ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А58-4227/17 от 05.06.2019 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

ул. Курашова, д. 28, бокс 8, г. Якутск, Республика Саха (Якутия), 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о приостановлении производства по заявлению

город Якутск

26 июня 2019 года

Дело № А58-4227/2017

Резолютивная часть определения оглашена 05.06.2019

Полный текст определения изготовлен 26.06.2019

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Подколзиной В.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление конкурсного управляющего ФИО1 от 21.12.2018, поступившего в арбитражный суд 26.12.2018 о привлечении контролирующего органа должника к субсидиарной ответственности,

в рамках дела по заявлению в деле по заявлению Федеральной налоговой службы России в лице Управления Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) от 20.06.2017 № 17-23/10266, поступившего через электронную систему подачи документов «Мой арбитр» 20.06.2017, к обществу с ограниченной ответственностью «Золото Томмота» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 678900, Республика Саха (Якутия), Алданский улус, <...>, квартира (офис) 43) о признании несостоятельным (банкротом),

в отсутствии лиц участвующих в деле,

УСТАНОВИЛ:

Федеральная налоговая служба России в лице Управления Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) (далее – заявитель, уполномоченный орган) 20.06.2017 обратилась в арбитражный суд с заявлением от 20.06.2017 № 17-23/10266 о признании общества с ограниченной ответственностью «Золото Томмота» (далее – должник, ООО «Золото Томмота») несостоятельным (банкротом).

Определением арбитражного суда от 10.08.2017 (резолютивная часть оглашена 08.08.2017) заявление Федеральной налоговой службы России в лице Управления Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) признано обоснованным и в отношении общества с ограниченной ответственностью «Золото Томмота» введена процедура наблюдения сроком на четыре месяца. Временным управляющим обществом с ограниченной ответственностью «Золото Томмота» утвержден член Саморегулируемой организации Союз «Арбитражных управляющих «Правосознание» ФИО1. Сообщение о введении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Золото Томмота» процедуры наблюдения опубликовано в газете «Коммерсант» 01.09.2017.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 28.02.2018 (резолютивная часть оглашена 20.02.2018) общество с ограниченной ответственностью «Золото Томмота» (ИНН <***>, ОГРН <***>) признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство сроком до 15.05.2018. Конкурсным управляющим обществом с ограниченной ответственностью «Золото Томмота» утвержден ФИО1 член Саморегулируемой организации Союз «Арбитражных управляющих «Правосознание» (ИНН <***>, регистрационный номер в сводном государственном реестре арбитражных управляющих 11339, адрес для корреспонденции: 140103, <...>, а/я 621).

26.12.2018 через электронную систему подачи документов «Мой арбитр» в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) поступило ходатайство конкурсного управляющего ФИО1 о привлечении контролирующих лиц Должника к субсидиарной ответственности солидарно, в котором просит привлечь к субсидиарной ответственности бывшего руководителя ООО «Золото Томмота» ФИО2 и взыскать с него в конкурсную массу должника денежные средства в размере 4 019 167,78 рублей.

В судебном заседании рассматривается обоснованность поданного заявления.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему.

В силу п. 11 ст. 61.11 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица равен совокупному размеру требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, а также заявленных после закрытия реестра требований кредиторов и требований кредиторов по текущим платежам, оставшихся не погашенными по причине недостаточности имущества должника.

Общество с ограниченной ответственностью «Золото Томмота» зарегистрировано в качестве юридического лица 13.10.2011 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Алданскому району Республики Саха (Якутии) с присвоением основного государственного регистрационного номера <***>; юридический адрес должника; 678900, Республика Саха (Якутия), Алданский улус, <...>, квартира (офис) 43. Основным видом деятельности юридического лица является добыча руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы).

Единственным учредителем должника и его руководителем является ФИО2 с 13.10.2011 года по дату введения конкурсного производства в отношении должника.

В ходе проведения мероприятий конкурсного производства в отношении ООО «Золото Томмота» было выявлено имущество. Согласно ответа МВД России МВД по Республике Саха (Якутия) №14/2985 от 24.04.2018 года по состоянию на 24.04.2018 года за ООО «Золото Томмота» зарегистрированы а/м ГАЗ 3110, государственный регистрационный знак <***>, Камаз 4310, государственный регистрационный знак <***>.

Стоимость данных транспортных средств согласно договора купли-продажи автотранспортного средства от 28 августа 2013 года Камаз 4310, государственный регистрационный знак <***> составляет 100 000 руб., а рыночная стоимость а/м ГАЗ 3110, государственный регистрационный знак <***> составляет около 70 000 руб.

Таким образом, конкурсный управляющий полагает, что денежных средств от реализации имущества должника не достаточно для покрытия расходов на процедуру конкурсного производства, а также расчетов с кредиторами.

В настоящее время процедура конкурсного производства в отношении должника не завершена. Согласно ст. 32 Закона о банкротстве и ч. 1 ст. 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве). Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 266-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее по тексту - Закон № 266- ФЗ) в Закон о банкротстве были внесены изменения, вступающие в силу со дня его официального опубликования (текст Закона № 266-ФЗ опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 июля 2017 г., в "Российской газете" от 4 августа 2017 г. № 172, в Собрании законодательства Российской Федерации от 31 июля 2017 г. № 31 (часть 1) ст. 4815.

Пунктом 3 ст.4 Закона № 266-ФЗ предусмотрено, что рассмотрение заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности, предусмотренной статьей 10 Закона о банкротстве (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона №266-ФЗ), которые поданы с 1 июля 2017 года, производится по правилам Закона о банкротстве (в редакции Закона № 266-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 61.11 Закона о несостоятельности (банкротстве) если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица, такое лицо несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника. Пунктом 2. ст. 61.11 вышеуказанного Закона предусмотрено, пока не доказано иное, предполагается, что полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) причинен существенный вред имущественным правам кредиторов в результате совершения этим лицом или в пользу этого лица либо одобрения этим лицом одной или нескольких сделок должника (совершения таких сделок по указанию этого лица), включая сделки, указанные в статьях 61.2 и 61.3 настоящего Федерального закона;

2)документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения (либо ко дню назначения временной администрации финансовой организации) или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об объектах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, формирование которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы;

3)требования кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности, возникшие вследствие правонарушения; за совершение которого вступило в силу решение о привлечении должника или его должностных лиц, являющихся либо являвшихся его единоличными исполнительными органами, к уголовной, административной ответственности или ответственности за налоговые правонарушения, в том числе требования об уплате задолженности, выявленной в результате производства по делам о таких правонарушениях, превышают пятьдесят процентов общего размера требований кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности, включенных в реестр требований кредиторов;

4)документы, хранение которых являлось обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, об обществах с ограниченной ответственностью, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, к моменту вынесения определения о введении наблюдения (либо ко дню назначения временной администрации финансовой организации) или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют либо искажены;

5)на дату возбуждения дела о банкротстве не внесены подлежащие обязательному внесению в соответствии с федеральным законом сведения либо внесены недостоверные сведения о юридическом лице: в единый государственный реестр юридических лиц на основании представленных таким юридическим лицом документов; в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в части сведений, обязанность по внесению которых возложена на юридическое лицо.

3. Положения подпункта 1 пункта 2 настоящей статьи применяются независимо от
того, были ли предусмотренные данным подпунктом сделки признаны судом
недействительными, если:

1) заявление о признании сделки недействительной не подавалось;

2)заявление о признании сделки недействительной подано, но судебный акт по результатам его рассмотрения не вынесен;

3)судом было отказано в признании сделки недействительной в связи с истечением срока давности ее оспаривания или в связи с недоказанностью того, что другая сторона сделки знала или должна была знать о том, что на момент совершения сделки должник отвечал либо в результате совершения сделки стал отвечать признаку неплатежеспособности или недостаточности имущества.

4. Положения подпункта 2 пункта 2 настоящей статьи применяются в отношении лиц,
на которых возложены обязанности:

1) организации ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности должника;

2) ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности должника.

5.Положения подпункта 3 пункта 2 настоящей статьи применяются в отношении лица, являвшегося единоличным исполнительным органом должника в период совершения должником или его единоличным исполнительным органом соответствующего правонарушения, а также контролирующего должника лица.

6.Положения подпункта 4 пункта 2 настоящей статьи применяются в отношении единоличного исполнительного органа юридического лица, а также иных лиц, на которых возложены обязанности по составлению и хранению документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, об обществах с ограниченной ответственностью, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

7.Положения подпункта 5 пункта 2 настоящей статьи применяются в отношении единоличного исполнительного органа юридического лица, а также иных лиц, на которых от имени юридического лица возложены обязанности по представлению документов для государственной регистрации либо обязанности по внесению сведений в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

8.Если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия нескольких контролирующих должника лиц, такие лица несут субсидиарную ответственность солидарно.

9.Арбитражный суд вправе уменьшить размер или полностью освободить от субсидиарной ответственности лицо, привлекаемое к субсидиарной ответственности, если это лицо докажет, что оно при исполнении функций органов управления или учредителя (участника) юридического лица фактически не оказывало определяющего влияния на деятельность юридического лица (осуществляло функции органа управления номинально), и если благодаря предоставленным этим лицом сведениям установлено фактически контролировавшее должника лицо, в том числе отвечающее условиям, указанным в подпунктах 2иЗ пункта 4 статьи 61.10 настоящего Федерального закона, и (или) обнаружено скрывавшееся последним имущество должника и (или) контролирующего должника лица.

10.Контролирующее должника лицо, вследствие действий и (или) бездействия которого невозможно полностью погасить требования кредиторов, не несет субсидиарной ответственности, если докажет, что его вина в невозможности полного погашения требований кредиторов отсутствует. Такое лицо не подлежит привлечению к субсидиарной ответственности, если оно действовало согласно обычным условиям гражданского оборота, добросовестно и разумно в интересах должника, его учредителей (участников), не нарушая при этом имущественные права кредиторов, и если докажет, что его действия совершены для предотвращения еще большего ущерба интересам кредиторов.

11. Размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица равен
совокупному размеру требований кредиторов, включенных в реестр требований
кредиторов, а также заявленных после закрытия реестра требований кредиторов и
требований кредиторов по текущим платежам, оставшихся не погашенными по причине
недостаточности имущества должника.

В обоснование заявленных требований уполномоченным органом представлены расчет задолженности, требования об уплате и решения о взыскании налогов, постановления о взыскании недоимки за счет имущества должника. Указанные требования и решения уполномоченного органа должником не оспорены в установленном законом порядке. Материалами дела подтверждается, что на дату введения процедуры наблюдения в отношении должника, в нарушение норм законодательства о налогах и сборах, оплата задолженности по налогам, страховым взносам (пени) в сумме 4 019 167,78 руб. должником, в бюджет не произведена.

Судом установлено: в результате неправомерных действий руководителя ООО «Золото Томмота» ФИО2 в период с 3 кв. 2013 года и до даты введения конкурсного производства руководителем должника не исполнялись требования налогового законодательства по уплате налогов в сроки, установленные налоговым законодательством Российской
Федерации - налога по упрощенной системе налогообложения, транспортного налога,
налога на доходы физических лиц).

В связи с неисполнением требований в добровольном порядке налоговым органом обоснованно, в установленные законом сроки и порядке вынесены требования об уплате задолженности.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о причинении вреда интересам уполномоченного органа.

Данные обстоятельства не возникли бы в случае надлежащего ведения руководителями должника бухгалтерского и налогового учета и уплаты налогов, в связи с этим можно прийти к выводу о доказанности наличия противоправных действий руководителя.

Документы бухгалтерского учета и отчетности, обязанность по ведению
(составлению) и хранению, которых установлена законодательством Российской
Федерации, после принятия решения о признании должника банкротом конкурсному
управляющему не переданы, в результате чего существенно затруднено проведение
процедуры конкурсного производства, в том числе формирование и реализация конкурсной
массы. У конкурсного управляющего отсутствуют документы по бухгалтерскому и налоговому учету, документы по имуществу должника. Данные обстоятельства подтверждаются также тем, 08.05.2018 от конкурсного управляющего должника - общества с ограниченной ответственностью «Золото Томмота» поступило ходатайство о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение судебного решения по делу №А58-4227/2017. обязывающего руководителя должника передать конкурсному управляющему бухгалтерскую и иную документацию, печати, штампы, материальные и иные ценности должника, которое расценено судом как ходатайство в порядке ст. 60, 126 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" об обязании бывшего руководителя должника исполнить вышеуказанное требование закона, не исполненное им добровольно в установленный законом срок.

Определением суда от 09.08.2018 ходатайство конкурсного управляющего удовлетворено. Конкурсным управляющим получен исполнительный лист и 21.11.2018 направлен на исполнение в службу судебных приставов.

Бездействие руководителей должника по передаче документации Должника конкурсному управляющему ФИО1 существенно затрудняет проведение процедуры конкурсного производства, в том числе формирование и реализация конкурсной массы.

При изложенных обстоятельствах имеются правовые основания для привлечения ФИО2, к субсидиарной ответственности по заявленным основаниям.

Вместе с тем, в настоящее время идет процесс формирования конкурсной массы должника для целей расчета с кредиторами. Следовательно, в настоящее время не представляется возможным определить разницу между размером требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, и денежными средствами, которые будут получены, то есть размер ответственности лица, привлекаемого к субсидиарной ответственности.

Действующей редакцией Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в статье 143 предусмотрена обязанность арбитражного суда приостановить производство по делу, в том числе и в случаях, прямо непоименованных АПК РФ, при условии, что такая обязанность предусмотрена иным федеральным законом.

В силу п. 7 ст. 61.16 Закона о банкротстве, если на момент рассмотрения заявления о привлечении к субсидиарной ответственности по основанию, предусмотренному ст. 61.11 настоящего Федерального закона, невозможно определить размер субсидиарной ответственности, арбитражный суд после установления всех иных имеющих значение для привлечения к субсидиарной ответственности фактов выносит определение, содержащее в резолютивной части выводы о доказанности наличия оснований для привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности и о приостановлении рассмотрения этого заявления до окончания расчетов с кредиторами либо до окончания рассмотрения требований кредиторов, заявленных до окончания расчетов с кредиторами.

Таким образом, приходя к выводу о наличии оснований для привлечения ФИО2 к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, суд приостанавливает производство по настоящему заявлению конкурсного управляющего в части определения размера ответственности ответчика до окончания расчетов с кредиторами.

Руководствуясь пунктом 7 статьи 61.16 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

признать о доказанности наличия оснований для привлечения бывшего руководителя общества с ограниченной ответственностью «Золото Томмота» ФИО2 к субсидиарной ответственности.

Приостановить рассмотрение заявления конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Золото Томмота» ФИО1 к бывшему руководителю должника ФИО2 о привлечении к субсидиарной ответственности до окончания расчетов с кредиторами.

Определение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в течение десяти дней со дня его вынесения.

Судья В.И.Подколзина