552/2020-92208(2)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отказе в принятии встречных обеспечительных мер
город Саратов Дело № А57-6921/2020
29 мая 2020 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Ю.П. Огнищевой, ознакомившись с ходатайством УФНС России по Саратовской области об обязании АО «Автокомбинат-2» предоставить встречное обеспечение в виде внесения на депозит суда денежных средств, либо предоставления банковской гарантии, поручительства на сумму заявленных требований налогоплательщика 98 206 101,62 руб.
по делу по заявлению Акционерного общества «Автокомбинат-2»
Заинтересованные лица:
1. Инспекция Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Саратова
о признании частично недействительным решения ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова № 11-15/001 от 17.01.2020 г. в части привлечения к налоговой ответственности по п.1 ст. 122 НК РФ, за неуплату (неполную уплату) сумм налога на прибыль организаций в результате занижения, иного неправильного исчисления налога и доначисления налога на прибыль организаций в сумме – 73 881 770 руб., пени – 22 909 936,62 руб., штраф – 1 414 395 руб.,
у с т а н о в и л: УФНС России по Саратовской области обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с ходатайством о предоставлении встречного обеспечения.
Определением от 28.04.2020 года заявление Акционерного общества «ФИО1» принято к производству.
Доводы налогового органа сводятся к следующему.
налоговым органом требованиями о погашении задолженности и принятыми решениями о взыскании налога. За период 2018-2019 гг. налогоплательщику выставлено 4 требования об уплате налогов на общую сумму 26 169.51 руб.
Поступления денежных средств на расчетные счета организации за 2018 год составили 228 323 115 руб., за 2019 - 156 105 774 руб.; установлено снижение поступлений денежных средств.
Установлено наращивание организацией кредиторской задолженности. Кредиторская задолженность увеличилась в 3 раза и составила на декабрь 2018 г. 6 430 тыс. руб. (в 2017 году - 2 217 тыс. руб.). Кредиторская задолженность превышает сумму дебиторской (2018г. - 4 064 тыс. руб.).
Собственный капитал в 2018 сократился на 339 тыс. руб. и составил 21 793 тыс. руб.
Налоговая нагрузка за период 2017-2018 ниже среднеотраслевого показателя по виду экономической деятельности по субъекту РФ. За 2017 г. составляет 12.83% при - среднеотраслевом показателе 15.33%, за 2018 г. - 16.15% при среднеотраслевом показателе 16.86%.
В ходе анализа установлены такие факты как неоднократная смена руководства АО «Автокомбинат-2» за сравнительно непродолжительный период времени, наличие открытых судебных производств по исковым заявлениям контрагентов к АО «Автокомбинат-2».
Согласно данным налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций за 2017- 2018 г.г. у АО «Автокомбинат-2» расходы приближены к доходам за 2017 г., - 98.9%, за 2018г.-98.9%.
В свою очередь, АО «Автокомбинат-2» в ранее поданном ходатайстве о принятии обеспечительных мер ссылается на следующее:
- АО «АК-2» является добросовестным налогоплательщиком и уплачивает все установленные законодательством налоги.
- За 2017 - 2019 гг. сумма налоговых платежей постоянно растет: за 2017 год в бюджеты различных уровней предприятием оплачено 5 974 тыс. рублей, за 2018 год - 13 963 тыс. рублей, за 2019 - 26 428 тыс. рублей.
- Исполнение указанного ненормативного акта - решения № 11-15/001 от 17.01.2020 г. до вынесения судебного акта по существу спора повлечет за собой причинение АО «АК-2» значительного ущерба. Данное обстоятельство подтверждается наличием денежных обязательств заявителя, которые могут быть не выполнены в результате незаконного принудительного взыскания налога, штрафа и пени, и возможных санкций или иных неблагоприятных последствий за их невыполнение. Все указанные расходы по оплате арендных, коммунальных, и иных платежей при заблокированном счете осуществлять невозможно.
- Как следует из штатного расписания АО «АК-2», в организации по состоянию на 24.03.2020 г. работает 178 сотрудников. За январь - февраль 2020 г. начислена и выплачена
заработная плата в размере 8 640 тыс. руб., с которой исчислен НДФЛ 1 100 тыс. руб. Страховые взносы, исчисленные с суммы выплат физическим лицам за январь - февраль 2020 года, составили 2 652 тыс. руб.
- В Постановлении Конституционного Суда РФ от 23.12.97 № 21-П суд пришел к выводу о том, что налоговые платежи и выплата вознаграждения за труд собственным
работникам предприятия, являются платежами одной очереди и приоритет зарплатных платежных документов перед налоговыми отсутствует. Таким образом, обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке влекут невозможность выплаты заработной платы работникам Общества, которая в соответствии со ст. 136 Трудового кодекса РФ должна выплачиваться не реже, чем каждые полмесяца.
- Статья 236 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что при нарушении установленного срока выплаты заработной платы, работодатель обязан выплатить ее с уплатой процентов в размере не ниже 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки. В соответствии со ст. 142 Трудового кодекса Российской Федерации в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Таким образом, приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке препятствует оплате труда работникам и создает условия для приостановки работы всего коллектива.
- Согласно Уставу одним из одним из основных видов деятельности АО «АК-2» является деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам.
АО «АК-2» осуществляет перевозку пассажиров и багажа по следующим маршрутам муниципальных перевозок:
- 225 «Саратов (ЦКР) - Красный Октябрь»;
- 238 «Саратов (ЦКР) - с. Свинцовка»;
- 348 «Саратов (пл. Ленина) - с. Малая Скатовка»;
- 245 «Саратов (пл. Ленина) - Волжские Дали - с. Пристанное»;
- 445 «Саратов (ЦКР) - с. Усовка»;
- 463 «Саратов (ЦКР) - с. Б. Елшанка»;
- 223 «Саратов (ЦКР) - пос. Дубки»;
- 247 «Саратов (ЖДВ) - г. Энгельс (Ярмарка)»;
- 284Б «Энгельс - Саратов»
- 491 «Саратов (ЖДВ) - п. Светлый»
- 241 «Саратов (пл. Ленина) - с. Усть Курдюм»
- 330 «Саратов (ЦКР) - с. Юрловка»;
- 251 «ТЦ «Хеппи Молл - с. Усть Курдюм»;
- 232 «Саратов (ЦКР) - Красный Октябрь - с. Михайловка»;
- 229К «Саратов (пл. Ленина) - пос. Расково».
- В соответствии с подписанными договорами АО «АК-2» обязано ежемесячно осуществлять оплату предоставленных услуг контрагентам.
- 30 июля 2018 года между АО «АК-2» и ГКУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» заключен договор № 20 аренды движимого имущества, находящегося в областной собственности, закрепленного за ГКУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» на праве оперативного управления по лоту № 4. Согласно п. 1.1. Договора во временное пользование транспортное средство ЛИАЗ 52563301. Указанное выше имущество, согласно п. 4.1. Договора, используется для осуществления перевозок пассажиров и багажа по регулярным маршрутам на территории Саратовской области и требует неотложных ежемесячных затрат, таких как оплата арендных платежей, эксплуатационные и административно-хозяйственные платежи, страхование гражданской ответственности
(пункты 3.1, 3.2, 10.1 Договора аренды). Ежегодная сумма арендных платежей составляет 49 200 рублей.
- 08.10.2007 года между АО «АК-2» и Комитетом по управлению имуществом Саратовской области заключен договор № 680/1 «Об аренде находящегося в государственной собственности земельного участка». Согласно п. 3.1 Договора стоимость аренды в год составляет 2 018 007,84 руб. Согласно п. 3.2 арендная плата вносится ежеквартально равными долями и составляет 504 501,86 руб.
- Учитывая, что АО «АК-2» возможно будет лишено возможности производить оплату арендных платежей, бюджет Саратовской области недополучит денежные средства в сумме 2 608 407,84 руб.
- 06.12.2019 года между АО «АК-2» и МУП «Энгельсэлектротранс» заключен договор о предоставлении услуг по обслуживанию маршрутных графиков. Согласно п. 3.1 стоимость услуг составляет 480 000 руб. в месяц.
- Ежемесячные расходы АО «АК-2» на оплату по договорам аренды транспортных средств без экипажа составляют около 2 млн. рублей.
- В состав текущих расходов АО «АК-2» входят:
- Затраты на охрану помещений, находящихся в собственности АО «АК-2», что подтверждается договором об оказании охранных услуг от 01.01.2018 года заключенным с ООО ЧОО «Звезда». Сумма ежемесячных платежей составляет 460 000 рублей;
- Затраты на оплату поставок природного горючего газа, что подтверждается договором поставки газа № 46-5-0120/2018 от 01.10.2017 года заключенного с ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» Сумма ежемесячных платежей составляет от 300 000 до 400 000 рублей;
- Затраты на оплату электроэнергии, что подтверждается договором энергоснабжения № 12В/В от 01.03.2016 года, заключенного с ООО «СПГЭС». Сумма ежемесячных платежей более 600 000 рублей;
- Затраты на оплату услуг холодного водоснабжения и водоотведения, что подтверждается договором № 138 от 28.12.2017 года, заключенного с ООО «Концессия водоснабжение - Саратов»;
- Затраты на оплату услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, что подтверждается договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, что подтверждается договором № 54/312/0005770 от 02.10.2018 года и дополнительным соглашением к нему от 06.03.2019 года.
- Экономическая деятельность АО «АК-2» требует также неотложных затрат на поставку горюче-смазочных материалов, запасных частей, что подтверждается договором поставки нефтепродуктов № 116 от 21.06.2019, договор поставки ТК-53/19 от 03.09.2019 года. Ежемесячные расходы АО «ЛК-2» на приобретение ГСМ составляют более 3,5 млн. рублей. Так, за январь - февраль 2020 года АО «АК-2» оплатило в адрес ИП ФИО2 по договору поставки ГСМ 3 847 960,87 рублей, а также ИП ФИО3 по договору поставки ГСМ 3 301 170, 40 рублей.
- и пр.
- Оплата услуг по поставке нефтепродуктов осуществляется АО «АК-2» на постоянной основе, а вывод из оборота спорной суммы приведет к парализации деятельности АО «АК-2», к невозможности осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа и к повышению социальной напряженности в регионе.
- Для осуществления текущей деятельности АО «АК-2» использует услуги связи, что подтверждается: договором № GF0097105664 от 25.06.2019 года, заключенным с ПАО «Мегафон», договорами RС-2301/18-20 от 23.01.2018 года и RС 1212/17-26 от 12.12.2017 года, заключенными с ООО «Ренет КОМ».
- 01.04.2012 года между АО «АК-2» и ЗАО «Статус» заключен договор на оказание услуг по ведению реестра владельцев ценных бумаг № 44. Согласно п. 3.1 Договора
стоимость услуг составляет 1700 руб. в месяц. Нарушение требований Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" может повлечь привлечение АО «АК- 2» к административной ответственности с суммой штрафных санкций до 1 млн. руб.
- В собственности АО «АК-2» находятся 6 нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Саратов, <...> л. 15, стоимость которых согласно выписке из ЕГРП составляет 254 551 154 руб. 47 коп., что в несколько раз превышает размер спорной задолженности, указанной налоговым органом.
- АО «АК-2» не предпринимались недобросовестные действия, направленные на сокрытие и вывод активов.
- АО «АК-2» считает, что стоимость его имущества достаточна для удовлетворения налоговых претензий, однако единовременное изъятие его части в погашение задолженности по оспариваемому решению неминуемо повлечет приостановление хозяйственной деятельности и срыв обязательств Общества.
Рассмотрев заявленное требование о встречном обеспечении, доводы сторон, суд находит его не обоснованным и не подлежащим удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражном суде являются, в частности защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вышеуказанное предполагает не только возможность заинтересованного лица обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса, но и реальность исполнения вступившего в законную силу судебного акта.
Статьей 94 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд, допуская обеспечение иска, по ходатайству ответчика может потребовать от обратившегося с заявлением об обеспечении иска лица или предложить ему по собственной инициативе предоставить обеспечение возмещения возможных для ответчика убытков (встречное обеспечение) путем внесения на депозитный счет суда денежных средств в размере, предложенном судом, либо предоставления банковской гарантии, поручительства или иного финансового обеспечения на ту же сумму. Размер встречного обеспечения может быть установлен в пределах имущественных требований истца, указанных в его заявлении, а также суммы процентов от этих требований. Размер встречного обеспечения не может быть менее половины размера имущественных требований (часть 1).
О встречном обеспечении арбитражный суд выносит определение не позднее следующего дня после дня поступления в суд заявления об обеспечении иска.
Встречное обеспечение может предоставляться истцом как гарантия возмещения убытков ответчика вследствие применения обеспечительных мер.
При этом, принятие встречного обеспечения является дискреционным полномочием суда, а не его обязанностью.
Поскольку требование АО «Автокомбинат-2» носит неимущественный характер (признание незаконным ненормативного правового акта налогового органа) размер встречного обеспечения должен быть определен исходя из размера возможных убытков налогового органа, причиненных принятыми обеспечительными мерами.
Таким образом, заявление Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области о встречном обеспечении не может носить произвольный характер, должно быть мотивированным и содержать оценку как соразмерности требованиям, в обеспечение которых они применяются, так и размера возможных убытков налогового органа, причиненных обеспечительными мерами.
Между тем, Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области, обращаясь в суд с заявлением о встречном обеспечении, не конкретизировала, в чем именно могут состоять предполагаемые нарушения публичных интересов, каким образом испрашиваемая налогоплательщиком обеспечительная мера может нарушить баланс
интересов заинтересованных сторон, в чем могут состоять возможные убытки налогового органа в случае принятия судом испрашиваемой обеспечительной меры.
Доводы налогового органа, обосновывающие причины обращения с заявлением о встречном обеспечении носят предположительный характер. Предположения Управления не могут быть положены в основу необходимости принятия испрашиваемого встречного обеспечения.
Кроме того, налоговым органом не представлено доказательств, что налогоплательщик намерен реализовать принадлежащее ему имущество, либо совершает иные недобросовестные действия.
Также, суд отмечает, что налоговый орган документально не подтвердил и не обосновал свое утверждение об отсутствии у налогоплательщика достаточных средств для исполнения оспариваемого решения по окончании разбирательства по делу, а также то, что принятые по делу обеспечительные меры могут привести к причинению убытков.
Также суд исходит из того, что взыскание инспекцией налога на основании статей 46 - 47 НК РФ в бесспорном порядке, может затруднить восстановление нарушенных прав налогоплательщика в случае удовлетворения заявленных требований и причинить ущерб его хозяйственной деятельности. В силу принципа адресности и целевого характера бюджетных средств, установленного статьей 37 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и иммунитета бюджета (статья 239 БК РФ), а также требования об исполнении бюджетов по расходам в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных, последовательно осуществленных процедур санкционирования и финансирования (статья 219 БК РФ), возврат незаконно списанных сумм может быть осуществлен в течение длительного промежутка времени.
Вместе с тем, потери бюджета в связи с принятием обеспечительных мер гарантированы компенсацией, так как в случае отказа в удовлетворении требований заявителя налог может быть взыскан с учетом пени, возросшей за период неуплаты налога.
При рассмотрении вопроса относительно применения обеспечительных мер по данному делу суд, исследовав представленные заявителем доказательства в обоснование необходимости принятия обеспечительных мер по заявлению, представленных в обоснование необходимости принятия обеспечительных мер по иску, пришел к выводу о том, что принудительное изъятие у заявителя из оборотных средств спорной суммы повлечет блокировку деятельности, лишит его возможности своевременно выполнить свои обязательства перед контрагентами и бюджетом (по текущим налоговым платежам), приведет к невозможности своевременной выплаты заработной платы и образованию задолженности перед сотрудниками, работающими у заявителя по обязательным платежам, что нарушит их трудовые и социальные гарантии на своевременное получение денежных средств за отработанное время.
В соответствии с положениями п. 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" в том случае, если доказательства, представленные заявителем, подтверждают наличие оснований применения обеспечительных мер, предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК РФ, непредставление заявителем встречного обеспечения при подаче заявления об обеспечительных мерах, в том числе о предварительных обеспечительных мерах, не может служить основанием для отказа в применении таких мер.
В данном случае учтены доводы общества о том, что вывод из оборота спорной суммы приведет к парализации деятельности АО «АК-2», к невозможности осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа и к повышению социальной напряженности, к блокированию хозяйственной деятельности общества, к убыткам в связи с необходимостью оплачивать финансовые санкции, к остановке перевозок пассажиров и багажа на территории Саратовской области, что нарушит права неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения ходатайства о предоставлении встречного обеспечения у суда не имеется. При установлении дополнительных обстоятельств, налоговый орган вправе обратиться в суд с ходатайством о встречном обеспечении.
Руководствуясь ст.ст. 94, 184 - 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
В удовлетворении ходатайства УФНС России по Саратовской области об обязании АО «Автокомбинат-2» предоставить встречное обеспечение в виде внесения на депозит суда денежных средств, либо предоставления банковской гарантии, поручительства на сумму заявленных требований налогоплательщика 98 206 101,62 руб. – отказать.
Определение арбитражного суда об отказе в принятии мер по обеспечению иска может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанции в порядке, предусмотренном статьями 257-260, 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
судья Ю.П. Огнищева