ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А57-6845/13 от 17.01.2014 АС Саратовской области

231/2014-10020(1)

Арбитражный суд Саратовской области
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, 1

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта

г. Саратов

Дело № А57-6845/2013

резолютивная часть определения оглашена 17 января 2014 года

полный текст определения изготовлен 24 января 2014 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Федорцовой С.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Муруговой М.В.,

рассмотрев в судебном заседании заявление Комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов об отсрочке исполнения решения суда по делу № А57- 6845/2013 по иску закрытого акционерного общества «Управляющая компания «Центр-Дом», г. Саратов, общества с ограниченной ответственностью «Энергоэкспертиза», г.Саратов, общества с ограниченной ответственностью «ЖилСтрой-Саратов», г. Саратов, общества с ограниченной ответственностью «ЭлегантСтрой», г. Саратов, общества с ограниченной ответственностью «Акрон-Строй», г. Саратов, общества с ограниченной ответственностью «Жемчуг», г. Саратов, общества с ограниченной ответственностью «ЕвроСтрой», г. Саратов, общества с ограниченной ответственностью «Эко-Строй», г. Саратов, общества с ограниченной ответственностью «РестаСтрой», г. Саратов, общества с ограниченной ответственностью «Электрик», г. Саратов, индивидуального предпринимателя ФИО1, г.Саратов, индивидуального предпринимателя ФИО2, г. Саратов, общества с ограниченной ответственностью «Технологии строительства», г. Саратов, общества с ограниченной ответственностью «Строймонтажподряд», г. Саратов, общества с ограниченной ответственностью «Монолит», г. Саратов, общества с ограниченной ответственностью «Спектр», г. Саратов, общества с ограниченной ответственностью «Лифтремонт», г. Саратов, общества с ограниченной ответственностью «СаратовСтройМаркет», г. Саратов, НП «Адвокатское бюро «ЮРКОМ», г. Саратову, к Комитету по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов», г.


Саратов, Администрации муниципального образования «Город Саратов», г.Саратов, третьи лица: Администрация Октябрьского района, г.Саратов, МУ «ДЕЗ по Октябрьскому району г. Саратова» (ликвидационная комиссия), г.Саратов, Комитет по управлению имуществом, г. Саратов, Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов, Саратовский межрайонный городской отдел по особым исполнительным производствам УФССП России по Саратовской области, г. Саратов о взыскании в порядке субсидиарной ответственности задолженности в сумме 162.229.879 рублей

при участии в заседании:

от ответчиков:

Комитет по финансам Администрации МО «Город Саратов»: ФИО3 -представитель по доверенности от 26.12.2013 г. № 03-02/2111 (пост.);

Администрация МО «Город Саратов»: ФИО4 - представитель по доверенности от 07.03.2013 г. № 01-03/24 (пост.);

от третьих лиц:

Комитет по ЖКХ Администрации МО «Город Саратов»: ФИО5 – представитель по доверенности от 10.01.2014 г. № 02-58-02/10 (пост.)

У С Т А Н О В И Л:

Комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов обратился в арбитражный суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда по делу № А57-6845/2013 по иску закрытого акционерного общества «Управляющая компания «Центр-Дом», г. Саратов, общества с ограниченной ответственностью «Энергоэкспертиза», г. Саратов, общества с ограниченной ответственностью «ЖилСтрой-Саратов», г. Саратов, общества с ограниченной ответственностью «ЭлегантСтрой», г. Саратов, общества с ограниченной ответственностью «Акрон-Строй», г. Саратов, общества с ограниченной ответственностью «Жемчуг», г. Саратов, общества с ограниченной ответственностью «ЕвроСтрой», г. Саратов, общества с ограниченной ответственностью «Эко-Строй», г. Саратов, общества с ограниченной ответственностью «РестаСтрой», г. Саратов, общества с ограниченной ответственностью «Электрик», г. Саратов, индивидуального предпринимателя ФИО1, г.Саратов, индивидуального предпринимателя ФИО2, г. Саратов, общества с ограниченной ответственностью «Технологии строительства», г. Саратов, общества с ограниченной ответственностью «Строймонтажподряд», г. Саратов, общества с ограниченной ответственностью «Монолит», г. Саратов, общества с ограниченной


ответственностью «Спектр», г. Саратов, общества с ограниченной ответственностью «Лифтремонт», г. Саратов, общества с ограниченной ответственностью «СаратовСтройМаркет», г. Саратов, НП «Адвокатское бюро «ЮРКОМ», г. Саратову, к Комитету по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов, Администрации муниципального образования «Город Саратов», г.Саратов, третьи лица: Администрация Октябрьского района, г.Саратов, МУ «ДЕЗ по Октябрьскому району г. Саратова» (ликвидационная комиссия), г.Саратов, Комитет по управлению имуществом, г. Саратов, Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов, Саратовский межрайонный городской отдел по особым исполнительным производствам УФССП России по Саратовской области, г. Саратов о взыскании в порядке субсидиарной ответственности задолженности в сумме 162.229.879 рублей.

Заявление мотивировано невозможностью исполнения решения суда в установленный судом срок, в связи с тем, что решением Саратовской городской Думы от 20.12.2012 г. № 21-246 «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» на 2013 год», не предусмотрены бюджетные ассигнования для выплаты денежных средств по данному решению Арбитражного суда и для погашения задолженности по исполнительному листу в бюджет города необходимо внести соответствующие изменения.

Заявитель поддержал заявление в полном объеме.

Истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом.

Администрация муниципального образования «Город Саратов» и Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов» поддерживают заявление об отсрочке исполнения решения суда.

Администрация Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явилась, направив в адрес суда ходатайство о рассмотрении заявления в отсутствие его представителя.

Рассмотрев заявление, суд пришел к выводу о том, что оно подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

Как следует из материалов дела, В Арбитражный суд Саратовской области обратился истец – ЗАО «УК «Центр-Дом», г. Саратов о взыскании в порядке субсидиарной ответственности с Муниципального образования «Город Саратов» в лице Комитета по финансам Администрации муниципального образования «Город Саратов» с МУ «ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова» за счет средств казны муниципального образования «Город Саратов» задолженность МУ «Дирекция единого заказчика по Октябрьскому району г. Саратова» в размере 162.229.879 рублей.


Определением от 17.07.2013 г. арбитражный суд произвел замену взыскателя по делу № А57-6845/2013 (закрытое акционерное общество Управляющая компания «Центр-Дом») на общество с ограниченной ответственностью «Энергоэкспертиза» в размере основного долга в размере 10.000.000 рублей, общество с ограниченной ответственностью «ЖилСтрой-Саратов» в размере основного долга в размере 10.000.000 рублей, общество с ограниченной ответственностью «ЭлегантСтрой» в размере основного долга в размере 10.000.000 рублей, общество с ограниченной ответственностью «Акрон-Строй» в размере основного долга в размере 3.000.000 рублей, общество с ограниченной ответственностью «Жемчуг» в размере основного долга в размере 5.000.000 рублей, общество с ограниченной ответственностью «ЕвроСтрой» в размере основного долга в размере 15.000.000 рублей, общество с ограниченной ответственностью «Эко-Строй» в размере основного долга в размере 10.000.000 рублей, общество с ограниченной ответственностью «РестаСтрой» в размере основного долга в размере 5.000.000 рублей, общество с ограниченной ответственностью «Электрик» в размере основного долга в размере 20.000.000 рублей, индивидуального предпринимателя Мирошина А.К. в размере основного долга в размере 17.299.294 рубля, индивидуального предпринимателя Винокуровой О.А. в размере основного долга в размере 8.600.000 рублей, общество с ограниченной ответственностью «Технологии строительства» в размере основного долга в размере 10.000.000 рублей, общество с ограниченной ответственностью «Строймонтажподряд» в размере основного долга в размере 2.000.000 рублей, общество с ограниченной ответственностью «Монолит» в размере основного долга в размере 4.000.000 рублей, общество с ограниченной ответственностью «Спектр» в размере основного долга в размере 10.000.000 рублей, общество с ограниченной ответственностью «Лифтремонт» в размере основного долга в размере 4.352.802 рубля 89 копеек, общество с ограниченной ответственностью «СаратовСтройМаркет» в размере основного долга в размере 6.000.000 рублей, Некоммерческое партнерство «Адвокатское Бюро «Юрком» в размере основного долга в размере 11.400.000 рублей.

Решением арбитражного суда Саратовской области от 09.09.13 г. по делу №А57- 6845/2013 удовлетворены исковые требования о взыскании в порядке субсидиарной ответственности с Муниципального образования «Город Саратов» в лице Комитета по финансам Администрации муниципального образования «Город Саратов» (ИНН <***> ОГРН <***>) за счет средств казны Муниципального образования «Город Саратов» задолженности Муниципального учреждения «Дирекция единого заказчика по Октябрьскому району г. Саратова».

Постановлением Двенадцатого Арбитражного суда Саратовской области вышеуказанное решение суда оставлено без изменения.


31 октября 2013 г. в адрес суда от комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» поступило заявление об отсрочке исполнения решения арбитражного суда Саратовской области от 09.09.13 г. по делу №А57-6845/2013 до 01 марта 2014 года.

Заявитель (ответчик), ссылаясь на невозможность исполнения решения суда в установленный судом срок, просит предоставить отсрочку исполнения судебного акта, поскольку в соответствии с гл. 24.1. БК РФ, исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета, производит орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов средств местного бюджета.

Пунктом 6 Положения о бюджетном процессе в городе Саратове, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 27.03.2008 г. № 26-271 «О Положении о бюджетном процессе в городе Саратове», установлено, что комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» является органом, исполняющим бюджет, в том числе осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета города, а также исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города в порядке, установленном бюджетным законодательством, организует работу по учету, исполнению и хранению исполнительных документов;

Согласно положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные решением о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

Решением Саратовской городской Думы от 20.12.2012 г. № 21-246 «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» на 2013 год», не предусмотрены бюджетные ассигнования для выплаты денежных средств по данному решению Арбитражного суда. Таким образом, для погашения задолженности по исполнительному листу в бюджет города необходимо внести соответствующие изменения.

Как следует из представленных суду изменениям и дополнениям, внесенным решением СГД от 26.09.2013 г., бюджет утвержден с дефицитом в сумме 1 009 229,6 тыс. руб. или 12,4 % объема доходов бюджета муниципального образования «Город Саратов» без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений (превышение нормативной величины дефицита бюджета на 2,4 % в пределах снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета).


В соответствии с пунктом 5 решения Саратовской городской Думы от 27.03.2008 г. № 26-271 «О Положении о бюджетном процессе в городе Саратове» правом внесения на рассмотрение и утверждение городской Думы проекта бюджета города, изменения и дополнения в него, предусматривающий расходы за счет бюджета города обладает администрация муниципального образования «Город Саратов».

Уточнение бюджета города - внесение изменений и дополнений в решение городской Думы о бюджете города - осуществляется городской Думой по представлению главы администрации муниципального образования «Город Саратов» в случаях, установленных действующим законодательством, по инициативе главы муниципального образования «Город Саратов», главы администрации муниципального образования «Город Саратов», депутатов городской Думы в соответствии с Регламентом городской Думы (пункт 20 Положения о бюджетном процессе).

В соответствии с Регламентом Саратовской городской Думы, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 27 марта 2006 г. № 1-4 необходимым условием внесения проекта правового акта в Думу является предоставление следующих документов:

- текста проекта решения Думы;

- пояснительной записки, содержащей следующие разделы: предмет правового регулирования, обоснование необходимости принятия проекта решения, сведения о правовых актах органов городского самоуправления, регулирующих предлагаемый проект, прогнозы социально-экономических и иных последствий принятия проекта решения;

- перечня правовых актов органов городского самоуправления, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данного проекта;

- письменных заключений профильного, а также других задействованных структурных подразделений администрации города по предмету регулирования, содержащих выводы по вопросам, входящим в их компетенцию;

- письменного заключения комитета правового обеспечения администрации города, содержащего выводы по вопросам, входящим в его компетенцию;

- заключения комитета по финансам (на проекты решений, связанных с изменением бюджета города), содержащего выводы по вопросам, входящим в его компетенцию;

- экономического заключения комитета по экономике, содержащего выводы по вопросам, входящим в его компетенцию;

-финансово-экономического обоснования (пункты 5.1.4.1-5.1.4.8 Регламента).

Проект решения, подлежащий рассмотрению Думой, направляется главой города в соответствующую постоянную комиссию, которая становится ответственной по проекту. Материалы, связанные с использованием средств бюджета города, изменением показателей


бюджета города и управлением и распоряжением муниципальной собственностью, направляются также в Контрольно-счетную палату Думы для дачи ею соответствующего заключения.

Соответствующая комиссия готовит проект решения комиссии с учетом поступивших в комиссию замечаний и предложений и вносят его на рассмотрение Думы.

Таким образом, внесение изменений и дополнений в утвержденный бюджет города Саратова является длительной процедурой.

Кроме того, как ссылается заявитель, на исполнении в комитете по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» находятся 346 исполнительных листов на сумму 247 795,71 тыс. руб.

Решением СГД от 20.12.2012 г. № 21-246 «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» на 2013 год» на погашение задолженности по исполнительным листам предусматривающим взыскание денежных средств с муниципального образования «Город Саратов» по подразделу 0113 «Другие общегосударственные вопросы» целевой статьей 0920300 «Выполнение других обязательств государства» предусмотрено 790977,3 тыс. руб.

По состоянию на 01.10.2013 года Головным расчетно-кассовым центром Главного управления Банка России по Саратовской области в принудительном порядке, на основании пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, были списаны денежные средства со счета № 40701810300003000003 на балансовом счете № 40701 «Счета негосударственных организаций. Финансовые организации», открытого комитету по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» для учета средств муниципальных автономных и бюджетных учреждений на общую сумму 581473132,57 рублей.

Принудительное списание денежных средств было произведено в счет исполнения судебных актов, предусматривающих взыскание денежных средств с муниципального образования «Город Саратов» в лице комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» за счет средств казны муниципального образования «Город Саратов».

По состоянию на 01 октября 2013 года за счет средств бюджета муниципального образования «Город Саратов» на лицевых счетах указанных учреждений было восстановлено средств в сумме 467225410,17 рублей, не восстановленными средствами остаются 114247722,4 рублей.

Таким образом, комитетом по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» за период с 1 января 2013 по 25 октября 2013 года было исполнено 313 исполнительных документов на общую сумму 903 207,83 тыс. руб.


Комитетом по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» в Арбитражный суд Саратовской области поданы заявления о признании незаконными действий Центрального Банка Российской Федерации в лице Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Саратовской области по списанию денежных средств со счета. В настоящее время дела А57-8742/2013 и А57- 17938/20013 находятся на рассмотрении Арбитражного суда Саратовской области.

Статья 83 БК РФ предусматривает, что выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Как следует из ст. 35 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», главы 6 Устава города Саратова, предметы ведения местного самоуправления определяются ст. 6 ФЗ от 28.08.1995г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.7 Устава г. Саратова и включают в себя значительный перечень мероприятий. Финансирование данных мероприятий осуществляется из бюджета города.

Списание средств бюджета города на исполнение указанного решения суда приведет к нарушению прав жителей города поскольку за счет средств бюджета финансируются социально-значимые статьи расходов - выплата заработной платы работникам бюджетной сферы (культуры, образования, здравоохранения), приобретение медикаментов, детского питания, благоустройство территорий и т.п.

Таким образом, учитывая высокий дефицит бюджета муниципального образования Город Саратов», внесение изменений в решение о бюджете на текущий финансовый год в целях увеличения бюджетных ассигнований на погашение задолженности по исполнению решений судов, суд считает возможным предоставить отсрочку исполнения решения суда по делу №А57-6845/2013 до 01 марта 2014 года.

В соответствии со ст. 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.


Статьей 37 Федерального закона «Об исполнительном производстве» также предусмотрено право судебного пристава-исполнителя и сторон обратиться в суд или другой орган, выдавший исполнительный лист, с заявлением об отсрочке или рассрочке его исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, при наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий.

Поскольку ни Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, суду в каждом конкретном случае предоставлена возможность решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела, о чем было указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003 г. № 467-О.

В данном случае факт тяжелого финансового положения и недостатка денежных средств для исполнения решения суда у ответчика подтверждается материалами дела.

Руководствуясь статьями 184, 186, 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Отсрочить исполнение решения Арбитражного суда Саратовской области от 09.09.2013 г. по делу № А57-6845/2013 на срок до 01 марта 2014 года.

Определение арбитражного суда может быть обжаловано.

Направить определение арбитражного суда всем лицам, участвующим в деле.

Судья арбитражного суда

Саратовской области

С.А. Федорцова



2 А57-6845/2013

3 А57-6845/2013

4 А57-6845/2013

5 А57-6845/2013

6 А57-6845/2013

7 А57-6845/2013

8 А57-6845/2013

9 А57-6845/2013