ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А58-3611/11 от 18.04.2012 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

ул. Курашова, 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, E-mail: info@yakutsk.arbitr.ru,

www.yakutsk.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Якутск

Дело № А58-3611/2012

18 апреля 2012 года

Резолютивная часть определения оглашена 10 апреля 2012 года, полный текст определения изготовлен 18 апреля 2012 года.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в лице судьи Евсеевой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Жирковой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании от 16.01.2012 № 06-ю/11 общества с ограниченной ответственностью «РИФ» о взыскании судебных расходов в размере 54 563,95 руб. с Окружной администрации города Якутска

в деле по заявлению общества с ограниченной ответственностью «РИФ» от 10.06.2011 №01-ю/11 (ОГРН <***> ИНН <***>) к Административной комиссии Городского округа «Город Якутск» о признании незаконным и отмене постановления от 06.05.2011 № 263/11,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «РИФ» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд РС(Я) с заявлением к Административной комиссии Городского округа «Город Якутск» о признании незаконным и отмене постановления от 06.05.2011 № 263/11.

Решением суда от 05.09.2011 по делу А58-3611/2011 постановление Административной комиссии Городского округа «Город Якутск» по делу об административном правонарушении № 263/11 от 06 мая 2011 года о привлечении к административной ответственности на основании статьи 6.12 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях общества с ограниченной ответственностью «Риф» и о назначении наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей признано незаконным.

После завершения рассмотрения дела № А58-3611/2011 общество


обратилось в суд с заявлением о взыскании судебных расходов в сумме 54 563,95 руб., понесенных в связи с рассмотрением дела. Заявленные к взысканию судебные расходы в сумме 54 563,95 руб. состоят из следующих расходов: 50 000,0 руб. - оплата услуг представителя по договору; 47,95 руб. –расходы на оплату почтовых расходов; 412,0 руб. – расходы за внесение платы за получение выписки из ЕГРЮЛ в отношении Окружной администрации, Административной комиссии; 5,0 руб. – расходы по оплате услуг ксерокопирования; 2 000,0 руб. – расходы по оплате государственной пошлины по делу № А58-3611/2011; 2 099,0 руб. – расходы по оплате государственной пошлины.

Уточнение от 28.02.2012 № 07-ю/11 уточнил размер заявленного требования и просит взыскать судебные расходы в сумме 50 464,95 руб. состоят из следующих расходов: 50 000,0 руб. - оплата услуг представителя по договору; 47,95 руб. –расходы на оплату почтовых расходов; 412,0 руб. – расходы за внесение платы за получение выписки из ЕГРЮЛ в отношении Окружной администрации, Административной комиссии; 5,0 руб. – расходы по оплате услуг ксерокопирования.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

При таких обстоятельствах уточнение заявленного требования следует принять.

Определением суда от 20.01.2012 к участию в данном деле в качестве соответчика привлечена Окружная администрация города Якутска.

Определением суда от 01.03.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне Окружной администрации – Администрация Президента и Правительства Республики Саха (Якутия).

Администрация, Административная комиссия с заявлением и размером, подлежащей взысканию суммы, не согласна по основаниям, изложенным в отзыве от 06.02.2012 № 0015, от 16.02.2012.

Третьим лицом представлен отзыв на заявление, полагают, что судебные расходы подлежат взысканию с Администрации, как главного распорядителя средств бюджета, направляемых в том числе на осуществление полномочий по формированию состав, финансовому и материально-техническому обеспечению деятельности административных комиссий.

Согласно Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации судебные расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (части 1, 2 статьи 110).


Положениями статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что лицами, участвующими в деле об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, привлеченные к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с одной стороны, и государственные органы, иные органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, с другой стороны.

При этом административный орган не обязательно должен отвечать признакам юридического лица.

Между тем, в силу статьи 44 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы могут быть взысканы только со стороны, то есть юридического лица или гражданина.

Из Определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 февраля 2011 года N ВАС-142/11 и от 10 марта 2011 года N ВАС- 18652/10 следует, что при рассмотрении дел с участием административных комиссий судебные расходы могут быть взысканы с главного распорядителя средств бюджета, направляемых на осуществление полномочий по формированию состава, финансовому и материально-техническому обеспечению деятельности административных комиссий.

Правовой статус административных комиссий определяется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), региональным и местным законодательством.

Согласно статье 14 Закона Республики Саха (Якутия) от 14.10.2009 727-3 N 339-IV "Об органах и учреждениях административной юрисдикции в Республике Саха (Якутия)" финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности административных комиссий осуществляется за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

На основании статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 26.05.2010 N 837-З N 567-IV "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по созданию административных комиссий" (далее- Закон № 837-З) к отдельным государственным полномочиям, передаваемым органам местного самоуправления, относится создание административных комиссий в муниципальных районах и городских округах Республики Саха (Якутия).

Статьей 7 Закона № 837-З предусмотрено, что органы местного самоуправления осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия). Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий, предоставляются местным бюджетам из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в виде субвенций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона № 837-З органы местного самоуправления при осуществлении переданных им отдельных


государственных полномочий имеют право на: финансовое обеспечение указанных полномочий за счет средств, предоставляемых местным бюджетам из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в виде субвенций.

В силу пункта 2 данной статьи органы местного самоуправления при осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий обязаны обеспечивать эффективное, целевое и рациональное использование финансовых средств, переданных органам местного самоуправления для осуществления указанных полномочий.

Под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке (пункт 1 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 6.6 Положения об административной комиссии городского округа "Город Якутск", утвержденного постановлением Окружной администрации города Якутска от 25 августа 2010 года N 137п, финансовое обеспечение административной комиссии осуществляется за счет средств представляемых субвенций из республиканского бюджета.

Пунктом 2.2 решения Якутской городской Думы от 17.06.2010 N РЯГД-26-13 "Об осуществлении отдельных государственных полномочий по созданию административной комиссии в городском округе "Город Якутск" определено, что Окружная администрация города Якутска обеспечивает целевое и эффективное использование субвенций из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и передаваемых материальных средств.

Согласно Приложению № 2 «Доходы Городского округа «Город Якутск» на 2012 год» к решению Якутской городской Думы от 23.12.11 № РЯГД-41-9 субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий по организации деятельности административных комиссий по рассмотрению дел об административных правонарушениях составят 4 159,9 тыс.руб.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что поскольку Окружная администрация города Якутска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным в соответствии с Уставом собственной компетенцией в решении вопросов местного значения и осуществляющим отдельные, переданные органам местного самоуправления, государственные полномочия, то судебные расходы на оплату услуг представителя подлежат взысканию с Администрации как главного распорядителя средств бюджета, в том числе, направляемых на осуществление полномочий по финансовому и материальному обеспечению деятельности административных комиссий.

В подтверждение судебных расходов обществом представлены следующие копии документов:

договор на оказание юридических услуг от 07.06.2011 в соответствии с


которым обществом в лице директора поручено Карих К.П. выполнить услуги по составлению и подаче искового заявления в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) о признании постановления Административной комиссии от 06.05.2011 № 263/11 незаконным; представлять интересы заказчика в суде (первой инстанции). Стоимость услуг составляет 50 000,0 руб., подлежащих оплате в течение 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу;

дополнительное соглашение от 16.01.2012 к договору оказания юридических услуг от 07.06.2011, в соответствии с которым в предмет договора включены в том числе услуги по взысканию судебных расходов ,в том числе расходов на оплату услуг представителя;

акт приема-передачи фактически оказанных услуг от 10.10.2011;

расходный кассовый ордер от 11.10.2011 № 2, по которому представителю общества ФИО1 выплачено 50 000,0 рублей;

кассовый чек от 10.06.2011 на сумму 47,95 руб., приложенный к заявлению по делу в доказательства направления заявления ответчику;

чек-ордер от 20.12.2011 на сумму 206 руб., получатель платежа МРИ ФНС РФ № 5 по РС(Я);

чек-ордер от 01.12.2011 на сумму 206 руб., получатель платежа МРИ ФНС РФ № 5 по РС(Я);

выписка из ЕГРЮЛ Окружной администрации от 05.12.2011;

справка от 21.12.2011 об отсутствии в ЕГРЮЛ запрашиваемой информации на Административную комиссию;

товарный чек и квитанция к приходному кассовому ордеру от 01.12.2011 на услуги ксерокопирования на сумму 5 руб.

Как установлено частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, судебные расходы включают в себя государственную пошлину и судебные издержки, связанные с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии с частью 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

Согласно положениям этой статьи возмещению подлежат только фактически понесенные судебные расходы.

Согласно статье 106 Арбитражного процессуального кодекса РФ, судебные издержки представляют собой денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

В Определении Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2004 года N 454-О и Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда


Российской Федерации от 20 мая 2008 года N 18118/07 указано, что обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Именно поэтому в части 2 статьи 110 Кодекса речь идет об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.

При этом разумные пределы расходов являются оценочной категорией, четкие критерии их определения применительно к тем или иным категориям дел не предусмотрены. В каждом конкретном случае суд вправе определить такие пределы с учетом обстоятельств дела (соразмерность предмета иска и размера судебных расходов, необходимость участия в деле нескольких представителей, время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела и т.д.). Разумность пределов в спорном случае обозначает, что заявитель вправе рассчитывать на возмещение нормально необходимых расходов, которые должны соответствовать средним расходам, производимым в данной местности при сравнимых обстоятельствах.

Суд принимает издержки заявителя на оплату услуг представителя в размере 50 000,0 руб. в качестве судебных, как напрямую связанных с рассмотрением дела в арбитражном суде. Чрезмерность и необоснованность расходов судом не установлена. Представитель общества подготовила 2 заявления, дополнение к заявлению, участвовала в 6 судебных заседаниях. Размер судебных расходов на услуги представителя в среднем соответствует данным представленным Адвокатской палатой Республики Саха (Якутия).

Довод Администрации об отсутствии в расходном ордере основания выплаты денежных средств судом отклоняется, поскольку доказательства наличия иных договорных отношений между ФИО1 и заявителем не представлены. Договором предусмотрено, что оплата производится после вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к исковому заявлению прилагаются: уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют.

Пунктом 9 части 1 статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на истца возлагается обязанность приложить к исковому заявлению выписку из ЕГРЮЛ либо иной документ, подтверждающий сведения о месте нахождения истца и ответчика, а также определен срок, не ранее которого они должны быть получены истцом до дня обращения в арбитражный суд.

Согласно пункту 3 абзаца 11 Постановления Высшего Арбитражного


Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", расходы, понесенные лицом, участвующим в деле, в связи с получением им выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, относятся к судебным издержкам и подлежат распределению в составе судебных расходов.

Исходя из подпункта "б" пункта 23 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438, указанная в пункте 20 Правил информация предоставляется по запросу за плату (при условии представления одновременно с запросом документа, подтверждающего оплату) физическим и юридическим лицам - сведения о конкретном юридическом лице при обращении в регистрирующий орган за информацией о нем, за исключением сведений о номере и дате выдачи документа, удостоверяющего личность физического лица, об органе, выдавшем указанный документ, а также сведений о банковских счетах.

Во исполнение указанных требований заявителем направлена копия искового заявления, что подтверждается квитанцией от 10.06.2011, приложенной к заявлению; получена выписка из ЕГРЮЛ, содержащая сведения об Администрации, и справка об отсутствии информации в ЕГРЮЛ в отношении Административной комиссии. Оплата указанных расходов подтверждена.

Иные расходы также связаны с рассмотрением дела по существу.

При таких обстоятельствах, обществом подтверждена сумма расходов по рассмотрению заявления в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия) в сумме 50 464,95 руб.

Руководствуясь статьями 110, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Уточнение требования принять.

Взыскать с Окружной администрации города Якутска (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «РИФ» (ОГРН <***>, ИНН <***>) судебные расходы в размере 50 464,95 руб. (Пятьдесят тысяч четыреста шестьдесят четыре рубля 95 коп.).

Исполнительный лист выдать после вступления определения в законную силу.

Определение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия.

Судья

Е.А. Евсеева




2

3

4

5

6

7

8