www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о включении в реестр требований кредиторов
г. Екатеринбург
09 июля 2019 года Дело №А60-12864/2019
Резолютивная часть определения объявлена 08 июля 2019 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи К.Н. Смагина, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи В.Ф. Чечетиным, рассмотрел в открытом судебном заседании требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №32 по Свердловской области о включении требований в реестр кредиторов,
в рамках дела №А60-12864/2019 по заявлению публичного акционерного общества "Западно-Сибирский коммерческий банк" (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании ФИО1 (ИНН <***>) несостоятельным (банкротом),
при участии в судебном заседании:
от уполномоченного органа: ФИО2 – доверенность от 05.03.2019;
финансовый управляющий ФИО3 (лично, предъявлен паспорт);
от должника: ФИО4 – доверенность № 66АА5263706 от 06.05.2019.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
В Арбитражный суд Свердловской области 07.03.2019 поступило заявление ПАО "Западно-Сибирский коммерческий банк" о признании ФИО1 несостоятельным (банкротом).
Определением суда от 09.04.2019 ФИО1 признан несостоятельным (банкротом) и введена процедура реструктуризации долгов гражданина. Сообщение опубликовано в газете "Коммерсантъ" №66 от 13.04.2019.
В адрес суда поступило заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №32 по Свердловской области о включении требований в реестр кредиторов в размере 73 764 руб. 91 коп.
Определением суда от 27.05.2019 рассмотрение заявления назначено в судебном заседании на 19.06.2019.
От заявителя поступило ходатайство о приобщении дополнительных документов.
Финансовый управляющий заявил ходатайство о приобщении сведений о публикации в ЕФРСБ.
Финансовый управляющий и должник возражений против требований кредитора не представили.
Представителем должника в судебном заседании устно заявлено о применении срока исковой давности.
Определением от 19.06.2019 судебное заседание отложено на 08.07.2019.
От уполномоченного органа 02.07.2019 поступило ходатайство о приобщении дополнительных документов в обоснование заявленных требований.
Кроме того, от уполномоченного органа 05.07.2019 через систему "Мой арбитр" поступило ходатайство об уточнении требований, просит включить в реестр требований, просит включить в реестр требований кредиторов должника задолженность в размере 71 911 руб. 04 коп., в том числе: 67 212 руб. 52 коп. – налог, 4 698 руб. 52 коп. – пени. Ходатайство принято судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От должника 08.07.2019 через систему "Мой арбитр" поступили возражения.
Представленные документы приобщены к материалам дела в порядке ст. 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев заявленное требование, заслушав заявителя и временного управляющего, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
В силу п. 2 ст. 213.8 для целей включения в реестр требований кредиторов и участия в первом собрании кредиторов конкурсные кредиторы, в том числе кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества гражданина, и уполномоченный орган вправе предъявить свои требования к гражданину в течение двух месяцев с даты опубликования сообщения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом в порядке, установленном статьей 213.7 настоящего Федерального закона. В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен арбитражным судом. Требования кредиторов рассматриваются в порядке, установленном статьей 71 настоящего Федерального закона.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 №257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» налоговым органам предоставлено право обеспечивать интересы Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и процедурах банкротства.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на уполномоченном органе лежит процессуальная обязанность доказывания обоснованности заявленного требования посредством представления суду надлежащих доказательств, свидетельствующих об основаниях возникновения заявленной задолженности по налогам и сборам, обоснованности заявленных сумм недоимки по каждому виду налога и сбора, обоснованности начисления пени и заявленных для включения в реестр требований кредиторов сумм финансовых санкций.
Обращаясь с требованием о включении требования в реестр требований кредиторов должника уполномоченный орган ссылается на наличие задолженности по обязательным платежам в размере 71 911 руб. 04 коп., из них налог – 67 212 руб. 52 коп., пени – 4 698 руб. 52 коп.
Основанием возникновения задолженности явилось не своевременное перечисление в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации, обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и несвоевременное предоставление в налоговый орган документов налоговой отчетности, задолженность возникла по налогам, а именно:
Транспортный налог в размере: 1337,42 коп., в том числе налог 964 руб. 65 коп., пени 372 руб. 77 коп.
3емельный налог в размере: 9871 руб. 04 коп., в том числе: налог – 8092 руб. 87 коп., пени – 1778 руб. 17 коп.
Страховые взносы на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС страхования до 1 января 2017 года в размере 96 руб. 61 коп., в том числе пени – 96 руб. 61 коп.
Страховые взносы на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФР на выплату накопительной пенсии в размере 227 руб. 30 коп., в том числе пени – 227 руб. 30 коп.
Налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соотв. со ст. 228 НК РФ в размере 59 620 руб. 99 коп., в том числе налог – 58 155 руб., пени – 1465 руб. 99 коп.
Страховые взносы на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФР на выплату страховой пенсии до 1 января 2017 года в размере 757 руб. 68 коп., в том числе пени – 757 руб.68 коп.
По смыслу статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность налогоплательщика (плательщика) по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии установленных Кодексом оснований и возлагается на него с момента возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога и сбора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение обязанности по уплате налога является в соответствии с пунктом 4 названной статьи основанием для применения мер принудительного исполнения этой обязанности, которые предваряет направление налоговым органом требования об уплате налога (сбора).
На основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Наличие задолженности подтверждено представленными в материалы дела документами, расчетами по начисленным и уплаченным страховым взносам, решениями, требованиями об уплате недоимки.
Исследовав материалы обособленного спора, суд приходит к выводу, что оснований для включения в реестр требований кредиторов должника задолженности по налогу на доход физических лиц в размере 59 620 руб. 99 коп., в том числе налог – 58 155 руб., пени – 1465 руб. 99 коп. не имеется.
Судом установлено, что НДФЛ начислен уполномоченным органом в связи на денежные средства, полученные по кредитному договору, заключенному с ПАО "Западно-Сибирский коммерческий банк".
В качестве подтверждения принятых налоговым органом мер по урегулированию задолженности представлены Требование № 42811 от 10.12.2018г. и Налоговое уведомление № 22316667 от 15.07.2018. В документах представлен расчет НДФЛ не удержанного налоговым агентом – ПАО "Западно-Сибирский коммерческий банк", сумма дохода, с которого не был удержан налог налоговым агентом составляет 89 734 руб. 26 коп. и 76418 руб. 42 коп. за налоговые периоды – 2016 и 2017 год соответственно, налоговая ставка 35%, а также в уведомлении указан код дохода – 2610.
Приказом ФНС России от 10.09.2015 № ММВ-7-11/387@ «Об утверждении кодов видов доходов и вычетов» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.11.2015 № 39705) утверждены коды видов доходов налогоплательщика согласно приложению № 1 к настоящему приказу, в котором содержится код дохода «2610 – Материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей».
В соответствии с пунктом 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее – налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.
На основании ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в отношении налога на доходы физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ.
Статьей 819 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
В соответствии со статьей 34.2 НК РФ Министерством финансов Российской Федерации в Письме от 21.08.2014 № 03-04-07/41923 даны разъяснения по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц сумм просроченной задолженности по возврату сумм основного долга и процентов по кредитному договору, согласно которым при неисполнении заемщиком обязательств по кредитному договору кредитная организация в соответствии с требованиями Банка России обязана предпринять все предусмотренные законодательством необходимые и достаточные юридические и фактические действия по взысканию задолженности, включая обращение с иском в суд. В случае соблюдения кредитной организацией установленного Банком России порядка признания задолженности безнадежной, в частности, если суд удовлетворяет иск кредитной организации, но взыскание по исполнительному листу с должника не представляется возможным, задолженность клиента может быть признана безнадежной и списана с баланса кредитной организации.
При списании задолженности с баланса кредитной организации у клиента возникает экономическая выгода в виде экономии на расходах по возврату сумм основного долга и/или процентов по нему и, соответственно, доход, подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц по налоговой ставке в размере 13 процентов.
При наличии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства датой получения дохода физическим лицом – клиентом кредитной организации является дата списания безнадежного долга с баланса кредитной организации.
Кредитная организация может простить долг физическому лицу (ст. 415 ГК РФ). В этой ситуации у него возникает экономическая выгода в виде суммы займа, а также процентов, пеней и штрафов по кредитному договору, которые не нужно возвращать.
В соответствии со ст. 415 ГК РФ обязательство прекращается освобождением кредитором должника от лежащих на нем обязанностей, если это не нарушает прав других лиц в отношении имущества кредитора. Обязательство считается прекращенным с момента получения должником уведомления кредитора о прощении долга, если должник в разумный срок не направит кредитору возражений против прощения долга. Подобного уведомления ФИО1 от ПАО "Западно-Сибирский коммерческий банк" не получал, возражений против прощения долга кредитору не направлял, соответственнов этой ситуации у него не возникло экономической выгоды в виде суммы займа, а также процентов, пеней и штрафов по кредитному договору, которые не нужно возвращать.
Следовательно, дохода у налогоплательщика должника не возникло, и при определении налоговой базы его задолженность перед ПАО "Западно-Сибирский коммерческий банк"не должна учитываться и облагаться НДФЛ.
При таких обстоятельствах, оснований для включения задолженности в реестр требований кредиторов не имеется.
В остальной части возражений, суд полагает их несостоятельными.
Руководствуясь положениями ст.ст. 48, п. 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, суд считает, что срок на предъявление требований налоговым органом не пропущен.
Поскольку наличие и размер задолженности должника перед бюджетом в размере 12290 руб. 05 коп., в том числе: 9057 руб. 52 коп. налога, 3232 руб. 53 коп. пени, подтверждено материалами дела, доказательств погашения указанной задолженности обществом в материалы дела не представлено, требование уполномоченного органа судом признается обоснованным, задолженность подлежит включению в реестр требований кредиторов должника в составе третьей очереди.
Руководствуясь ст. 71 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
1.Заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 32 по Свердловской области о включении требований в реестр кредиторов должника удовлетворить частично.
2.Включить требования кредитора Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 32 по Свердловской области в размере 12290 руб. 05 коп., в том числе: 9057 руб. 52 коп. налога, 3232 руб. 53 коп. пени, в реестр требований кредиторов должника ФИО1, в составе третьей очереди.
3.В остальной части требований отказать.
Неустойка в реестре требований кредиторов должника подлежит отдельному учету.
4.Требования кредиторов, включенные в реестр, не подлежат повторному включению в реестр при переходе к иным процедурам банкротства.
5.Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его вынесения. Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший определение.
Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования судебного акта в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья К.Н. Смагин