ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А58-8127/2022 от 20.12.2023 АС Республики Саха (Якутия)





Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

ул. Курашова, д. 28, бокс 8, г. Якутск, Республика Саха (Якутия), 677000,

www.yakutsk.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об исключении имущества из конкурсной массы

город Якутск

 Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Евсеевой Е.А., при  ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Румянцевой  О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 

ходатайство финансового управляющего должника об исключении транспортного  средства из конкурсной массы ФИО1 (ИНН: <***>, дата  рождения: 22.11.1986, место рождения: г. Мирный, адрес регистрации: 677014,  <...>, СНИЛС: <***>), 

в отсутствие лиц, участвующих в деле о банкротстве, надлежаще извещенных о  времени и месте судебного заседания, 

УСТАНОВИЛ:

определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10.11.2022 в  отношении ФИО1 (далее – должник) введена процедура  реструктуризации долгов гражданина, финансовым управляющим должника утвержден  ФИО2 (далее – финансовый управляющий). 

Информационное сообщение о введении в отношении должника процедуры  банкротства опубликовано в газете «Коммерсантъ» № 215 (7416) от 19.11.2022. 

Решением от 30.05.2023 (резолютивная часть решения оглашена 23.05.2023) в  отношении должника введена процедура реализации имущества. 

Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 03.11.2023  заявление принято к рассмотрению; назначено судебное заседание. 

На основании пунктов 1 и 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие  представителей лиц, участвующих в деле, при непредставлении кредиторами отзыва на  ходатайство по имеющимся в материалах дела документам. 


Исследовав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, проанализировав нормы  материального и процессуального права, суд приходит к следующим выводам. 

Согласно пунктам 1, 2 статьи 213.25 Закона о банкротстве все имущество  гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании  гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или  приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу,  за исключением имущества, определенного п. 3 настоящей статьи. 

С даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества,  составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются  только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться  гражданином лично (п. 5 ст. 213.25 Закона). 

Пунктом 3 названной статьи Закона предусмотрено, что из конкурсной массы  исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с  гражданским процессуальным законодательством. 

По мотивированному ходатайству гражданина и иных лиц, участвующих в деле о  банкротстве гражданина, арбитражный суд вправе исключить из конкурсной массы  имущество гражданина, на которое в соответствии с федеральным законом может быть  обращено взыскание по исполнительным документам и доход от реализации которого  существенно не повлияет на удовлетворение требований кредиторов. Общая стоимость  имущества гражданина, которое исключается из конкурсной массы в соответствии с  положениями настоящего пункта, не может превышать десять тысяч рублей (п. 2 ст.  213.25 Закона). 

Пунктом 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от  13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур  применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" (Постановление N 45)  установлено, что при рассмотрении дел о банкротстве граждан, в том числе  индивидуальных предпринимателей, суды должны учитывать необходимость обеспечения  справедливого баланса между имущественными интересами кредиторов и личными  правами должника (в том числе его правами на достойную жизнь и достоинство  личности). 

Предоставляя должнику-гражданину имущественный (исполнительский) иммунитет,  с тем чтобы исходя из общего предназначения данного правового института -  гарантировать должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые  для их нормального существования и деятельности. 

Согласно подп. 13 п. 1 ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об  исполнительном производстве" взыскание не может быть обращено на средства  материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом от  29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей,  имеющих детей" (Закон N 256-ФЗ). 

В силу п. 2 ст. 2 Закон N 256-ФЗ материнский (семейный) капитал представляет  собой средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда  Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки,  установленных настоящим Федеральным законом. 

Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала  осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 ст. 3 указанного Закона, получившими 


сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской  Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о  распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (заявление о  распоряжении), в котором указывается направление использования материнского  (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 1 ст. 7 Закон  N 256-ФЗ). 

При этом в силу п. 2 ст. 1 названного Закона органы государственной власти  субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут  устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств  соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. 

Абзацем 5 ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов  государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что органы  государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет  средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств,  передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на  осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и  социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из  установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской  Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах  положений, устанавливающих указанное право. 

Из названных положений следует, что материнский (семейный) капитал,  предоставляется за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта и  предназначен для реализации дополнительных мер государственной поддержки семей,  имеющих детей, то есть средства материнского капитала, имеющие исключительно  целевое назначение, не являются собственностью малолетних детей и в силу закона  предоставляются их родителям (усыновителям). 

Во исполнение приказа Минтруда РС(Я) от 28.02.2022 N 4-Н "О реализации права на  распоряжение средствами (частью средств) целевого капитала "Дети столетия" утвержден   Административный регламент по предоставлению государственной услуги "Об  утверждении Административного регламента Министерства труда и социального  развития Республики Саха (Якутия) по предоставлению государственной услуги "О  реализации права на распоряжение средствами (частью средств) целевого капитала "Дети  столетия", которым определены условия для направления средств целевого капитала на  приобретение транспортного средства, компенсацию стоимости приобретенного  транспортного средства лицом, имеющим сертификат, либо его супругом (приобретенное  в течение года до даты подачи заявления). 

В материалы обособленного спора представлено решение ГКУ РС (Я) "Управления  социальной защиты населения и труда Министерства труда и социального развития  Республики Саха (Якутия)" от 05.08.2022 о реализации права на распоряжение средствами  (частью средств) целевого капитала "Дети столетия" на приобретение транспортного  средства посредством совершения любых непротиворечащих законодательству сделок  путем безналичного перечисления указанных средств организации, физическому лицу,  осуществляющим отчуждение приобретаемого транспортного средства в размере 100 000  руб. 


В материалы обособленного спора представлено решение ГКУ РС (Я)  "Мирнинское управления социальной защиты населения и труда Министерства труда и  социального развития Республики Саха (Якутия)" от 14.08.2022 о перечислении средств  республиканского материнского капитала "Семья" на приобретение транспортного  средства посредством совершения любых непротиворечащих законодательству сделок в  размере 144 467 руб. 

По договору купли-продажи от 29.07.2022 супруг должника ФИО3  ДД.ММ.ГГГГ г.р. приобрел у ФИО4 автомобиль Мазда Демио 2003 г.в. ГРЗ  Р191КТ14, номер кузова DY3W242003, VIN (отсутствует). 

По условиям данного договора оплата стоимости договора производится за счет  средств: целевого капитала Республики Саха (Якутия) "Дети Столетия" ( № 248 от  23.07.2022) в размере 100 000 руб. и республиканского материнского капитала "Семья"  ( № 113 от 25.07.2022) в размере 144 467 руб. на лицевой счет продавца с указанием  реквизитов для перечисления. 

Данный автомобиль согласно представленным при обращении в суд 11.10.2022 – в  собственности супруга должника ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р. и зарегистрирован на него  в органах ГИБДД (свидетельство о регистрации транспортного средства 9945 138810,  паспорт транспортного средства 25УА483779) . 

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что  спорный автомобиль приобретен за счет средств Целевого капитала Республики Саха  (Якутия) "Дети Столетия" и Республиканского материнского капитала "Семья". 

Учитывая, что социальная выплата, за счет которой приобретен автомобиль,  является мерой дополнительной социальной поддержки семьи, то есть льготой,  предоставляемой за счет средств субъекта Российской Федерации, на приобретение  автотранспортного средства указанной категории граждан, в соответствии с п. 13 ст. 101  Закона "Об исполнительном производстве" возможность обращения взыскания на данный  автомобиль исключается. 

Включение спорного автотранспортного средства в конкурсную массу приведет к  невозможности для должника реализовать свое конституционное право на создание  условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 

Кроме того, данная социальная выплата является мерой социальной поддержки не  только должника, но и членов его семьи и даже в случае реализации автомобиля,  полученные от его продажи денежные средства не могут быть включены в конкурсную  массу должника и направлены на расчеты с кредиторами, поскольку транспортное  средство приобреталось за счет средств мер социальной поддержки, носящих целевой  характер, на которые, в силу п. 13 ч. 1 ст. 101 Закона исполнительном производстве, не  может быть обращено взыскание. 

На основании изложенного, приобретение спорного автомобиль за счет средств  регионального материнского капитала, не препятствует его реализации и включению  вырученных денежных средств в конкурсную массу подлежит отклонению как  основанный на неверном толковании норм действующего законодательства. 

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для  исключения спорного автомобиля из конкурсной массы должника. 

Настоящее определение выполнено в форме электронного документа, подписанного  усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется 


лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в  сети «Интернет». 

По ходатайству указанных лиц копии определения на бумажном носителе могут  быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего  ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку. 

Руководствуясь статьями 60, 213.25 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ  «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 185, 223 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

ОПРЕДЕЛИЛ:

исключить из конкурсной массы должника – гражданки ФИО1 (ИНН: <***>, дата рождения: 22.11.1986, место рождения: г.  Мирный, адрес регистрации: 677014, <...>, СНИЛС: <***>) транспортное средство Мазда Демио 2003 г.в.  ГРЗ Р191КТ14, номер кузова DY3W242003, VIN (отсутствует), зарегистрированное за  супругом должника – ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р. 

Определение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд  через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в течение десяти дней со дня его  вынесения. 

Судья Е.А. Евсеева