Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
ул. Курашова, д. 28, бокс 8, г. Якутск, Республика Саха (Якутия), 677000, www.yakutsk.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о включении требований в реестр требований кредиторов
город Якутск
09 июля 2021 года
Дело № А58-1036/2021
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Стопичевой Н.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Дьячковой Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Федеральной налоговой службы о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью
«Нера-Антагачан» (ИНН <***>, ОГРН <***>),
при участии в судебном заседании представителей уполномоченного органа: ФИО1 по доверенности от 01.02.2021, ФИО2 по доверенности от 01.02.2021,
установил:
акционерное общество «Новосибирский аффинажный завод» (далее-заявитель,
АО «Новосибирский аффинажный завод») обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью «Нера-Антагачан» (далее – должник, ООО «Нера-Антагачан») несостоятельным (банкротом).
28.04.2021 в арбитражный суд поступило заявление Федеральной налоговой службы (далее – уполномоченный орган) о вступлении в дело о несостоятельности (банкротстве) должника.
Определением арбитражного суда от 12.05.2021 (резолютивная часть оглашена 12.05.2021) требование АО «Новосибирский аффинажный завод» о признании ООО «Нера-Антагачан» несостоятельным (банкротом) признано обоснованным; в отношении ООО «Нера-Антагачан» введена процедура наблюдения; временным управляющим утвержден ФИО3 (далее – временный управляющий).
Определением арбитражного суда от 07.06.2021 заявление уполномоченного органа принято к рассмотрению.
Временный управляющий в отзыве на требование заявил ходатайство об отложении судебного заседания; по требованию уполномоченного органа заявил возражения, указав на то, что им не представлены доказательства направления требований в адрес должника, постановлений в адрес службы судебных приставов; на то, что постановления взыскании налогов, пени, штрафов не содержат подпись составившего их лица и печать уполномоченного органа.
Руководствуясь статьями 158, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд не нашел оснований для удовлетворения ходатайства заявителя об отложении судебного разбирательства ввиду следующего.
В силу части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Обязательное отложение судебного заседания предусмотрено только в двух случаях: когда это прямо предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, если в отношении этого лица у суда отсутствуют сведения об извещении его о времени и месте судебного разбирательства.
Таким образом, отложение рассмотрения дела в отсутствие представителя одной из сторон при заявленном ходатайстве об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью обеспечить явку представителя, а также с целью подготовки письменных объяснений арбитражному суду, доводов, доказательств является не обязанностью, а правом суда, предоставленным законодательством для обеспечения возможности полного и всестороннего рассмотрения дела. Суд вправе отклонить ходатайство, если сочтет возможным рассмотреть дело по существу по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Рассмотрев заявленное ходатайство об отложении судебного заседания, суд отказывает в его удовлетворении, поскольку это приведет затягиванию рассмотрения спора; суд полагает возможным рассмотреть обособленный спор по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Должник, временный управляющий, иные кредиторы представителей в судебное заседание не направили; о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Заявление рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, участвующих в деле.
Выслушав представителя уполномоченного органа, исследовав в судебном заседании материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротстве).
В силу статьи 71 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) установлено, что для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения.
Объявление о введении в отношении должника процедуры наблюдения опубликовано в газете «Коммерсантъ» № 86(7048) от 22.05.2021.
Уполномоченный орган обратился в суд 28.04.2021, то есть в установленный законом срок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 71 Закона о банкротстве возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд в течение пятнадцати календарных дней со дня истечения срока для предъявления требований кредиторов.
На дату рассмотрения требования кредитора срок на предъявление возражений истек.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве», в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны.
При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
При рассмотрении обоснованности требования кредитора подлежат проверке доказательства возникновения задолженности в соответствии с материально-правовыми нормами, которые регулируют обязательства, неисполненные должником.
Для включения в реестр требований кредиторов должника уполномоченным органом предъявлена задолженность в общем размере 181 337 404 рублей 11 копеек, из которой:
5 307 рублей недоимка по налогу на прибыль за 2019 год;
14 433 548 рублей недоимка по налогу на доходы физических лиц за 2018, 2019 годы и полугодие 2020 года;
25 570 211 рублей 94 копеек недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018, 2019 годы и полугодие 2020 года,
267 745 рублей 45 копеек недоимка по взносам организаций, использующих труд членов летных экипажей за 2019 год,
670 188 рублей 32 копеек недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год и полугодие 2020 года;
93 689 рублей 12 копеек недоимка по страховым взносам на выплату страховой пенсии по дополнительному тарифу за 2019 год;
52 843 750 рублей 04 копеек недоимка по налогу на добавленную стоимость за 2018 и 2019 годы;
33 718 847 рублей недоимка по налогу на добычу прочих полезных ископаемых за период с июня по октябрь 2019 года,
4 883 рублей недоимка по регулярным платежам за пользование недрами,
49 713 286 рублей 64 копеек пени за ненадлежащее исполнение обязательств по уплате налогов и взносов,
4 015 947 рублей 60 копеек штрафы.
В подтверждение обоснованности предъявленной задолженности в материалы дела представлены: декларации по налогу на добавленную стоимость, декларации по налогу на добычу полезных ископаемых, декларации по налогу на прибыль, расчеты по налогу на доходы физических лиц, расчеты по страховым взносам, расчеты регулярных платежей за пользование недрами, требования об уплате налогов, сборов, пеней и штрафов №1675 от 12.04.2021, №7987 от 07.12.2020, №7972 от 07.12.2020, №7971 от 07.12.2020, №7970 от 07.12.2020, №7269 от 20.11.2020, №7250 от 13.11.2020, №7251 от 13.11.2020, №6819 от 11.09.2020, №6689 от 26.08.2020, №6474 от 31.07.2020, №6005 от 07.07.2020, №3170 от 16.03.2020, №3122 от 07.03.2020, №3056 от 04.03.2020, №3069 от 04.03.2020, №2918 от 13.02.2020, №1009 от 30.01.2020, №988 от 24.01.2020, № 931 от 20.01.2020, №930 от 20.01.2020, №25572 от 11.12.2019, №25556 от 06.12.2019, №25358 от 28.11.2019, №24708 от 07.11.2019, №24427 от 25.10.2019, №24338 от 21.10.2019, №24346 от 21.10.2019, №23426 от 05.09.2019, №23464 от 05.09.2019, №23393 от 02.09.2019, №23338 от 14.08.2019, №23085 от 31.07.2019, №22960 от 25.07.2019, №22952 от 23.07.2019, №22922 от 27.07.2019, № 6931 от 02.07.2019, №6858 от 24.06.2019, №1763 от 29.05.2019, № 5179 от 27.05.2019, №5153 от 08.05.2019, №5117 от 29.04.2019, №5110 от 22.04.2019, №5048 от 02.04.2019, №5000 от 25.02.2019, №4993 от 21.02.2019, №1653 от 08.02.2019, №1704 от 08.02.2019, №1637 от 08.02.2019, №4801 от 04.02.2019, №1577 от 18.01.2019, №1564 от 18.01.2019, №1603 от 18.01.2019, №4415 от 17.01.2019, №4372 от 25.02.2018, №4369 от 24.12.2018, №1448 от 05.12.2018, №4154 от 27.11.2018, №1355 от 07.11.2018, №4081 от 06.11.2018, №3710 от 29.10.2018; решения о взыскании задолженности за счет денежных средств и имущества должника №6 от 22.01.2021, №1105 от 28.12.2020, №1089 от 21.12.2020, №980 от 19.10.2020, №907 от 25.09.2020, №886 от 18.09.2020, №736 от 09.07.2020, №710 от 18.03.2020, №709 от 18.03.2020, №661 от 11.03.2020, №545 от 26.02.2020, №514 от 20.02.2020, №105 от 03.02.2020, №90 от 21.01.2020, №36 от 08.01.2020, №2765 от 24.12.2019, №2317 от 02.12.2019, № 2206 от 25.11.2019, №2192 от 30.11.2019, №2039 от 14.10.2019, №1996 от 11.10.2019, № 1969 от 07.10.2019, №1966 от 07.10.2019, №1863 от 17.09.2019, №1855 от 16.09.2019, №1777 от 02.09.2019, №1770 от 30.08.2019, № 1758 от 26.08.2019, №1733 от 07.08.2019, №1603 от 18.06.2019, №1585 от 18.06.2019, №3979 от 23.05.2019, №3963 от 16.05.2019, №3958 от 13.05.2019, №3934 от 22.04.2019, №3906 от 13.03.2019, №3902 от 12.03.2019, № 3841 от 26.02.2019, №3842 от 26.02.2019, №3840 от 26.02.2019, №3774 от 20.02.2019, №3686 от 05.02.2019, №3685 от 05.02.2019, №3684 от 05.02.2019, №3687 от 05.02.2019, №3551 от 10.01.2019, №3553 от 10.01.2019, №3532 от 20.12.2018, №3460 от 12.12.2018, №3355 от 23.11.2018, №3326 от 22.11.2018,№3173 от 13.11.2018, №14260001722 от 07.12.2018, №14260001742 от 14.12.2018, №14260001762 от 26.12.2018, №14260000015 от 24.01.2019, 14260000045 от 12.02.2019, №14260000062 от 20.02.2019, №14260000087 от 18.03.2019, №14260000112 от 24.04.2019, №14260000140 от 31.05.2019, №827 от 27.06.2019, №1012 от 20.08.2019, №1025 от 04.09.2019, №1031 от 10.09.2019, №1071 от 01.10.2019, №1124 от 16.10.2019, №1132 от 22.10.2019, №1215 от 07.12.2019, №1217 от12.12.2019, №1229 от 17.12.2019, №88 от 14.01.2020, №227 от 17.01.2020, №247 от 30.01.2020, №330 от 21.02.2020, №644 от 28.02.2020, №662 от 04.03.2020, №744 от 20.03.2020, №795 от 25.03.2020, №809 от 30.07.2020, №899 от 29.09.2020, №909 от 06.10.2020, №930 от 27.10.2020, №9 от 12.01.2021, №44 от 02.02.2021; постановления о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов №14260001738 от 07.12.2018, №14260001754 от 14.12.2018, №14260001775 от 26.12.2018, №142600000014 от 24.01.2019, № 14260000044 от 12.02.2019, №14260000060 от 20.02.2019, №14260000083 от 18.03.2019, № 14260000109 от 24.04.2019, №14260000131 от 31.05.2019, №755 от 27.06.2019, №921 от 20.08.2019, №934 от 04.09.2019, № 940 от 10.09.2019, №980 от 01.10.2019, №1029 от 16.10.2019, №1036 от 22.10.2019, №1119 от 09.12.2019, №1121 от 13.12.2019, №1133 от 17.12.2019, №48 от 15.01.2020, № 208 от 17.01.2020, №217 от 31.01.2020, №409 от 21.02.2020, №608 от 02.03.2020, №618 от 04.03.2020, №712 от 20.03.2020, №759 от 25.03.2020, №768 от 31.07.2020, №860 от 01.10.2020, №870 от 06.10.2020, №888 от 27.10.2020, № 14 от 12.01.2021, №43 от 02.02.2021, постановления о возбуждении исполнительных производств от 17.12.2018, 28.02.2019, от 21.03.2019, от 24.04.2019, от 07.06.2019, от 13.09.2019, от 09.10.2019, от 27.11.2019, 18.12.2019, от 25.12.2019, от 11.03.2020, от 05.10.2020, от 09.10.2020, от 19.08.2020, от 15.01.2021, решения о привлечении к ответственности от 10.01.2020 №2, от 10.01.2020 №3, от 23.01.2020 №24, от 23.01.2020 №25, от 23.01.2020 №27, от 23.01.2020 №29, от 06.05.2019 №66, от 05.08.2020, от 23.08.2019 №101, от 23.12.2020 №110, от 30.09.2019 №464, от 09.07.2020 №493, от 29.11.2019 №595/1, от 29.11.2019 №595/1, от 12.05.2020 №381, от 25.05.2020 №404, от 12.09.2019 №448, от 09.07.2020 №493, от 27.08.2020 №623, от 17.09.2020 №649, от 17.09.2020 №650, от 13.10.2020 №765, от 13.10.2020 №766, от 13.10.2020 №767, от 13.10.2020 №768, от 05.03.2021 №68, от 26.04.2019 №65, сведения о возбуждённых исполнительных производствах, реестры документов направленных налогоплательщику.
В качестве основания взимания предложенных к уплате рассматриваемых недоимок по налогам, страховым взносам и пени по соответствующим требованиям значатся ссылки на статьи закона, регламентирующие порядок исчисления и сроков уплаты налогов (взносов), процедуру начисления пени, установлены сроки для добровольного исполнения требований, доведенных до должника. Имеются соответствующие расчеты пени по данным требованиям, содержащие необходимую для восприятия обоснованности их начисления информацию. Суммы пенеобразующих недоимок по налогам, а также по страховым взносам за соответствующие периоды подкреплены ранее приведенными расчетами, налоговыми декларациями по ним.
В части рассматриваемых штрафов, предложенных должнику к уплате в требованиях значатся ссылки на соответствующие решения по результатам проверок и выявленных фактов допущенных обществом нарушений налогового закона, доказательств отмены или изменения которых вышестоящим налоговым органом либо судом материалы по настоящему обособленному спору не содержат, суду не представлены.
В отношении предъявленных к включению в реестр требований кредиторов сумм задолженности на основании соответствующих требований ввиду их неисполнения к установленным срокам, уполномоченным органом были приняты меры, предусмотренные статьями 46 - 47, 115 Налогового кодекса Российской Федерации, путем вынесения соответствующих решений о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах должника и в последующем о её взыскании за счет его имущества, которые зафиксированы в реестре принятых досудебных мер взыскания.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016 (далее - Обзор), требование уполномоченного органа, основанное на сведениях о подлежащем уплате налоге, отраженных в налоговой декларации должника, может быть признано обоснованным, поскольку не нуждается в дополнительном подтверждении материалами налоговой проверки.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Согласно позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 52 Постановления от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление №57), в основе требования об уплате налога лежит либо решение, принятое по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, либо представленная налогоплательщиком налоговая декларация, либо налоговое уведомление.
Взыскание налога с учетом пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации производится с организации или индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
На основании пунктов 6 и 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
По правилам статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации при неуплате или неполной уплате налога в установленный срок налоговый орган принимает решение об обращении взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) в банках, а при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) или при отсутствии информации о его счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, налоговый орган вправе обратиться в суд на основании пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) причитающейся к уплате суммы налога, если пропущен двухмесячный срок вынесения предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента), поскольку решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
Такое заявление может быть подано в арбитражный суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Срок принятия решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) установлен пунктом 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации: один год после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента), принятое после истечения годичного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании причитающейся к уплате суммы налога. Такое заявление может быть подано в арбитражный суд в течение двух лет после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
При этом пунктом 11 Обзора разъяснено, что требование уполномоченного органа об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом необоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена.
Утрата возможности принудительного исполнения требований по обязательным платежам исключает возможность их удовлетворения в процедуре банкротства, что в соответствии с положениями статей 71, 100 Закона о банкротстве влечет признание данных требований необоснованными.
При этом само по себе нарушение порядка и сроков совершения отдельных процедур в рамках внесудебного взыскания обязательных платежей не влечет за собой утрату возможности их взыскания в судебном порядке (статьи 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации).
Аналогичным образом возможность принудительного взыскания обязательных страховых взносов с должников - организаций и индивидуальных предпринимателей - утрачивается по истечении совокупности сроков, установленных статьями 19, 20 и 22 Закона о страховых взносах.
Следует также учитывать, что в силу пункта 2 статьи 63, пункта 1 статьи 81, пункта 1 статьи 94, пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве со дня вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения (финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства) возникшая до возбуждения дела о банкротстве задолженность по обязательным платежам не может быть взыскана в принудительном порядке, в том числе в установленном НК РФ и Законом о страховых взносах.
Поэтому вопрос об утрате возможности принудительного исполнения требований по соответствующим обязательным платежам в связи с истечением срока для взыскания задолженности выясняется судом по состоянию на день введения в отношении должника первой процедуры банкротства.
С 01.01.2017 Федеральный закон № 212-ФЗ в связи с принятием Федерального закона № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», признан утратившим силу.
Вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, начиная с 01.01.2017.
По причине неуплаты должником задолженности по рассматриваемым недоимкам по налогам, страховым взносам, пени и штрафам, уполномоченным органом после истечения сроков, указанных в соответствующих требованиях, на основании статей 46, 47, 115 Налогового кодекса Российской Федерации в установленные законом сроки была инициирована бесспорная процедура её взыскания путем вынесения решений о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка), направленных должнику, а также соответствующих им решений и постановлений о взыскании долгов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка), перечень которых приведен в ранее указанном реестре принятых досудебных мер взыскания в отношении должника.
Несоответствия требованиям закона расчетов предъявленных недоимок по налогам, страховым взносам и пени судом не установлено, и в своей правильности они сомнений не вызывают.
В статье 2 Закона о банкротстве установлено, что обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
Исходя из положений пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено названным Федеральным законом. На основании пункта 2 статьи 5 Закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога. Требования, касающиеся пеней, начисляемых ввиду несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, не являются текущими платежами.
По смыслу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве эти требования учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
Данные требования, в силу пункта 3 статьи 12 Закона о банкротстве, не учитываются для целей определения числа голосов на собрании кредиторов, и именно на них распространяются правила о прекращении начисления финансовых санкций с момента введения соответствующей процедуры банкротства (абзац десятый пункта 1 статьи 63, абзац десятый пункта 1 статьи 81, абзац третий пункта 2 статьи 95, абзац третий пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве).
Требование уполномоченного органа в отношении налога на доходы физических лиц (основной долг), удержанного при выплате доходов до возбуждения дела о банкротстве, но не перечисленного в бюджет, включается в ту очередь расчетов с кредиторами, к которой относится доход гражданина, подвергнутый налогообложению.
Положениями статьи 24, пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность российских организаций и индивидуальных предпринимателей, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц, причитающуюся к уплате с этих доходов.
Данная обязанность, согласно пункту 2 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации, распространяется на случаи выплаты всех доходов физического лица, источником которых являются указанные лица (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм и уплата налога производятся в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации).
Будучи в силу названных положений Налогового кодекса Российской Федерации налоговым агентом, должник хотя и исполняет свою обязанность по перечислению налога в бюджет, эта обязанность является производной от получения дохода гражданином-налогоплательщиком.
При этом обязанность налогового агента исполняется одновременно с выплатой дохода гражданину, и, следовательно, она не может относиться к иной очередности удовлетворения.
Поскольку доходы в виде оплаты труда, выходных пособий, вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, согласно абзацу третьему пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве, относятся ко второй очереди расчетов с кредиторами, задолженность по перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц, удержанного должником в качестве налогового агента при выплате этих доходов, также относится к реестровым требованиям второй очереди. Если же налог был удержан при выплате текущей заработной платы, выходных пособий, суммы налога на доходы физических лиц перечисляются должником как налоговым агентом одновременно с выплатой такой заработной платы в режиме второй очереди текущих платежей (абзац третий пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве).
Начисленные должнику пени и штрафы учитываются отдельно в составе платежей третьей очереди. Допуская просрочку в исполнении обязанности налогового агента, должник совершает собственное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена Налогового кодекса Российской Федерации. Поэтому требование уполномоченного органа о включении в реестр соответствующих финансовых санкций (штрафов, наложенных по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации, и пеней, начисленных в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации) отражается в реестре требований кредиторов исходя из общих правил об очередности удовлетворения обязательных платежей: эти финансовые санкции подлежат удовлетворению в составе третьей очереди после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов (пункт 3 статьи 137 Закона о банкротстве).
Согласно пункту 10 статьи 16, а также пунктам 3 - 5 статьи 71, пунктам 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве арбитражный суд проверяет обоснованность и размер требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу судебным актом, независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны. Поэтому, в случае предъявления уполномоченным органом требований в отношении обязательных платежей, суд проверяет, представлены ли в подтверждение этих требований достаточные доказательства наличия и размера задолженности по обязательным платежам.
Кроме того, в силу пункта 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации указанная в декларации сумма налога определяется самим налогоплательщиком и представляет собой его заявление о налоге, подлежащем уплате в бюджет. Поэтому в отсутствие доказательств исполнения обязанности по уплате этой суммы налоговая декларация является достаточным подтверждением наличия задолженности. Требование об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежит удовлетворению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» как обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (статья 3 названного Закона).
Принимая во внимание особую правовую природу и предназначение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, специальные правила исчисления накопительной пенсии (Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»), недопустимость существенных диспропорций между платежами, которые вносятся работодателями на этот вид обязательного социального страхования, и предоставляемым гражданам страховым обеспечением, судам следует исходить из того, что при осуществлении процедур банкротства не являющиеся текущими требования в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.
В связи с этим требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не являющиеся текущими, в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве относятся ко второй очереди удовлетворения; они не предоставляют право голоса на собрании кредиторов в соответствии с пунктом 3 статьи 12 этого Закона.
В данном случае все предъявленные обществу суммы задолженности не являются текущими платежами, а относятся к платежам, подлежащим включению в реестр требований кредиторов должника постольку, поскольку недоимка по предъявленным налогам и страховым взносам сформирована по итогам налоговых (расчетных) периодов, окончившихся к моменту принятия заявления о признании должника банкротом и о возбуждении дела о его несостоятельности, пени по налогам и страховым взносам следуют судьбе основных долгов, возникших за периоды до принятия заявления о признании должника банкротом, и их начисление ограничено моментом введения процедуры конкурсного производства, а штрафы предъявлены за соответствующие правонарушения, совершенные обществом до возбуждения дела о банкротстве.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, и оценив их в совокупности в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного уполномоченным органом требования в предъявленном размере, учитывая, что им предприняты предусмотренные законодательством меры, связанные с досудебным порядком взыскания рассматриваемой задолженности, соблюдены давностные сроки её предъявления, в связи с чем, заявление подлежит удовлетворению.
Задолженность общества по рассматриваемым недоимкам, пеням и штрафам не погашена, подтверждена представленными в материалы дела доказательствами, а потому подлежит включению в реестр требований кредиторов должника в заявленном размере.
Доводы временного управляющего о том, что материалы дела не содержат доказательства направления требований об уплате налогов, сборов, пеней и штрафов в адрес должника и постановлений в адрес службы судебных приставов ошибочны, поскольку уполномоченным органом представлены реестры направления корреспонденции налогоплательщику (л.д. 24-61, т.1), а также сведения со службы судебных приставов о возбуждении исполнительных производств по представленным уполномоченным органом постановлениям о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов. Постановления в службу судебных приставов исполнителей в соответствии с пунктом 1.6 соглашения ФНС ФССП от 04.04.2014 №0001/7 направлены в электронном виде по защищенным каналам связи.
Руководствуясь статьями 71, 134 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
заявление Федеральной налоговой службы удовлетворить.
Признать установленными и включить требование Федеральной налоговой службы в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью
«Нера-Антагачан» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в размере 181 337 404 рублей 11 копеек, в том числе:
во вторую очередь 40 097 449 рублей 06 копеек;
в третью очередь 141 239 955 рублей 05 копеек, в том числе 87 510 720 рублей 81 копеек основной долг, 49 713 286 рублей 64 копеек пени, 4 015 947 рублей 60 копеек штраф.
Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение десятидневного срока с момента его вынесения путем подачи апелляционной жалобы в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Судья Н.А. Стопичева