ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А59-4096/16 от 06.09.2016 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Коммунистический проспект, 28, Южно-Сахалинск, 693024,

http://sakhalin.arbitr.ru, info@sakhalin.arbitr.ru 

факс 460-952 тел. 460-945

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отказе в принятии обеспечительных мер 

город Южно-Сахалинск

Судья Арбитражного суда Сахалинской области Белоусов А.И.,  рассмотрев заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой  службы № 5 по Сахалинской области о принятии обеспечительных мер, 

У С Т А Н О В И Л :

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по  Сахалинской области (далее – налоговый орган, инспекция) обратилась в  Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к муниципальному  унитарному предприятию «Тепло» Корсаковского городского округа (далее  – МУП «Тепло») о взыскании задолженности по налогам, пеням, штрафам,  числящейся за муниципальным унитарным предприятием «Центральная  районная котельная» Корсаковского городского округа (далее – МУП  «ЦРК»), в общей сумме 14 350 266 руб. 93 коп. 

Определением суда от 06.09.2016 заявление принято к производству,  возбуждено дело № А59-4096/2016, назначено к рассмотрению в  предварительном судебном заседании. 

Одновременно инспекцией заявлено ходатайство о принятии  обеспечительной меры в виде наложения ареста на имущество МУП  «Тепло» общей стоимостью 2 625 839 руб. 18 коп. 

Как следует из представленных документов, налоговым органом  проведена выездная налоговая проверка МУП «ЦРК» по вопросам  правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания,  перечисления) налогов и сборов по налогу на доходы физических лиц за  период с 01.09.2012 по 31.03.2014, по результатам которой принято решение  о привлечении предприятия к ответственности за совершение налогового  правонарушения от 30.06.2014 № 3, налогоплательщику предложено  уплатить недоимку по НДФЛ в размере 15 674 108, пени – 1 947 331 руб. 67  коп., штраф – 2 281 722 руб. 81 коп. 


В ходе принудительного взыскания задолженности инспекцией  выявлена схема перевода финансово-хозяйственной деятельности  налогоплательщика - МУП «ЦРК», имеющего задолженность по налогам,  образовавшуюся по итогам проведения выездной налоговой проверки, на  вновь созданное зависимое лицо - МУП «Тепло». 

По данным инспекции у МУП «Тепло» в настоящее время отсутствует  зарегистрированное на праве собственности недвижимое имущество (в том  числе земельные участки) и транспортные средства (в том числе самоходная  дорожно-строительная и иная техника). Между тем согласно справке от  28.01.2016 № 1 об имуществе, принадлежащего налогоплательщику на праве  собственности и не находящегося под обременением по состоянию на  28.01.2016, у МУП «Тепло» находится в собственности следующее  имущество, общей стоимостью 2 625 839 руб. 18 коп.: 

- площадка под весы автомобильные грузоподъемностью 60 тн.,  инвентарный номер БП-000004, стоимостью 797 767 руб.; 

- аппаратура оперативная секретарской и диспетчерской связи,  инвентарный номер БП- 000578, стоимость 89 274 руб. 40 коп.;  

- вентилятор ВДН-10, инвентарный номер БП-000010, стоимость  119 779 руб. 63 коп.; 

- дымосос ДН 6,3 5,5/1500, инвентарный номер БП-000580, стоимость  79 613 руб. 36 коп.; 

 дымосос ДН 6,3 5,5/1500, инвентарный номер БП-000581, стоимость  79 613 руб. 36 коп.; 

- котел «Энергия-ЗМ» (кот. 3), инвентарный номер БП-000576,  стоимость 54 178 руб. 08 коп.; 

- котел «Энергия-ЗМ» (кот. 3), инвентарный номер БП-000577,  стоимость 54 178 руб. 09 коп.; 

- котел «Энергия-ЗМ», инвентарный номер БП-000582, стоимость  24 851 руб. 59 коп.; 

- котел «Энергия-ЗМ», инвентарный номер БП-000583, стоимость  24 851 руб. 59 коп.; 

- котел «Энергия-ЗМ», инвентарный номер БП-000584, стоимость  24 851 руб. 59 коп.; 

- котел КВР, инвентарный номер БП-000575, стоимость 22 422 руб. 14  коп.; 

- котел КВР-1,45, инвентарный номер БП-000573, стоимость 200 939  руб. 77 коп.; 

- котел КВР-1,45, инвентарный номер БП-000574, стоимость 200 939  руб. 77 коп.; 

- насос Гном 100/25, инвентарный номер БП-000594, стоимость 56 779  руб. 66 коп.; 

- насос Д 200-36 (37/1500), инвентарный номер БП-000587, стоимость  190 400 руб. 00 коп.; 


- насос Д 315/71 (110/3000), инвентарный номер БП-000587, стоимость  219 000 руб. 00 коп.; 

- насос К-100-80-160 (100/32) (15/3000) (08.04), инвентарный номер  БП-000731, стоимость 62 100 руб. 00 коп.; 

- насос К-80-50-200 (50/50) (15/3000) (08.04), инвентарный номер БП- 000005, стоимость 45 650 руб. 00 коп.; 

- насос НГ 0,6/1,3 (0,75/1320) (08.04), инвентарный номер БП-000593,  стоимость 43 200 руб. 00 коп.; 

- насос ЭВЦ 8-40-60 (11,0/3000), инвентарный номер БП-000732,  стоимость 60 900 руб. 00 коп.; 

- редуктор 1Ц2У-160-20-21-К-Ц-У2 d вх.в.=25мм, вых.в.=50мм,  инвентарный номер БП- 000733, стоимость 58 169 руб. 49 коп.; 

- электродвигатель 5АН 20Мб 22/1000, инвентарный номер БП-000002,  стоимость 57 600 руб. 00 коп; 

- электродвигатель АИР 250 Мб 55/1000, инвентарный номер БП- 000588, стоимость 116 949 руб. 15 коп. 

Согласно ч. 2 ст. 90 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее – АПК РФ) обеспечительные меры  допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если не принятие  этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного  акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за  пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения  причинения значительного ущерба заявителю. 

В соответствии с п. 9 Постановления Пленума от 12.10.2006 № 55 «О  применении арбитражными судами обеспечительных мер» арбитражный суд  признает заявление стороны о применении обеспечительных мер  обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие  хотя бы одного из оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 90 АПК РФ.  Арбитражный суд вправе применить обеспечительные меры при наличии  обоих оснований, указанных в ч. 2 ст. 90 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, если заявителем представлены  доказательства их обоснованности, а также в целях предотвращения  причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут  быть направлены на сохранение существующего состояния отношений  (status quo) между сторонами. 

При оценке доводов заявителя в соответствии с ч. 2 ст. 90 АПК РФ  арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду: разумность и  обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер;  вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае  непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов  заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии  обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц, а также  насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана 


с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она  обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер,  обусловленных основаниями, предусмотренными ч. 2 ст. 90 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (п. 10 Постановления  Пленума от 12.10.2006 № 55). 

При разрешении вопроса о необходимости принятия обеспечительных  мер суду надлежит исходить из предмета заявленного требования и  возможного судебного решения по нему, он должен удостовериться в том,  что в случае удовлетворения заявленных требований непринятие именно  этой меры затруднит или сделает невозможным исполнение судебного акта. 

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 91 АПК РФ обеспечительными мерами могут  быть наложение ареста на имущество, принадлежащее ответчику и  находящееся у него или других лиц. 

Пункт 2 ч. 1 ст. 91 АПК РФ допускает принятие судом  обеспечительных мер в виде запрещения ответчику и другим лицам  совершать определенные действия, касающиеся предмета спора. 

В соответствии со сложившейся практикой под арестом обычно  понимают запрет распоряжения имуществом. Подобное толкование  соответствует п. 4 ст. 80 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об  исполнительном производстве», согласно которому арест имущества  должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при  необходимости - ограничение права пользования имуществом или изъятие  имущества. 

Учитывая, что основным видом деятельности вновь созданного МУП  «Тепло» является производство пара и горячей воды (тепловой энергии)  котельными, а само предприятие в настоящее время является единственной  организацией, занимающейся указанным видом деятельности на территории  Корсаковского городского округа, то имущество, на которое инспекция  просит наложить арест используемое МУП «Тепло» в производственной  деятельности в условиях предстоящего отопительного сезона не может быть  арестовано. 

Заявленная инспекцией обеспечительная мера ведет к ограничениям в  осуществляемой предприятием социально значимой деятельности. 

Кроме того, обращаясь в суд с заявлением о принятии  обеспечительных мер, налоговый орган, в качестве основного довода указал  на взаимозависимость МУП «ЦРК» и МУП «Тепло», а также на то, что МУП  «Тепло» создано исключительно с целью уклонения от уплаты налогов, что  на момент принятия судом определения (06.09.2016) носит  предположительный характер. 

Обращаясь в арбитражный суд, инспекция просит суд признать МУП  «Тепло» и МУП «ЦРК» (третье лицо по данному делу) взаимозависимыми и  в связи с этим взыскать задолженность с зависимого предприятия. В основе  заявления об обеспечительных мерах лежат аналогичные обстоятельства, по 


сути направленные на разрешение спора по существу, которые необходимо  исследовать и устанавливать в рамках рассмотрения дела, а не при принятии  обеспечительных мер, в противном случае, суд, удовлетворяя заявленные  налоговым органом требования о принятии обеспечительных мер, связанные  с установлением схемы выведения организацией активов, по сути предрешит  спор по существу, что недопустимо. 

Одновременно с вышеуказанным, суд также отмечает, что нормы АПК  РФ допускают принятие иных обеспечительных мер, указанных в ст. 91  настоящего кодекса, на любой стадии арбитражного процесса. 

С учетом изложенного, суд отказывает инспекции в принятии  обеспечительных мер в виде ареста на имущество. 

На основании изложенного суд считает, что в удовлетворении  заявления инспекции о принятии обеспечительных мер в виде наложения  ареста на имущество МУП «Тепло» общей стоимостью 2 625 839 руб. 18  коп. следует отказать. 

Руководствуясь статьями 90, 93, 184, 185 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, 

О П Р Е Д Е Л И Л:

В удовлетворении заявления Межрайонной инспекции Федеральной  налоговой службы № 5 по Сахалинской области о принятии  обеспечительных мер отказать. 

На определение может быть подана апелляционная жалоба в месячный  срок со дня его вынесения в Пятый арбитражный апелляционный суд через  Арбитражный суд Сахалинской области. 

Судья А.И. Белоусов