Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
677000, г. Якутск, ул. Курашова, 28, Арбитражный суд РС(Я)
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о включении требований в реестр требований кредиторов
город Якутск | Дело №А58-1395/10 |
16 декабря 2010 года |
Резолютивная часть определения оглашена 14.12.10, определение в полном объеме изготовлено 16.12.10.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Бадлуевой Е.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Федеральной налоговой службы России в лице Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 6 от 30.08.2010 № 03-18/23413 об установлении требований кредитора и включении в реестр требований кредиторов открытого акционерного общества «Ленское объединенное речное пароходство» (ОГРН <***>, ИНН <***>) требования по обязательным платежам в размере
1.368.306.244 руб. 70 коп., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Стручковой
Т.И.,
с участием в судебном заседании: от МИ ФНС по КН № 6: ФИО1 (доверенность от 19.10.2009 ), ФИО2 (доверенность от 30.09.2010 №03- 02/34); от УФНС по РС(Я) – ФИО3 (доверенность от 17.03.10); от МРИ ФНС № 5 по РС(Я) – ФИО4 (доверенность от 17.03.10); от МРИ ФНС №8 по РС(Я) – ФИО5 (доверенность от 17.03.10); от ИФНС по Ленскому району РС(Я) – ФИО6 (доверенность от 29.11.10 №01-142/5743), от ГУ – УПФ РФ по РС(Я) –ФИО7 (доверенность от ); от ГУ – РО ФСС по РС(Я) –ФИО8 (доверенность от 4.07.2010 №48/5 ); от ТУФА по УГИ по РС(Я) – ФИО9 (доверенность от 17.11.10 №317); от должника: ФИО10 (доверенность от
13.04.10 №20-14-56), ФИО11 (доверенность от 01.06.10 №20-14-107); конкурсного управляющего должника ФИО12,
установил:
определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 08.07.10 в отношении открытого акционерного общества «Ленское объединенное речное пароходство» (далее – должник) введено наблюдение, временным управляющим утвержден ФИО12.
24.09.10 в арбитражный суд поступило заявление Федеральной налоговой службы России в лице Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по
крупнейшим налогоплательщикам № 6 (далее – уполномоченный орган) об установлении размера требования кредитора и включении в реестр требований кредиторов должника требования по обязательным платежам в размере 1.457.611.198 руб. 52 коп., которое согласно почтовым квитанциям направлено 30.08.2010.
Заявлением от 17.11.10 №03-18/28691, поступившим в суд 22.11.10, уполномоченный орган уточнил размер заявленных требований и просит включить в реестр требований кредиторов всего 1 368 306 244,70 руб., в том числе недоимка - 819 561
950,40 руб., пени - 487 488 546,39 руб., штрафы - 61 233 697,47 руб., проценты - 22 050,44 руб.
Заявлением от 10.12.10 №03-18/30166, поступившим в суд 14.12.10, уполномоченный орган вновь уточнил размер заявленных требований и просит включить в реестр требований кредиторов должника всего 1 316 834 487,55 руб., из них: во вторую очередь – задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 160 946 465,62 руб., в третью очередь – 1 155 888 021,93 руб., в том числе 623 162 345,78 руб. основного долга, 476 526 743,24 руб. пени, 56 176 882,47 руб. штрафов, 22 050,44 руб. процентов по реструктуризации.
Временный управляющий согласен с требованием уполномоченного органа в части: по второй очереди на сумму 125 640 716, 36 руб., в части первой раздела третьего на сумму 573 440 063, 91 руб., в части третьей раздела третьего на сумму 192 935 95, 81 руб.; в части включения в часть третью раздела третьего реестра требований кредиторов на сумму 479 289 538, 62 руб. просит отказать.
В силу части 1 и 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает уменьшение уполномоченным органом размера заявленных требований, поскольку не усматривает в этом противоречия закону или нарушения прав других лиц.
Должник заявлением, поступившим в суд 01.12.2010, заявил о признании требований кредитора с учетом уточнения от 17.11.2010 №03-18/28691; в судебном заседании 14.12.10 признал требование уполномоченного органа.
В силу части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В соответствии со статьей 71 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», далее Закон о банкротстве, суд проверяет обоснованность заявленных требований кредиторов и наличие оснований для включения их в реестр требований кредиторов должника. По результатам такого рассмотрения выносит определение о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредиторов должника.
В силу пункта 5 статьи 71 Закона о банкротстве требования кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов.
По смыслу названной нормы, в круг доказывания по заявлениям об установлении размера требований кредиторов в обязательном порядке входят обстоятельства возникновения долга, даже при отсутствии на этот счет возражений со стороны лиц, участвующих в деле о банкротстве.
Суд, проверив обоснованность требования уполномоченного органа, уставил следующие обстоятельства.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 01.03.10 принято к производству заявление Общества с ограниченной ответственностью «ДВ-Ресурс» открытому акционерному обществу «Ленское объединенное речное пароходство» о признании несостоятельным (банкротом), в отношении должника возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве).
Определением от 29.03.2010 арбитражным судом принято заявление общества с ограниченной ответственностью «Осетровская транспортно-эксплуатационная компания» в качестве заявления о вступлении в дело о банкротстве с условием его рассмотрения в сроки, установленные пунктом 8 статьи 42 Закона о банкротстве по итогам рассмотрения заявления ООО «ДВ-Ресурс» о признании ОАО «ЛОРП» несостоятельным (банкротом).
Определением от 24.05.2010 арбитражным судом оставлено без движения заявление общества с ограниченной ответственностью «Речной порт «Якутск» о признании ОАО «ЛОРП» несостоятельным (банкротом).
Определением от 02.06.10 заявление Общества с ограниченной ответственностью «ДВ-Ресурс» оставлено без рассмотрения в связи с погашением третьим лицом задолженности ОАО «ЛОРП» в сумме 13.041.622 руб. 11 коп., во введении наблюдения в отношении открытого акционерного общества «Ленское объединенное речное пароходство» отказано.
Определением от 17.06.10 заявление общества с ограниченной ответственностью «Осетровская транспортно-эксплуатационная компания» оставлено без рассмотрения в связи с погашением ОАО «ЛОРП» задолженности за аренду судов в сумме 6.328.614 руб., во введении наблюдения в отношении открытого акционерного общества «Ленское объединенное речное пароходство» отказано.
Определением от 28.06.10 принято к производству суда заявление общества с ограниченной ответственностью «Речной порт «Якутск» о признании ОАО «ЛОРП» несостоятельным (банкротом).
Определением от 08.07.10 заявление общества с ограниченной ответственностью «Речной порт «Якутск» о признании ОАО «ЛОРП» несостоятельным (банкротом) признано обоснованным, в отношении должника введена процедура наблюдения.
Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" устанавливает различный правовой режим удовлетворения требований кредиторов к должнику, находящемуся в процедуре банкротства, в зависимости от времени возникновения денежного обязательства и обязательства по уплате обязательных платежей.
Согласно положениям пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств определяется на дату подачи в суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. К иным случаям согласно абзацу третьему данной статьи относится определение на дату открытия конкурсного производства состава и размера денежных обязательств, возникших до принятия заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия судом решения об открытии конкурсного производства.
В силу статьи 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом.
Так, в силу пунктов 1 и 2 статьи 5 Закона о банкротстве к числу текущих платежей в деле о банкротстве и в процедурах банкротства относятся денежные обязательства, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, то есть после даты вынесения определения об этом.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60, исходя из положений абзаца пятого пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 5 и пункта 3 статьи 63 Закона о банкротстве в редакции Закона N 296-ФЗ от 30.12.2008 текущими являются только денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве.
Согласно пункту 8 статьи 42 Закона о банкротстве в случае, если до назначенного судом заседания по рассмотрению заявления о признании должника банкротом на рассмотрение арбитражного суда поступают заявления о признании должника банкротом от других лиц, все поступившие заявления рассматриваются арбитражным судом в качестве заявлений о вступлении в дело о банкротстве. Данные заявления должны быть рассмотрены в течение пятнадцати дней с даты судебного заседания по проверке обоснованности требований первого заявителя, обратившегося в арбитражный суд.
Согласно пункту 3 статьи 48 Закона о банкротстве в случае, если в заседании арбитражного суда требование лица, обратившегося с заявлением о признании должника
банкротом, признано необоснованным или установлено отсутствие хотя бы одного из условий, предусмотренных статьями 8, 9 или пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, при условии, что имеется иное заявление о признании должника банкротом, выносится определение об отказе во введении наблюдения и оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения.
В соответствии с абзацем 3 пункта 30 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" арбитражным судам следует иметь в виду, что Законом о банкротстве установлен специальный порядок рассмотрения заявлений о признании должника банкротом, поступивших после принятия судом первого заявления о признании должника банкротом. Обоснованность требований таких кредиторов рассматривается арбитражным судом по правилам, установленным пунктом 8 статьи 42 Закона о банкротстве в случае признания необоснованными требований первого заявителя. Если требования первого заявителя признаны обоснованными, суд рассматривает обоснованность требований последующих заявителей в порядке, предусмотренном статьей 71 Закона о банкротстве, однако повторное предъявление требований таких кредиторов не требуется, поскольку указанные кредиторы являются лицами, вступившими в дело о банкротстве.
При наличии нескольких заявлений о признании должника банкротом они рассматриваются арбитражным судом в порядке их поступления в суд (пункт 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60).
Поскольку заявление ООО «Речной порт «Якутск», требования которого к должнику признаны обоснованными, введена в отношении должника процедура наблюдения, поступило в арбитражный суд после принятия судом к производству заявления ООО «ДВ-Ресурс», то заявление ООО «Речной порт «Якутск» является заявлением о вступлении в дело о банкротстве в соответствии с пунктом 8 статьи 42 Закона о банкротстве.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что при определении даты принятия заявления о признании должника банкротом, следует исходить с даты вынесения определения о принятии судом заявления о признании должника банкротом и возбуждении производства по делу – 01.03.10, а не определения от 28.06.10 о принятии заявления ООО «Речной порт «Якутск» о признании должника банкротом, которое по сути принято в качестве заявления о вступлении в дело о банкротстве.
Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 8, 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" при применении положений пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве и решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов судам необходимо учитывать следующее.
В силу п. 1 ст. 38, п. 1 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации, далее НК РФ, обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.
Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или
иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.
Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен.
Таким образом, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.
При решении вопроса об установлении размера и квалификации требований уполномоченного органа по налогам, налоговый период по которым состоит из несколько отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (например, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, земельный налог, транспортный налог в отношении юридических лиц), судам надлежит исходить из следующего.
Если окончание отчетного периода и срока уплаты соответствующего авансового платежа наступило до принятия заявления о признании должника банкротом, то этот авансовый платеж не является текущим. При этом окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства (что влечет квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода, как текущего) не является основанием для признания указанного авансового платежа также в качестве текущего.
Уполномоченный орган просит включить в реестр требований кредиторов задолженность по обязательным платежам за 1 квартал 2010 года в общей сумме 21 449 983,33 руб., из них: 20 344 559 руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (задолженность за 1 квартал 2010 года); 1 105 424,33 руб. задолженности по налогам и пени (по ИД (МРИ ФНС №5 по РС(Я)) – 165 515 руб. (налог), ПТУС – 36 824 руб. (налог), ПССРЗ – 807 555,29 руб. (807 348 руб. налогов, 207,29 руб. пени), БРП – 94 407,04 руб., (75 734 руб. налогов, 18 673,04 руб. пени), Тикси – 1 123 руб. налогов), обязанность по уплате которых возникла у должника 01.04.10, то есть после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом (определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 01.03.10).
Довод уполномоченного органа, что в данном случае датой, с которой все возникшие последующие обязательства будут считаться текущими, должна считаться дата принятия заявления о признании должника банкротом, послужившего основанием для введения соответствующей процедуры банкротства, подлежит отклонению, поскольку действующее законодательство о банкротстве не ставит в зависимость момент определения требования кредитора в качестве текущего от результата рассмотрения принятого судом к производству заявления о признании должника банкротом.
Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов и подлежат предъявлению в суд в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, вне рамок дела о банкротстве (пункт 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)").
В соответствии с абзацем 2 пункта 39 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" если при рассмотрении требования кредитора в рамках дела о банкротстве будет установлено, что оно относится к категории текущих, арбитражный суд в соответствии с пунктом 1 части 1
статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выносит определение о прекращении производства по рассмотрению данного требования.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что производство по рассмотрению требования в части включения в реестр требований кредиторов 21 449 983,33 руб. задолженности по обязательным платежам следует прекратить.
На основании статьи 2 Закона о банкротстве обязательными платежами являются налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" (далее - Постановление N 25) разъяснено, что в силу пункта 10 статьи 16, а также пунктов 3 - 5 статьи 71, пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу решением суда, осуществляется арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором с другой стороны.
При установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам по делу о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
Согласно пункту 22 Постановления N 25 в качестве достаточных доказательств, подтверждающих наличие и размер недоимки, судом могут быть расценены подписанный налоговым органом и законным (уполномоченным) представителем должника акт сверки по лицевому счету налогоплательщика, а также требования налоговых органов об уплате налогов, решения о взыскании недоимки за счет денежных средств и иного имущества при условии, что в отношении требований по обязательным платежам, включенным в указанные документы, должником не заявлены соответствующие возражения по существу данных требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Из пунктов 1, 2 статьи 46 НК РФ следует, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.
На основании пунктов 1, 2 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную
сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В силу пункта 4 статьи 69 названного Кодекса требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях для взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
В соответствии со статьей 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно статье 75 НК РФ пеня уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога, в связи с этим требование об уплате пеней не может быть заявлено без одновременного предъявления требования об уплате налога за соответствующий налоговый период в сумме согласно представленной декларации (или по результатам проверки этой декларации).
Возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 48 НК РФ, пункт 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации"), а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов за счет имущества должника (подпункт 3 пункта 1 и подпункт 3 пункта 2 статьи 14, пункт 3 статьи 15 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Указанные сроки подлежат применению судом независимо от того, заявлялись ли соответствующие возражения со стороны должника.
Все предъявленные в обоснование заявленной задолженности уполномоченным органом решения (постановления) и требования об уплате налогов (сборов), пени приняты налоговым органом в пределах установленных Налоговым кодексом Российской Федерации сроков, недействительными в судебном порядке не признаны, а потому являются надлежащими доказательствами, подтверждающими задолженность по уплате обязательных платежей, правомерно признанную судом первой инстанции обоснованной и, соответственно, подлежащей включению в реестр требований кредиторов должника, так как документов, свидетельствующих об ее погашении, суду не представлено.
В части требований уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов суммы задолженности в размере 221 268 510,26 руб. (24 766 286,34 руб. налогов, 191 015 885,89 руб. пени, 5 486 338,03 руб. штрафов) судом установлено следующее.
В подтверждение обоснованности указанных сумм уполномоченным органом представлены акты передачи сальдо по состоянию 01.01.03, 31.01.05, 18.08.06, 28.09.06, 21.01.08, 01.05.09. Иные документы, подтверждающие обоснованность заявленных требований в части 221 268 510,26 руб., а именно налоговые декларации, расчеты по авансовым платежам, требования об уплате налогов, пени, штрафов, решения о взыскании, решения о привлечении к налоговой ответственности, судебные акты о взыскании задолженности вступившие в законную силу, постановления судебных приставов о возбуждении исполнительного производства в суд не представлены.
Для установления требований в части 221 268 510,26 руб. в судебном порядке уполномоченный орган впервые обратился 30.08.10 при подаче требований о включении в реестр требований кредиторов должника, т.е. по истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке, складывающегося при не выставлении требования, согласно
пункту 21 Постановления N 25, из совокупности следующих сроков: срока, установленного ст.70 НК РФ на предъявление требования об уплате налогов, срока на бесспорное взыскание недоимки за счет денежных средств (п.3 ст.46 НК РФ) и срока на обращение в суд с требованием о взыскании указанной задолженности за счет иного имущества организации (п.3 ст.46, п.3 ст.48 НК РФ).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что уполномоченным органом не доказана обоснованность заявленных требований в размере 221 268 510,26 руб., возможность взыскания в судебном порядке утрачена и отказывает в удовлетворении требования в указанной части, в т.ч.:
- по МИ ФНС России по КН №6 - штрафы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - 13 903,80 руб.
- по МРИ ФНС России №5 по РС(Я): Исполнительная дирекция - всего на 18 702 932,53 руб., в т.ч.: пени - 17 194 641,59 руб. (решение о досрочном прекращении отсрочки по налогу на пользователей автодорог на 31.01.08 - 15 322 032,23 руб., 97 977,35 руб., сальдо входящее по налогу на рекламу на 18.08.06 - 54,48 руб., 25,06 руб., 4,74 руб., сальдо входящее по водному налогу на 18.08.06 - 143,57 руб., сальдо входящее по целевым сборам на содержание милиции, на благоустройство территорий на 18.08.06 - 4 196,69 руб., решение об отмене права на реструктуризацию по прочим местным налогам и сборам на 01.05.09 - 1 770 207,47 руб.), штрафы - 1 508 290,94 руб. (сальдо входящее по задолженности по налогу на реализацию ГСМ на 28.09.06 - 24 271,00 руб., по прочим местным налогам и сборам на 01.05.09 - 185 864,00 руб., сальдо входящее по отмененным прочим федеральным налогам и сборам на 28.09.06 - 1 298 155,94 руб.); Жатайский СРЗ - всего на 1 585 085,56 руб., в т.ч.: пени - 786 411,76 руб. (сальдо по водному налогу на 01.01.03 - 139 106,37 руб., сальдо по налогу на реализацию ГСМ на 01.01.03 - 22 514,28 руб., задолженность по взносам в Государственный фонд занятости населения РФ на 01.01.03 - 624 791,11 руб.), штрафы - 798 673,80 руб. (отмена отсрочки по постановлению Правительства РФ №699 по взносам в ТФОМС на 31.01.05 - 250 682,92 руб., отмена отсрочки по постановлению Правительства РФ №699 по взносам в ФФОМС на 31.01.05 - 14 747,13 руб., сальдо входящее по НДФЛ, за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов, выигрышей на 01.01.03 - 533 243,75 руб.); Производственное управление связи - всего на 55 909,82 руб., в т.ч.: сальдо по пени по налогу на пользователей автодорог на 01.01.03 - 54 569,82 руб., сальдо по штрафу по налогу на пользователей автодорог на 01.01.03 - 1 340,00 руб.
- по ИФНС по Ленскому району РС (Я) (Пеледуйский СРЗ) - всего на 197 620 363,70 руб., в т.ч.: недоимка - 24 292 876,29 руб. (сальдо входящее по платежам за добычу подземных вод - 0,50 руб., сальдо входящее по налогу на имущество предприятий - 1 042 023,95 руб., сальдо входящее по налогу на пользователей автомобильных дорог - 846 968,85 руб., сальдо входящее по налогу с владельцев транспортных средств - 123 565,91 руб., сальдо входящее по взносам в Государственный фонд занятости - 1 018 225,50 руб., сальдо входящее по недоимке в Пенсионный фонд РФ - 17 122 600,40 руб., сальдо входящее по взносам в Фонд социального страхования - 3 165 288,00 руб., сальдо входящее по взносам в ФФОМС - 5 241,28 руб., сальдо входящее по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местные бюджеты - 959 540,39 руб., сальдо входящее по земельному налогу - 9 421,51 руб.), пени - 170 163 357,92 руб. (сальдо входящее по ЕСН, зачисляемой в ТФОМС - 358 665,20 руб.сальдо входящее по ЕСН, зачисляемому в ФБ на 01.01.05 - 10 043 268,78 руб., сальдо входящее по ЕСН, зачисляемому ФФОМС - 335 009,62 руб., сальдо входящее - 184 335,51 руб., сальдо входящее на 01.01.05 - 177 876,76 руб., сальдо входящее по платежам за добычу подземных вод - 22 394,24 руб., сальдо входящее по налогу на имущество предприятий - 4 311 430,06 руб., сальдо входящее по НДФЛ - 7 549 017,67 руб., сальдо входящее по прочим местным налогам и сборам - 25 926,08 руб., - сальдо входящее по налогу на реализацию ГСМ - 702 463,85 руб., сальдо входящее по налогу на пользователей автомобильных дорог - 9 713 610,53 руб., сальдо входящее по
налогу с владельцев транспортных средств - 186 289,66 руб., сальдо входящее по взносам в Государственный фонд занятости - 2 386 006,93 руб., сальдо входящее по пеням в Пенсионный фонд РФ - 76 186 492,44 руб., сальдо входящее по взносам в ФСС - 7 655 520,87 руб., сальдо входящее по взносам в ФФОМС - 2 536 489,56 руб., сальдо входящее по взносам в ТФОМС - 39 148 264,00 руб., сальдо входящее по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местные бюджеты - 1 406 595,29 руб., сальдо входящее по земельному налогу - 227 826,47 руб., НДФЛ с доходов облагаемых по ставке п.1.ст.224 - 7 005 286,15 руб., сальдо входящее по налогу с продаж - 588,25 руб.), штрафы - 3 164 129,49 руб. (сальдо входящее по налогу на имущество предприятий - 22 937,36 руб., сальдо входящее по НДФЛ - 3 010 833,00 руб., сальдо входящее по прочим налогам и сборам - 14 620,46 руб., сальдо входящее по прочим местным налогам и сборам - 1 192,00 руб., сальдо входящее по налогу на пользователей автомобильных дорог - 16 775,00 руб., сальдо входящее по налогу с владельцев транспортных средств - 32 212,00 руб., сальдо входящее по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местные бюджеты - 41 831,67 руб., сальдо входящее по земельному налогу - 23 728,00 руб.);
- по МРИ ФНС №8 по РС (Я) (Белогорский речной порт) - всего на 3 304 218,65 руб., в т.ч.: недоимка - 473 410,05 руб. (сальдо на 01.01.05 по акту приема-передачи в Пенсионный фонд РФ - 473 334,05 руб., сальдо на 01.01.05 по налогу с продаж - 28,00 руб., сальдо на 01.01.05 по целевому местному сбору - 48,00 руб.), пени - 2 830 808,60 руб. (сальдо на 01.01.05 по акту приема-передачи в Пенсионный фонд РФ - 740 709,61 руб., сальдо на 01.01.05 по акту приема-передачи в ФСС РФ - 436 757,74 руб., сальдо на 01.01.05 по акту приема-передачи в ФФОМС РФ - 75 508,94 руб., сальдо на 01.01.05 по акту приема -передачи в ТФОМС РФ - 1 191 402,31 руб., сальдо на 01.01.05 по акту приема -передачи в Государственный фонд занятости населения - 502,90 руб., сальдо на 01.01.05 по налогу с продаж - 841,06 руб., сальдо на 01.01.05 по платежам за пользование недрами - 45,20 руб., сальдо на 01.01.05 по отчислениям на воспроизводство минерально- сырьевой базы - 40,90 руб., сальдо на 01.01.05 по ЕСН, зачисляемому в ФБ - 246 626,98 руб., сальдо на 01.01.05 по ЕСН, зачисляемому ФСС - 27 319,29 руб., сальдо на 01.01.05 по ЕСН, зачисляемому в ФФОМС - 1 332,35 руб., сальдо на 01.01.05 по ЕСН, зачисляемому в ТФОМС - 42 505,58 руб., сальдо на 01.01.05 по водному налогу - 12 373,33 руб., сальдо на 01.01.05 по налогу на имущество - 54 842,41 руб.).
Уполномоченный орган просит также включить во вторую очередь реестра требований кредиторов должника задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам на обязательное медицинское страхование по основному долгу в размере 160 946 465,62 руб.
В информационном письме Президиума ВАС РФ от 27.04.2010 N 138 "Об очередности требований об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в деле о банкротстве" указано:
В связи с возникающими в судебной практике вопросами, связанными с очередностью страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в деле о банкротстве, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии со статьей 16 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" информирует арбитражные суды о выработанных рекомендациях.
Согласно абзацу четвертому пункта 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" арбитражным судам следует принимать во внимание особую правовую природу и назначение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и исходить из того, что при осуществлении процедур банкротства не являющиеся текущими требования в отношении
страховых взносов подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.
Данное разъяснение касается только режима исполнения таких требований, в связи с чем при определении очередности их удовлетворения следует исходить из правовой природы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как обязательных платежей (абзац первый пункта 15 упомянутого Постановления).
В связи с этим требование об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не являющееся текущим, в соответствии с абзацем четвертым пункта 4 статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" относится к третьей очереди; оно предоставляет право голоса на собрании кредиторов в соответствии с пунктом 3 статьи 12 этого Закона.
Таким образом, страховые взносы подлежат включению в реестр требований кредиторов в составе третьей очереди за исключением установленных судом сумм текущих платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Уполномоченный орган просит включить в реестр требований кредиторов 22 050,44 руб. процентов по реструктуризации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.
В соответствии с пунктом 4 указанной статьи если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 3, 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Российской Федерации в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Постановление Правительства РС(Я) от 05.04.2006 N 119 "О Порядке и сроках проведения в 2006 году реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц перед государственным бюджетом Республики Саха (Якутия) по региональным налогам и сборам и отмененному налогу на пользователей автомобильных дорог и начисленным пеням, а также штрафам за нарушение налогового законодательства Российской Федерации" с сумм задолженности по налогам и сборам ежеквартально, не позднее 15 числа последнего месяца квартала, уплачиваются проценты исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату вступления в силу настоящего Порядка. Проценты начисляются исходя из суммы непогашенной задолженности, на дату уплаты процентов.
В случае, если на дату подачи заявления о реструктуризации перед организацией имеется задолженность государственного бюджета Республики Саха (Якутия), подтвержденная Министерством финансов Республики Саха (Якутия), не предусмотренная к погашению в 2006 году в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2006 год" или решениями Правительства Республики Саха (Якутия), начисление процентов на сумму задолженности по налогам и сборам, эквивалентную задолженности государственного бюджета Республики Саха (Якутия) перед этой организацией, не производится.
Из содержания статьи 64 НК РФ и 5 Постановление Правительства РС(Я) от 05.04.2006 N 119 "О Порядке и сроках проведения в 2006 году реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц перед государственным бюджетом
Республики Саха (Якутия) по региональным налогам и сборам и отмененному налогу на пользователей автомобильных дорог и начисленным пеням, а также штрафам за нарушение налогового законодательства Российской Федерации" следует, что налоговые освобождения в любой форме (отсрочки, рассрочки, реструктуризации) являются платными, за исключением оснований предоставления отсрочки или рассрочки, указанных в подпунктах 1, 2 п. 2 ст. 64 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из представленных в материалы дела документов: заявлений должника от 31.10.06 о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по пеням и штрафам, решений МРИ ФНС №5 по РС(Я) №11/29876, №119876 от 20.11.06, от 19.12.06 №11/32794, о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по региональным налогам, решения МРИ ФНС № 5 по РС (Я) по РС(Я) от 28.04.07 № 11/10820 об отмене права на реструктуризацию задолженности по региональным налогам, решения МРИ ФНС № 5 по РС(Я) от 09.07.07 №1117559 о восстановлении права на реструктуризацию задолженности, решения МРИ ФНС № 5 по РС (Я) по РС(Я) от 31.01.08 № 11/2714 об отмене права на реструктуризацию задолженности по региональным налогам, решений ИМНС РФ по налогам и сборам по г.Якутску РС(Я) о предоставлении о предоставлении права на реструктуризацию задолженности от 31.10.02 №16-07/14597, решения ИМНС РФ по налогам и сборам по г.Якутску РС(Я) об отмене права на дальнейшее проведение реструктуризации задолженности, решения МРИ ФНС № 5 по РС(Я) от 20.12.06 №11/5080 о предоставлении права на реструктуризацию задолженности, зачисляемой в местный бюджет не представляется возможным установить основания предоставления право реструктуризации задолженности.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что обоснованность начисления процентов по реструктуризации в размере 22 050,44 руб. не подтверждается материалами дела.
С учетом указанного, в реестр требований кредиторов должника в состав третьей очереди подлежит включению задолженность в общей сумме 1 069 347 567,02 руб., в том числе задолженность: по налогам и сборам – 597 309 515,94 руб., по пени – 280 745 600,03 руб., по штрафам – 50 690 544,43 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам на обязательное медицинское страхование– 140 601 906,62 руб.
В удовлетворении остальной части заявленного требования уполномоченного органа следует отказать
Руководствуясь статьями 16, 71 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 150, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Включить в реестр требований кредиторов открытого акционерного общества «Ленское объединенное речное пароходство», в состав третьей очереди, требование Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 6 в общей сумме 1 074 093 943,52 руб., в т.ч. задолженности:
по налогам и сборам - 597 309 515,44 руб.,
по пени - 285 491 977,02 руб.,
по штрафам - 50 690 544,44 руб.,
по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование – 140 601 906,62 руб.
Производство в части включения в реестр требований кредиторов 21 449 983,33 руб. прекратить.
В остальной части заявленного требования отказать. | |
Определением может быть обжаловано. | |
Судья | Е.Б. Бадлуева |