ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А60-23823/16 от 16.10.2020 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург

22 октября 2020 года Дело №А60-23823/2016

Резолютивная часть определения объявлена 16 октября 2020 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи И.В.Евдокимова, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.В. Николаевой рассмотрел в судебном заседании заявление конкурсного кредитора АО "Уралсевергаз" (ИНН <***>) о разрешении разногласий и об утверждении положения о порядке, сроках и об условиях реализации имущества

в рамках дела по заявлению заявлению Муниципального унитарного предприятия «Тагилэнерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>) (далее по тексту – МУП «Тагилэнерго», должник) о признании его несостоятельным (банкротом)

при участии в судебном заседании:

П.В. Пих, доверенность от 01.01.2020.

Иные лица, участвующие в деле, их представители, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Свердловской области, в судебное заседание не явились.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда и помощнику судьи (секретарю судебного заседания) не заявлено.

В Арбитражный суд Свердловской области 20.05.2016 поступило заявление МУП «Тагилэнерго» о признании его несостоятельным (банкротом).

Определением Арбитражного суда Свердловской области от 06.07.2016, отношении должника введена процедура наблюдения.

Временным управляющим должником утвержден ФИО1 (ИНН <***>; адрес для корреспонденции: 440023, <...>), член Ассоциации «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Стабильность».

Определением от 23.03.2017 утверждено мировое соглашение от 16.03.2017, подписанное между МУП «Тагилэнерго» и представителем собрания кредиторов должника ФИО2; производство по делу №А60-23823/2016 прекращено.

Определением суда от 08.08.2017 мировое соглашение расторгнуто, в отношении должника введена процедура наблюдения.

Временным управляющим должником утвержден ФИО1 (ИНН <***>; адрес для корреспонденции: 440023, <...>), член Ассоциации «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Стабильность».

Определением суда от 11.04.2018 в отношении должника введена процедура внешнего управления.

Внешним управляющим должником утвержден ФИО3 (адрес для направления корреспонденции: 454018, г. Челябинск, а/я 13578), член Ассоциации «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Южный Урал».

Решением от 08.06.2020 процедура внешнего управления в отношении должника прекращена. Должник признан несостоятельным (банкротом), открыта процедура конкурсного производства.

Конкурсным управляющим должником утвержден ФИО3 (адрес для направления корреспонденции: 454018, г. Челябинск, а/я 13578), член Ассоциации «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Южный Урал».

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

В арбитражный суд 27.04.2020 поступило заявление конкурсного кредитора АО "Уралсевергаз" (ИНН <***>) о разрешении разногласии и об утверждении положения о порядке, сроках и об условиях реализации имущества в редакции, предложенной финансовым управляющим от 19.03.2020.

Определением суда от 12.02.2020 заявление принято к производству и назначено судебное разбирательство на 02.03.2020.

Согласно пункту 1 статьи 213.1 Закон о банкротстве отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные соответствующей главой (т.е. главой Х "Банкротство граждан"), регулируются главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI Закона о банкротстве.

Пунктом 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве предусмотрено, что все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 213.26 Закона о банкротстве в течение одного месяца с даты окончания проведения описи и оценки имущества гражданина финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд положение о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина с указанием начальной цены продажи имущества. Данное положение утверждается арбитражным судом и должно соответствовать правилам продажи имущества должника, установленным статьями 110, 111, 112, 139 данного Закона.

Об утверждении положения о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина и об установлении начальной цены продажи имущества выносится определение.

Финансовый управляющий в своей деятельности по продаже имущества должника руководствуется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о банкротстве и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими имущественные правоотношения в Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 213.26 Закона о банкротстве продажа предмета залога осуществляется в порядке, установленном пунктами 4, 5, 8 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Федерального закона, с учетом положений статьи 138 настоящего Федерального закона с особенностями, установленными настоящим пунктом.

Определением Арбитражного суда Свердловской области от 18.04.2018 в отношении Муниципального унитарного предприятия «Тагилэнерго» (далее также – должник) введена процедура внешнего управления, внешним управляющим утвержден ФИО3 Должник продолжает осуществлять с использованием принадлежащих ему объектов коммунальной инфраструктуры (котельные, тепловые сети, сети водоснабжения и водоотведения) выработку, поставку и передачу тепловой энергии потребителям на территории г. Нижний Тагил, то есть является субъектом естественной монополии1 . 19.03.2020 решением собрания кредиторов МУП «Тагилэнерго» по инициативе внешнего управляющего ФИО3 утверждены дополнения в Предложение внешнего управляющего о порядке продажи имущества должника, о составе имущества, о сроках его продажи, о форме торгов, об условиях

конкурса, о форме представления предложений о цене, о начальной цене его продажи, о специализированной организации, которую предлагается привлечь в качестве организатора торгов, о средствах массовой информации и сайтах в сети «Интернет», где предлагается опубликовать и разместить сообщение о продаже имущества должника, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения (далее по тексту – Предложение о порядке продажи имущества). Распечатка публикации на сайте ЕФРСБ об итогах собрания кредиторов.

Утвержденными изменениями (приложение № 2) Предложение о порядке продажи имущества дополнено разделами 14 и 15, которые определяют порядок и условия продажи имущества должника путем публичного предложения. Предложение о порядке продажи имущества (в измененной редакции) предусматривает, что при продаже путем публичного предложения социально значимое имущество должника, общей стоимостью 2 024 809 810 руб.: Во-первых, согласно п. 15.1 должно быть разделено на четыре отдельных лота №№ 12, 13, 14, 15 (полный список прилагается – приложение № 3);

Во-вторых, согласно п. 15.2 подлежит реализации с установлением минимальной цены отсечения в размере 1 рубль. АО «Уралсевергаз» считает, что дополнения (изменения) в Предложение о порядке продажи имущества, утвержденные собранием кредиторов 19.03.2020 по предложению внешнего управляющего МУП «Тагилэнерго» ФИО3, которые определяют условия реализации социально значимого имущества: - противоречат обязательным требованиям Закона о банкротстве; - не соответствуют интересам должника, его кредиторов и общества; - нарушают единообразие сложившейся судебной практики по делам со схожими фактическими обстоятельствами. 2. Доводы в обоснование заявленных требований о разрешении разногласий. 2.1. Законом о банкротстве установлен прямой запрет на реализацию имущества субъекта естественной монополии во внешнем управлении.

МУП «Тагилэнерго» было создано органами местного самоуправления г. Нижний Тагил с целью осуществления предпринимательской деятельности и решения социальных задач в жилищно-коммунальной сфере муниципалитета, для чего предприятие было наделено имуществом, составляющим единый производственный комплекс, на праве хозяйственного ведения. Все поименованное в лотах № 12, 13, 14, 15 имущество представляет собой единый технологический комплекс, который эксплуатируется исключительно в условиях естественной монополии (передача тепловой энергии, водоснабжение и водоотведение и др.), в связи с чем согласно ст. 200 Закона о банкротстве эти имущественные объекты не могут предлагаться к продаже в процедуре внешнего управления. 3 Общие положения, касающиеся реализации имущества в ходе внешнего управления, предусмотренные ст. 109-111 Закона о банкротстве, могут применяться в отношении должника - субъекта естественной монополии лишь с ограничениями, установленными в ст. 200 Закона о банкротстве Данное регулирование направлено на обеспечение максимальной стабильности для организаций и граждан, являющихся потребителями товаров и услуг, производимых и оказываемых в условиях естественной монополии, и в полной мере согласуется с целью процедуры внешнего управления – восстановлением платежеспособности должника. 2.2. Реализация социально значимого имущества должника - субъекта естественной монополии допускается исключительно одним лотом. Поскольку имущество должника является социально значимым и входит в состав единого производственно-технологического комплекса по водоснабжению, водоотведению, производству и передаче тепловой энергии и горячей воды для нужд населения и продолжает использоваться МУП «Тагилэнерго» для оказания коммунальных услуг потребителям (основными потребителями являются жители города), все это имущество эксплуатируется в условиях естественной монополии. По смыслу параграфа 6 главы 9 Закона о банкротстве особое правовое регулирование процедур несостоятельности субъектов естественной монополии обусловлено не столько риском наступления негативных последствий для самого должника – субъекта естественной монополии, сколько для потребителей его товаров, работ и услуг (прим: в данном случае населения), поскольку именно специфика деятельности в условиях естественной монополии лишает таких потребителей возможности обратиться к альтернативному поставщику для удовлетворения потребностей в товарах (работах, услугах). Согласно п. 1 ст. 201 Закона о банкротстве имущество должника, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, выставляется на торги единым лотом. Таким образом, все поименованное в лотах № 12, 13, 14, 15 социально значимое имущество должника, поскольку оно является частью общего коммунального комплекса г. Нижнего Тагила и непосредственно задействовано в производстве товаров, работ, услуг в условиях естественной монополии, должно реализовываться в составе единого лота, поскольку такая продажа: отвечает цели максимального удовлетворения требований кредиторов, обеспечивает сохранение единого функционального назначения реализуемого имущества, используемого в сфере ЖКХ г. Нижнего Тагила. Вопреки императивным требованиям Закона о банкротстве, изменения в Предложение о порядке продажи, утвержденные на собрании кредиторов 19.03.2020 и предусматривающее дробление коммунального имущественного 4 комплекса на отдельные лоты, не учитывают особенности реализации имущества должника, эксплуатируемого в условиях естественной монополии. Реализация социально значимого имущества должника в составе единого лота направлена на обеспечение прав и законных интересов всех кредиторов, так как позволяет им в должной мере рассчитывать не только на удовлетворение требований по текущим платежам, но и требований, включенных в реестр требований кредиторов должника. Дробление социально значимого имущества на отдельные лоты для продажи путем публичного предложения, исходя из установленной минимальной цены 1 руб., неизбежно приведет к «запрограммированному» снижению продажной цены, как следствие, к стремлению потенциальных покупателей приобрести имущество по минимально возможной цене, что заведомо не позволит удовлетворить даже требования кредиторов по текущим платежам.

Требования же реестровых кредиторов, включая и АО «Уралсевергаз», останутся не погашенными вовсе. В результате права самого должника, его кредиторов и собственника его имущества будут нарушены созданием ситуации, которая не позволит установить действительную рыночную ценность реализуемого имущества, составляющего единый технологический комплекс, а значит, приведет к продаже имущества по наименьшей стоимости, не покрывающей требования кредиторов.

Таким образом, продажа социально значимого имущества должника путем публичного предложения по частям (по раздробленным лотам): (i) приведет к уменьшению суммы потенциального удовлетворения требований кредиторов, создаст объективные предпосылки к тому, чтобы не была обеспечена единая судьба всех взаимосвязанных между собой объектов коммунальной инфраструктуры г. Нижний Тагил (под угрозу может быть поставлено надлежащее обеспечение коммунальными услугами конечных потребителей), повлечет явно избыточное затягивание всей процедуры из-за более продолжительных мероприятий по реализации имущества. В то же время объединение всего, ранее непроданного на первых и повторных торгах, социально значимого имущества (лоты № 12, 13, 14, 15) в один лот, напротив, будет полностью соответствовать требованиям Закона о банкротстве и позволит максимально сбалансировать интересы должника и его кредиторов (установить объективный спрос на продаваемый комплекс ЖКХ для более полного погашения требований кредиторов), а также обеспечить единство функционального назначения всех продаваемых объектов. 2.3. Установление цены отсечения в размере 1 рубль (при реализации социально значимого имущества путем публичного предложения) не соответствует интересам кредиторов.

В соответствии с абз. 6 п. 7.1 ст. 110 Закона о банкротстве, порядок, сроки и условия продажи должны быть направлены на реализацию имущества должника по наиболее высокой цене. Установление при продаже социально значимого имущества минимальной цены продажи в размере 1 рубль (цена отсечения) противоречит самой цели продажи имущества - добиться максимального удовлетворения требований кредиторов МУП «Тагилэнерго» за счет привлечения в конкурсную массу денежных средств от реализации имущества должника.

Такой исключительно символический размер цены отсечения при продаже социально значимого имущества на торгах в форме публичного предложения создаст у потенциальных покупателей (участников торгов) ожидания относительно возможной покупки всего имущественного комплекса по самой минимальной цене, как следствие, заранее снизит перспективу продажи этого имущества по цене, которая соответствует реальной ценности коммунальных объектов и их значению для коммунальной сферы г. Нижний Тагил.

Фактически, заранее «объявленная» цена отсечения в размере 1 рубль неизбежно приведет к стремлению потенциальных покупателей дождаться снижения цены на торгах до самого минимального размера, чтобы приобрести имущество реальной стоимостью более 2 миллиардов рублей за «бесценок». Результатом такой продажи имущества по явно заниженной цене станет невозможность даже частичного удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам и конкурсных кредиторов (прим. размер включенных в реестр МУП «Тагилэнерго» требований превышает 2,9 миллиарда рублей).

Учитывая объём социально значимого имущества, предлагаемого к продаже, а также исходя из сложившейся практики реализации на торгах имущества должников рассматриваемой отрасли, ценой отсечения, которая позволит привлечь к торгам потенциальных покупателей осуществляющих системную деятельность по теплоснабжению и располагающих для этого достаточными ресурсами (денежные средства, кадры, материально-техническое обеспечение) является цена отсечения в 50 %. 2.4. Риск наступления общественно опасных последствий при продаже коммунальных объектов на условиях, которые установлены в изменениях (дополнениях), принятых 19.03.2020. Продажа социально значимого имущества должника на условиях, описанных в п.п. 2.2, 2.3 (дробление на лоты, цена отсечения 1 рубль) не только сделает невозможным максимальное удовлетворение требований кредиторов (включая задолженность по зарплате, налогам, энергоресурсам), но и приведет к реальной угрозе срыва отопительного сезона в муниципалитете (возникновения чрезвычайной ситуации), поскольку покупатели, которые приобретают объекты ЖКХ по минимальной цене (за 1 рубль), принципиально не способны обеспечить надлежащую эксплуатацию важных коммунальных объектов и бесперебойное оказание коммунальных услуг потребителям. 6 Таким образом, возможная продажа социально значимого имущества, разделенного на лоты (не учитывая единое назначение и связанность объектов, коммунального комплекса) и по минимальной цене, не позволяющей погасить требования кредиторов в сколько-нибудь существенной части, ведет не только к нарушению прав должника, его реестровых и текущих кредиторов, но также и собственника имущества – публично-правового образования в лице Администрации г. Нижний Тагил, которая в силу закона отвечает за вопросы организации коммунального хозяйства на подведомственной территории 2.5.

Практика по спорам со схожими фактическими обстоятельствами: - Определение Верховного Суда РФ от 01.08.2019 по делу № А76- 27285/2015, Определение Верховного Суда РФ от 17.06.2019 по тому же делу; - Определение Арбитражного суда Свердловской области (судья Баум А.М.) от 09.09.2019 по делу № А60-22367/2015 и Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2019 по тому же делу (прим. спор с участием АО «Уралсевергаз»); - Определение Арбитражного суда Свердловской области (судья Веретенникова С.Н.) от 12.11.2019 по делу № А60-359/2017 и Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2020 по тому же делу (прим. спор с участием АО «Уралсевергаз»).

Изучив Положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества в редакции, представленной финансовым управляющим, суд полагает возможнымутвердить положение о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества должников, в представленной финансовым управляющим редакции от 27.04.2020.

Руководствуясь ст. 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Утвердить Положение о порядке, срока и условиях реализации имущества в редакции, предложенной конкурсным кредитором АО "Уралсевергаз" (ИНН <***>) от 27.04.2020.

"Изложить п. 15 Предложения о порядке продажи имущества должника, о составе имущества, о сроках его продажи, о форме торгов, об условиях конкурса, о форме представления предложений о цене, о начальной цене его продажи, о специализированной организации, которую предлагается привлечь в качестве организатора торгов, о средствах массовой информации и сайтах в сети «Интернет», где предлагается опубликовать и разместить сообщение о продаже 7 имущества должника, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения в следующей редакции: «15. Условия проведения торгов посредством публичного предложения. 15.1. Имущество, поименованное в лотах № 2, 8, 12, 13, 14, 15 и не реализованное на первых и повторных торгах, предлагается к продаже посредством публичного предложения. Имущество, поименованное в лотах № 12, 13, 14, 15, объединяется в один лот и предлагается к продаже посредством публичного предложения в составе единого лота, именуемого лот № 12 («Социально значимое имущество»). Начальная цена продажи имущества должника путем публичного предложения, устанавливается в следующем размере: - по лотам № 2, 12 – в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника для повторных торгов; - по лоту № 8 – в размере цены отсечения по лоту № 8 установленной для публичных торгов в Дополнении в Предложение о порядке и условия продажи имущества МУП «Тагилэнерго» от 15.11.2019, утвержденного конкурсными кредиторами на собрании кредиторов, состоявшемся 15.11.2019, о чем составлен протокол собрания кредиторов от 15.11.2019. 15.2. Понижающий шаг торгов посредством публичного предложения 5 % (пять процентов) от начальной цены, указанной в п. 15.1. Период снижения цены каждый 5 (пятый) рабочий день. Цена отсечения по лотам № 2, 8 составляет 1 (один) рубль. Цена отсечения по лоту № 12 («Социально значимое имущество») составляет 50 % от начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника для повторных торгов. Окончание периода - в 10-00 (время московское) последнего дня действия периода. Снижение цены в новом периоде происходит с 10-00 (время московское) первого дня действия нового периода снижения цены».

2. Определение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший определение.

В случае обжалования определения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья И.В. Евдокимов