ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А59-2109/17 от 25.05.2017 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Коммунистический проспект, 28, г. Южно-Сахалинск, 693024

тел./факс 460-945, http://sakhalin.arbitr.ru, info@sakhalin.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

  об отказе в принятии искового заявления, заявления

г. Южно-Сахалинск Дело № А59-2109/2017

25 мая 2017 года

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Шестопал И.Н., рассмотрев вопрос о принятии к производству заявления общества с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Собранию муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным решения от 22.03.2017 № 10, обязании принять решение об установлении экономически обоснованного размера платы за содержание и ремонт жилого помещения многоквартирного дома, расположенного по адресу: Сахалинская область, Южно-Курильский район, п.Лагунное, общежитие (в/г 1, инв.№ 65) в размере 43,27 рублей и взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей,

У С Т А Н О В И Л :

Общество с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» (далее – общество, заявитель, ООО «ГУЖФ») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Собранию муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» (далее – Собрание) о признании недействительным решения от 22.03.2017 № 10, обязании принять решение об установлении экономически обоснованного размера платы за содержание и ремонт жилого помещения многоквартирного дома, расположенного по адресу: Сахалинская область, Южно-Курильский район, п.Лагунное, общежитие (в/г 1, инв.№ 65) в размере 43,27 рублей и взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.

Как следует из заявления и приложенных к нему документов, общество в соответствии с нормами жилищного законодательства обратилось в Администрацию муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» (далее – Администрация) с заявлением от 10.08.2015 № 722 об установлении размера платы за содержание жилого помещения. Письмом от 11.11.2016 № 03-4954/16-0 Администрация сообщила обществу о рассмотрении представленных материалов и о рассмотрении проекта решения на очередной сессии Собрания МО «Южно-Курильский городской округ» с приложением пакета документов.

Письмом от 06.04.2017 № 031401/17-0 Администрация сообщила обществу, что поскольку со стороны последнего отсутствовал факт обращения в Собрание с целью установления размера платы, Администрация самостоятельно обратилась в Собрание для установления размера платы.

Собранием 22.03.2017 вынесено решение № 10 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений государственного жилого фонда в п.Лагунное (в/г 1 инв. №65, общежитие) для предприятия ООО «Главное управление жилищным фондом».

Решение Собрания опубликовано в общественно-политической газете Южно-Курильского района «На рубеже» от 01.04.2017 № 24 (9560) и вступило в законную силу.

Не согласившись с вынесенным Собранием решением, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Рассмотрев заявление и приложенные к нему документы, суд приходит к выводу о том, что оно не подлежит принятию к производству исходя из следующего.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).

В силу пунктов 1.1 и 2 части 1 статьи 29 АПК РФ, арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

1.1) об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам;

2) об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

В соответствии с пунктами 1 и 1.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N№ 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", по правилам главы 23 АПК РФ рассматриваются дела об оспаривании актов, принятых органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы.

Решения уполномоченного органа государственной власти в области государственного регулирования тарифов, иного органа, осуществляющего публичные полномочия, об утверждении индивидуальных тарифов для конкретных субъектов или касающиеся конкретных объектов, а также содержащие иные конкретные параметры, не являются нормативными правовыми актами. Однако арбитражный суд может признать такие решения нормативными правовыми актами, если установит, что они распространяются на неопределенный круг лиц.

Согласно пунктам 9, 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 48 от 29.11.2007 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, яв­ляются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетель­ствовать различного рода приложения, утвержденные данным актом, в частности типовые, примерные положения. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений.

Иными словами, нормативный правовой акт – это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Таким образом, для отнесения оспариваемого акта к нормативным актам суд должен установить факт распространения правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существую­щих правоотношений.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований). Плата за наем устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В статье 29 "Устав муниципального образования "Южно-Курильский городской округ" (утв. Решением Собрания муниципального образования "Южно-Курильский городской округ" от 11.04.2013 N 2) (Зарегистрировано в Управлении Минюста России по Сахалинской области 16.05.2013 N RU 653090002013001) закреплена компетенция Собрания муниципального образования "Южно-Курильский городской округ", согласно пункту 24 части 2 которой, к полномочиям представительного органа также относится: осуществляет в установленном законом порядке регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

Частью 12 статьи 31 указанного Устава установлено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования в общественно-политической газете Южно-Курильского района "На рубеже" или размещения в сети Интернет, на официальном сайте администрации муниципального образования "Южно-Курильский городской округ".

Изучив текст оспариваемого решения, в силу приведенных норм законодательства и разъяснений высших судов суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение устанавливает нормы и положения, обязательные для при­менения всеми нанимателями жилых помещений по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда в п.Лагунное (в/г 1, инв. № 65, общежитие), а также ООО «ГУЖФ».

Таким образом, оспариваемое решение является нормативным правовым актом, поскольку принято в пределах закрепленных полномочий органа местного самоуправления, его положения направлены на установление норм (правил), содержат обяза­тельные для применения нормы и правила поведения, оно затрагивает неопределенный круг лиц, проживающих или которые в будущем будут проживать в общежитии, рассчитано на неоднократное применение.

На основании пункта 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ, арбитражные суды рассмат­ривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуще­ствлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической дея­тельности об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнитель­ной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам.

Из изложенного, с учетом приведенных выше норм следует, что настоящее заявление об оспаривании нормативного правового акта - решения Собрания не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

20.12.2016 вступили в законную силу изменения в АПК РФ, внесенные Федеральным законом от 19.12.2016 № 435-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации». Данным законом АПК РФ дополнен статьей 127.1, которая устанавливает основания для отказа в принятии заявления.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 127.1 АПК РФ арбитражный суд отказывает в принятии искового заявления, если исковое заявление, заявление не подлежат рассмотрению и разрешению в арбитражном суде.

Таким образом, суд в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 127.1 АПК РФ, отказывает в принятии искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» к Собранию муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» о признании недействительным решения от 22.03.2017 № 10, обязании принять решение об установлении экономически обоснованного размера платы за содержание и ремонт жилого помещения многоквартирного дома, расположенного по адресу: Сахалинская область, Южно-Курильский район, п.Лагунное, общежитие (в/г 1, инв.№ 65) в размере 43,27 рублей и взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.

Согласно части 3 статьи 127.1 АПК РФ, об отказе в принятии искового заявления, заявления судья выносит определение, в котором указывает обстоятельства, послужившие основанием для отказа в принятии искового заявления, заявления, и решает вопрос о возврате государственной пошлины лицу, предъявившему исковое заявление, заявление, если государственная пошлина была уплачена. Копия определения вместе с исковым заявлением, заявлением и прилагаемыми к нему документами направляется указанному лицу не позднее пяти дней со дня поступления искового заявления, заявления в суд.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьей 333.40 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае: возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, административного иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску, административному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины.

Учитывая изложенное, уплаченная обществом по платежному поручению от 27.02.2017 № 15801 государственная пошлина в размере 3 000 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 127.1, 184, 185, 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

Отказать в принятии к производству заявления общества с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» к Собранию муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» о признании недействительным решения от 22.03.2017 № 10, обязании принять решение об установлении экономически обоснованного размера платы за содержание и ремонт жилого помещения многоквартирного дома, расположенного по адресу: Сахалинская область, Южно-Курильский район, п.Лагунное, общежитие (в/г 1, инв.№ 65) в размере 43,27 рублей и взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» заявление и приложенные к нему документы.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 27.02.2017 № 15801 на сумму 3 000 рублей, выдать справку на возврат госпошлины.

Согласно пункту 4 статьи 127.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ в принятии искового заявления, заявления препятствует повторному обращению в суд с такими заявлениями к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям.

Определение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в месячный срок со дня его вынесения.

Судья И.Н. Шестопал