ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А58-6501/15 от 11.01.2016 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 980 , www.yakutsk.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

город Якутск

13 января 2016 года

Дело № А58-6501/2015

Резолютивная часть определения объявлена 11 января 2016 года, полный текст определения изготовлен 13 января 2016 года.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н., рассмотрев в предварительном судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центральная аварийная диспетчерская служба" (ИНН 1435168995, ОГРН 1061435017753) от 23.11.2015 №863 к Прокуратуре города Якутска Республики Саха (Якутия) о признании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 05.11.2015 незаконным , недействительным, с участием представителя прокурора – Холмогоровой В.А. по доверенности от 11.01.2016 № 34-2016/34; слушателя – Огочоновой Н.В.; заявитель – не явились, извещены;

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Центральная аварийная диспетчерская служба" (далее – общество, заявитель) обратилось с заявлением от 23.11.2015 №863 к Прокуратуре города Якутска Республики Саха (Якутия) (далее – прокурор) о признании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 05.11.2015 незаконным, недействительным.

Обществом посредством телефонограммы заявлено ходатайство об отложении судебного заседания в связи с увольнением юриста.

Рассмотрев ходатайство, суд полагает необходимым его отклонить в связи с тем, что настоящее судебное заседание является предварительным, при этом обществом не представлены доказательства в обоснование ходатайства.

18.12.2015 от общества поступило дополнение к заявлению.

Представленный документ приобщен к материалам дела в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из заявления от 23.11.2015 № 863, нормативно-правового обоснования заявленного требования от 03.12.2015 № 896, дополнения к заявлению (поступило 18.12.2015) общество  просит признать постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 05.11.2015 незаконным, недействительным в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, одновременно ссылается на положения статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Прокурором письменный отзыв на заявление не представлен, в судебном заседании представитель заявил о несогласии с заявлением, а также пояснил, что оспариваемое постановление вынесено в отношении должностного лица и передано на рассмотрение в порядке статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях мировому судье.

Из материалов дела следует.

Прокуратурой Республики Саха (Якутия) с привлечением специалистов Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) проведена проверка исполнения законодательства о лицензировании деятельности в сфере управления многоквартирными домами.

По результатам проверки установлено, что ООО «ЦАДС» осуществляет управление многоквартирными домами на основании лицензии № 14-000090 от 29.04.2015, при этом в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <...> в нарушение подпунктов в, г, д, е, ж, з, к пункта 3, подпункта а пункта 5 Стандарта, обществом информация не раскрыта.

05.11.2015 заместитель прокурора города Якутска, рассмотрев материалы проверки вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении исполняющего обязанности генерального директора ООО «ЦАДС» ФИО2 по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Не согласившись с указанным постановлением прокурора, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и недействительным.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникшие из административных и иных правоотношений экономические споры, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу правовой позиции, выраженной в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к ненормативным правовым актам относятся акты органов государственной власти (органов местного самоуправления), принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

С учетом изложенного, под правовым актом индивидуального характера (ненормативным правовым актом), подлежащим оспариванию в арбитражном суде, понимается акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации.

О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.

Согласно статье 24.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.

Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно пункту 2 статьи 22 указанного закона прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

В силу статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации.

О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.

Согласно статье 24.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.

Согласно пункту 2 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

В силу статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.

По смыслу положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составление протокола об административном правонарушении является одним из процессуальных действий в рамках административной процедуры, завершающих формирование доказательственной базы, а сам протокол (постановление), как доказательство по делу об административном правонарушении, исследуется и оценивается при рассмотрении всех материалов административного дела и решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности.

Оценив содержание оспариваемого постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 05.11.2015, суд приходит к выводу о том, что постановление (протокол) не обладает такими признаками ненормативного правового акта как обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия и нарушающие права и охраняемые законом интересы заявителя. Каких-либо властных предписаний, порождающих правовые последствия для заявителя, оспариваемый акт не содержит, постановление не может изменять или устанавливать соответствующие права и налагать какие-либо обязанности на заявителя.

Данный документ не является окончательным по вопросу регулирования правоотношений между заявителем и прокурором, а является лишь основным доказательством при производстве по делу об административном правонарушении, поэтому не может быть самостоятельным предметом спора в арбитражном суде. Более того, постановление вынесено в отношении должностного лица (физического лица).

Следовательно, постановление сам по себе не нарушает законные права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не влечет для него неблагоприятные последствия и поэтому не подлежит оспариванию в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Подведомственность арбитражным судам дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности определена частью 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

  В свою очередь, частью 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражными судами рассматриваются дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

В силу части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

1) о назначении административного наказания;

2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Исходя из положений части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и части 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражном суде подлежат оспариванию только постановления по делу об административном правонарушении, а не постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (протоколы), причем, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.

Между тем, в рассматриваемом случае, общество оспаривает постановление (протокол) о возбуждении дела об административном правонарушении, а не постановление о назначении административного наказания, либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении, более того, вынесенное в отношении должностного лица.

Таким образом, обжалование постановления о возбуждении дела об административном правонарушении Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено. Правильность составления постановления о возбуждении дела (протокола об административном правонарушении), так же как и правильность оформления иных материалов административного дела, в соответствии со статьей 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях проверяется судьей, органом, должностным лицом при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении.

Обратное заявителем не доказано.

По совокупности изложенного, оспариваемое постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 05.11.2015 не является ненормативным правовым актом, в связи с чем, не может быть обжаловано в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не является постановлением о назначении административного наказания, либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении, в связи с чем, не может быть обжаловано в порядке параграфа 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенные нормы права и обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

На основании указанной нормы Кодекса, производство по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центральная аварийная диспетчерская служба" от 23.11.2015 №863 к Прокуратуре города Якутска Республики Саха (Якутия) о признании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 05.11.2015 незаконным, недействительным следует прекратить.

  В силу части 1 статьи 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о прекращении производства по делу арбитражный суд выносит определение.

  В определении арбитражный суд указывает основания для прекращения производства по делу, а также разрешает вопросы о возврате государственной пошлины из федерального бюджета в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 150 настоящего Кодекса, и распределении между сторонами судебных расходов.

При обращении в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) заявителем уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей платежным поручением от 24.11.2015 № 1086.

В порядке статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная заявителем государственная пошлина в размере 3 000 рулей подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 184-188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

производство по делу № А58-6501/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центральная аварийная диспетчерская служба" (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 23.11.2015 №863 к Прокуратуре города Якутска Республики Саха (Якутия) о признании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 05.11.2015 незаконным, недействительным прекратить.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Центральная аварийная диспетчерская служба" (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 24.11.2015 № 1086. Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Определение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия определения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший определение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно –  телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования определения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья                                                                                          А.Н. Устинова