АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Якутск Дело №А58-2814/10
3 июня 2010 года
Судья Столбов В.В., действующий от имени Арбитражного суда Республики Саха (Якутия),рассмотрев в предварительном судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Якутгазпром» (заявитель) к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) (налоговый орган) о возврате из бюджета излишне уплаченного налога, с участием представителей заявителя ФИО1 (доверенность от 06.08.09 №428), налогового органа ФИО2 (доверенность от 11.01.10 №03-8158), составив протокол в соответствии с частью 3 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
установил:
заявитель, исходя из положений статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, просит принять решение о возврате из бюджета 2.360.845,72руб. излишне уплаченного единого социального налога (заявление от 14.04.10 №1407-17).
Уточнением исковых требований от 02.06.10 №2112-17 заявитель уменьшил размер исковых требований и просит возвратить из бюджета 1.932.505,78руб. излишне уплаченного единого социального налога в связи с тем, что налоговым органом зачтено 417.721,62руб. (уведомление о проведенном зачете от 16.12.09 №486).
Суд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял уменьшение заявителем размера исковых требований, что отражено в протоколе судебного заседания.
Налоговый орган представил отзыв от 11.05.10 №03-06/2794, дополнения к отзыву от 17.05.10 №03-06/2932, от 01.06.10 №03-06/3294, которыми просит в удовлетворении заявленного требования отказать и приводит мотивы своего несогласия с данным требованием.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги.
Наряду с этим в силу подпункта 5 пункта 1 статьи 21, подпункта 7 пункта 1 статьи 32 Кодекса налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 78 Кодекса зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
В соответствии с пунктами 6,8 статьи 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
В соответствии с пунктом 9 статьи 78 Кодекса налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
Как следует из пункта 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» статья 78 Кодекса регламентирует порядок реализации налогоплательщиком права на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и пеней, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате указанных сумм либо о их зачете и одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными названной статьей правилами и в установленные сроки принять по нему решение. При этом судам необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого выше заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.
Вместе с тем, несмотря на то, что редакция статьи 78 Кодекса претерпела изменения, анализ этих норм в действующей редакции позволяет допустить, что законодатель усмотрел необходимость сохранить обязательный досудебный порядок для разрешения споров, касающихся зачета или возврата излишне уплаченного налогоплательщиком налога (пеней, штрафа).
Таким образом, из статей 21,78 Кодекса следует, что:
налогоплательщик имеет право на обращение в налоговый орган с заявлениями о зачете или возврате сумм излишне уплаченного налога;
налоговый орган обязан по таким заявлениям принимать решения о зачете либо отказе в осуществлении зачета или о возврате либо отказе в осуществлении возврата сумм излишне уплаченного налога.
налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о зачете излишне уплаченной суммы налога в случае отказа налогового органа по заявлению налогоплательщика о зачете либо неполучения в установленный в этой статье срок ответа на заявление о зачете;
налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате излишне уплаченной суммы налога в случае отказа налогового органа по заявлению налогоплательщика о возврате либо неполучения в установленный в этой статье срок ответа на заявление о возврате;
досудебный порядок для разрешения споров, касающихся зачета или возврата излишне уплаченного налогоплательщиком налога (пеней, штрафа), является обязательным.
Из писем от 07.12.09 №4113-10, от 09.12.09 №4148-10 следует – заявитель обратился в налоговый орган с просьбой именно о зачете, так как во втором письме буквально указал, что взамен возврата на расчетный счет, о чем указано в первом письме, просит зачесть излишнюю уплату 2.342.801,34руб. единого социального налога и 7.426,08руб. пени, итого 2.350.227,42руб., в уплату налога на добавленную стоимость.
Согласно решению от 16.12.09 №542 и уведомлению от 16.12.09 №486 налоговый орган на основании указанного выше заявления от 09.12.09 №4148-10 произвел зачет излишне уплаченного единого социального налога на сумму 417.721,62руб. в счет налога на добавленную стоимость.
Решением об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 16.12.09 №117 налоговый орган уведомил заявителя о том, что его заявление от 09.12.09 №4148-10 частично остается без исполнения по причине истечения трех лет со дня уплаты налога в силу пункта 7 статьи 78 Кодекса.
Следовательно, налоговый орган по заявлению от 09.12.09 №4148-10 о зачете принял решения о частичном зачете и о частичном отказе в осуществлении зачета.
Таким образом, суд приходит к следующим выводам:
заявитель не обращался к налоговому органу с заявлением о возврате 2.360.845,72руб. излишне уплаченного единого социального налога;
налоговый орган не принимал решений о возврате либо об отказе в осуществлении возврата по обращениям заявителя о возврате 2.360.845,72руб. излишне уплаченного единого социального налога;
заявитель обратился в суд с требованием к налоговому органу о возврате 2.360.845,72руб. излишне уплаченного единого социального налога не на основе досудебного обращения к налоговому органу с заявлением о возврате, а на основе обращения к налоговому органу с заявлением о зачете.
На основании приведенных норм права и изложенных обстоятельств дела суд считает, что заявителем не соблюден досудебный порядок урегулирования спора с налоговым органом.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом.
При таких обстоятельствах заявление о возврате из бюджета излишне уплаченного единого социального налога подлежит оставлению без рассмотрения.
При обращении в суд заявитель уплатил в федеральный бюджет 34.804,53руб. государственной пошлины по платежным поручениям от 23.12.09 №4877, от15.04.10 №1602.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 Кодекса уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.
Таким образом, следует возвратить заявителю из федерального бюджета 34.804,53руб. уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 148, статьями 184,185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
Оставить заявление Открытого акционерного общества «Якутгазпром» о возврате из бюджета излишне уплаченного единого социального налога от 14.04.10 №1407-17 без рассмотрения.
Возвратить Открытому акционерному обществу «Якутгазпром» из федерального бюджета 34.804,53руб. уплаченной государственной пошлины.
Определение об оставлении иска без рассмотрения может быть обжаловано.
Судья В.В. Столбов