ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А58-5990/19 от 13.06.2019 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) 

ул. Курашова, д. 28, бокс 8, г. Якутск, Республика Саха (Якутия), 677980,

www.yakutsk.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об оставлении искового заявления без движения 

город Якутск

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Немытышевой Н.Д.,  рассмотрев вопрос о принятии искового заявления индивидуального предпринимателя  ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) к  акционерному обществу «Страховая компания «Стерх» (ИНН <***>, ОГРН  <***>) о взыскании 690 340 руб. 

УСТАНОВИЛ:

Исковое заявление подано с нарушением требований, предусмотренных статьями  125, 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК  РФ). 

Согласно части 5 статьи 4 АПК РФ спор, возникающий из гражданских  правоотношений, может быть передан на разрешение арбитражного суда после принятия  сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных  дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не  установлены законом либо договором 


Согласно пункту 8 части 2 статьи 125 АПК РФ в исковом заявлении должны быть  указаны сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка. 

В силу пункта 7 части 1 статьи 126 АПК РФ, к исковому заявлению прилагаются  документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного  порядка, за исключением случаев, если его соблюдение не предусмотрено федеральным  законом. 

В соответствии с Федеральным законом от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об  уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» установлен круг лиц,  обязанных обращаться за разрешением спора к финансовому уполномоченному. 

С 1 июня 2019 года Федеральным законом от 04.06.2018 № 133-ФЗ в абзац второй  пункта 1 статьи 16.1 внесены изменения. 

В соответствии с информацией Банка России от 31.05.2019 «В России начинает  работать финансовый омбудсмен» с 01.06.2019 для страховых организаций,  занимающихся ОСАГО, ДСАГО и каско, становится обязательным взаимодействие с  уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг (финансовым омбудсменом). 

Финансовый уполномоченный будет рассматривать обращения, связанные с  имущественными претензиями гражданина к страховой компании при нарушении ею  обязательств по страховому возмещению по договорам ОСАГО (вне зависимости от  суммы), а также иные претензии, где размер требований не превышает 500 тыс. рублей.  Ранее все подобные вопросы относились к компетенции судов. 

При возникновении споров со страховой компанией гражданин будет обязан до  подачи заявления в суд обратиться к финансовому омбудсмену. При этом сначала он  должен обратиться за урегулированием спора к своему страховщику. Если страховая  компания не удовлетворит претензию гражданина или не ответит в установленные сроки  (30 календарных дней в случае письменного обращения или 15 рабочих дней при подаче  заявления в электронном виде), потребитель вправе направить обращение финансовому  уполномоченному. 

Финансовый уполномоченный принимает и рассматривает обращения бесплатно,  за исключением обращений, поданных лицами, которым уступлено право требования  потребителя финансовых услуг к финансовой организации. Срок рассмотрения  отсчитывается с даты подачи обращения и составляет 15 рабочих дней для самого  потребителя финансовых услуг и 30 рабочих дней для лиц, которым уступлено право  требования потребителя. В результате гражданин получает решение финансового  уполномоченного (в случае неисполнения финансовой организацией решения 


финансового уполномоченного ей выдается аналог исполнительного листа -  удостоверение, являющееся исполнительным документом). 

В свою очередь Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности  финансовых услуг Банка России продолжит осуществлять защиту интересов клиентов  страховых компаний и применять меры надзорного реагирования к нарушителям по  вопросам, не связанным с гражданско-правовыми спорами между сторонами. 

Институт финансового уполномоченного введен в целях повышения  эффективности досудебного урегулирования споров между потребителями и  финансовыми организациями, а также снижения числа споров, в том числе судебных, и  повышения доверия потребителей к финансовому рынку. 

Таким образом, истцу необходимо предоставить доказательства соблюдения  претензионного порядка с учетом изложенной информации Банка России. 

В соответствии с частью 1 статьи 128 АПК РФ арбитражный суд, установив при  рассмотрении вопроса о принятии искового заявления к производству, что оно подано с  нарушением требований, установленных статьями 125, 126 Кодекса, выносит определение  об оставлении заявления без движения. 

При таких обстоятельствах, исковое заявление подлежит оставлению без движения. 

Руководствуясь статьями 125, 126, 128, 184, 185 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

ОПРЕДЕЛИЛ:

исковое заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 оставить без движения. 

Предложить истцу устранить обстоятельства, послужившие основанием оставления  искового заявления без движения и представить в Арбитражный суд Республики Саха  (Якутия) в срок до 12.07.2019: 

- доказательства соблюдения претензионного порядка, с учетом информации Банка  России от 31.05.2019; 

- оригинал платежного поручения об уплате государственной пошлины с отметками  банка об его исполнении. 

В соответствии с частью 4 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации в случае, если обстоятельства, послужившие основанием для  оставления заявления без движения, не будут устранены в срок, установленный в  определении, исковое заявление и прилагаемые к нему документы арбитражный суд 


возвращает исковое заявление и прилагаемые к нему документы в порядке,  предусмотренном статьей 129 Кодекса. 

Судья Н.Д. Немытышева