ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А59-2294/2021 от 11.07.2022 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

тел./факс. (4242) 460-945,460-952, сайт http://sakhalin.arbitr.ru

электронная почта info@sakhalin.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

об отказе в истребовании доказательств

г. Южно-Сахалинск Дело № А59-2294/2021

11 июля 2022 года

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Бадмаевой Е.В., рассмотрев в рамках дела о банкротстве общества с ограниченной ответственностью «Сахалинэнергосервис» ходатайство конкурсного управляющего ФИО1 об истребовании доказательств в Управлении Министерства внутренних дел России по Сахалинской области

У С Т А Н О В И Л:

Общество с общество с ограниченной ответственностью «Мост» (далее – заявитель, ООО «Мост») обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании общество с ограниченной ответственностью «Сахалинэнергосервис» (далее – должник, ООО «Сахалинэнергосервис») несостоятельным (банкротом) и открыть в отношении него конкурсное производство по упрощенной процедуре отсутствующего должника.

Решением суда от 16.08.2021 (резолютивная часть 11.08.2021) ООО «Сахалинэнергосервис» признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство по упрощённой процедуре отсутствующего должника сроком на четыре месяца – до 11.12.2021 года. Конкурсным управляющим должника утверждена ФИО1.

Сведения о признании должника банкротом опубликованы в газете «Коммерсантъ» № 154 от 28.08.2021.

Срок конкурсного производства в отношении ООО «Сахалинэнергосервис» и полномочий конкурсного управляющего ФИО1 продлен.

05.07.2022 конкурсный управляющий ООО «Сахалинэнергосервис» ФИО1 (далее – заявитель, ФИО1) обратилась в суд с ходатайством об истребовании в Управлении Министерства внутренних дел России по Сахалинской копии (далее – УМВД по Сахалинской области) материалов КУСП № 1002 от 04.04.2022.

Основанием для обращения арбитражного управляющего в суд с заявлением об истребовании документов у УМВД по Сахалинской области явилось выявление в рамках доследственной проверки обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела о банкротстве ООО «Сахалинэнергосервис», в том числе обособленных споров, рассматриваемых в рамках данного дела.

Изучив ходатайство конкурсного управляющего ФИО1 об истребовании доказательств, суд приходит к следующему.

Статьей 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) предусмотрено, что дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

Согласно статье 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Для проведения указанной процедуры арбитражным судом утверждается конкурсный управляющий, который, с даты своего утверждения арбитражным судом, осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления.

Согласно пункту 2 статьи 129 Закона о банкротстве на конкурсного управляющего возложена обязанность по принятию в ведение имущества должника, проведению его инвентаризации и оценки, по принятию мер по обеспечению сохранности имущества должника, по проведению анализа его финансового состояния, по предъявлению к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании, по предъявлению возражений относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику, по принятию мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц. Для возможности исполнения указанных обязанностей конкурсный управляющий должен располагать бухгалтерской и иной документацией должника.

В соответствии с абзацем 7 пункта 1 статьи 20.3 Закона при исполнении арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей ему предоставлено право запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления.

Закон о банкротстве не ограничивает конкурсного управляющего в выборе юридических лиц, обязанных предоставить сведения и документы конкурсному управляющему. Необходимым условием представления документов является лишь наличие в них сведений, непосредственно касающихся должника, его обязательств, контролирующих лиц и имущества.

В силу пункта 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.

Физические лица, юридические лица, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.

В силу положений части 4 статьи 66 АПК РФ лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства. В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, перечислены причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения. Об истребовании доказательств арбитражный суд выносит определение. В определении указываются срок и порядок представления доказательств (часть 6 статьи 66 АПК РФ).

При разрешении арбитражным судом спора об истребовании у третьего лица необходимых документов конкурсный управляющий должен в числе прочего обосновать необходимость такого обращения в суд, конкретизировать свое требование (указать перечень документов и сведений), обосновать необходимость их представления, невозможность получения документов другим способом, а также указать, какие сведения о должнике содержатся в этих документах.

Как следует из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 03.06.2022, приложенного к рассматриваемому ходатайству, в Книге учета заявлений (сообщений) о преступлениях зарегистрировано заявление конкурсного управляющего ФИО1 за № 1002 от 04.04.2022 в отношении должностных лиц ООО «Сахалинэнергосервис» по факту возможного совершения действий, направленных на преднамеренное банкротство общества, а также мошеннических действий.

Ознакомление с материалами доследственной проверки осуществляется путем подачи дознавателю, органу дознания, следователю, руководителю следственного органа соответствующего ходатайства об ознакомлении в порядке, установленном статьями 144 – 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) при условии, что такие документы и материалы непосредственно затрагивают права и свободы заявителя.

Часть 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В силу непосредственного действия этой конституционной нормы любая информация, за исключением сведений, содержащих государственную тайну, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью, должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты.

Из указанных норм следует гарантированное Конституцией Российской Федерации право, в том числе лица, на ознакомление с материалами проведенной по его заявлению либо в отношении него доследственной проверки.

Данная правовая позиция, сформулированная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.02.2000 «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», полностью применима к ситуациям, связанным с обеспечением доступа лиц, чьи права и свободы затрагиваются решением об отказе в возбуждении уголовного дела, к материалам, на основании которых было вынесено это решение.

Поскольку ограничения права граждан на доступ к информации могут быть установлены только законом, а часть 2 статьи 145 и часть 4 статьи 148 УПК РФ не содержат каких-либо указаний на такие ограничения в отношении лиц, чьи права и свободы затрагиваются постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, их применение должно осуществляться в соответствии с изложенной правовой позицией (Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2011 № 1251-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО2 на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 145, частью четвертой статьи 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 30 Федерального закона «О полиции» и статьей 7 Федерального закона «О персональных данных»).

Так, пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ) установлено, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Аналогичные положения закреплены в пункте 9.2 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 12.09.2013 № 707 (далее - Инструкция).

Следовательно, в целях ознакомления с материалами доследственной проверки заинтересованным лицом в компетентный орган, проводящий такую проверку, подается соответствующее ходатайство. При этом указанное ходатайство об ознакомлении должно отражать сведения о том, какие права и свободы этого лица непосредственно затрагиваются такой проверкой, т.е. из заявления должен явствовать статус обратившегося лица.

В заявлении об ознакомлении с материалами доследственной проверки можно указать конкретные документы, с которыми заявителю необходимо ознакомиться, а также контактные данные для связи и согласования даты и времени допуска к материалам проверки.

Согласно пункту 116 Инструкции решение о предоставлении гражданину возможности ознакомления с материалами по обращению или отдельными документами, а также снятии с них копий принимается руководителем органа внутренних дел или самостоятельного подразделения не ниже начальника отдела и оформляется заключением.

В соответствии с пунктом 91 Инструкции обращения, поступившие в орган внутренних дел в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение 30 дней со дня их регистрации. Если срок окончания рассмотрения обращения приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то обращение должно быть рассмотрено в предшествующий ему рабочий день. Указанный срок исчисляется с даты регистрации обращения в органе внутренних дел до даты подписания окончательного ответа гражданину.

Срок рассмотрения обращения исчисляется от даты его регистрации в Книге учета заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях (примечание 1 к пункту 43 Инструкции).

Как следует из приведенных положений, а также норм Закона № 59-ФЗ, лицо, подавшее ходатайство, уведомляется соответствующим должностным лицом о дате, времени и месте ознакомления с материалами проверки.

Поскольку непосредственно по заявлению конкурсного управляющего ФИО1 проведена доследственная проверка, то арбитражный управляющий, исходя из вышеперечисленных норм, вправе знакомиться с материалами проведенной проверки.

При этом конкурным управляющим ФИО1 не представлено доказательств об отказе УМВД по Сахалинской области в ознакомлении с материалами КУСП № 1002 от 04.04.2022.

При изложенных обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении ходатайства конкурного управляющего ФИО1

Кроме того, суд, рассматривающий дело о банкротстве, обладает контрольной функцией над ходом процедуры. Но при этом суд призван разрешать возникающие конфликты, а не подменять собой функции следственных органов, а также иных лиц по вопросам исполнения обязанностей конкурсного управляющего должника.

В связи с непредставлением обоснования невозможности получить истребуемые документы с использованием механизмов, установленных как УПК РФ, так и Законом о банкротстве, в отсутствие аргументированных доводов, позволяющих суду истребовать документы у УМВД по Сахалинской области, отсутствуют основания для удовлетворения заявления конкурсного управляющего ФИО1

Руководствуясь статьями 66, 184-185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

В удовлетворении ходатайства конкурсного управляющего ФИО1 об истребовании доказательств в Управлении Министерства внутренних дел России по Сахалинской области отказать.

Копию определения направить конкурсному управляющему ФИО1 по электронной почте.

Судья Е.В. Бадмаева