Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
ул. Курашова, д. 28, бокс 8, г. Якутск, Республика Саха (Якутия), 677000, www.yakutsk.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Якутск
18 января 2022 года
Дело № А58-10078/2018
Резолютивная часть определения оглашена 18.01.2022
Мотивированное определение изготовлено 18.01.2022
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Исаковой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лыткиной А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании ходатайство конкурсного управляющего должника - ФИО1, поступившего в суд через систему «Мой арбитр» 11.08.2021,
о согласовании судом привлечения на договорной основе специализированной организации
в рамках дела по заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) от 25.10.2018 № 17-14/17481,
о признании акционерного общества «Янгеология» (зарегистрированного по адресу: 678500, Республика Саха (Якутия), пгт. Батагай, ул. Октябрьская, д. 6; ИНН <***>, ОГРН <***>) несостоятельным (банкротом),
при участии в судебном заседании представителя уполномоченного органа - ФИО2 по паспорту и доверенности,
УСТАНОВИЛ:
решением суда от 12.11.2019 (резолютивная часть решения оглашена 11.11.2019) по делу № А58-10078/2018 должник - акционерное общество «Янгеология» (ИНН <***> ОГРН <***>) признано несостоятельным (банкротом).
Конкурсным управляющим должника утвержден член Ассоциации «Сибирская гильдия антикризисных управляющих» ФИО1 (ИНН <***>), (зарегистрирован в Росреестре №4499 от 27.11.2006), адрес для корреспонденции: 640000,<...>).
Сообщение о введении в отношении должника процедуры конкурсного производства опубликовано в газете «Коммерсантъ» №216(6696) от 23.11.2019.
11.08.2021 конкурсный управляющий должника - ФИО1, обратился в суд с ходатайством о согласовании судом привлечение на договорной основе специализированной организации – Хабаровское отделение Филиала «Сибирский Территориальный округ» ФГУП «ФЭО» договора на прием, транспортирование и хранение радиоактивных отходов, находящихся на балансе АО «Янгеология», со стоимостью оказываемых услуг, согласно расчету – 1 816 731,94 руб. за счет имущества должника.
Конкурсный кредитор АО «Якутскгеология», в отзыве от 10.01.2022, со ссылкой на Федеральные законы РФ от 21.11.1995 «Об использовании атомной энергии», на пункт 48 №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», пункт 1 Закона от 30.03.1999 № 52 –ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, считает ходатайство конкурсного управляющего должника ФИО1 подлежащим удовлетворению, по основаниям, изложенным в отзыве, в том числе, поясняет, что оснований возложения данных расходов на конкурсных кредиторов, проголосовавших на собрании кредиторов должника 26.04.2021, не имеется.
Уполномоченный орган в своем отзыве от 14.10.2021 заявил возражения против удовлетворения ходатайства конкурсного управляющего должника, изложенным в отзыве, в том числе, считает, что привлечение специализированного транспорта для транспортировки источников (фотонного облучения) не требуется, тем более воздушным транспортом, что повлечет значительные расходы, считает расходы не подлежащими за счет имущества должника.
Выслушав представителя уполномоченного органа, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд находит требования конкурсного управляющего подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии со статьёй 32 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судом по правилам, предусмотренным АПК РФ с особенностями, установленными Закон о банкротстве.
Абзац шестой пункта 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве позволяет арбитражному управляющему привлекать на договорной основе иных лиц для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено названным Законом, стандартами и правилами профессиональной деятельности или соглашением арбитражного управляющего с кредиторами.
В силу статьи 20.3 Закона о банкротстве не допускает произвольного, необоснованного привлечения арбитражным управляющим к процедуре банкротства специалистов с возложением на должника обязанности по оплате их услуг.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при привлечении лиц арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества, в том числе привлекать их тогда, когда это действительно является необходимым.
При рассмотрении вопроса об обоснованности привлечения привлеченного лица следует учитывать, что в соответствии с пунктом 5 статьи 20.7 Закона о банкротстве в том числе, направлено ли такое привлечение на достижение целей процедур банкротства и выполнение возложенных на арбитражного управляющего обязанностей, предусмотренных названным Законом, насколько велик объем работы, подлежащей выполнению арбитражным управляющим, возможно ли выполнение арбитражным управляющим самостоятельно тех функций, для которых привлекается лицо, необходимы ли для выполнения таких функций специальные познания, имеющиеся у привлеченного лица, или достаточно познаний, имеющихся у управляющего, обладает ли привлеченное лицо необходимой квалификацией (пункт 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве").
При необходимости привлечения лиц, оплата услуг которых приведет к превышению общей суммы расходов на оплату привлеченных лиц, арбитражный управляющий вправе обратиться с соответствующим ходатайством в суд на основании пункта 6 статьи 20.7 данного Закона.
Таким образом, вопрос об оплате за счет имущества должника услуг привлеченных конкурсным управляющим специалистов, стоимость которых превышает общую сумму расходов на оплату услуг привлеченных лиц, входит в полномочия именно арбитражного суда, который выносит соответствующее определение только в случае доказанности арбитражным управляющим обоснованности привлечения специалистов и обоснованность размера оплаты их услуг (абзац второй пункта 6 статьи 20.7 Закона о банкротстве).
Исходя из объема работ, проводимых в ходе процедуры банкротства, следует признать тот факт, что имеется фактическая потребность в услугах специализированной организации – Хабаровское отделение Филиала «Сибирский Территориальный округ» ФГУП «ФЭО», а также невозможность выполнения им своих полномочий без их привлечения.
Как следует из материалов дела, за АО «Янгеология» числятся три закрытых радионуклидных источника, а именно: 2 ед. Кобальт-57 GCo7.044 с номерами паспортов 160/1 и 160/2, 1 ед. Кадмий-109 XCd9.22 с номером паспорта 200/2, подлежащее передаче в специализированную организацию.
Предписанием Хабаровского отдела по надзору за радиационной безопасностью №32/16-2019-Пр от 23.05.2019 «Об организации передачи РВ и РАО в специализированную организацию для захоронения, и организации проверки средств специального контроля».
26.04.2021 собранием кредиторов большинством голосов (55,34%) принято решение о заключении со специализированной организацией - Хабаровским отделением Филиала «Сибирский территориальный округ» ФГУП «ФЭО» договора на прием, транспортирование и хранение радиоактивных отходов, находящихся на балансе АО «Янгеология», со стоимостью оказываемых услуг, согласно расчету - 1 816 731,94 руб.
Представитель ФНС России (с 44,66% голосов) проголосовал «против» принятия такого решения.
11.08.2021 конкурсный управляющий обратился в суд с рассматриваемым ходатайством, с дальнейшими пояснениями причин привлечения специализированной организации для заключения договора на прием, транспортирование и хранение радиоактивных отходов, находящихся на балансе АО «Янгеология».
От Управления ФНС по Республике Саха (Якутия) на ходатайство конкурсного управляющего поступили возражения.
Уполномоченный орган в своих возражениях считает возможным захоронение отработанных источников по месту их нахождения, отсутствии причин привлечения специализированного транспорта для транспортировки данных источников (фотонного излучения), ввиду того, что в соответствии паспортами радионуклидных источников №№160/1 и 160/2 транспортирование источника можно осуществить всеми видами транспорта, кроме общественного, без ограничения скорости и расстояния, в том числе воздушным. Также указал, что расходы за данные работы должны нести кредиторы, проголосовавшие за заключение данного договора (АО «Якутскгеология» и АО «Сахатранснефтегаз»).
Обращение с радиоактивными отходами в области использования атомной энергии регулируются Федеральным законом от 11.07.2011 № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ № 190).
Порядок передачи радиоактивных отходов на захоронение, в том числе радиоактивных отходов, образовавшихся при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия, ядерных энергетических установок военного назначения устанавливает Правительство Российской Федерации (п. 5, ст. 5, гл. 1 ФЗ № 190).
Собственники радиоактивных отходов, собственники пунктов хранения радиоактивных отходов обязаны обеспечивать безопасное обращение с радиоактивными отходами, безопасные эксплуатацию, вывод из эксплуатации, закрытие пунктов хранения радиоактивных отходов (п. 5, ст. 9, гл. 1 ФЗ № 190):
Основными принципами функционирования единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами являются (п. 3, ст. 10, гл. 2 ФЗ № 190)
п. 3) ответственность организаций, в результате осуществления деятельности которых образуются радиоактивные отходы, за обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными отходами вплоть до их передачи национальному оператору;
п. 4) финансовое обеспечение деятельности по обращению с радиоактивными отходами, в том числе их захоронению, за счет средств организаций, в результате осуществления деятельности которых образуются такие радиоактивные отходы.
Радиоактивные отходы, за исключением короткоживущих радиоактивных отходов, удельная активность которых в результате распада радионуклидов за время хранения может быть снижена до уровня, при котором такие отходы перестают быть радиоактивными отходами, подлежат обязательному захоронению в пунктах захоронения радиоактивных отходов (п. 1, ст. 12, гл. 2 ФЗ № 190).
Организации, в результате осуществления деятельности которых, образуются радиоактивные отходы, обязаны перевезти собственными силами или с привлечением специализированных организаций радиоактивные отходы к пункту хранения радиоактивных отходов, указанному национальным оператором, и передать радиоактивные отходы с их паспортами национальному оператору по акту приема-передачи (п. 4, ст. 21, гл. 3 ФЗ № 190).
Лица, виновные в нарушении установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований в области обращения с радиоактивными отходами, несут гражданско-правовую, уголовную, административную, дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 12, гл. 6 ФЗ № 190).
Требования к сбору, перевозке, хранению и захоронению отработавших закрытых источников ионизирующего излучения определяются федеральными нормами и правилами, регулирующими обращение с радиоактивными отходами, а также устанавливающими требования к обеспечению безопасности при обращении с радиоактивными отходами (п. 5 ст. 8 ФЗ № 190):
1) Приказ Ростехнадзора от 25 июня 2015 г. № 243 «Сбор, переработка, хранение и кондиционирование твердых радиоактивных отходов.
2) Приказ Ростехнадзора от 05 августа 2014 г. № 347 «Безопасность при обращении с радиоактивными отходами. Общие положения» НП-058-14:
3) Приказ Ростехнадзора от 15 сентября 2016 г. № 388 «Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов» НП-053-16.
Материалами дела установлено, что требования НП-053-16 распространяются на транспортировку источников АО «Янгеология» до пункта хранения РАО специализированной организации, имеющую лицензию на транспортирование РВ, оборудованный и допущенный к перевозкам опасных грузов транспорт, сертифицированный контейнер, обученный и имеющий разрешения на осуществление деятельности в области использования атомной энергии персонал.
Согласно статьям 4 и 26 федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» транспортирование радиоактивных материалов (РВ) можно проводить всеми видами транспорта при наличии в организации, которая предоставляет услугу по их транспортированию разрешения (лицензии) на данный вид деятельности в области использования атомной энергии.
Кроме того, пунктом 3 статьи 14 ФЗ № 190 стоимость услуг специализированных организаций по хранению радиоактивных отходов, приведенных в соответствие с критериями приемлемости, определяется исходя из тарифов, установленных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на установление тарифов на захоронение радиоактивных отходов.
Уполномоченным органом, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представил доказательств возможности захоронения отработанных источников по месту их нахождения, отсутствии причин привлечения специализированного транспорта для транспортировки данных источников (закрытых фотонного излучения), либо того, что цена услуг явно несоразмерна, а также наличии оснований для несения расходов на кредиторов, проголосовавших на собрании кредиторов 26.04.2021, за заключение договора.
Поскольку АО «Янгеология» не имеет лицензии на транспортирование РВ, отсутствует обученный и имеющий разрешения на осуществление деятельности в области использования атомной энергии персонал, суд отклоняет довод уполномоченного органа о нецелесообразности привлечения специализированной организации, приходит к выводу, чтобез привлечения специализированной организации невозможна транспортировка и сдача на хранение радиоактивных отходов АО «Янегелогия».
В соответствии с пунктом 1 статьи 20.7 Закона о банкротстве, расходы на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, осуществляются за счет средств должника, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом.
Довод уполномоченного органа о возложении обязанности оплаты услуг в размере 1 816 731,94 руб., специализированной организации – Хабаровское отделение Филиала «Сибирский Территориальный округ» ФГУП «ФЭО», противоречит нормам Закона о банкротстве и удовлетворению не подлежит.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении ходатайства конкурсного управляющего должника о привлечении на договорной основе специализированной организации – Хабаровское отделение Филиала «Сибирский Территориальный округ» ФГУП «ФЭО» на прием, транспортирование и хранение радиоактивных отходов, находящихся на балансе АО «Янгеология», с установлением оплаты оказываемых услуг в размере 1 816 731,94 руб., за счет имущества должника.
Настоящее определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
По ходатайству указанных лиц копии определения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 20.7, 60, 129 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ, статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
удовлетворить ходатайство конкурсного управляющего должника о привлечении на договорной основе специализированной организации – Хабаровское отделение Филиала «Сибирский Территориальный округ» ФГУП «ФЭО» на прием, транспортирование и хранение радиоактивных отходов, находящихся на балансе АО «Янгеология», с установлением оплаты оказываемых услуг в размере 1 816 731,94 руб.
Определение может быть обжаловано в течение десяти дней после его вынесения путём подачи апелляционной жалобы в Четвертый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Судья Исакова Н. Н.
.
.