по делу А57-25799/2016 от 13.10.2017.
Кроме того, как неоднократно подтверждали участники процесса у Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области претензий к АО "Пассажиравтотранс N 1" о выполненной транспортной работе не имеется; нарушений получателем субсидий условий их предоставления не установлено.
Также, вышеуказанные судебные акты, на которые ссылается кредитор, не подтверждают наличия обязательств АО "Пассажиравтотранс N 1" в размере 6 681 821,61 руб. перед Министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области.
Довод кредитора о наличии разницы между фактически перечисленными средствами и оказанными услугами в размере 6 681821,61 руб. (за спорный период с 01.01.2013 по 31.01.2015), что, по мнению кредитора, подтверждается экспертным заключением N 026-005-01-00238 от 13.12.2015, проведенном в рамках рассмотрения дела N А57-4557/2015, судом отклоняется.
Как следует из материалов дела, по состоянию на 01.01.2013 АО "Пассажиравтотранс N 1" имело задолженность перед ООО "Экспресс-Сервис Плюс" в размере 9 156 528,90 рублей, что подтверждается актами сверки между сторонами; годовым отчетом АО "Пассажиравтотранс N 1" по итогам 2012, 2013, 2014, утвержденными Министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области.
Таким образом, денежными средствами, перечисляемыми АО "Пассажиравтотранс N 1" в течение 2013 года ООО "Экспресс-Сервис Плюс" погашалась задолженность по раннее выполненной транспортной работе, в связи, с чем указанное экспертное заключение не подтверждает наличие неосновательного обогащения в размере 6 681 821,61 руб.
Более того, как указано в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 07.08.2018 N Ф06-35384/2018 по делу N А57-22737/2017, в случае, если неосновательное обогащение и имеет место в данной ситуации, то по условиям сделки приобретено оно за счет АО "Пассажиравтотранс N 1", соответственно нарушены и подлежат восстановлению права и законные интересы АО "Пассажиравтотранс N 1" (а не Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области).
Кроме того, как следует из общедоступной базе электронных документов "Картотека арбитражных дел" на официальном сайте сети Интернет - http://kad.arbitr.ru/, Акционерное общество «Пассажирское автотранспортное общество №1» обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Экспресс-Сервис-Плюс» о взыскании неосновательного обогащения в размере 6681821,61 руб. Определением Арбитражного суда Саратовской области от 23.08.2018 по делу А57-16186/2018 указанное заявление принято к производству; назначено судебное заседание.
Кроме того, как следует из материалов дела, в суде представитель ООО "Экспресс-Сервис Плюс" заявил ходатайство о применении последствий пропуска срока исковой давности.
Статьей 195 ГК РФ установлено, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу пункта 1 статьи 196 Кодекса общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения обязательства (статья 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ).
Министерством транспорта и дорожного хозяйства области в период с 01.01.2013 – 31.01.2015 были предоставлены субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникших от применения регулируемых тарифов на пассажирские перевозки, осуществляемые автомобильным транспортом.
Субсидии предоставлялись после проверки достоверности отчетов транспортного предприятия в соответствии с условиями договора.
Судом установлено, что заявление об установлении требований кредитора поступило в арбитражный суд 13.04.2018, то есть за пределами предусмотренного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации срока исковой давности.
При этом кредитор не представил доказательства, свидетельствующие о перерыве или приостановлении течения срока исковой давности.
Довод, что кредитору стало известно о нарушении прав в ходе рассмотрения дела N А57-4557/2015, судом отклоняется, поскольку субсидии перечислялись (в период с 01.01.2013 – 31.01.2015) после получения первичных документов от перевозчика. В ходе осуществления контроля условий предоставления субсидий, нарушение порядка их предоставления не выявлено. Доказательств свидетельствующих об отсутствии надлежащих оснований предоставления субсидий должнику, не предоставлено.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд пришел к выводу, что требование не подлежит удовлетворению и в связи с истечения срока исковой давности.
На основании вышеизложенного, суд считает необходимым в признании обоснованными требований Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в сумме 6 681 821,61 руб., отказать.
Руководствуясь статьями 100, 134, Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184-188, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
В удовлетворении требований Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области (410005, <...>) о включении задолженности в размере 6 681 821,61 руб. в реестр требований кредиторов должника - Акционерного общества «Пассажирское автотранспортное общество №1» (410054, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) - отказать.
Настоящее определение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня изготовления полного текста определения через Арбитражный суд Саратовской области.
Определение направить должнику, временному управляющему, кредитору, предъявившему требования.
Лицам, участвующим в деле разъясняется, что информация о принятых по делу судебных актах, о дате, времени и месте проведения судебного заседания, об объявленных перерывах в судебном заседании размещается на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области - http://www.saratov.arbitr.ru., а также на информационной доске объявлений (информационные киоски-терминалы), расположенной в здании Арбитражного суда Саратовской области по адресу: <...>.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области
Л.А. Макарихина