АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
693000, г. Южно-Сахалинск, Коммунистический проспект, 28
тел./факс. (4242) 460-945,460-952, сайт http://sakhalin.arbitr.ru
электронная почта info@sakhalin.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об истребовании доказательств
г. Южно-Сахалинск Дело № А59-4492/2021
14 октября 2022 года
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Бадмаевой Е.В., рассмотрев в рамках дела о банкротстве индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) ходатайство финансового управляющего ФИО2 об истребовании сведений,
У С Т А Н О В И Л:
13.08.2021 Федеральная налоговая служба в лице Управления Федеральной налоговой службы по Сахалинской области (далее – заявитель, уполномоченный орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее - должник, ИП ФИО1) несостоятельным (банкротом) и введении в отношении него процедуру реструктуризации долгов гражданина сроком на 4 месяца; установлении требования уполномоченного органа для включения в реестр требований кредиторов 1 204 185 рублей 46 копеек, из них: налог-931 035 рублей 23 копейки; пени - 271 150 рублей 23 копейки; штраф – 2 000 рублей; назначить арбитражным управляющим из списка кандидатур, предложенных по запросу Арбитражного суда Сахалинской области - Ассоциацией «ДМСО» - Ассоциация «Дальневосточная межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих» (680020, <...>).
Определением суда от 18.10.2021 заявление уполномоченного органа принято к производству. Определением суда от 30.05.2022 (резолютивная часть от 27.05.2022) в отношении ИП ФИО1, введена процедура реструктуризации долгов гражданина, финансовым управляющим утвержден ФИО2 (член Ассоциации арбитражных управляющих «Сибирский центр экспертов антикризисного управления»).
Указанные сведения опубликованы в газете «Коммерсант» № 98(7299) от 04.06.2022.
13.10.2022 финансовый управляющий должника ФИО2 (далее – заявитель, ФИО2) обратилась в суд с ходатайством об истребовании у Агентства записи актов гражданского состояния Сахалинской области сведений в отношении ФИО1:
- о государственной регистрации заключения брака;
- о государственной регистрации расторжения брака;
- о государственной регистрации перемены имени;
- о государственной регистрации рождения детей;
- о государственной регистрации усыновления (удочерения);
- о государственной регистрации отцовства;
- о государственной регистрации внесения исправлений в записи актов гражданского состояния.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд приходит к следующему.
Статьей 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) предусмотрено, что дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Пунктом 1 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) предусмотрено, что физические лица, юридические лица, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.
Согласно части 7 статьи 213.9 Закона о банкротстве финансовый управляющий вправе получать информацию об имуществе гражданина, а также о счетах и вкладах (депозитах) гражданина, в том числе по банковским картам, об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств от граждан и юридических лиц (включая кредитные организации), от органов государственной власти, органов местного самоуправления; требовать от гражданина информацию о его деятельности по исполнению плана реструктуризации долгов гражданина.
В соответствии с частью 8 статьи 213.9 Закона о банкротстве финансовый управляющий, в числе прочего, обязан: принимать меры по выявлению имущества гражданина и обеспечению сохранности этого имущества; проводить анализ финансового состояния гражданина; выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства; вести реестр требований кредиторов; уведомлять кредиторов о проведении собраний кредиторов в соответствии с пунктом 5 статьи 213.8 настоящего Федерального закона.
Согласно части 4 статьи 66 АПК РФ лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства. В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения.
В соответствии с частью 6 статьи 66 АПК РФ об истребовании доказательств арбитражный суд выносит определение. В определении указываются срок и порядок представления доказательств. Копия определения направляется лицам, участвующим в деле, а также лицу, у которого находится истребуемое судом доказательство.
Из обстоятельств дела и представленных документов следует, что финансовым управляющим ФИО2 был направлен запрос в орган ЗАГС, в котором финансовый управляющий просил предоставить истребуемые сведения, однако управляющему было отказано в предоставлении сведений, с указанием о возможности предоставления подобных сведений только по запросу суда.
Из разъяснений, содержащихся в вопросе 5 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021 следует, что Информация о наличии заключенных, расторгнутых браках, об изменении имен, фамилий, отчеств в отношении должников - физических лиц и их супругов (бывших супругов) необходима финансовому управляющему для осуществления возложенных на него обязанностей, поскольку данные сведения, содержащиеся в реестре записей актов гражданского состояния, требуются для анализа финансового состояния должника, поиска его имущества и формирования конкурсной массы, предназначенной для удовлетворения требований кредиторов. Кроме того, данная информация требуется финансовому (арбитражному) управляющему в целях проверки достоверности и полноты уже представленных гражданином сведений в соответствии с пунктом 9 статьи 213.9 Закона о банкротстве с целью предотвращения злоупотреблений.
Вместе с тем порядок предоставления сведений из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния регламентирован Федеральным законом от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее - Закон). Статья 13.2 Закона содержит закрытый перечень государственных органов и должностных лиц, в частности, судов, по запросу которых органы записи актов гражданского состояния обязаны предоставлять сведения, содержащиеся в названном реестре. Финансовый (арбитражный) управляющий в данный перечень не включен.
С учетом изложенного сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния в отношении должника и его супруга (бывшего супруга) выдаются финансовому управляющему, если в резолютивной части определения арбитражного суда, которым в деле о банкротстве гражданина утвержден финансовый управляющий, указано на истребование судом соответствующих сведений из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и выдачу этих сведений финансовому управляющему на руки (часть 5 статья 3, часть 7 статьи 66 АПК РФ).
При отсутствии в определении суда об утверждении финансового управляющего таких указаний предоставление данному лицу сведений из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния производится в общем порядке, установленном в статье 13.2 Закона, на основании запроса по определению арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве гражданина. Такое определение выносится по ходатайству финансового управляющего без проведения судебного заседания (часть 5 статья 3, часть 7 статьи 66 АПК РФ).
При этом финансовый (арбитражный) управляющий несет установленную законом ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.
Поскольку, истребуемые ФИО2 сведения связаны с обязанностью финансового управляющего принимать меры по выявлению актуальных сведений о гражданине-должнике, при этом, у финансового управляющего отсутствует самостоятельная возможность получения сведений об актах гражданского состояния должника, в том числе ввиду непредставления их самим должником, а в случае их представления должником, финансовый управляющий вправе проверить их актуальность, суд полагает необходимым удовлетворить заявление в части истребования у органа ЗАГС сведений о государственной регистрации заключения брака, о государственной регистрации расторжения брака, о государственной регистрации перемены имени, о государственной регистрации рождения детей, о государственной регистрации отцовства, о государственной регистрации внесения исправлений в записи актов гражданского состояния.
При этом истребование сведений о государственной регистрации усыновления (удочерения) не подлежит удовлетворению исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 139 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) тайна усыновления ребенка охраняется законом. Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка.
Лица, указанные в пункте 1 названной статьи, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке (пункт 2 статьи 139 СК РФ).
Охрана законом тайны усыновления предусмотрена и пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».
В силу пункта 2 указанной статьи работники органов записи актов гражданского состояния не вправе без согласия усыновителей (усыновителя) сообщать какие-либо сведения об усыновлении и выдавать документы, из содержания которых видно, что усыновители (усыновитель) не являются родителями (родителем) усыновленного ребенка.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 60 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018, из приведенных норм следует, что разглашение тайны усыновления под угрозой привлечения к ответственности в установленном законом порядке не допускается против воли усыновителей.
Положения статьи 139 СК РФ и статьи 47 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» являлись предметом проверки Конституционного Суда Российской Федерации на соответствие нормам Конституции Российской Федерации, по результатам которой вынесено постановление от 16 июня 2015 № 15-П «По делу о проверке конституционности положений ст. 139 СК РФ и ст. 47 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» в связи с жалобой граждан ФИО3 и ФИО4».
Проверяя конституционность указанных норм, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что законодатель исходя из того, что раскрытие тайны усыновления может причинить моральные (нравственные) страдания ребенку, сказаться на его психическом состоянии, воспрепятствовать созданию нормальной семейной обстановки и затруднить процесс воспитания ребенка, связывает возможность раскрытия сведений об усыновлении ребенка исключительно с волей его усыновителей.
Доступ к сведениям об усыновлении ограничен также Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (пункт 7 статьи 3 и часть 8 статьи 9), Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 № 188 (пункт 1 утвержденного данным Указом Перечня сведений конфиденциального характера), а также Федеральным законом от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», согласно положениям которого доступ к архивным документам, несмотря на закрепленное частью 1 его статьи 24 право пользователя архивными документами свободно искать и получать такие документы для изучения, может быть ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, при этом доступ к архивным документам независимо от их форм собственности ограничивается, если они содержат сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну; в частности, ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, устанавливается на срок 75 лет со дня создания указанных документов (статья 25).
Кроме того, законодатель в различных отраслях права - семейном, гражданском, гражданском процессуальном, трудовом, праве социального обеспечения, уголовном праве и др. - предусмотрел меры, направленные на обеспечение тайны усыновления.
В частности, для обеспечения тайны усыновления по просьбе усыновителя усыновленному ребенку присваиваются фамилия усыновителя, а также указанное им имя; отчество усыновленного ребенка определяется по имени усыновителя, если усыновитель мужчина, а при усыновлении ребенка женщиной - по имени лица, указанного ею в качестве отца усыновленного ребенка; если фамилии супругов-усыновителей различные, по соглашению супругов-усыновителей усыновленному ребенку присваивается фамилия одного из них; при усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке, по его просьбе фамилия, имя и отчество матери (отца) усыновленного ребенка записываются в книге записей рождений по указанию этого лица (усыновителя); по просьбе усыновителя также могут быть изменены дата рождения усыновленного ребенка, но не более чем на три месяца, а также место его рождения (пункты 2 и 3 статьи 134, пункт 1 статьи 135 СК РФ).
Таким образом, правовой режим тайны усыновления, установленный действующим правовым регулированием, направлен на создание полноценных семейных, подлинно родственных отношений между усыновителем и усыновленным, обеспечение стабильности усыновления, защиту прав и интересов всех членов семьи, важная роль которой в развитии личности, удовлетворении ее духовных потребностей и обусловленная ею конституционная ценность института семьи требуют со стороны государства уважения и защиты отношений, которые возникают посредством установления усыновления, а потому закрепляющие этот режим положения пункта 1 статьи 139 СК РФ и пункта 1 статьи 47 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» не могут рассматриваться как противоречащие Конституции Российской Федерации.
В рассматриваемом случае судом учитывается, что для проведения процедур банкротства ФИО1 финансовому управляющему должника достаточно получить сведения о наличии у должника детей и сведений, позволяющих установить их личность, что может быть достигнуто посредством истребования из органов ЗАГС сведений о государственной регистрации рождения детей.
В связи с изложенным наличие оснований для истребования в Агентстве ЗАГС Сахалинской области сведений о государственной регистрации усыновления (удочерения) судом не усматривается.
Руководствуясь статьями 66, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Заявление финансового управляющего ФИО2 удовлетворить частично.
Истребовать в Агентстве ЗАГС Сахалинской области сведения в отношении должника ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец пгт. Смирных Сахалинской обл.):
- о государственной регистрации заключения брака;
- о государственной регистрации расторжения брака;
- о государственной регистрации перемены имени;
- о государственной регистрации рождения детей;
- о государственной регистрации отцовства;
- о государственной регистрации внесения исправлений в записи актов гражданского состояния.
В удовлетворении заявления в остальной части отказать.
Определение направить в адрес финансового управляющего, должника, Агентства ЗАГС Сахалинской области (<...>).
Судья Е.В. Бадмаева