000 , г. Якутск, ул. Курашова, 28, Арбитражный суд РС(Я)
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о возвращении заявления о признании должника банкротом
Дело № А58-4376/08-0244
г. Якутск 12 августа 2008 года
Судья Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) Николина О. А. ,
ознакомившись с заявлением Федеральной налоговой службы Российской Федерации в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Республике Саха (Якутия) от 31.07.2008 года № 11/26273 к обществу с ограниченной ответственностью «Иерархия» о признании отсутствующего должника несостоятельным (банкротом),
У С Т А Н О В И Л:
05 августа 2008 года Федеральная налоговая служба России в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) (далее по тексту – уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением от 31.07.2008г. № 11/26273 о признании отсутствующего должника – ООО «Иерархия» несостоятельным (банкротом).
Основаниями для обращения в суд с заявлением о признании отсутствующего должника несостоятельным (банкротом) уполномоченным органом указаны следующие обстоятельства: должник выбыл с последнего известного места нахождения, установить местонахождение руководителя не представляется возможным; задолженность должника по обязательным платежам составляет 13.816.597 руб. 94 коп.; должник не представляет в налоговый орган отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, иные документы и сведения необходимые для исчисления и уплаты налогов в течение последних 12 месяцев; должник в течение последних 12 месяцев не производил операций по банковским счетам; у должника отсутствует имущество.
Суд, изучив документы, приложенные уполномоченным органом к заявлению о признании должника несостоятельным (банкротом) и рассмотрев вопрос о принятии заявления к производству приходит к следующим выводам.
Согласно статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту - Закон о банкротстве) и пункту 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным указанным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии с пунктом 1 статьи 227 Закона о банкротстве в случаях, если руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место его нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.
Согласно статье 230 Закона о банкротстве положения о банкротстве отсутствующего должника применяются также в случае, если имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве или если в течение последних двенадцати месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.
После принятия Закона о банкротстве Федеральным законом от 02.07.2005 № 83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации» в действующее законодательство внесены изменения, предусматривающие исключение из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц без принятия судом решения о ликвидации на основании решения регистрирующего органа. При этом применение упрощенной процедуры прекращения юридического лица не поставлено в зависимость от наличия кредиторской задолженности недействующего лица, в том числе по уплате недоимки по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.
В соответствии со статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту - Закон о регистрации) фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом) признается юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету. Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном Законом о регистрации, то есть по решению регистрирующего органа.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 2, 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2006 № 100 «О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», при рассмотрении вопроса о принятии заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или о признании юридического лица банкротом судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из Реестра по решению регистрирующего органа. Соблюдение указанного порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из Реестра по решению регистрирующего органа. Соответствующие доказательства о невозможности применения административного порядка ликвидации недействующего юридического лица должны быть представлены налоговым органом. При поступлении заявления о принудительной ликвидации или о признании банкротом юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона о регистрации, данное заявление возвращается арбитражным судом заявителю применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 АПК РФ, за исключением случаев, когда решение об исключении недействующего юридического лица из Реестра не принято ввиду поступления возражений на основании пункта 4 статьи 21.1 Закона о регистрации или признано недействительным в судебном порядке.
Данная правовая позиция соответствует разъяснению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенному в пункте 3 Постановления Пленума от 20.12.2006 № 67 «О некоторых вопросах применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц».
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 указанного Постановления Пленума, одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника по смыслу статьи 39 Закона о банкротстве в системном истолковании с положениями пунктов 1 и 3 статьи 59 Закона о банкротстве и статьи 21.1 Закона о регистрации уполномоченный орган представляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган. При непредставлении этих доказательств заявление подлежит возврату на основании пункта 1 статьи 44 Закона о банкротстве.
Указанные в заявлении уполномоченного органа основания: непредставление должником налоговой и бухгалтерской отчетности о финансово-хозяйственной деятельности более 12 месяцев, отсутствие операций по банковским счетам более 12 месяцев свидетельствуют о наличии у должника признаков недействующего юридического лица.
В отношении указанного недействующего юридического лица действующим законодательством предусмотрено специальное основание прекращения его деятельности отличное от ликвидации юридического лица вследствие признания его несостоятельным (банкротом).
Ссылка уполномоченного органа на наличие у заявителя денежных средств для финансирования процедур банкротства отсутствующего должника, в том числе на оплату вознаграждения арбитражному управляющему и иных расходов по делу о банкротстве при изложенных выше обстоятельствах не является основанием принятия заявления о признании должника банкротом, поскольку заявителем не представлены доказательства вероятности погашения полностью или частично задолженности по обязательным платежам перед публично-правовым образованием. Напротив, из заявления уполномоченного органа и приложенных к нему документов следует, что у должника отсутствует какое-либо имущество.
С учетом изложенного, заявление уполномоченного органа подлежит возвращению.
Руководствуясь статьями 44, 227, 230 ФЗ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», пунктом 1 части 1 статьи 129, статьями 184-187, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Заявление Федеральной налоговой службы России в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Республике Саха (Якутия) от 31.07.2008 года № 11/26273 о признании отсутствующего должника общества с ограниченной ответственностью «Иерархия» несостоятельным (банкротом) возвратить заявителю.
Возвращение заявления не препятствует повторному обращению с таким же требованием в арбитражный суд после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его возвращения.
Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке не позднее 14 дней со дня его принятия.
Судья О.А. Николина