ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А60-13301/08 от 03.07.2008 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении  производства по делу

г. Екатеринбург                                                             Дело № А60-13301/2008-С 9

03 июля 2008 года

          Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи    С.В. Плюсниной, при ведении протокола судебного заседания  судьей С.В.Плюснинойрассмотрел в судебном заседании дело

по заявлению Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония №3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области»

к Территориальному отделу финансового  контроля с центром в г. Нижним Тагиле ТУ Росфиннадзора в Свердловской области, Территориальному отделу финансового  контроля с центром в г. Серове ТУ Росфиннадзора в Свердловской области

о признании незаконными акта  и представления в части,

при участии в судебном заседании

от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 06.06.08,ФИО2, представитель по доверенности от  01.07.08

от заинтересованного лица: ФИО3, представитель по доверенности от 24.12.07

Объявлен состав суда. Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, в том числе право на отвод суду.  Отводов суду не заявлено.

Федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония №3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» (ФБУ ИК-3 ГУФСИН России по Свердловской области) просит признать незаконными акт проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия от 28.03.2008, принятый Территориальным отделом финансового  контроля с центром в г. Серов ТУ Росфиннадзора в Свердловской области,  и представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 11.04.2008 № 12-11/131, вынесенное Территориальным отделом финансового  контроля с центром в г. Нижний Тагил ТУ Росфиннадзора в Свердловской области, в части признания расходов на оплату услуг по гидродинамической очистке канализационных труб (ассенизации) по государственному контракту № 178/137 от 28.03.2007 в сумме 240000 руб. и по государственному контракту № 560/496 от 02.10.2007 в сумме 448920 руб. нецелевым использованием средств федерального бюджета.

Заинтересованным лицом представлен отзыв, требования заявителя отклонены полностью со ссылкой на правомерность приятых актов. Кроме того заинтересованное лицо заявило ходатайство о прекращении производства по делу в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

В период с 18.02.2008 по 28.03.2008 Территориальным отделом финансового  контроля с центром в г. Серов ТУ Росфиннадзора в Свердловской области проведена плановая проверка финансово-хозяйственной деятельности Федерального государственного учреждения «Исправительная колония №3 ГУФСИН по Свердловской области» за 2007 год.

По окончанию проверки составлен акт от 28.03.2008, в котором зафиксированы выявленные нарушения. Заявителем представлен протокол разногласий к акту проверки.

По результатам рассмотрения протокола разногласий финансовым органом принято заключение, утвержденное начальником ТО Росфиннадзора с центром в г. Серов.

11.04.2008 Территориальным отделом финансового  контроля с центром в г. Нижний Тагил ТУ Росфиннадзора в Свердловской области вынесено представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, согласно которого в ходе проверки выявлены ряд финансовых нарушений в деятельности проверяемого юридического лица, в том числе нецелевое использование средств федерального бюджета (сумма нарушения составила 688920 руб.); заявителю предложено устранить  названные нарушения.

Предприятие, полагая, что  акт проверки от 28.03.2008 и представление от 11.04.2008 являются незаконными и нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, судсчитает, чтопроизводство по делу следует прекратить исходя из следующего.                    

        Согласно ч. 1 ст. 27 Кодекса арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

         В силу ч. 2 ст. 29 Кодекса арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

         На основании ч. 3 ст. 198 Кодекса заявления о признании ненормативных актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.

#G0         Виды мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства и основания их применения установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации, с#татьей 289 которого предусмотрено, что нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с #M12291 9039264Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях#S, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.

         При этом в соответствии со ст. 157 данного Кодекса меры принуждения применяются органами государственного, муниципального финансового контроля, созданными соответственно законодательными (представительными) органами Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, представительными органами местного самоуправления, осуществляющими контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а полномочия данных органов государственного, муниципального финансового контроля определяются настоящим Кодексом, #M12291 9010#законами субъектов Российской Федерации о контрольных органах, правовыми актами представительных органов местного самоуправления, а также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти относительно органов государственного или муниципального финансового контроля соответствующих органов исполнительной власти.

         Контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, которая в соответствии с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2004 года № 278. #G0. в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право проводить проверки в организациях, получающих средства федерального бюджета и направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений (п. 5.14. Положения).

         В соответствии с п. 5 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 № 89н, территориальное управление осуществляет полномочия по контролю и надзору за использованием, в частности, средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета.

         В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальное управление имеет право проводить в установленном порядке ревизии и проверки, в ходе которых проверяет правомерность и эффективность использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также направляет в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений (п. 5.14.3 и 5.14.7 указанного Положения).

         Положением о Территориальном Управлении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области, утвержденным Приказом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 28.06.2006 года № 62, также предусмотрено право данного органа направлять в пределах своей компетенции в проверяемых организациях, а в случаях, установленных руководителем службы, - в их вышестоящие органы представления или обязательные к исполнению предписания об устранению выявленных нарушений.

         Такое представление не является мерой принуждения, применяемой в соответствии со ст. 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации к нарушителям бюджетного законодательства и само по себе не влечет безусловное сокращение лимитов бюджетных обязательств бюджетополучателям.

         Сокращение  лимитов бюджетных обязательств как мера принуждения применяется в соответствии со ст. ст. 166, 231 БК РФ, согласно которым Министерство финансов Российской Федерации осуществляет блокировку расходов федерального бюджета – сокращение лимитов бюджетных обязательств главному распорядителю средств федерального бюджета по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета получателями средств федерального бюджета, установленным Федеральной службой финансово-бюджетного надзора или ее территориальными органами.

         При этом в соответствии с Порядком сокращения лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям средств федерального бюджета по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета, установленным Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и счетной палатой российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26.12.2005 года № 162н, решение о блокировке расходов принимается на основании уведомления о подлежащих изменению лимитах бюджетных обязательств Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

         Инструкцией о порядке применения органами федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина РФ от 26.04.2001 № 35н, также установлено, что применение мер принуждения осуществляется на основании постановления о списании (взыскании) денежных средств или уведомления об изменении (уменьшении) бюджетных ассигнований.

         В отличие от указанных распорядительных актов, представление о ненадлежащем исполнении бюджета выносится по результатам ревизии (проверки) в соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.09.2007 года № 75н, согласно которому в представлении перечисляются факты выявленных нарушений требований бюджетного законодательства, предложение о рассмотрении представления и предложение о применении мер по недопущению в дальнейшем совершения указанных в представлении нарушений. 

         Из этого следует, что представление, адресованное проверяемому лицу, направлено на устранение выявленных нарушений и предупреждение нарушений в дальнейшем и носит информационный и разъяснительный характер.

         Именно такое назначение оспариваемого представления вытекает из самого его содержания (так, указанным представлением учреждению предложено: принять меры по недопущению в дальнейшем совершения, указанных в представлении нарушений бюджетного законодательства.  Кроме того представление ,как и акт проверки подписаны не руководителем управления, а проверяющими и начальником отдела финансового контроля.

         Таким образом, оспариваемые акты Территориального Управления Росфиннадзора не носят властно-распорядительного характера и не являются ненормативными правовыми актами.

         При таких обстоятельствах данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, в связи с чем на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Кодекса производство по делу подлежит прекращению.

На основании подп. 3 п.1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, уплаченная заявителем, подлежит возврату.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч. 1 ст. 150, ст. 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Производство по делу прекратить.

          2. Возвратить  Федеральному бюджетному учреждению «Исправительная колония №3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области»  из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей,  уплаченную по платежному поручению № 611 от 30.05.2008 года. Подлинное платежное поручение возвратить заявителю.

Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый  арбитражный апелляционный суд в  течение месяца с даты принятия определения, а также  в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в  течение двух месяцев с даты его вступления  в законную силу.

В соответствии с ч. 2 ст. 257 и ч.  1 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются  в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший судебный акт.

В случае обжалования определения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья    С. В. Плюснина