ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А58-4749/16 от 22.09.2016 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу

город Якутск

Резолютивная часть определения объявлена 22 сентября 2016 года.  Мотивированное определение изготовлено 22 сентября 2016 года. 

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Евсеевой Е.А., при  ведении протокола судебного заседания секретарем Рудых В.В., рассмотрев в  предварительном судебном заседании заявление 

Общества с ограниченной ответственностью "Нера" (ИНН <***>, ОГРН  <***>) от 10.08.2016 без номера 

к Министерству охраны природы Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>,  ОГРН <***>) 

о признании незаконным действия сотрудника ФИО1, совершенные  03.07.2016 23 час. 40 мин., 

об отмене предписания от 03.07.2016 № 1-Н,
об отмене постановления от 27.07.2016 № 17,

с участием представителей лиц, участвующих в деле: от заявителя: ФИО2 по  доверенности от 29.07.2016; от административного органа: ФИО3 по  доверенности от 05.02.2016, 

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью "Нера" обратилось в Арбитражный  суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Министерству охраны природы Республики  Саха (Якутия) о признании незаконным действия сотрудника ФИО1 по выдаче  предписания от 03.07.2016 об устранении загрязнения водных объектов, об отмене  предписания от 03.07.2016 № 1-Н об устранении выявленных нарушений норм 


законодательства в области охраны окружающей среды, а именно, загрязнения водных  объектов ручья Малый Делегеннях Оймяконского района РС(Я) в срок до 20.08.2016, об  отмене постановления от 27.07.2016 № 17 о привлечении ООО «Нера» по части 4 статьи  8.13 КоАП РФ, по основаниям, указанным в заявлении и поддержанным в суде. 

Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия) заявило ходатайство о  прекращении производства по делу, в связи с не подведомственностью спора в  арбитражном суде. 

Выслушав сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о  прекращении производства по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, с  учетом разъяснений, данных в пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от  24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции  Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 № 40), исходя из следующего. 

В силу части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть  лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых  оно отнесено законом. 

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 2 мотивировочной части  Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21.01.2010 № 1-П,  данное конституционное право - право на законный суд - является необходимой  составляющей закрепленного статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации  права на судебную защиту и одновременно - гарантией независимости и  беспристрастности суда. 

Арбитражные суды входят в судебную систему Российской Федерации и  осуществляют свою деятельность на основе конституционных принципов правосудия. 

Распределение компетенции между ними и судами общей юрисдикции не означает  ограничения или нарушения конституционного права на судебную защиту. 

Согласно пункту 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ  арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела,  связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с  участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих  статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом  порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных  настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской 


Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований,  государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных  лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих  статуса индивидуального предпринимателя (часть 2 статьи 27 Арбитражного  процессуального кодекса РФ). 

В порядке административного судопроизводства арбитражные суды в соответствии  с пунктом 2 части 1 статьи 29 АПК РФ рассматривают возникающие из  административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные  дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и  иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании затрагивающих права и  законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия)  государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций,  наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными  публичными полномочиями, должностных лиц, а согласно пункту 5 части 1 статьи 29  АПК РФ и другие дела, возникающие из административных и иных публичных  правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции  арбитражного суда. 

В правоприменительной практике суды при разрешении вопроса коллизии  компетенции выделяют два критерия подведомственности споров арбитражным судам  Российской Федерации: 

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе  обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными  ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, 


осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что  оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не  соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и  законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,  незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для  осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Исходя из названных норм, арбитражный суд вправе рассматривать дела о  признании недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего  публичные полномочия, если такой акт затрагивает права и законные интересы заявителя  в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Согласно пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране  окружающей среды" отношения, возникающие в области охраны и рационального  использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются  международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным  законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным  законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования. 

Учитывая изложенные нормы действующего законодательства и обстоятельства,  которые подлежат установлению при разрешении настоящего спора, суд считает, что  необходимость соблюдения обществом требований законодательства об охране  окружающей среды и природопользования обусловлена не осуществлением им  предпринимательской деятельности, а вытекает из общих для всех целей - сохранение  благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в  целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления  правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической  безопасности, предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления  на здоровье человека и окружающую среду. 

Доказательств обратного заявителем не приведено.

Вместе с тем, суд считает необходимым отметить, что при наличии спорной  подведомственности и отказе судом общей юрисдикции в рассмотрении спора  арбитражный суд принимает дело к своему производству. 

Применительно к рассматриваемому делу спорная подведомственность  отсутствует, так как заявителем не доказано факт его обращения в суд общей  юрисдикции. 

Более того, Верховный Суд Российской Федерации в пункте 33 Постановления  Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых 


вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях" применительно к обжалованию постановлений  административных органов о привлечении к административной ответственности  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей разъяснил, что жалобы  указанных лиц на постановление о привлечении к административной ответственности,  исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и пункте 3 части 1  статьи 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если  юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к  административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами  предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная  сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях  (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего  законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в  области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного  движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда. 

Данное разъяснение касается порядка обжалования постановлений  административных органов о привлечении к административной ответственности, а не  оспаривания ненормативных актов государственных и иных органов, осуществляющих  публичные полномочия, между тем, оно может быть применено к рассмотрению спора по  оспариванию предписания по аналогии, поскольку касается сходных отношений, а  именно, отнесения к подведомственности арбитражного суда спора, вытекающего из  административных и иных публичных правоотношений, между юридическим лицом и  государственным органом в области охраны окружающей среды и природопользования. 

Таким образом, оспариваемое предписание также вынесено не в связи с  нарушением заявителем норм, регулирующих общественные отношения в области  предпринимательской и иной экономической деятельности, а направлено на устранение  нарушений положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в  области охраны окружающей среды и природопользования. 

Следовательно, оспариваемое предписание не затрагивает прав и законных  интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической  деятельности, в связи с чем, данный спор, не относится к подведомственности  арбитражного суда. 

Не подведомственность спора арбитражному суду является основанием для  прекращения производства по делу, за исключением случая, когда производство по делу  уже было прекращено судом общей юрисдикции в связи с не подведомственностью, 


поскольку в противном случае заинтересованное лицо будет лишено права на судебную  защиту своих прав и законных интересов. 

Как указано выше, доказательств, подтверждающих обращение заявителя в суд  общей юрисдикции с заявлением об оспаривании действия должностного лица  административного органа, с заявлением об оспаривании предписания, постановления до  обращения с соответствующим заявлением в арбитражный суд, заявителем не  представлено. Следовательно, заявитель не лишен права на судебную защиту путем  обращения в суд общей юрисдикции с соответствующим заявлением. 

При указанных обстоятельствах производство по делу в арбитражном суде  подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ

 Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 184, 185 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

О П Р Е Д Е Л И Л:

производство по делу № А58-4749/16 прекратить.

Определение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месяца  со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи  апелляционной жалобы определение, если оно не отменено и не изменено, вступает в  законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной  инстанции. 

Определение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в  порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд. 

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции  через арбитражный суд, вынесший определение. Апелляционная жалоба также может  быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте  арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет  http://yakutsk.arbitr.ru. 

В случае обжалования определения в порядке апелляционного производства  информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на  интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru. 

Судья Е.А. Евсеева. 


Официальный сайт Арбитражного суда Республики Саха (Якутия): www.yakutsk.arbitr.ru
(информация о движении дела, справочные материалы и др.).