ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А58-6438/10 от 29.10.2010 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

677980, г. Якутск, ул. Курашова, 28

О  П  Р  Е  Д  Е  Л  Е  Н  И  Е

о прекращении производства по делу

Дело № А58-6438/10

город Якутск                                                                                                                      29.10.2010

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Р.И. Эверстовой

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев дело по заявлению Сельской администрации муниципального образования "село Верхневилюйск" муниципального района "Верхневилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия)  

к Сельскому Совету депутатов муниципального образования "село Верхневилюйск" муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия)

о признании незаконным бездействием сельского Совета депутатов МО "с.Верхневилюйск" непринятие мер по внесению изменений и дополнений в Устав МО "село Верхневилюйск" на 2010 год; обязании ответчика провести анализ соответствия Устава МО "село Верхневилюйск" действующему федеральному законодательству, в установленном порядке внести изменения и дополнения в Устав МО "село Верхневилюйск" на 2010 год

при участии:

от заявителя: Черемных В.М. – по доверенности от 03.02.2010, Андреева А.В. – по доверенности от 28.10.2010, Борисова М.С. – по доверенности от 28.10.2010,

от ответчика: не явились, извещены (телеграфное уведомление №00823035).

Сельская администрация муниципального образования "село Верхневилюйск" муниципального района "Верхневилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия)  (далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Сельскому Совету депутатов муниципального образования "село Верхневилюйск" муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) (далее – совет депутатов) о признании незаконным бездействия сельского Совета депутатов МО "с.Верхневилюйск" непринятие дополнений и изменений в Устав МО "с. Верхневилюйск" на 2010 год; обязании ответчика в установленном порядке провести анализ соответствия Устава МО "с. Верхневилюйск" действующему федеральному законодательству во всех отраслях права и внести в Устав МО "с. Верхневилюйск" на 2010 год изменения и дополнения в соответствии с федеральным законодательством.

Заявлением, принятым судом в судебном заседании 29.10.2010, администрация уточняет предмет заявленных требований и просит признать незаконным бездействием сельского Совета депутатов МО "с.Верхневилюйск" непринятие мер по внесению изменений и дополнений в Устав МО "село Верхневилюйск" на 2010 год; обязать ответчика провести анализ соответствия Устава МО "село Верхневилюйск" действующему федеральному законодательству, в установленном порядке внести изменения и дополнения в Устав МО "село Верхневилюйск" на 2010 год.

Суд, руководствуясь статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным принять изменение основания и предмета заявленных требований.

Совет депутатов представил отзыв от 25.10.2010 №225 о том, что заявленное требование не имеет законного основания, является попыткой бездействия главы муниципального образования «село Верхневилюйск» по внесению изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Из материалов дела следует.

Прокурором Верхневилюйского района в порядке надзора проведена проверка устава муниципального образования «село Верхневилюйск» (далее – муниципальное образование), по результатам которой установлено, что в уставе муниципального образования не учтены положения Федерального закона от 05.04.2010 №40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». Главе муниципального образования внесено представление от 25.06.2010 №0-01-10 об устранении нарушений федерального законодательства.

28.07.2010 главой муниципального образования получено письмо прокуратуры Верхневилюйского района от 28.07.2010 №7-01-10 о необходимости внесения изменений в устав муниципального образования в связи с вступлением в силу Федерального закона от 04.06.2010 №117-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Бездействие совета депутатов по невнесению изменений в устав муниципального образования послужило основанием обращения администрации с заявлением в арбитражный суд.

Советом депутатов представлены:

- проект решения сельского совета от 30.07.2010 №27-09 «О внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования «село Верхневилюйск», разработанный в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2010 №40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций», Федеральным законом от 04.06.2010 №117-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

- проект решения сельского совета от 31.08.2010 №28-01 «О внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования «село Верхневилюйск», разработанный в связи с отказом главы муниципального образования подписать решение от 30.07.2010
№27-09 и в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2010 №40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций», Федеральным законом от 04.06.2010 №117-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», фактически дублирующий решение совета депутатов от 30.07.2010 №27-09.

Неподписание вышеуказанных решений явилось основанием обращения совета депутатов в прокуратуру Верхневилюйского района с письмом от 01.09.2010 №201 и Президенту Республики Саха (Якутия) с письмом от 04.10.2010 №204.

Администрацией также представлены представление прокуратуры Верхневилюйского района от 30.09.2009 №7-04-09 об устранении нарушений федерального законодательства о том, что в устав муниципального образования не внесены нормы, установленные Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; представление прокуратуры Верхневилюйского района от 08.04.2010 №7-01-10 об устранении нарушений федерального законодательства о том, что в уставе муниципального образования не учтены положения вступивших в законную силу федеральных законов от 27.12.2009 №365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» и от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»; протест заместителя прокурора Верхневилюйского района от 08.04.2010 №7-06-10 на отдельные положения устава муниципального образования в связи с тем, что уставе не учтены положения вступивших в законную силу федеральных законов от 28.11.2009 №283-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 27.12.2009 №357-ФЗ «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», от 27.12.2009 №365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления»; требование прокуратуры Верхневилюйского района от 02.10.2009 №7-02-09 в порядке статьи 22 Федерального закона «о прокуратуре Российской Федерации» о представлении информации о соответствии устава муниципального образования федеральным законам от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», от 07.05.2009 №90-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Администрацией представлены разработанные администрацией проекты решения сельского совета от 09.0.2010 №24-01 «О внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования «с.Верхневилюйск» и устава муниципального образования в редакции указанного решения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судам подведомственны возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, требование об оспаривании бездействия совета депутатов администрацией заявлено в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 78 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 информационного письма от 13.08.2004 № 80 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» по существу, Закон установил, что к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Администрацией оспаривается бездействие совета депутатов по приведению устава муниципального образования в соответствие в федеральным законодательством в связи с внесением актов прокурорского реагирования.

Основанием для внесения актов прокурорского реагирования послужило изменение и дополнение федерального законодательства.

Из оспариваемого бездействия не следует, что оно касается вопросов предпринимательства и иной экономической деятельности.

Таким образом, указанный спор нельзя отнести к подведомственности арбитражных судов.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

При таких обстоятельствах производство по делу следует прекратить.

В связи с прекращением производства по делу, нарушением требований Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по предъявлению встречных требований, требования совета депутатов по признанию незаконным бездействия главы муниципального образования по непринятию изменений и дополнений в устав муниципального образования и применения административных мер наказания в отношении главы муниципального образования за систематический обман арбитражного суда, изложенные в отзыве на заявление, суд расценивает как доводы о несогласии совета депутатов с заявленными требованиями администрации.

Руководствуясь статьей 49, пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 184-188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Уточнение предмета заявленных требований Сельской администрации муниципального образования "село Верхневилюйск" муниципального района "Верхневилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) принять.

Производство по делу № А58-6438/10 прекратить.

Определение может быть обжаловано в установленные законом сроки и порядке.

Судья                                                                                                            Р.И. Эверстова