ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А58-181/15 от 20.03.2015 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 980 , www.yakutsk.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

город Якутск

23 марта 2015 года

Дело № А58-181/2015

Резолютивная часть определения объявлена 20.03.2015.

Полный текст определения изготовлен 23.03.2015.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи
Эверстовой Р.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Васильевой Л.Э., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Транснефть-Восток" (ИНН 3801079671, ОГРН 1063801003617) от 21.01.2015 № ВСМН-02-01-08-06/1493 к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435152480, ОГРН 1041402057960) о признании незаконным и отмене постановления от 23.12.2014 № 05-098/2014 и представления от 23.12.2014 № 05-098/2014 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО2 по доверенности от 01.01.2015 № 04-07-28/12,

от административного органа – ФИО3 по доверенности от 15.03.2015 № 01-06/1058, ФИО4 по доверенности от 19.03.2015 № 01-21/1032,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Транснефть-Восток" (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением от 21.01.2015 № ВСМН-02-01-08-06/1493 к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) (далее – административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 23.12.2014 № 05-098/2014 и представления от 23.12.2014 № 05-098/2014 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Административным органом представлены: заявление о прекращении производства по делу в связи с тем, что административное правонарушение совершено юридическим лицом не в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности; отзыв на заявление с указанием доводов несогласия с заявлением общества, а также копии материалов административного дела.

Обществом представлено возражение от 16.03.2015 № ВСМН-04-07-18/8013 на заявление о прекращении производства по делу, из которого следует, что инцидент, произошедший 15.10.2014 в Ленском районе РС(Я) на 1 349 км линейной части магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», принадлежащий ООО «Транснефть-Восток», а именно выход нефти из нефтепровода, непосредственно связан с эксплуатацией магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь-Тихий океан», и как следствие, с осуществлением предпринимательской деятельности.

Кроме того, от общества поступили дополнительные пояснения к заявлению от 16.03.2015 № ВСМН-04-07-18/8012 с указанием прав и законных интересов, которые по мнению заявителя, нарушены оспариваемыми постановлением и представлением.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

17.10.2014 административным органом вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № 05-098/14 в отношении общества по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с тем, что при сжигании нефти обществом не были соблюдены экологические требования в области охраны окружающей среды и как следствие причинен вред атмосферному воздуху.

Указанное определение, а также права и обязанности, определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении № 05-098/214 от 17.10.2014 направлены обществу сопроводительным письмом от 20.10.2014 № 05-20/454, получены обществом 21.10.2014 по факсу и 27.10.2014 по почте.

Уведомлением от 20.11.2014 № 05-20/4949 административный орган известил общество о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Уведомление получено обществом 20.11.2014 посредством факсимильной связи, а также 03.12.2014 по почте.

05.12.2014 административным органом в отсутствие представителя общества составлен протокол об административном правонарушении № 05-098/2014 по признакам состава правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением от 05.12.2014 № 05-098/2014 общество извещено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Определение вручено обществу 22.12.2014.

Постановлением административного органа от 23.12.2014 № 05-098/2014 о назначении административного наказания общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в нарушении требований частей 1-4 статьи 23, статьи 49 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», частей 1 и 2 статьи 25, статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», пункта 8 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 № 240, подпункта 5.5.21 пункта 5.5 главы 5, пункта 6.4 главы 6 РД 153-39.4-114-01 «Правила ликвидации аварий и повреждений на магистральных нефтепроводах», с  наложением административного взыскания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Административным органом выдано обществу представление от 23.12.2014 № 05-098/2014 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Полагая, что привлечение к административной ответственности является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании постановления и представления незаконными и отмене.

Согласно части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено право административного органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, на внесение в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представления о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Предусмотренные статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ (абзац 3 пункта 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").

В данном случае представление от 23.12.2014 № 05-098/2014 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, обжаловано обществом и принято к производству судом в порядке, установленном параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

Кроме того, на основании части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Как следует из совокупности приведенных норм КоАП Российской Федерации и АПК Российской Федерации, арбитражному суду подведомственны жалобы (заявления) на те постановления и представления по делам об административных правонарушениях, которые допущены организациями и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, часть 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предполагает возможности рассмотрения арбитражным судом дела об оспаривании решения административного органа о привлечении юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к административной ответственности, если совершенное этим лицом административное правонарушение не связано с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 № 262-О).

В пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вынесенное органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, или арбитражным судом, согласно части 3 статьи 30.1 КоАП Российской Федерации может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с АПК Российской Федерации и статьями 10, 26, 36 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации".

При этом необходимо учитывать, что жалобы указанных лиц на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пункте 3 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере пожарной безопасности.

В пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" также разъяснено, что решения административных органов о привлечении к административной ответственности могут быть обжалованы в арбитражный суд в случае, если юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем совершено административное правонарушение, связанное с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, арбитражному суду подведомственны дела по жалобам на постановления и представления по делам об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения непосредственно связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельностью. Дела по жалобам на постановления и представления об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, подведомственны суду общей юрисдикции.

Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Объективная сторона вмененного административного правонарушения выражается в несоблюдении экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

Правовая норма, предусматривающая состав данного административного правонарушения, имеет объектом посягательства общественные отношения в области законодательства об охране окружающей среды и природопользования.

Оснований полагать, что указанное административное правонарушение было совершено юридическим лицом (обществом) в связи с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности, не имеется.

Иными словами, привлечение к административной ответственности, а также выдача представления в данном случае связано не с осуществлением обществом предпринимательской деятельности, а с необходимостью соблюдения экологических требований.

Выполнение лицом требований в области охраны окружающей среды и природопользования не может расцениваться как предпринимательская или иная экономическая деятельность.

Следовательно, довод общества о том, что выход нефти из нефтепровода, непосредственно связан с эксплуатацией магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь-Тихий океан», и как следствие, с осуществлением предпринимательской деятельности, несостоятелен, поскольку объективная сторона совершенного обществом правонарушения состоит, прежде всего, в нарушении экологических требований в результате сжигания нефти и нефтешламов в амбаре.

Таким образом, характер данного спора не свидетельствует о его экономической основе, поэтому не связан с предпринимательской и иной экономической деятельностью.

Доказательств обращения заявителя в суд общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства по правилам главы 30 КоАП РФ материалы дела не содержат.

Учитывая, что статья 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлена на охрану правоотношений в области законодательства об охране окружающей среды и природопользования, суд приходит к выводу о прекращении производства по делу в связи с неподведомственностью его арбитражным судам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

На основании указанной нормы Кодекса и обстоятельств дела, суд прекращает производство по делу № 181/2015.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 184-188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Производство по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Транснефть-Восток" от 21.01.2015 № ВСМН-02-01-08-06/1493 к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным и отмене постановления от 23.12.2014 № 05-098/2014 и представления от 23.12.2014 № 05-098/2014 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения прекратить.

Определение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия определения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший определение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно –  телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования определения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья

ФИО1